Правовое положение римских граждан и латинов

Римское гражданство приобреталось:

1) путем рождения от римских граждан;

2) путем освобождения из рабства;

3) путем усыновления римским гражданином иностранца;

4) предоставлением римского гражданства отдельным лицам или общинам (главным образом в период империи). Римское гражданство прекращалось:

а) естественной смертью;

б) в случае захвата в плен;

в) в случае присуждения к тяжелому уголовному наказанию (изгнание, а в период империи — высыпка и присуждение к бессрочным каторжным работам).

· Квириты, или цивис романос (cives Romanus) – граждане Рима. Исконно римские граждане. До возникновения Римского государства на территоририи Рима находился лациум – латинский союз племен. При создании римского государства некоторые племена проявили наибольшую активность, наибольшие заслуги, и они получили статус граждан республики (или цивис романус). Правовое положение квиритов характеризуется следующим образом:

o Они обладали публичными правами. Имели пассивное и активное избирательное право – мужчины с 25 лет могли избирать и быть избранным, а также назначаться на государственные должности. Также они могли служить в регулярной римской армии.

o Помимо этого, они обладали правами в частно-правовой сфере. Это

§ Юс комменции (ius commercii) – право заключать любые сделки, заниматься любой предпринимательской деятельностью.

§ Юс коннуби (ius connubii) – право вступать в законный римский брак; дети, рожденные в таком браке, приобретали статус квиритов.

· Латины. Делились на три разновидности.

o Древние. Это лица, которые относились к Римской республике, но не имели статус гражданина. Изначально они относились к другим племенам латинского союза, но не имевших особых заслуг. Их условно можно сравнить с категорией «неграждане» в Латвии. В области публичных прав древние латины имели только активное избирательное право. В области частных прав их права аналогичны правам квиритов. Они могли вступать в смешанные браки с квиритами. Статус детей определялся по статусу отца.

o Процинциальные. Это лица, которые жили в римских колониях. Их правовое положение в области публичных прав совпадает с древними латинами. Что касается частно-правовой сферы, то у них существуют определнные ограничения – юс комменцио они имеют, а вот юс конубии – право на брак, только по специальному рескрипту, то есть разрешению.

o Юлиани. Это лица, приобретавшие статус латина после освобождения из рабства господином-латином, а со времени закона Lex Iunia Norbana (19 г. до н.э.) также и лица, освобожденные из рабства при определенных условиях римским гражданином. Такая категория латинов:

§ Ограничивались в правоспособности.

§ Публичных прав не имели, кроме голосования.

§ Не имели jus conubii.

§ Имели jus commercii, но с ограничениями: они не могли завещать, не могли наследовать по закону, все имущество latini Iuniani переходило к господину, некогда освободившему умершего из рабства без обременения имущественными обязательствами умершего.

При Юстиниане эта категория латинов была упразднена.

Правовое положение иностранцев, вольноотпущенников и колонов

Перегрины

В категорию перегринов входили:

а) жители «сдавшихся» областей, включенных в состав Римского государства,

б) римские граждане, высланные из Рима в результате применения к ним уголовного наказания;

в) римские поданные, которые не обладали ни римской, ни латинской правоспособностью. Вначале на перегринов не распространялось римское право, поэтому на территории Рима они были наиболее бесправны. В своих общинах во взаимоотношениях друг с другом они жили по своему праву. С развитием хозяйственной жизни правоотношения между римлянами и перегринами стали регулироваться нормами «права народов». В 212 г. н.э. перегринам предоставили права римских граждан.

Вольноотпущенники

Правовое положение вольноотпущенника определялось в зависимости от прав лица, которое отпустило раба на волю. Если раба от­пускал квиритский собственник, раб приобретал право римского гражданина. Если же раб был отпущен лицом, право собственности которого опиралось не на цивильное право, а на преторский эдикт, отпущенный приобретал только латинское гражданство.

Вольноотпущенник был ограничен в правах. Он не мог предъявлять без разрешения магистрата исковых требований к бывшему хозяину

Колоны.

Колоны были наследственно прикреплены к земле. Бежавший колон возвращался на свой участок. Ему было запрещено оставлять ту местность, где он родился.

В отдельных случаях колоны могли отпускаться на волю.

Правовое положение рабов

Раб не являлся субъектом права. По мнению римских юристов, он был одной из необходимых вещей,

Как и любой другой объект права собственности, раба можно было купить, продать, заложить, сдать внаем. Его можно было убить.

Со временем правовое положение раба улучшалось.

Начиная с принципата появилась новая форма эксплуатации рабов - пекулий.

Пекулий -часть имущества рабовладельца, предоставляемая последним рабу для ведения хозяйства. Раб в ходе управления имуществом мог заключать сделки. По этим сделкам ответственность падала на хозяина (ответственность ограничивалась стоимостью пекулия).

Рабы не могли приобретать для себя какие-либо права. Все их приобретения переходили в имущество господина.

Способный раб получил возможность накопить себе состояние и выкупить у хозяина свободу.

Способами установления рабства в Риме являлись:

а) военный плен или захват лиц, не принадлежавших к государству, связанному с Римом договором;

б) рождение от рабыни, даже если отец являлся свободным в) лишение свободы в связи с присуждением к смертной казни или к работам в рудниках;

г) продажа в рабство (в древнейшее время).

Юридические лица в РЧП

1. Римские юристы не разработали понятия юридического лица как особого субъекта, противопоставляемого лицу физическому, ввиду того, что отношения, на почве которых возникают юридические лица, в римской жизни не были достаточно развиты. Тем не менее уже в законах XII таблиц упоминались различные частные корпорации религиозного характера (collegia sodalicia), профессиональные объединения рмесленников и т.п. С течением времени количество корпораций (как публичного характера, так и частного) росло.

