Предмет и источники изучения истории отечественного государства и права.

Предмет и источники изучения истории отечественного государства и права.

Предметом наукиистории государства и права России является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.
История государства и права России исследует взаимодействие: государственных структур; правовых институтов.
Одной из задач науки истории государства и права России является изучение различных подходов к историографии.

Предмет и источники изучения истории отечественного государства и права. - student2.ru

Методы изучения истории отечественного государства и права.

Основными методами изученияистории государства и права России являются:
- исторический,
- сравнительный,
- системно-структурный,
- статистический,
- аналогия и экстраполяция.
Историческийметод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.
Сравнительныйметод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции.
В результате сравнительного анализа можно проследить изменения этих понятий и выявить их причины.
Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних связей, выявление системообразующих элементов.
Статистическийметод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса. Умозаключение по аналогии — это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны.
Экстраполяцияпредусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса) на другую его часть. Экстраполяция содействует прогнозированию, особенно тогда, когда объектом исследования является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего.

Образование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории его происхождения.

существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства.

1. Согласно норманнской теории, опирающейся на Начальную русскую летопись («Повесть Временных Лет» XII века) и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами (Рюриком, Синеусом и Трувором) в 862 году. Основателями норманской теории считаются работавшие в Российской Академии Наук немецкие учёные-историки Байер, Миллер, Шлёцер; точки зрения о внешнем происхождении русской монархии придерживался в общем следовавший за версиями «Повести временных лет» Н. М. Карамзин.

2. Антинорманнская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Летопись говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Во-вторых, государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей. Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства. По своему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать государственный опыт у пришельцев они не могли.

Введение

Феодальный способ производства, господство натурального хозяйства и неразвитые экономические связи между отдельными землями обусловили неизбежность феодальной раздробленности. К XII в. центральная власть Великого киевского князя все более ослабевала и стала чисто номинальной. Центробежные тенденции существенно усиливались и в XII-XV вв.

Русь переживает период политической и экономической раздробленности.

Политической формой государственной власти этого периода остается раннефеодальная монархия, характеризующими составляющими которой являются следующие факторы:

1) Отношения между главой государства и феодалами, строятся на основе принципа на основе принципа сюзеренитета-вассалитета.

2) Деятельность главы раннефеодальной монархии в большинстве случаях направлялась феодальной верхушкой, курией, т.е. Советом наиболее крупных феодалов (Совет при князе или феодальный совет).

3) В центре господствовала дворцово-вотчинная система управления, а на местах - система кормления.

Через стадию раннефеодальной монархии прошли, кроме России, Литвы, Молдавии, Грузии, Армении, Азербайджана, среднеазиатские и центрально-азиатские государства.

Целью настоящей лекции является рассмотрение особенностей развития государства и права на Руси в период феодальной раздробленности на примере Галицко-волынского, Ростово-Суздальского (Владимирского) княжеств, Новгородской и Псковской феодальных республик.

Первый раздел земель произошел при Владимире Святославиче, с его правления начинают разгораться княжеские распри, пик которых пришелся на 10151024 года, когда из двенадцати сыновей Владимира в живых остались только трое. Разделы земель между князьями, усобицы лишь сопутствовали развитию Руси, но не определяли ту или иную политическую форму государственной организации.

Экономической основой и главной причиной феодальной раздробленности часто считают натуральное хозяйство, следствием которого было отсутствие экономических связей. Натуральное хозяйство сумма экономически самостоятельных, замкнутых хозяйственных единиц, в которых продукт проходит путь от его изготовления до потребления. Ссылка на натуральное хозяйство лишь верная констатация имевшего место факта. Однако его господство, что для феодализма характерно, еще не объясняет причин распада Руси, так как натуральное хозяйство господствовало и в единой Руси, и в XIVXV веках, когда в русских землях шел процесс образования единого государства на базе политической централизации.

Сущность феодальной раздробленности заключается в том, что она была новой формой государственнополитической организации общества. Именно такая форма соответствовала комплексу сравнительно небольших феодальных мирков не связанных друг с другом и государственнополитическому сепаратизму местных боярских союзов.

