Некоммерческие корпоративные организации как юридические лица.
Создаются по решению учредителей, принятому на общем (учредительном) собрании, конференции, съезде. Учредители приобретают право участия (членства) в НО и формируют высший орган управления.
Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества. Преимущественно создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, ассоциаций и союзов, товариществ собственников недвижимости.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ – основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и ю. лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, поэтому создаются жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (ст. 50).
Создается кооператив по решению учредителей на основе объединения их имущественных взносов, учредительный документ – устав (п.2 ст. 123.2). Наиболее востребованы жилищные и жилищно-строительные (гл. 11 Жилищного кодекса), члены которых своими средствами участвуют в приобретении (строительстве) и содержании многоквартирного дома.
Члены кооператива (пайщики) –- достигшие 16 лет граждане и ю.лица, вносят вступительный, паевой и дополнительные взносы; за счет последних покрываются убытки кооператива при отсутствии доходов, поэтому пайщик обязан в трехмесячный срок после утверждения ежегодного баланса покрыть убытки путем внесения дополнительного взноса и несет солидарную ответственность по долгам кооператива личным имуществом в пределах невнесенной части дополнительного взноса (ст. 123.3).
За неисполнение уставных обязанностей пайщик может быть исключен по решению общего собрания – с возвратом паевого взноса и выплат в соответствии с уставом; решение можно обжаловать в суд.
Высший орган – общее собрание пайщиков, решает любой вопрос деятельности кооператива, формирует исполнительные органы; пайщик обладает одним голосом. Постоянно действующий орган, контролирующий исполнительные органы, – наблюдательный совет. Всегда есть единоличный исполнительный орган (председатель); при наличии коллегиального исполнительного органа –правления– его председатель без доверенности действует от имени ю.лица.
АССОЦИАЦИИ И СОЮЗЫ – объединения ю.лиц и (или) граждан, основанные на добровольном или обязательном (в нотариальных палатах, а также в отдельных саморегулируемых организациях) членстве.
Создаются для представления и защиты общих, в т.ч. профессиональных, интересов и достижения не противоречащих закону некоммерческих целей.
К ассоциациям (союзам) отнесены нотариальные палаты, некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации и их объединения, объединения оценщиков, лиц творческих профессий, кооперативов и общественных организаций (п. 3 ст. 50).
Ассоциации (союзы) как НО имеют специальную правоспособность (п. 2 ст. 123.8), обычно координируют предпринимательскую деятельность и защищают общие имущественные интересы членов. При этом профессиональные объединения граждан (нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и др.) не связаны с защитой их трудовых прав и интересов, т.к. являются субъектом гражданских правоотношений (ст. 123.8 ГК). Число учредителей не менее двух; но для ассоциаций отдельных видов могут быть установлены иные требования к числу учредителей
Устав ассоциации (союза) помимо сведений, необходимых для устава любой НО, должен содержать сведения об имущественных правах и обязанностях членов, о порядке распределения ликвидационной квоты (п.2 ст. 123.9). Учредители, передав ю.лицу в собственность свое имущество в виде членских и иных дополнительных имущественных взносов, приобретают корпоративные права и обязанности (ст. 65.2) и иные предусмотренные законом и уставом имущественные права и обязанности.
Член ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться оказываемыми ю.лицом услугами (п.1 ст. 123.11). Член ассоциации (союза) вправе выйти из нее по своему усмотрению в любое время и может быть исключен в случаях и в порядке, которые установлены в соответствии с законом и ее уставом
Члены ассоциации (союза) обязаны уплачивать предусмотренные уставом членские взносы и по решению высшего органа ю.лица вносить дополнительные имущественные взносы в его имущество.
Будучи собственником имущества, ю.лицо, по общему правилу, отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, не отвечая по обязательствам своих членов.
Члены ассоциации (союза) также не отвечают по обязательствам ю.лица, но законом или уставом может быть предусмотрена их субсидиарная ответственность по названным обязательствам.
