Действие норм гражданского процессуального законодательства.

Официальное опубликование и вступление закона в силу. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определяется ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"

Для отдельных видов нормативных актов установлен различный порядок официальной публикации. Официальным опубликованием федеральных конституционных законов, федеральных законов, составляющих законодательство о судопроизводстве в судах общей юрисдикции, считается первая публикация их полных текстов в "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации.

Дата вступления нормативного акта в силу может определяться несколькими способами:

- дата вступления в силу указана в самом нормативном акте;

- нормативный акт вступает в силу через определенный период после даты официального опубликования;

- дата вступления акта в силу отсчитывается от даты подписания документа.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в

В ряде случаев принимается специальный закон о порядке введения закона в действие. Особый порядок введения в действие ГПК РФ 2002 г. установлен ФЗ "О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" от 14 ноября 2002 г. <*>. Согласно указанному Закону ГПК РФ вводился в действие с 1 февраля 2003 г., за исключением гл. 34, 35, 36, которые начали действовать с 1 июля 2003 г.

Действие норм гражданского процессуального законодательства во времени. Законодательство о судопроизводстве в судах общей юрисдикции, являясь федеральным, вступает в силу одновременно на всей территории России. По общему правилу законы не имеют обратной силы и применяются лишь к тем отношениям, которые возникли после введения акта в действие. Однако из этого правила могут быть исключения тогда, когда в самом законе предусматривается распространение его действия и на отношения, возникшие до вступления данного закона в силу.

Такие исключения предусматривались ФЗ "О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".

Действие норм гражданского процессуального законодательства в пространстве и по кругу лиц. Федеральный статус законодательства о гражданском судопроизводстве в судах общей юрисдикции предопределяет его действие на всей территории России. Ограничение территориального действия закона может вводиться только федеральным законом. Такое положение нехарактерно для процессуального законодательства.

Гражданские процессуальные нормы имеют обязательную силу для всех граждан, юридических лиц и публично-правовых образований РФ.

На отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций, гражданское процессуальное законодательство распространяется в соответствии с правилами, установленными гл. 43 и 44 ГПК РФ.

14 Конституционные принципы правосудия

Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции РФ (гл. 7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации"

Один из важнейших принципов - осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции). Это означает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.
Принцип осуществления правосудия только судом - главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Этот принцип находит свое выражение и в установлении в Конституции (ч. 2 и 3 ст. 118) рамок осуществления судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации".
Судебная система Российской Федерации включает федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.
К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации <*>.
Отсюда следует, что действующие в нашей стране различного рода товарищеские, третейские, не предусмотренные Конституцией и Федеральным конституционным законом всевозможные арбитражные суды, а также созданная Указом Президента РФ от 31 декабря 1993 г. Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации в судебную систему нашей страны не входят и судебной властью не обладают.
В Конституции РФ (ч. 3 ст. 118) особо устанавливается недопустимость создания в Российской Федерации чрезвычайных судов.
Носителями судебной власти в Российской Федерации являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Согласно Конституции (ст. 119) судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
Согласно Конституции (ст. 128) судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.
В Конституции РФ (ст. 120) закреплено, что судьи независимыи подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Независимость судей - важнейшее условие самостоятельности и авторитетности судебной власти; независимость судей позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и законные интересы граждан.
Действующее законодательство Российской Федерации (Закон "О статусе судей в Российской Федерации" и др.) предусматривает следующие правовые гарантии независимости судей:
установленная законом процедура осуществления правосудия, которая исключает постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи, входящие в состав суда по данному делу, и т.д.);
преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;
установление законом специального порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;
право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста;
предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу <*>;

Принцип подчинения судей только Конституции и федеральному закону неразрывно связан с предусмотренным в ст. 120 Конституции положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Действие этой конституционной нормы распространяется на любые акты любого органа или должностного лица.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 121) судьи несменяемы. Несменяемость судьи означает стабильное сохранение им занимаемой должности, смена которой может произойти только с согласия этого судьи, полученного по его доброй воле.
Согласно Конституции (ст. 121) полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Эти порядок и основания предусмотрены Законом "О статусе судей в Российской Федерации".
Полномочия судьи приостанавливаются решениями квалификационной коллегии судей в случаях, если:
судья был признан безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
было дано согласие соответствующей квалификационной коллегией судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;
судья участвует в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти ее субъекта;
судья избран в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.
Наличие оснований для приостановления полномочий судьи определяется решением соответствующей квалификационной коллегии судей.
Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии .

В Конституции РФ (ст. 122) указывается, что судьи неприкосновенны. Неприкосновенность судей - одна из наиболее существенных гарантий их независимости. Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи.
Неприкосновенность судьи в значительной мере обеспечивается тем, что он согласно Конституции (ст. 122) не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Судья не подлежит административной ответственности и к нему не может быть применена ни одна из мер административного взыскания. К судье неприменимо также ни одно из предусмотренных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий.
Конституция РФ (ст. 123) закрепляет ряд принципов, связанных непосредственно с реализацией судебной власти, иначе говоря, с отправлением правосудия.
Разбирательство дел во всех судах является открытым. Открытое разбирательство - один из важнейших принципов судопроизводства. Дела во всех судах разбираются открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны.
Конституция РФ устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Конституция РФ устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Осуществление судопроизводства на основе состязательности означает, что судебное разбирательство может быть начато только при наличии заявления истца, запроса органа или должностного лица, обвинительного акта прокурора или жалобы потерпевшего, настаивающих перед судом на удовлетворении их требований. При этом истец и ответчик, орган или должностное лицо, издавшие этот акт, обвинитель и обвиняемый выступают в суде в качестве сторон, т.е. таких участников судебного разбирательства, у которых имеется определенный процессуальный интерес и которым закон предоставил равные права для обоснования своих утверждений и выводов и для оспаривания утверждений и выводов другого участника судебного разбирательства (противной стороны). Решение всех возникающих в деле вопросов принадлежит только суду (судье), который не связан доводами сторон, свободен в оценке представленных ими доказательств, независим от любых посторонних влияний и действует исключительно как орган правосудия.
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Согласно Конституции РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 124) финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Это положение Конституции имеет цель оградить суды от местных влияний, создать условия для их подлинной независимости, поставить все суды в равные материально-технические условия, обеспечивающие осуществление правосудия

При Верховном Суде Российской Федерации создан Судебный департамент, который является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. Он осуществляет мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия Правосудие - главная, но не единственная функция судебной власти. Наряду с правосудием судебная власть осуществляет судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения (ареста, обыска, ограничения тайны переписки, телефонных переговоров и т.п.); толкование правовых норм (толкование Конституционным Судом Российской Федерации норм ее Конституции, руководящие разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлениях его Пленума); удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, безвестно отсутствующим лицом и т.п.); ограничение конституционной и иной правосубъектности граждан (признание гражданина недееспособным и проч.); судебный надзор за решением судов и др.
В судебной системе Российской Федерации имеется федеральный суд, организация и деятельность которого регулируются в значительной мере нормами конституционного права. Таким судом является Конституционный Суд Российской Федерации.

1. Понятие лиц, участвующих в деле

В состав лиц, участвующих в деле, входят лица, обратившиеся в суд за защитой своих прав и законных интересов. В соответствии со ст. 34 ГПК РФ лицами, участвующими в деле, признаются сторо­ны (истец и ответчик), третьи лица, заявляющие самостоятельные требования, третьи лица, не заявляющие самостоятельного требо­вания, заявители, заинтересованные лица, прокурор, лица, обра­тившиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов дру­гих лиц или вступающие в процесс для дачи заключения (органы государственной власти, органы местного самоуправления, орга­низации, граждане). В случаях, предусмотренных законом, орга­ны государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неоп­ределенного круга лиц.Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть по­дано независимо от просьбы заинтересованного лица или его за­конного представителя. Лица, подавшие заявление в защиту закон­ных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исклю­чением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа органов, организа­ций или граждан поддерживать требование, заявленное ими в ин­тересах другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, ес­ли это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц (ст. 46 ГПК РФ). Государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по де-лу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и за­щиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интере­сов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Суд также по своей инициативе может привлечь к участию в деле государ­ственный орган или орган местного самоуправления для дости­жения защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (ст. 46 ГПК РФ).

Истцом в гражданском процессуальном праве именуется лицо, обратившееся в суд за защитой своих нарушенных или оспари­ваемых прав, свобод и законных интересов. Лицо, которое при­влекается в суд для ответа на принесенное истцом исковое заяв­ление, называется ответчиком. Что касается особого производства и производства по делам, вытекающим из публичных правоотно­шений, то стороной, чье права нарушено или оспорено, назы­вается заявитель, стороной, которая привлекается для ответа, на­зывается заинтересованным лицом.

2. Права и обязанности лиц, участвующих в деле

Статья 35 ГПК РФ определяет круг прав и обязанностей лиц, участвующих в деле. Лица, участвующие в деле, имеют право:

знакомиться с материалами дела;

делать выписки из них;

снимать копии;

заявлять отводы;

представлять доказательства и участвовать в их исследо­вании;

задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, сви­детелям, экспертам и специалистам;

заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказа­тельств;

давать объяснения суду в письменной и устной форме;

приводить свои доводы по всем возникающим в ходе су­дебного разбирательства вопросам;

10)возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле;

11)обжаловать судебные постановления и использовать пред­оставленные законодательством о гражданском судопроизвод­стве другие процессуальные права.

Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользовать­ся всеми принадлежащими им процессуальными правами. Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установ­ленные ГПК РФ и иными федеральными законами. При неис­полнении процессуальных обязанностей наступают последствия, которые предусмотрены законодательством о гражданском судо­производстве. Например, при повторной неявке надлежащим об­разом извещенного свидетеля без уважительной причины, суд имеет право наложить штраф на свидетеля.

Стороны в гражданском процессе обладают целым рядом про­цессуальных прав, которые указаны в ст. 35 ГПК РФ. Но не всеми правами могут распоряжаться, например, их представители. Од­нако имеются те права, которые занимают особое место и носят распорядительный характер, и от реализации прав зависит даль­нейший ход судопроизводства в целом или его части. К таким пра­вам можно отнести:

право истца изменять иск;

право истца отказаться от иска;

право ответчика признать иск (представитель ответчика не имеет права признавать иск без согласия ответчика, если это прямо не будет указано в доверенности);

право на заключение мирового соглашения.

Наши рекомендации