В древнереспубликанском праве еще не было имущества корпорации, это была общая собственность членов корпорации, но только неделимая, пока существовала корпорация. В случае прекращения корпорации имущество делилось между последним составом ее членов. Корпорация, как таковая, не могла выступать и в гражданском процессе.

Вместе с тем римские юристы стали обращать внимание на то, что в некоторых случаях имущество не принадлежит отдельным гражданам, а закрепляется за каким-то объединением в целом и отдельные его члены оказываются в отношении имущественных прав обособленными. Так, римский юрист Марциан замечает, что театры, ристалища и тому подобное имущество принадлежат самой общине как некоему целому, а не отдельным ее членам, и если община имеет раба, то это не значит, что отдельные граждане (члены городской общины) имеют какую-то долю права на этого раба.1 Другой юрист (Алфен)2 приводил следующее сравнение. Время от времени на корабле приходится сменять то одну часть, то другую, и может наступить момент, когда все составные части корабля сменятся, а корабль будет все тот же. Так, утверждал Алфен, и в легионе одни выбывают, другие вновь вступают, а легион остается все тем же. Наконец, третий юрист (Ульпиан)3 говорил, что в корпоративном объединении (universitas) не имеет значения для бытия объединения, остаются ли в нем все время одни и те же члены, или только часть прежних, или все заменены новыми; долги объединения не являются долгами отдельных его членов, и права объединения ни в какой мере не принадлежат отдельным его членам.

2. Таким образом, римские юристы отмечали тот факт, что в некоторых случаях права и обязанности принадлежат не отдельным лицам и не простым группам физических лиц (как то имеет место при договоре товарищества), а целой рганизации, имеющей самостоятельное существование, независимо от составляющих ее физических лиц. Это последнее положение наглядно выражается при сравнении universitas или collegium (корпорации) с товариществом (societas). Смерть одного из участников товарищества или его выход из состава товарищества влечет прекращение товарищества; если даже оставшиеся товарищи будут продолжать то дело, для которого образовалось товарищество, это рассматривается юридически как молчаливое заключение нового товарищеского договора в ином составе. Напротив, смерть одного из членов universitas или выход из universitas никакого влияния на существование universitas не оказывает (разве лишь убыль членов будет так велика, что не окажется необходимого по закону минимального числа членов). Равным образом вступление новых членов в universitas нисколько не изменяет этого объединения, тогда как присоединение к членам товарищества нового лица означает образование нового товарищества.

Еще одно различие: в товариществе у каждого из членов есть определенная доля в имуществе, которая при его выбытии выделяется ему; напротив, в universitas все имущество принадлежит самому объединению, и потому выбывающий член не имеет права требовать выделения какой-либо доли этого имущества.

3. Название «юридическое лицо» римскому праву не было известно; новейшие исследования1 показали, что в латинском языке даже ле было специального термина для обозначения учреждения2. Римскими юристами была разработана и сущность этого явления. Они ограничиваются лишь признанием факта принадлежности прав различным организациям. Они сравнивали эти организации с человеком, с лицом физическим, и говорили, что организация действует personaevice (вместо лица, в качестве лица), privatorum loco (вместо отдельных лиц, на положении отдельных лиц). В этом можно видеть зародыш «теории фикции юридического лица», появившейся в средние века и получившей распространение в зарубежной теории права.

Отдельные примеры такого рода субъектов, встречающиеся в источниках: казна (республиканская — aerarium, императорская — fiscus), муниципии, различные союзы лиц одной профессии (булочников, мясников, ремесленников и т.д.) decuriae apparitorum (союз низших государственных служащих), благотворительные учреждения и др.

4. Возникновение юридических лиц. По законам XII таблиц допускалась почти полная свобода образования коллегий, ассоциаций и т.п. Члены подобного рода объединений были вольны принять для своей деятельности любое положение (устав), лишь бы в нем не было ничего нарушающего публичные законы 1. Этот порядок свободного образования коллегий, заимствованный, по словам Гая, из законодательства Солона, т.е. из греческого права, просуществовал до конца республики. С переходом к монархии свободное образование коллегий стало возбуждать подозрение со стороны принцепсов и оказалось политически неприемлемым. Еще Юлий Цезарь, воспользовавшись в качестве повода некоторыми злоупотреблениями, имевшими место на почве свободного образования коллегий, запустил все корпорации, кроме возникших в древнейшую эпоху. После этого Август издал специальный закон, по которому ни одна корпорация (кроме религиозных и некоторых привилегированных, например похоронных товариществ) не могла возникнуть (с юридическим ее признанием) без предварительного разрешения сената и санкции императора (так называемая разрешительная система).

5. Прекращалось юридическое лицо с достижением цели его деятельности, распадением личного состава (классические юристы признавали в качестве минимального числа членов — три), а также если деятельность организации принимала противозаконный характер.

6. Правоспособность юридических лиц в Риме понималась несколько своеобразно по сравнению с современным ее пониманием. Например, юридическое лицо признавалось способным иметь права патроната, носившие почти семейный характер, и не считалось (за немногими исключениями) способным получать имущество по наследству и т.п.

Дела юридического лица вели избиравшиеся для этой цели ...та основании устава) физические лица (по современной терминологии — органы юридического лица), например в благотворительных учреждениях — oeconomus, в городах-общинах - actor (D.3.3.74) и т.д.

Наши рекомендации