Некоммерческое партнерство – основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) ю.лицами для осуществления деятельности, направленной на достижение общественно полезных и иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей – социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих, охраны здоровья граждан, удовлетворения их духовных и иных нематериальных потребностей, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
Имущественной базой деятельности некоммерческого партнерства является имущество, образованное за счет взносов членов партнерства, которое подразделяется на собственно имущество, обеспечивающее деятельность некоммерческого партнерства, и членские взносы участников. Имущественный взнос (в том числе членский) может быть сделан в виде предоставления любого имущества, не изъятого из оборота – как движимого, так и недвижимого. Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства.
Участники некоммерческого партнерства взамен права собственности на передаваемое при создании имущество приобретают имущественные права:
- право получать при выходе из партнерства часть его имущества в пределах стоимости имущества, переданного ими, за исключением членских взносов;
- право получать в случае ликвидации партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами партнерства в его собственность.
Члены партнерства имеются права корпоративного характера. Члены партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом.
Саморегулируемые организации. Саморегулирование – устранение избыточного государственного регулирования путем передачи отдельных функций госоргана (лицензирование, регистрация и др.) саморегулируемой организации для защиты интересов работников одной профессии от чрезмерного вмешательства государства в предпринимательскую сферу. Регулируются ФЗ № 315 от 01.12.2007 г. "О саморегулируемых организациях".
Предусмотрено создание: саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (ФЗ-127 от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)"); профессиональных объединений страховщиков (ФЗ-40 от 25.04.2002."Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"); саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг (ФЗ-39 от 22.04.1996. "О рынке ценных бумаг", ФЗ-46 от 05.03.1999."О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"); саморегулируемых организаций оценщиков (ФЗ от 29.07.1998. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"); и др.
Для саморегулируемой организации характерно:
1) объединение в ее составе в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами не установлено иное;
2) наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами организации;
3) обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ "О саморегулируемых организациях" саморегулируемая организация вправе применять следующиеспособы обеспечения имущественнойответственности своих членов перед потребителями:
1) создание системы личного и (или) коллективного страхования;
2) формирование компенсационного фонда.
Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда несет ответственность по обязательствам своего члена, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков произведенных членом саморегулируемой организации товаров (работ, услуг)
Возможно исключение лица из членов саморегулируемой организации в качестве применения мер дисциплинарного воздействия (п. 4 ч. 4 ст. 10 ФЗ "О саморегулируемых организациях").
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ –это добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.
Устав общественной организации помимо сведений о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее, составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, должен содержать сведения об имущественных правах и обязанностях ее участников (членов) и о порядке распределения имущества, оставшегося после ее ликвидации.
Учредители – граждане, количество учредителей – не менее трех. Учредители (участники) уплачивают предусмотренные уставом членские и иные имущественные взносы, не сохраняя имущественные права на переданное ими в собственность организации имущество, в т.ч. на членские взносы. Взамен приобретают корпоративные права (п.1 ст. 65.2) и право безвозмездно пользоваться оказываемыми общественной организацией услугами.
ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ –это добровольное объединение собственников недвижимого имущества: помещений в здании (в том числе в многоквартирном доме) или в нескольких зданиях; жилых домов; дачных домов; садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.
Создается для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
Товарищество собственников недвижимого имущества и его члены не несут ответственности по обязательствам друг друга.Может быть преобразовано только в потребительский кооператив.
Режим имущества специфичен: товарищество собственников недвижимости является собственником своего имущества. Однако общее имущество в многоквартирном доме, а также объекты общего пользования в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах принадлежат членам соответствующего товарищества собственников недвижимости на праве общей долевой собственности, если иное не предусмотрено законом.
Учреждения и фонды как унитарные некоммерческие организации
УЧРЕЖДЕНИЕ – не имеющая членства унитарная НО, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учредитель назначает руководителя – единоличный исполнительный орган.
По решению учредителя в учреждении могут быть созданы подотчетные ему коллегиальные органы: их компетенция, порядок создания и принятия решений определяются законом и уставом учреждения. В автономном учреждении может быть система органов
Действует на основе устава или положения; обладает целевой правоспособностью. При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, как закрепленное собственником за учреждением, так и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.
