Семейный статус граждан и латинов. Власть домовладыки в римской семье

Он касается только квиритов и латинов – то есть лиц, которые имели ius connubii – иус коннубии, право на вступление в законный римский брак.

Familia – римская семья. Она строилась на основе принципа подчинения членов семьи власти одного лица, на основе принципа строгой субординации. Это лицо называлось домовладыкой, или главой семьи (paterfamilias) – это мужчина, чаще всего старший по возрасту. Все остальные лица, входившие в его семью – жена, дети и остальные – назывались подвластными членами семьи. Домовладыка обладал особой отцовской властью (patria potestas) – патриа потестас. Это выражалось в том, что он давал согласия на сделки. Иногда даже выступали иницииаторами брака дочерей. За непослушание можно было продать в рабство, хоть это и не было распространено.

После смерти домовладыки семья распадалась. Сестры и иные женщины становились лицами, свободными от отцовской власти, свободными женщинами. А вот жена попадала под опеку сыновей. Мужчины же сами становились домовладыками, даже если у них собственной семьи не было. Их патриа потестас считалась потенциальной, они ее еще не реализовали.

Впрочем, отношения авторитета постепенно ослабевали с тем, как общество становилось более цивилизованным.

Уже в 1 веке до н.э. появляется институт военного пекулия. Сын мог без согласия домовладыки мог уйти на военную службу. Имущество, которое он заработал там, становилось его собственностью, а не домовладыки – это имущество называлось военной пекулией. Домовладыка посягать не мог. При Юстиниане это право распространилось на любые виды государственной службы.

Кроме того, при Юстиниане вводится ответственность за жестокое обращение с подвластными членами семьи – если он доказывал претору, что жестоко обращался, он мог добиться освобождения от отцовской власти.

Какие существовали классические способы освобождения от отцовской власти?

  • Смерть домовладыки;
  • Если домовладыка утратил статус свободного;
  • Если домовладыка утратил статус римского гражданина;
  • По воле самого домовладыки – он мог освободить ребенка из-под своей власти; процедура этого называлась эманципацией (emancipatio). Это особый судебный процесс с фикцией, похожий на манумиссио индикто. В процессе участвует настоящий и приглашенный домовладыка, субъект права – ребенок. Приглашенный домовладыка утверждал, что по праву квирита данный ребенок находится под его отцовской властью, ответчик молчал, судья признавал это. И тот сразу отпускал. Процедура отличалась для мальчика и девочки – для мальчиков истец три раза принадлежал «он принадлежит мне», а если девочка – один раз. Фикция в чем: домовладыка утверждает, что он по праву квиритов собственник, и все ведут себя так, как будто это досроверный факт, хотя все знают, что это фикция. В современном праве эманципация – это объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным.


Понятие и виды родства

Родство – это отношения между лицами, основанные на принадлежности к одной семье. По своей правовой природе в Риме различалось два вида родства:

• Огнатское родство (огнаты) – основано на общности подчинения власти одного домовладыки. Это родство можно приобрести, утратить и даже сменить (когда дочь домовладыки вступает в брак с властью мужа). Это родство административное.

• Когнатское родство (когнаты) – это кровное родство. Это родство, основанное на общности происхождения от одного лица, происхождения от одного предка. Оно приобретается с момента рождения и не утрачивается с момента смерти.

Брак в РЧП

Римский брак базировался на двух принципах: единобрачия и моногамии. Это два разных принципа. Принцип единобрачия означал, что одновременно можно было состоять только в одном законном браке. Принцип моногамии – означает, что в браке только один брачный партнер.

Для вступления в брак требовалось наличие нескольких условий, которые делились на положительные (должны были присутствовать при заключении брака) и отрицательные (должны были отсутствовать, они мешали заключению брака).

Положительные условия:

  • Наличие соответствующего социального статуса, позволяющего вступать в законный брак – наличие юс конубии. То есть надо быть квиритом, либо древним или провинциальным латином.
  • Достижение брачного возраста – 12 (Ж) и 14 лет (М)
  • Согласие либо домовладык, если в брак вступают подвластные, либо самих жениха и невесты, если они свободны от отцовской власти.


Отрицательные условия:

  • Состояние здоровья – психическое нездоровье и некоторые физические недостатки;
  • Близкие степени кровного родства – по прямой линии родства (сын и мать, внук и бабушка) и боковое родство в зависимости от степени (второй и третьей степени – не могли полнородные и двоюродные, дядя и племянница; а вот троюродные не могли). Сейчас не могут только полнородные.

Наши рекомендации