Феодальная раздробленность прогрессивное явление в развитии феодальных отношений. Распад раннефеодальных империй на самостоятельные княжествакоролевства был неизбежным этапом в развитии феодального общества, касалось ли это Руси в Восточной Европе, Франции в Западной Европе или Золотой Орды на Востоке. Феодальная раздробленность прогрессивна была потому, что она была следствием развития феодальных отношений, углубления общественного разделения труда, результатом чего был подъем земледелия, расцвет ремесла, рост городов. Для развития феодализма нужны были уже иные масштабы и структура государства, приспособленная к нуждам и чаяниям феодалов, прежде всего боярства.

Первой причиной феодальной раздробленности был рост боярских вотчин, числа зависимых в них смердов.XIIначало XIII века характеризовались дальнейшим развитием боярского землевладения в различных княжествах Руси. Бояре расширяли свое владение за счет захватов земель свободных смердовобщинников, закабаляли их, покупали земли. Стремясь получить больший прибавочный продукт они увеличивали натуральный оброк и отработки, которые выполняли зависимые смерды. Увеличение за счет этого получаемого боярами прибавочного продукта делало их экономически мощными и самостоятельными. В различных землях Руси стали складываться экономически мощные боярские корпорации стремившиеся стать полновластными хозяевами на землях, где были расположены их вотчины. Они хотели сами вершить суд над своими крестьянами, получать с них штрафывиры. Многие бояре обладали феодальным иммунитетом (правом невмешательства в дела вотчины), "Русская правда" определяла права боярства.
Однако великий князь(и такова природа княжеской власти) стремился сохранить в своих руках всю полноту власти. Он вмешивался в дела боярских вотчин, стремился сохранить за собой право суда над крестьянами и получения с них вир во всех землях Руси. Великий князь, считаясь верховным собственником всех земель Руси, и их верховным правителем продолжал рассматривать всех князей и бояр как своих служилых людей, а потому заставлял их участвовать в организуемых им многочисленных походах. Эти походы часто не совпадали с интересами бояр, отрывали их от своих вотчин. Бояре начинали тяготиться службой великому князю, стремились увильнуть от нее, что приводило к многочисленным конфликтам.
Противоречия между боярством на местах и великим киевским князем вело к усилению стремления первых к политической самостоятельности.К этому также толкала боярство необходимость своей, близкой княжеской власти, которая могла бы быстро претворить в жизнь нормы "Русской правды",так как сила великокняжеских вирников, воевод, дружинников не могла оказать быструю реальную помощь боярам удаленных от Киева земель. Сильная власть местного князя была необходима боярам и в связи с ростом сопротивления горожан, смердов захватам их земель, закабалению, увеличению поборов.

Рост столкновений смердов и горожан с боярством стал второй причиной феодальной раздробленности. Необходимость княжеской власти на местах, создание государственного аппарата вынудили местных бояр приглашать в свои земли князя с дружиной. Но, приглашая князя, бояре были склонны видеть в нем лишь полицейскую и военную силу, не вмешивающуюся в боярские дела. Князьям и дружине такое приглашение тоже было выгодно. Князь получал постоянное княжение, свою земельную вотчину, переставал метаться с одного княжеского стола на другой. Довольна была и дружина, которой тоже надоело следовать со стола на стол с князем. Князья и дружинники имели возможность получать устойчивую рентуналог. В тоже время князь обосновавшись в той или иной земле, как правило не удовлетворялся той ролью, которую отводило ему боярство, а стремился сосредоточить в своих руках всю полноту власти, ограничивая права и привилегии бояр. Это неизбежно вело к борьбе между князем и боярами.

Третьей причиной феодальной раздробленности был рост и усиление городов, как новых политических и культурных центров. В период феодальной раздробленности количество городов в русских землях достигло цифры 224. Возрастала их экономическая и политическая роль. Возрастание роли боярства и местных князей вело к оживлению городских вечевых собраний. Вече, своеобразная форма феодальной демократии, было органом политическим. Фактически оно находилось в руках боярства , что исключало реальное решающее участие в управлении простых горожан. Бояре, контролируя вече, пытались использовать политическую активность горожан в своих интересах. Очень часто вече использовалось, как инструмент давления не только на великого, но и на местного князя, принуждения его действовать в интересах местной знати. Таким образом города, как локальные политические и экономические центры, тяготевшие к своим землям, были оплотом децентрализаторских устремлений местных князей и знати.