В зависимости от того, кем создано, в каком порядке финансируется и отвечает по своим обязательствам различают частные учреждения и публичные – государственные и муниципальные.
Частное создается физическим или ю.лицом, полностью или частично финансируется учредителем, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при недостаточности которых субсидиарную ответственность несет собственник его имущества. Может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд.
Государственные учреждения могут быть созданы РФ или субъектом РФ, муниципальные – муниципальным образованием на базе государственной и муниципальной собственности, порядок их финансирования определен законом. Государственное (муниципальное) учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным; изменение типа учреждения не является реорганизацией, но отражается в уставе.
Казенное учреждение наименее самостоятельно, создается в сферах национальной обороны, обеспечения безопасности государства, психиатрической помощи населению, пенитенциарной системы и др., финансируется по смете, субсидии и бюджетные кредиты не предоставляются. Может осуществлять приносящую доходы деятельность, если это предусмотрено в учредительном документе, но доходы от нее поступают в бюджет. Казенное учреждение не вправе распоряжаться имуществом без согласия собственника и не вправе выступать учредителем (участником) ю. лиц. Отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Бюджетные учреждения вместо работы по смете оказывают услуги на основе государственного (муниципального) задания в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры. Задание утверждает учредитель в соответствии с уставными видами деятельности учреждения, которое не вправе отказаться от его выполнения. Финансируется выполнение задания в виде субсидий из бюджета с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных учредителем или приобретенных за счет выделенных учредителем средств. Вправе сверх задания за плату выполнять для граждан и ю.лиц работы (оказывать услуги), относящиеся к основным видам деятельности; доходы от платных работ и услуг принадлежат учреждению.
Автономное учреждение создается для выполнения работ, оказания услуг при осуществлении органами госуд. власти и местного самоуправления их полномочий в названных сферах, а также в сфере социальной защиты, занятости населения и в иных (п. 1 ст. 2 ФЗ-174 от 3 ноября 2006 г "Об автономных учреждениях"). Учредитель не имеет права на доходы от его деятельности и использования закрепленного за ним имущества, хотя и закрепляет за учреждением недвижимое и особо ценное движимое имущество. Доходы должны использоваться для реализации целей создания.
По своим обязательствам и бюджетное и автономное учреждения отвечают закрепленным за ними на праве оперативного управления имуществом, за исключением:
автономное – недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним собственником или приобретенных учреждением за счет выделенных собственником средств;
бюджетное – недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило и за счет каких средств приобретено, иособо ценного движимогоимущества, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного учреждением за счет выделенных собственником средств.
Собственник имущества бюджетного и автономного учреждений несет субсидиарную ответственность лишь по обязательствам автономных и бюджетных учреждений, связанным с причинением вреда гражданам, – и лишь при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание.
ФОНД – не имеющая членства унитарная некоммерческая организация. Учреждается гражданами и (или) ю.лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследует благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
Устав должен содержать сведения о наименовании, включающем слово "фонд", месте нахождения, предмете и целях деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
Устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя. Устав фонда может быть изменен решением суда, принятым по заявлению органов фонда или госоргана, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда, если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при его учреждении, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав.
Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Используется для целей, определенных в уставе, поэтому ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты о его использовании.
Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам учредителей.
Фонд может быть ликвидирован в предусмотренных законом случаях только на основании решения суда, в том числе, если:
1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом.
В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.
Органы фонда. Высший коллегиальный орган фонда наделен исключительной компетенцией, в частности, принимает решения
1) о создании фондом хозяйственных обществ и об участии в них;
2) о создании филиалов и представительств;
3) об одобрении совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом;
4) об изменении устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом (п.1 ст. 123.19 ГК), которая может быть расширена законом или уставом.
Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление).
Специфика в наличии Попечительского совета, который является органом фонда:
1) Попечительский совет осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.
