Понятие целевого назначения земель и разрешенного использования земельных участков. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую.
Целевое назначение – это установленный законодательством порядок и условия использования земель для конкретных целей в соответствии с категорией земель (понятие по лекции).
Целевое назначение земель – это особое направление использования земель, функции земель в общественных отношениях: средство производства, база для развития промышленности, место проживания людей и расположения всех существующих природных объектов.
В соответствии с Земельным кодексом РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются в зависимости от категории земель на следующие:
· земли сельскохозяйственного назначения;
· земли населенных пунктов;
· земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
· земли особо охраняемых территорий и объектов;
· земли лесного фонда;
· земли водного фонда;
· земли запаса.
Разрешённое использование – это условия и порядок использования земельных участков с учётом целевого назначения и установленных ограничений (понятие по лекции).
Разрешенное использование – это особенности использования земель внутри установленных категорий. Правовой режим земель зависит также и от установленного разрешенного использования. Виды и условия разрешенного использования устанавливаются для каждой категории отдельно. Например, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства определены Градостроительным кодексом РФ. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Земельный кодекс РФ в качестве одного из принципов земельного законодательства установил деление земель на категории. Принадлежность земель к той или иной категории предопределяет основное их целевое назначение и соответствующий правовой режим использования земель каждой конкретной категории (с учетом зонирования и разрешенного использования). Отнесение земель к категориям и перевод их из одной в другую определяется и производится компетентными органами власти, но не самими пользователями земли. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории земель, целевого назначения и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Перевод земельных участков из одной категории в другую – это процедура, результатом осуществления которой является изменение целевого назначения земельных участков вследствие изменения его принадлежности к соответствующей категории.
Органы, которые осуществляют перевод земель из одной категории в другую: по большей части муниципальными образованиями, за исключением земель сельхоз назначения – субъектами РФ.
Для перевода земельных участков из одной категории другую подаётся ходатайство в соответствующие органы власти. В ходатайстве обязательно указывается кадастровый номер земельного участка; категории земель, из которой переводится и в которую переводится; обоснование перевода и права на земельный участок.
К ходатайству о перевод прилагаются следующие документы:
- Выписка из государственного кадастра недвижимости.
- Документы, удостоверяющие личности гражданина или выписка из регистрации юридических лиц.
- Выписка из единого государственного реестра прав на недвижимого имущества.
- Заключение государственной экспертизы.
- Согласие правообладателя земельного участка на перевод.
На уровне субъектов принимается значительно большее количество документов, которые требуются на практике.
Когда не требуется согласие правообладателя на перевод: 1) согласие правообладателя не требуется для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков; 2) при установлении и изменении черты поселения.
Перевод не допускается, если: 1) установлены ФЗ заперты и ограничения на перевод; 2) поступило отрицательное заключение экологической экспертизы; 3) перевод не соответствует документам территориального планирования и документации по планировки территории.
Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки при переводе не требуются.