К причинам феодальной раздробленности следует отнести также упадок Киевской земли от постоянных половецких набегов и упадок власти великого князя, земельная вотчина которого в XII веке уменьшилась.

В процессе распада Киевского государства существенную роль играли и внешнеполитические причины. Главными из них были: вторжение монголо-татар и исчезновение торгового пути «из варяг в греки» (из Скандинавии в Византию), объединявшего вокруг себя славянские племена.

Русь распалась на 14 княжеств, в Новгороде была установлена республиканская форма правления.В каждом княжестве князья совместно с боярами "думали о строе земельном и ратех". Князья объявляли войны, заключали мир и различные союзы. Великий князь был первым (старшим) среди равных князей. Сохранились княжеские съезды, где обсуждались вопросы общерусской политики. Князья были связаны системой вассальных отношений. Нужно отметить, что при всей прогрессивности феодальной раздробленности она имела один существенный отрицательный момент. Постоянные то стихавшие, то вспыхивавшие с новой силой усобицы между князьями, истощали силы русских земель, ослабляли их обороноспособность перед лицом внешней опасности. Распад Руси не привел однако к распаду древнерусской народности, исторически сложившейся языковой, территориальной, экономической и культурной общности. В русских землях продолжало существовать единое понятие Руси, Русской земли. "О, Русская земля, ты уже за холмом возглашал автор "Слово о полку Игореве".

Псковская судная грамота

Пско́вская су́дная гра́мота 1467 го́да (ПСГ) — нормативно-правовой акт, регламентирующий, в бо́льшей степени, гражданско-правовые отношения. Памятник феодального права России XV века.

История создания и принятия
ПСГ состояла из двух частей: грамоты великого князя тверского — Александра Михайловича и грамоты князя Константина Дмитриевича, княжившего в Пскове в 1407—1414 годы. С добавлениями, сделанными позже, ПСГ была утверждена на вече в 1467 году.

Она должна была определять судебные права князя, посадника, новгородского наместника, владыки, княжих и вечевых чиновников, судопроизводство, трактовку уголовных преступлений, имущественных прав и их нарушений, различного рода обязательств и права наследства.

Источники ПСГ
Источниками ПСГ было, как общерусское законодательство, так и местное, сложившееся под влиянием общественно-политических реалий северо-западной Руси.
1. Русская Правда
2. Вечевое законодательство
3. Договоры города с князьями
4. Судебная практика
5. Обычное право
6. Договоры с иностранными предпринимателями (купцами, ремесленниками)

Особенности ПСГ
ПСГ подробно регламентировала гражданско-правовые отношения. Это было вызвано тем, что жители северо-западной Руси принимали активное участие в торгово-промышленной деятельности, в том числе и в международной торговле.

В ПСГ есть преамбула: «Ся грамота выписана из великаго князя Александровы грамоты и из княж Костянтиновы грамоты и изо всех приписков псковъских пошлин по благословению отец своих попов всех 5 съборов, и священноиноков, и дияконов, и священников и всего Божиа священьства всем Псковом на вечи, в лето 6905-е.»

ПСГ тщательно регламентирует права и обязанности князя и других должностных лиц.

Содержание ПСГ
Гражданское право
Вещное право предусматривало деление вещей на недвижимые — «отчина» и движимые — «живот». Кроме того, разделялось наследственное землевладение — «вотчина» и условное — «кормля». Были определены и способы возникновения права собственности: переход по договору, по наследству, пожалование, по давности и приплод.
Обязательственное право регламентировало договоры: купли-продажи, дарения, залога, займа, мены, поклажи, найма помещений, личного найма (подробно регламентировано положение наёмного работника).

Форма договора могла быть устной и письменной. Его оформление осуществлялось в присутствии свидетелей и священника. Важную роль играло установление срока исполнения договора.
Долговые обязательства ложились не на личность должника, а на его имущество. Таким образом, должник не расплачивался по долгам собственной свободой.
ПСГ знает два вида наследования: по закону («отморщина») и по завещанию («приказное»). Предусматривались и случаи, когда имущество поступало не в собственность наследника, а в его пожизненное пользование, и он не мог его отчуждать.