2) Осуществляет свою деятельность на общественных началах
27.Публично-правовые образования как субъекты гражданского права
Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования участниками гражданских правоотношений признаны на равных началах с гражданами и ю.лицами (ст. 2), а их правовой статус определен применительно к статусу ю.лиц – за установленными законодателем изъятиями (то есть на них распространено действие норм, определяющих участие ю.лиц в гражданском обороте, если иное не вытекает из закона или особенностей этих субъектов – п. 2 ст. 124).
Правоспособность. Участие РФ в гражданском обороте специфично: только государство может выпускать государственные ценные бумаги, приобретать право собственности в результате конфискации, реквизиции, национализации пользуется иммунитетом; обладать правом собственности на природные ресурсы и объекты, изъятые из гражданского оборота, исключительным правом эмиссии национальной валюты и т.д. При этом содержание гражданской правоспособности определено самим государством, которое установило для публичных образований ограничения, не свойственные гражданам и ю.лицам, запрещая приобретать некоторые права и освобождая от отдельных обязанностей (изъятия из универсального характера правосубъектности). Так, госорганы (и органы местного самоуправления) не могут быть участниками полных товариществ или полными товарищами в товариществах на вере; по общему правилу они не вправе быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере; имеют право обязываться по векселю лишь в специально предусмотренных федеральным законом случаях; учрежденные РФ, ее субъектами или муниципальными образованиями акционерные общества должны быть открытыми и т.п. Характер изъятий может меняться тоже государством: ст. 66 проекта ГК позволяет публично-правовым образованиям стать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере.
Государство, участвуя в гражданском обороте, продолжает исполнять публичные функции (поэтому в теории правосубъектность государства именуют еще функциональной), в связи с чем одновременно является носителем конституционной и гражданско-правовой правосубъектности. Итак, правоспособность публично-правовых образований отличается от правоспособности и граждан и ю.лиц, т.к. в одной структуре они объединяют наделенную властными полномочиями политическую организацию и субъекта хозяйствования.
Специфика дееспособности РФ и ее субъектов определена ст. 125 ГК – от их имени приобретают и осуществляют права и обязанности и выступают в суде органы государственной власти в рамках компетенция, установленной актами об их правовом статусе. От имени муниципальных образований в рамках своей компетенции выступают органы местного самоуправления. И те и другие, как и органы ю.лиц, сами по себе не обладают гражданской правосубъектностью и лишь реализуют правоспособность публично-правового образования, поэтому, чтобы обосновать возможность органа действовать от имени публично-правового образования, анализируют содержание его компетенции. Категория компетенции связана с установлением публично-правового статуса органа публичной власти и потому не является гражданско-правовой и не определяется актами гражданского законодательства. Она устанавливается нормами публичного права.
От имени государства могут выступать как представительные так и исполнительные органы РФ и ее субъектов. Так, казначейство наделено правом размещения заказов и заключения государственных контрактов, иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд. Отношения собственности – важнейшая область Г-П отношений с участием государства, т.к. государственная собственность представлена федеральной собственностью и собственностью субъектов РФ. В части второй ГК определены особенности участия публичных образований в отдельных видах обязательств, включая обязательств из причинения вреда.
От имени государства могут выступать органы местного самоуправления, юридические лица и граждане, напр., предусмотрено заключение договоров с гражданами, действующими в качестве представителей государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых закреплена в федеральной собственности. При этом нет общих ограничений по видам, форме и содержанию сделок, заключаемых от имени государства уполномоченными лицами.
Муниципальные образования – самостоятельные субъекты ГП, т.к. органы местного самоуправления в РФ не входят в систему органов государственной власти и самостоятельно осуществляют владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления представляют муниципальные образования в гражданских правоотношениях – передают объекты муниципальной собственности в аренду или в пользование, принимают решение об их приватизации, совершают иные сделки с муниципальной собственностью.
Во внутреннем гражданском обороте государство, как следует из норм ст. ст. 124-126 ГК, не пользуется иммунитетом собственности, так как участвует в гражданском обороте наравне с иными субъектами.
