Понятие целевого назначения земель и разрешенного использования земельных участков. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую.

Целевое назначение – это установленный законодательством порядок и условия использования земель для конкретных целей в соответствии с категорией земель (понятие по лекции).

Целевое назначение земель – это особое направление использования земель, функции земель в общественных отношениях: средство производства, база для развития промышленности, место проживания людей и расположения всех существующих природных объектов.

В соответствии с Земельным кодексом РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются в зависимости от категории земель на следующие:

· земли сельскохозяйственного назначения;

· земли населенных пунктов;

· земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

· земли особо охраняемых территорий и объектов;

· земли лесного фонда;

· земли водного фонда;

· земли запаса.

Разрешённое использование – это условия и порядок использования земельных участков с учётом целевого назначения и установленных ограничений (понятие по лекции).

Разрешенное использование – это особенности использования земель внутри установленных категорий. Правовой режим земель зависит также и от установленного разрешенного использования. Виды и условия разрешенного использования устанавливаются для каждой категории отдельно. Например, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства определены Градостроительным кодексом РФ. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Земельный кодекс РФ в качестве одного из принципов земельного законодательства установил деление земель на категории. Принадлежность земель к той или иной категории предопределяет основное их целевое назначение и соответствующий правовой режим использования земель каждой конкретной категории (с учетом зонирования и разрешенного использования). Отнесение земель к категориям и перевод их из одной в другую определяется и производится компетентными органами власти, но не самими пользователями земли. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории земель, целевого назначения и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Перевод земельных участков из одной категории в другую – это процедура, результатом осуществления которой является изменение целевого назначения земельных участков вследствие изменения его принадлежности к соответствующей категории.

Органы, которые осуществляют перевод земель из одной категории в другую: по большей части муниципальными образованиями, за исключением земель сельхоз назначения – субъектами РФ.

Для перевода земельных участков из одной категории другую подаётся ходатайство в соответствующие органы власти. В ходатайстве обязательно указывается кадастровый номер земельного участка; категории земель, из которой переводится и в которую переводится; обоснование перевода и права на земельный участок.

К ходатайству о перевод прилагаются следующие документы:

  1. Выписка из государственного кадастра недвижимости.
  2. Документы, удостоверяющие личности гражданина или выписка из регистрации юридических лиц.
  3. Выписка из единого государственного реестра прав на недвижимого имущества.
  4. Заключение государственной экспертизы.
  5. Согласие правообладателя земельного участка на перевод.

На уровне субъектов принимается значительно большее количество документов, которые требуются на практике.

Когда не требуется согласие правообладателя на перевод: 1) согласие правообладателя не требуется для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков; 2) при установлении и изменении черты поселения.

Перевод не допускается, если: 1) установлены ФЗ заперты и ограничения на перевод; 2) поступило отрицательное заключение экологической экспертизы; 3) перевод не соответствует документам территориального планирования и документации по планировки территории.

Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки при переводе не требуются.

Наши рекомендации