Подзаконные нормативные акты.
Одним из основных источников земельного права, как и остальных отраслей права, являются подзаконные нормативные акты. В них входят:
· указы Президента РФ;
· постановления Правительства РФ;
· ведомственные акты;
· нормативные акты организаций;
· акты субъектов Федерации
· акты органов местного самоуправления.
Главными подзаконными актами являются указы Президента России: подзаконными они считаются потому, что согласно ст. 90 Конституции РФ они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам; главным среди подзаконных актов источником права они считаются потому, что согласно ст. 80 Конституции РФ Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России. В земельном праве указы Президента и актуальны, и разнообразны, что объясняется значимостью и запутанностью земельных отношений, устарелостью некоторых частей земельного законодательства 1990-х годов, необходимостью оперативного восполнения пробелов в земельном регулировании. Оказавшими значительное влияние на развитие земельных отношений можно считать указы: О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками от 23 апреля 1993 г. № 480; О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России от 27 октября 1993 г. № 1767 и от 24 декабря 1993 г. № 2287; О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость от 11 декабря 1993 г. №2130; О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности от 14 февраля 1996 г. № 198; О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств от 7 июня 1996 г. № 819; О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами от 16 мая 1997 г. №485.
Следующими источниками земельного права в иерархии подзаконных актов являются постановления Правительства РФ, которое осуществляет исполнительную власть в РФ. Акты Правительства принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в РФ. Среди предусмотренных в ст. 114 Конституции полномочий Правительства РФ имеются и такие, которые относятся к регулированию и реализации земельных отношений, а именно: разработка и представление федерального бюджета и обеспечение его исполнения; осуществление управления федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка. Перечень актов Правительства, принятых в последние годы: О мониторинге земель в Российской Федерации от 15 июля 1992 г. №491; О порядке ведения государственного земельного кадастра от 25 августа 1992 г. № 622; Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. № 1365; О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам от 12 июля 1993 г. № 659; О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы от 23 февраля 1994 г. № 140; Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользования в застройке городов и других поселений от 2 февраля 1996 г. № 105; Вопросы Федеральной службы земельного кадастра от 18 июля 2000 г. № 537; О государственной кадастровой оценке земель от 25 августа 1999 г. № 945; О федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999—2002 годы» от 26 июня 1999 г. № 694.
К подзаконным актам относятся приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые АКТЫ центральными органами исполнительной власти, к которым согласно Закону РФ о Правительстве РФ относятся министерства, государственные комитеты и ведомства (Центральный банк, федеральная служба безопасности, Федеральная пограничная служба, Росземкадастр, Росгидромет и др.). Их акты регулируют отношения внутри системы своего ведомства, однако почти каждое из них обладает некими надведомственными, порой координационными функциями, которые и обусловливают значение ведомственных актов как источников права не только для его сотрудников, но и для остальных граждан.С 1992 г. введена государственная регистрация нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Пример: Приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 4 апреля 1997 г. № 147 «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» (Бюллетень нормативных актов. 1997. № 12); Приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 16 января 1997 г. № 11 «О порядке рассмотрения материалов на ввоз в Российскую Федерацию ядовитых веществ»; Письмо Министерства природных ресурсов РФ и Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ «О порядке лицензирования бурения скважин на воду (кроме бурения скважин на термальные воды)». Регистрационный номер Минюста РФ 1257 от 21 февраля 1997 г.; Приказ Министерства путей сообщения РФ от 15 мая 1999 г. «Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог; Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам от 21 февраля 2000 г. № 56 по применению Закона РФ «О плате за землю».
Нормативные акты, т. е. акты, устанавливающие для неперсонифицированных граждан обязанности или предоставляющие им права, принимаются в организациях, учреждениях и на предприятиях. Они называются локальными и могут быть двоякого вида: 1) рассчитанные на работающих на данном предприятии, т. е. обращенные внутрь предприятия, либо 2) направленные вовне предприятия; и те и другие носят общий характер, сориентированы на неоднократное число применения.
Примером первого вида нормативного акта можно считать план внутреннего землеустройства, утвержденный полномочным органом сельскохозяйственной организации (предприятия), внутриколхозные, например правила вспашки зяби, одобренные на колхозном собрании. Ко второму виду нормативных актов организаций можно отнести правила и порядок землеустроительных работ, утвержденный негосударственной хозрасчетной организацией: они принимаются на основании и во исполнение вышестоящих нормативных актов — законов, указов, постановлений, приказов и т. п., обязательны для исполнения обращающимися в организацию гражданами.