По своим гражданско-правовым обязательствам РФ, ее субъекты и муниципальные образования отвечают принадлежащим им на праве собственности имуществом казны, кроме того, которое может находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности, а также кроме закрепленного за созданными ими ю.лицами.
По обязательствам друг друга публично-правовые образования ответственности не несут (ст. 126).
Субсидиарная ответственность по обязательствам созданных государственными органами и органами местного самоуправления ю.лиц возможна только в случаях, предусмотренных законом.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ КОМПАНИИ – унитарные некоммерческие организации, которые наделены публично-правовыми функциями и полномочиями, но как участники гражданско-правовых отношений создаются на основании отдельного закона либо на основании решения Правительства для проведение госполитики, оказание госуслуг, управление госимуществом, реализации особо важных проектов и госпрограмм и др., не преследуя цели извлечения прибыли
Госкомпании или госкорпорации могут быть реорганизованы в публично-правовые компании (ППК) на основании закона. ППК, созданные на основании закона, не будут иметь учредительных документов. Их правовое положение будет определяться соответствующим законом. В уставе ППК, созданной на основании решения Правительства РФ, будет указано, какую деятельность и в каком порядке данная компания имеет право осуществлять. Высший орган управления ППК – наблюдательный совет – будет утверждаться Правительством и осуществлять общее управление компанией – утверждать стратегии деятельности компании, годовые отчеты, порядок использования ее доходов и т.п. Текущую деятельность компании осуществляют ее генеральный директор и правление (если решением о создании ППК предусмотрено наличие правления). ППК будут планировать деятельность на три года вперед, утверждая специальный документ – стратегию деятельности компании, который будет в открытом доступе на сайте компании. Структура и правила деятельности ППК не будет существенно отличаться от госкомпании и госкорпораций. При этом ППК лишены права самостоятельно создавать и ликвидировать филиалы и представительства: эти решения принимает Правительство. Правила инвестирования временно свободных средств для публично-правовых компаний сохранят в таком же виде, как для госкорпораций и госкомпаний: Правительство РФ определяет перечень разрешенных объектов инвестирования, порядок совершения сделок, порядок контроля за инвестированием, правила опубликования отчетов об итогах инвестирования (п. 3.2 ст. 7.1 и п. 9 ст. 7.2 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
По мнению А.Л.Маковского, «рассматривать публично-правовые компании как сложившиеся, достойные широкого применения в будущем организационно-правовые формы пока нет оснований. Единственный признак, который отличает ППК как особую организационно-правовую форму – компания может осуществлять публичные полномочия и функции. Возникают вопросы: Может ли такая компания осуществлять публичные функции в отношении тех, с кем она вступает в гражданско-правовые отношения? Если может, то каковы гарантии ее контрагентов от того, чтобы они не потерпели ущерб от осуществления ею публично-правовых функций? Если публично-правовая компания действует в то же время как юридическое лицо гражданского права, то она действует, подчиняясь только тем нормам, которые установлены для обычных субъектов гражданского права, или же она подчиняется специальным правилам гражданского законодательства, установленным для субъектов публичного права, – ст. 16, ст. 1069 ГК об ответственности за причинение вреда актами власти и ряду других подобных норм? Если это организации, которые осуществляют публичные функции, т.е. функции власти, то чьи функции они осуществляют? Ответа на все эти вопросы пока нет[9]».
АВТОНОМНЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ создаются в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная НО может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) ю.лицами на основе добровольных имущественных взносов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, автономная НО может быть создана путем преобразования ю. лица другой организационно-правовой формы. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация. Надзор за деятельностью автономной НО осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее уставом.
Имущество, переданное автономной НО ее учредителями, является собственностью автономной НО. Учредители не сохраняют прав на переданное ими имущество и не отвечают по обязательствам созданной ими автономной НО, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами. Если учредителем автономной некоммерческой организации является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, порядок участия их представителей в органах управления автономной НО устанавливается Правительством, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.