Уголовное право
ПСГ вводит в понятие «преступление» не только причинение ущерба лицу, но и государству.
Система преступлений выглядела так:
1. Против государства: измена («перевет»).
2. Против порядка управления: взятка («посул») судье, вторжение в судебное помещение, насилие в отношении судьи.
3. Против личности: убийство («головщина»), побои, оскорбление действием. Наиболее тяжкими считались — братоубийство и убийство родителей.
4. Имущественные преступления: кража («татьба»), кража церковного имущества, поджог, конокрадство, грабёж, разбой. Наказание за кражу дифференцируется в зависимости от размеров похищенного, способа совершения и повторности. Наиболее тяжкими преступлениями против собственности считались поджог и конокрадство. За них присуждалась смертная казнь.

Наказание и его цель
Система наказаний:
1. Смертная казнь (ст 7-8).
2. Денежные штрафы — за большинство преступлений по ПСГ.
3. Телесные наказания, применявшиеся на практике, законодательно предусмотрены не были.
Наказание, в основном, несло компенсационный, а не карательный характер.

Судопроизводство
Процесс в целом носил состязательный характер, то есть строился на началах процессуального равенства сторон и разделения функций между обвинителем, защитой и судом. При этом обвинитель нёс «бремя доказывания» виновности обвиняемого, а суд выступал как арбитр между сторонами.

Однако по сравнению с Русской Правдой, роль суда усилилась.

Вызов в суд происходил по повестке («позовнице»). Среди судебных доказательств отмечаются и письменные доказательства. Возник институт судебного представительства, которым могли воспользоваться только женщины, глухие, подростки, монахи и престарелые люди.

Вместе с тем сохраняется и такая архаическая форма доказывания своих прав, как судебный поединок (поле): вооружённое единоборство сторон или их представителей перед судом.

Значение ПСГ
Прежде всего, Псковская Судная Грамота обстоятельно регламентировала социально-экономическую жизнь общества, предоставляя возможность цивилизованного ведения хозяйства.
ПСГ была «шагом вперёд» по сравнению с Русской Правдой и стояла гораздо ближе к западноевропейскому законодательству.

Соборное уложение 1649 г.

Изменения, произошедшие в общественно-политических отношениях, должны были получить отражение в праве. В 1648 г. был созван Земский собор, который продолжал свои заседания до 1649 г. Для составления проекта кодекса была учреждена специальная комиссия, обсуждение проекта представителями Земского собора проходило посословно. Одной из причин, ускорившей кодификационные работы, явилось обострение классовой борьбы — в 1648 г. вспыхнуло массовое восстание в Москве.
Соборное уложение было принято в 1649 г. в Москве Земским собором и царем Алексеем Михайловичем. Уложение было первым печатным кодексом России, его текст был разос-лан в приказы и на места.
2. Источниками Соборного уложения являлись Судебники 1497 и 1550 гг., Стоглав 1551 г., указные книги приказов (Разбойного, Земского и др.), царские указы, приговоры Боярской думы, решения земских соборов, литовское и византийское законодательство. Позднее Уложение было дополнено Новоуказными статьями.
3. Соборное уложение состоит из 25 глав и 967 статей. В нем систематизировано и обновлено все российское законодательство, наметилось разделение правовых норм по отраслям и институтам. В изложении норм права сохранилась казуальность. Уложение открыто закрепляло привилегии господствовавшего сословия и устанавливало неравное положение зависимых сословий.
В Соборном уложении закреплялся статус главы государства — царя как самодержавного и наследного монарха.
С принятием Уложения завершился процесс закрепощения крестьян, устанавливалось право их бессрочного сыска и возвращения прежнему владельцу.
Главное внимание уделялось судопроизводству и уголовному праву. Более детальной регламентации были подвергнуты формы судебного процесса: обвинительно-состязательная и розыскная. Выделялись новые виды преступлений. Целями наказания .стали устрашение, возмездие и изоляция преступника от общества.
Соборное уложение 1649 г. было основным источником российского права до принятия Свода законов Российской Империи в 1832 г.

