Право пользования в силу завещательного отказа

Содержание права пользования жилым помещением в силу завещательного отказа определено непосредственно законом (ст. 1137 ГК РФ, ст. 33 ЖК РФ). Гражданин, которому по завещательному отказу предоставлено право пользования жилым помещением на указанный в соответствующем завещании срок, пользуется данным жилым помещением наравне с собственником данного жилого помещения.

Б.Л. Хаскельберг отмечает, что право пожизненного пользования жилым помещением представляет собой ограниченное вещное право, обладающее всеми признаками вещных прав: оно связано с вещью, противостоит неограниченному кругу пассивно обязанных лиц, имеет абсолютную защиту и, наконец, «следует» за вещью.

1) юридическая связь субъекта с вещью (поскольку любое вещное право, в том числе и право пользования жилым помещением в силу завещательного отказа, есть отношение субъекта (в нашем случае - отказополучателя) к вещи (жилому помещению));

2) объектом вещного права является вещь (имущество) (в данном случае таким имуществом является жилое помещение - жилой дом,квартира, часть жилого дома или квартиры);

3) возможность обладателя вещного права удовлетворить свой интерес без посредства других лиц (для реализации своего права пользования отказополучатель не нуждается в помощи третьих лиц, поскольку его непосредственное отношение к жилому помещению, право пользования которым предоставлено на основании завещательного отказа, дает ему возможность использовать данное помещение в своих интересах без участия иных лиц, поскольку вещные права преимущественно осуществляются действиями самого правообладателя);

4) обязанность иных лиц не препятствовать осуществлению обладателем вещного права принадлежащих ему правомочий (при этом отказополучатель вправе, во-первых, требовать исполнения обязанности предоставить жилое помещение в пользование со стороны обязанного наследника, во-вторых, требовать от собственника жилого помещения и всех третьих лиц не препятствовать ему (отказополучателю) в реализации своих правомочий. Праву одного лица - отказополучателя соответствует пассивная обязанность неопределенного круга лиц воздерживаться от нарушения этого права. Обязанность этих пассивных субъектов носит отрицательный характер, поскольку они обязаны воздерживаться от пользования жилым помещением и от совершения действий, нарушающих принадлежащее отказополучателю право пользования жилым помещением);

5) абсолютный характер защиты (как и любое вещное право, право пользования жилым помещением в силу завещательного отказа нуждается в гражданско-правовой защите, в том числе с помощью вещно-правовых исков, которые могут быть направлены против любых лиц, в том числе и против собственника жилого помещения);

6) право следования (суть данного признака состоит в том, что при последующем переходе права собственности на имущество, в том числе жилое помещение, входящее в состав наследства, к другому лицу право пользования этим имуществом, предоставленное по завещательному отказу, сохраняет силу (ч. 3 п. 2 ст. 1137 ГК РФ), то есть право (право пользования) следует за вещью (жилым помещением));

7) бессрочный характер (если только право пользования жилым помещением в силу завещательного отказа не ограничено каким-либо сроком, установленным наследодателем в завещании, которым предусмотрен завещательный отказ).

Правовое регулирование содержания права пользования у граждан, проживающих в жилом помещении на основании договора пожизненного содержания с иждивением, осуществляется с отсылкой к праву пользования в силу завещательного отказа.

Отдельный случай в системе ограниченных вещных прав на жилые помещения - права бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим.

Ст. 19 ФЗ "О введение в действие ЖК РФ" устанавливает, что на этих лиц действие положений ч.4 ст.31 ЖК РФ (о прекращении права пользования по причине прекращения семейных отношений с собственником) не распространяется.

Однако, закрепляя право лиц, отказавшихся от участия в приватизации, на пользование жилым помещением, законодатель не раскрывает содержание данного права и не определяет его правовой природы, что закономерно обусловило определенные трудности в правоприменительной практике. В связи с этим правомерность применение положений ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» неоднократно становилась предметом рассмотрения Верховного суда РФ, а также Конституционного суда РФ. В частности, последнее постановление Конституционного Суда на эту тему от 24.03.2015 № 5-П.

К названным в ст.19 Вводного закона бывшим членам семьи собственника жилого помещения не может быть применен и п.2 ст.292 ГК РФ (о прекращении этих прав при смене собственника), так как, давая согласие на приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, без которого она была бы невозможна, они исходили из того, что право пользования данным жилым помещением для них будет носить бессрочный характер и, следовательно, оно должно учитываться при переходе права собственности на жилое помещение по соответствующему основанию к другому лицу (например, купля-продажа, мена, дарение, рента, наследование).

Аналогичным образом при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу должен решаться вопрос о сохранении права пользования этим жилым помещением за бывшим членом семьи собственника жилого помещения, который ранее реализовал свое право на приватизацию жилого помещения, а затем вселился в иное жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя по договору социального найма и, проживая в нем, дал необходимое для приватизации этого жилого помещения согласие.

Наши рекомендации