Мировые судьи как часть судебной системы Российской Федерации.
Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации" записано, что в судебную систему РФ входят федеральные и мировые судьи субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 4). Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" принят 17 декабря 1998 г. .
Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Включение мировых судей в судебную систему РФ означает, что на них распространяются все принципы организации и деятельности судов, статус судей, установленный Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации". Мировые судьи осуществляют правосудие на основе федеральных законов и выносят приговоры именем Российской Федерации.
Организация деятельности мировых судей определяется федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов РФ.
Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" предоставляет субъектам Российской Федерации право своими законами определять порядок назначения (избрания) мировых судей (ст. 1).
В основу Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" и последовавшего за этим Федерального закона о внесении изменений и дополнений в УПК РСФСР, а затем в раздел XI УПК РФ положена идея дифференциации форм судопроизводства в зависимости от категории рассматриваемого преступления и вида обвинения. Все дела частного обвинения отнесены к подсудности мирового судьи.
Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
В Законе о мировых судьях (ч. 3 ст. 1) подчеркивается, что компетенция мировых судей в пределах их полномочий распространяется на всю территорию РФ, как и у других судей, входящих в федеральную судебную систему.
Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, которые создаются и упраздняются законами субъектов Федерации.
Судебные участки мировых судей располагаются на территории районного суда (из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек), что приближает суд к населению и обеспечивает доступ к правосудию. Создание института мировых судей должно уменьшить нагрузку районных судов за счет передачи категории дел мировым судьям.
Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей определяют сами субъекты РФ.
Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Федерации.
Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Федерации, но не более чем на пять лет.
Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей распределено между федеральным и местным бюджетами.
Так, финансирование расходов на заработную плату мировых судей и социальные выплаты, предусмотренные для судей федеральными законами, осуществляются из федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей (здание, освещение, отопление, транспорт, почтовые расходы и др.), расходы на заработную плату и социальные выплаты работникам аппарата суда осуществляются органами юстиции либо органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом этого субъекта. Число мировых судей и соответствующее ему число судебных участков определяются федеральным законом .
Таким образом, организация мировых судей и обеспечение их нормального функционирования регулируются как федеральным законом, так и законами субъектов РФ.
Субъекты Федерации определяют границы судебных участков, порядок отбора кандидатов на должность мировых судей, порядок назначения или выборов на должность мировых судей, срок полномочий мировых судей, назначаемых на должность впервые. В г. Москве организация деятельности мировых судей регламентируется Законом г. Москвы от 31 мая 2000 г. "О мировых судьях в городе Москве" .