Соборное Уложение регламентировало формы феодального землевладения.Устанавлилось, что владельцами поместья могли быть как бояре , так и дворяне, определялся порядок наследования сыновьями, часть земли после смерти владельца получали жена и дочери. Дочери так же могли получить поместье в качестве приданного. СУ разрешало обмен поместья на поместье или вотчину. Право свободной продажи земли, право ее залога помещикам не предоставлялось.
В соответствии с СУ вотчина была привилегированной формой феодального землевладения.
В зависимости от субъекта и способа приобретения вотчины подразделялись на дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие. Вотчинникам предоставлялись широкие полномочия по распоряжению своими землями( продать ,заложить, передать по наследству).
В уложении ограничивается экономическое могущество церкви- запрещено приобретение церковью новых земель, сокращенны многочисленные привелегии. Для управления вотчинами монастырей и духовенства, учрежден монастырский приказ
Договоры.
- письменная форма заключения договоров ст. 246-250 гл.10 («крепость», «кабала»), а для некоторых, наиболее важных, (например, купчая на земли или дворы),- крепостная, требовавшая официального засвидетельствования или регистрации в учреждении.
- грамоты на полное холопство, служилые кабалы, отпускные грамоты, купчие на лошадей обязательно должны были быть «крепостными». Такая форма стала обязательной для купчих на недвижимость, а также для договоров поклажи.
- всякие акты должны были писаться площадными подъячими при свидетелях. По более важным делам (купчие и закладные на вотчины и дворы) свидетелей должно быть 5-6 человек, по менее важным – два-три человека.
Договор недействителен:
1. Если покупатель приобретал вещь, на которую продавец не имел права собственности. Он должен был возвратить вещь законному собственнику и доказать свое незнание того, что продавец не имел права собственности на вещь.
2. Договоры, заключенные в состоянии опьянения, с применением насилия или путем обмана. Ст. 254-260
Соборному Уложению известны договоры:
1. Купли-продажи
а) земли ст.42
- запрещалось продавать или закладывать родовые, выслуженные, купленные вотчины монастырям или духовенству обязательность государственной регистрации — «крепостной» формы (купля-продажа и иные сделки с недвижимостью).
б) условия купли-продажи базируются не только на товарном обмене, но и учитывают при-надлежность участников сделки к тому или иному сословию.
- Для воинских чинов покупка имущества и провианта предписывалась как сделка «без всякого насилия» и по «прямой цене».
- Цену диктовали рынок и государственное регулирование.
в) Продажа поместных земель в «вотчину», как уже отмечалось, разрешалась только с «именного государева указа». Вотчины в свободном обороте были только купленные, на родовые и выслуженные распространялось право родового выкупа.
2. мены
- прикрывает куплю-продажу
3. дарения
- запрещаются дарственные на землю в пользу церкви, как, собственно, и другие способы отчуждения недвижимостей в пользу церкви.
4. хранения
5. поклажи ст.189-192 гл.10
- требовал документального оформления, с точным перечислением вещей, отданных на хранение.
- Лишь для служилых воинских чинов поклажа могла осуществляться без такого оформления, но при свидетелях.
- Разновидностью поклажи был заклад имущества за деньги, при просрочке выплаты имущество переходило в собственность хранителя.
6. найма имущества
7. подряда ст.193
- подрядчик отвечал за материал, взятый у заказчика
8. личный найм
- был источником холопства.
- устанавливает свободное «поступление в найм» для крестьян, без оформления «крепостей».
- Найм подразумевался различный: обработка земли, охрана имущества, хозяйственные работы.
9. займа
Соборное Уложение совершенно воспретило взимание роста, осудив его с религиозной точки зрения.
Дифференциация:
-Обязательным по закону становится письменный акт
- Ответственность по обязательствам переходит от лица к его имуществу.
- Взыскание с лица было разрешено обращать на его имущество: дворы, вотчины, поместья, лавки и заведения посадских людей несостоятельных должников – можно было продавать с публичного торга (в случае, если не помогал правеж и откупиться им было нечем).
- Имущественные обязательства переходят к наследникам.

Усиление крепостничества

Однако наряду с подобными прогрессивными мероприятиями, объективно способствовавшими развитию буржуазных отношений, в России происходит усиление крепостничества. Уже в манифесте 6 июля 1762 г., объяснявшем причины переворота, определена одна из основных целей внутренней политики Екатерины II всемерно поддерживать помещиков и держать в повиновении крестьян. В 60-е гг., когда императрица на словах еще поддерживала идею освобождения крестьян, крепостным было запрещено жаловаться на барина, помещикам разрешено отправлять своих крестьян на каторгу. В целях уничтожения взрывоопасных очагов на юге было ликвидировано самоуправление и осуществлена перестройка казацких округов -- здесь в конце XVIII в. было распространено крепостное право. В дальнейшем, в годы правления Екатерины II, происходит усиление эксплуатации крестьян: крепостные составляли около 50% общей их численности, более половины из них были на барщине, которая в целом по стране к 80-м гг. увеличилась до пяти дней в неделю вместо трех дней в 60-е гг.; особенно широко во второй половине XVIII в. Распространилась торговля крепостными.

Губернское управление

Одна или несколько губерний получали статус генерал-губернаторства и подчинялись назначенному Сенатом наместнику генерал-губернатору, деятельность которого контролировалась непосредственно императрицей. Генерал-губернатор обладал широкими полномочиями по надзору за всем местным управлением и судом на вверенной ему территории. Управление отдельной губернией было возложено на назначаемого Сенатом губернатора, который возглавлял губернское правление - главный административный орган. Кроме губернатора в него входили два губернских советника и губернский прокурор. Правление занималось различными административными вопросами, контролировало управление губернией, а также совместно с вице-губернатором ведало всеми полицейскими учреждениями губернии и уезда. Вице-губернатор (или поручик правителя, т.е. губернатора) назначался Сенатом, в случае необходимости мог заменять губернатора, а также был председателем казенной палаты - высшего финансового органа губернии, распоряжавшегося государственным имуществом. Она ведала сбором налогов, казенными подрядами и постройками, губернским и уездным казначействами, экономическими крестьянами бывших церковных имений. Кроме административных, финансовых и специальных судебных учреждений в каждом губернском городе был создан новый орган - приказ общественного призрения, ведавший школами, больницами, богадельнями и приютами. В отличие от губернского правления и казенной палаты приказ общественного призрения имел выборный состав.

Уездное управление

Уездным исполнительным органом был нижний земский суд, возглавляемый капитаном-исправником (как правило, из отставных офицеров). Он считался начальником уезда, ведал уездной администрацией и полицией, наблюдал за торговлей, проводил предварительное следствие по судебным делам. Его выбирали дворяне сроком на три года на уездном собрании, в помощь ему также из дворян выбирались два заседателя. Главой административно-полицейской власти в уездном городе был городничий, назначавшийся Сенатом.

Судебная система

С 1775 г. в губерниях было введено сословное судопроизводство. Губернской судебной инстанцией для дворян был верховный земский суд, для городского населения - губернский магистрат, для лично свободных крестьян - верхняя расправа. Эти судебные органы состояли из заседателей выборных от соответствующего сословия, возглавляли их специально назначенные чиновники. При каждом верхнем земском суде была учреждена дворянская опека, занимавшаяся делами вдов и малолетних сирот дворян. Кроме того, в губернских городах были учреждены особые совестные суды для разбора уголовных дел, связанных с невменяемостью преступника, и гражданских дел, решавшихся путем мировой сделки. В качестве высших судебных инстанций по всем делам, решенным в губернских сословных судах, были учреждены палата гражданского суда и палата уголовного суда. В случае каких-либо жалоб им принадлежало право принятия окончательного решения. В каждом уезде для дворян существовал уездный суд, подчинявшийся верховному земскому суду, для городского населения - городской магистрат, находящийся в ведении губернского магистрата. В уездах, где проживало свыше 10 тыс. лично свободных крестьян, существовала нижняя расправа, подчинявшаяся верхней расправе. В уездные судебные учреждения судьи и заседатели избирались из представителей сословия, делами которого ведали, правительство назначало только председателя нижней расправы. При каждом городском магистрате был учрежден сиротский суд, занимавшийся делами вдов и малолетних сирот горожан. Роль органов надзора в каждой губернии выполняли губернские прокуроры и их помощники - уголовные и гражданские стряпчие. Губернскому прокурору подчинялись прокуроры при верхнем земском суде, губернском магистрате и верхней расправе, а также уездный стряпчий, выполнявший обязанности прокурора в уезде.

Дворянское самоуправление

В своей внутренней политике Екатерина II ориентировалась прежде всего на дворянство, и уже в первые годы ее правления закладываются основы самоуправления этого сословия. При подготовке к созыву Уложенной комиссии в 1766 г. дворянам каждого уезда было предписано избирать на два года уездного предводителя для руководства выборами депутатов в Комиссию и на случай каких-либо других требований со стороны верховной власти. Реформа 1775 г. увеличила влияние дворянства на местное управление, дала ему сословную организацию, предоставив права юридического лица уездному дворянскому собранию. Жалованная грамота дворянству 1785 г. укрепила позиции этого сословия. В ней фиксировались ранее существовавшие права и льготы дворянства: свобода от налогов и телесных наказаний, от государственной службы, право полной собственности на землю и крепостных, право быть судимыми только равными себе и пр. Жалованная грамота дала дворянству также некоторые новые привилегии, в частности, запрещалась конфискация имений дворян за уголовные преступления, было облегчено получение дворянства и т.д. Помимо этого, в 1785 г. губернскому дворянству, как раньше уездному, как единому целому были предоставлены права юридического лица. В конечном итоге система дворянского управления, сложившаяся в годы правления Екатерины II, имела следующий вид. Раз в три года на уездных и губернских собраниях дворяне выбирали соответственно уездных и губернских дворянских предводителей и других должностных лиц. Избранным мог быть только тот дворянин, чей доход с имения был не ниже 100 руб. в год. Участвовать в выборах могли дворяне, достигшие 25-летнего возраста и имевшие офицерский чин. Помимо выборов должностных лиц дворянские собрания решали вопросы, поставленные правительством, а также проблемы, связанные с сословной дисциплиной. Кроме того, собрания имели право представлять свои пожелания губернатору или генерал - губернатору, специально избранная депутация во главе с предводителем дворянства могла обратиться к императрице.

Городское самоуправление

В 1785 г. была также опубликована Грамота на права и выгоды городам Российской империи, позже получившая название Жалованной грамоты городам. При ее разработке были учтены некоторые пожелания из городских наказов Уложенной комиссии, а также уставы, определявшие устройство прибалтийских городов, в частности, Риги. В основе этих уставов было заложено магдебургское (по названию города в Германии), или немецкое, право, сложившееся в эпоху Средневековья на базе завоеванного горожанами права на самоуправление, а также на базе актов, регламентирующих ремесло и торговлю.

Отныне для каждого города обязательным становится герб, который следовало употреблять во всех городовых делах. Было установлено, что герб уездного города должен включать в себя и эмблему губернского города. Все гербы, уже существующие или новые, утверждались самой императрицей. В соответствии с Жалованной грамотой население каждого города было разделено на шесть разрядов. Горожане всех разрядов с 25-летнего возраста имели право раз в три года выбирать из своей среды городского голову и гласных (представителей от разрядов) в общую городскую думу. Дворяне в городской думе не были широко представлены, так как имели право отказа от исполнения городских должностей. Общая городская дума собиралась раз в три года или в случае необходимости, она ведала хозяйством города, обязана была давать отчет губернатору обо всех доходах и расходах. Кроме того, Общая дума выбирала шесть представителей (по одному от каждого разряда) в шестигласную думу, заседания которой проходили каждую неделю под председательством городского головы. Шестигласная дума ведала вопросами сбора налогов, выполнения казенных повинностей, благоустройства города, его расходами и доходами, т.е. была исполнительным органом городского самоуправления. Надзор за городским самоуправлением осуществлял губернатор, к которому шестигласная дума могла обращаться за помощью. Права города как единого целого защищались городским магистратом, который ходатайствовал за город перед высшими органами, следил, чтобы на него без распоряжения правительства не налагались новые подати или повинности.

Судебная реформа 1864 г.

Судебная реформа во второй половине 19 в. Организация судебных учреждений.

1. Предпосылки проведения судебной реформы Система судоустройства России до середины XIX в. строилась в соответствии с Учреждением о губер-ниях 1775 г. Судебные функции осуществляли как сложная система сословных судов, так и административ-ные органы. В судопроизводстве продолжала использоваться теория формальных доказательств, отсутствовала гласность процесса, не было равенства сторон, ведение следствия и исполнение приговора были возложензд на полицейские органы.
Недостатки судебной системы и судопроизводства вызывали недовольство различных сословий, и 20 но-ября 1864г. императором Александром II были утверждены и вступили в силу судебные уставы — основные акты судебной реформы:
*Учреждения судебных установлений;
* Устав уголовного судопроизводства;
*Устав гражданского судопроизводства;
* Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

2. Принципы судоустройства и судопроизводства
Судебная реформа 1864 г. устанавливала новые принципы судоустрой<

Наши рекомендации