Понятие АДП. Место АДП в системе белорусского права.
Понятие АДП. Место АДП в системе белорусского права.
АДП - это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, определяющих, какие общественно опасные деяния (действия или бездействия) являются административными правонарушениями, регулирующая основания и условия административной ответственности, применения административных взыскания к лицам, совершившим административное правонарушение.
Соотношения АДП с другими отраслями права:
1 Соотношение конституционного и административного права:
- АДП как и любая другая отрасль права строится на основных принципах конституционного права;
- нормы административно-деликтного законодательства должны не противоречить Конституции РБ;
2 Соотношение уголовного и АДП:
- граница между преступлением и административным правонарушением заключается в степени общественной опасности правонарушения (преступлениями признаются общественно опасные деяния, а административными правонарушениями общественно вредные деяния);
- отдельные составы правонарушений признаются преступлениями только при наличии административной преюдиции - уголовная ответственность за общественно-опасное деяния предусмотренное ст. 281 УК (незаконная добыча рыбы или других водных животных) наступает только при наличии административной преюдиции – лицо имеет действующие административное взыскание за правонарушение предусмотренное ст. 15.35 КоАП (нарушения правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, добычи других водных животных);
3 Соотношение АДП с другими отраслями права;
- административно-правовые нормы устанавливают административную ответственность за нарушение норм и правил установленных другими отраслями права - ст. 11.2 КоАП РБ устанавливает административную ответственность за нарушение установленного нормами финансового права порядка осуществления валютных операций, ст. 23.15 КоАП РБ устанавливает административную ответственность за нарушения норм трудового права – прием на работу без документов подлежащему обязательному предъявлению при заключении трудового соглашения (исчерпывающий перечень необходимых документов приведен в ст. 26 ТК РБ).
Предмет АДП
Предмет АДП - это общественные отношения, возникающие в связи с совершением административного правонарушения, предупреждением административных правонарушений и при защите от общественно опасных посягательств; причинении вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение; обоснованном риске.
Можно выделить три разновидности общественных отношений, регулируемых АДП:
1 Общественные отношения, возникающие при предупреждении административных правонарушений - охранительные административно-деликтные отношения;
2 Общественные отношения, возникающие при совершении административных правонарушений;
3 Общественные отношения, возникающие:
- при необходимой обороне;
- при крайней необходимости;
- при причинении вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение;
- при обоснованном риске.
Источники АДП
Источники АДП - это НПА, содержащие административно-правовые нормы либо регулирующие общественные отношения входящие в предмет правового регулирования АДП.
Все источники отрасли АДП можно разделить на две основные группы:
1 Источники, обладающие юридической силой закона:
- Конституция;
- Решение референдума;
- Международные НПА;
- Кодексы:
- КоАП РБ;
- ПИКоАП РБ.
- Законы;
- Декреты президента:
- Декрет Президента РБ № 18.
2 Источники, обладающие силой подзаконного акта:
- Указы и распоряжения президента;
- Постановления парламента;
- Постановления совета министров;
- Распоряжения премьер-министра;
- Заключение конституционного суда;
- Решение местных исполнительно-распорядительных органов.
Система АДП
Система АДП – это внутреннее построение АДП как отрасли права, представляющая собой совокупность административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения входящие в предмет правового регулирования АДП.
В основе деления АДП лежит строение КоАП РБ на:
1) Общую часть:
- административно-правовые нормы закрепляющие понятия административного правонарушения;
- административно-правовые нормы закрепляющие принципы и условия административной ответственности;
- административно-правовые нормы закрепляющие порядок применения административных взысканий.
2) Особенную часть (административно-правовые нормы которые предусматривают конкретные виды административных правонарушений и взыскание за из совершения):
- административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина;
- административные правонарушения против собственности.
Административно-правовая норма – общее правило поведения, рассчитанное на неопределенный круг лиц и многократное применение, установленное или санкционированное государством для регулирования общественных отношений входящих в предмет правового регулирования АДП и охраняемые принудительной силой государства.
Административно-правовая норма, как и любая другая норма права имеет внутреннюю структуру и состоит из:
1) Гипотезы - часть нормы, которая указывает на жизненные условия фактических обстоятельств вступления нормы в действие;
2) Диспозиции - основная, обязательная часть нормы, которая определяет права и обязанности субъектов АП, устанавливает возможное и должное варианты поведения:
- простая;
- описательная;
- бланкетная (ссылка на другой НПА);
- ссылочная (ссылка на другую норму КоАП);
- с альтернативными действиями;
- смешанная.
3) Санкции - часть нормы, которая указывает на меры возможного государственного воздействия на нарушителя правовых норм:
- абсолютно-определенная (определенный вид и размер взыскания);
- относительно-определенная (вид взыскания и его верхний и низший предел);
- альтернативная (два и более основных взыскания).
Понятие АДП. Место АДП в системе белорусского права.
АДП - это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, определяющих, какие общественно опасные деяния (действия или бездействия) являются административными правонарушениями, регулирующая основания и условия административной ответственности, применения административных взыскания к лицам, совершившим административное правонарушение.
Соотношения АДП с другими отраслями права:
1 Соотношение конституционного и административного права:
- АДП как и любая другая отрасль права строится на основных принципах конституционного права;
- нормы административно-деликтного законодательства должны не противоречить Конституции РБ;
2 Соотношение уголовного и АДП:
- граница между преступлением и административным правонарушением заключается в степени общественной опасности правонарушения (преступлениями признаются общественно опасные деяния, а административными правонарушениями общественно вредные деяния);
- отдельные составы правонарушений признаются преступлениями только при наличии административной преюдиции - уголовная ответственность за общественно-опасное деяния предусмотренное ст. 281 УК (незаконная добыча рыбы или других водных животных) наступает только при наличии административной преюдиции – лицо имеет действующие административное взыскание за правонарушение предусмотренное ст. 15.35 КоАП (нарушения правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, добычи других водных животных);
3 Соотношение АДП с другими отраслями права;
- административно-правовые нормы устанавливают административную ответственность за нарушение норм и правил установленных другими отраслями права - ст. 11.2 КоАП РБ устанавливает административную ответственность за нарушение установленного нормами финансового права порядка осуществления валютных операций, ст. 23.15 КоАП РБ устанавливает административную ответственность за нарушения норм трудового права – прием на работу без документов подлежащему обязательному предъявлению при заключении трудового соглашения (исчерпывающий перечень необходимых документов приведен в ст. 26 ТК РБ).
Предмет АДП
Предмет АДП - это общественные отношения, возникающие в связи с совершением административного правонарушения, предупреждением административных правонарушений и при защите от общественно опасных посягательств; причинении вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение; обоснованном риске.
Можно выделить три разновидности общественных отношений, регулируемых АДП:
1 Общественные отношения, возникающие при предупреждении административных правонарушений - охранительные административно-деликтные отношения;
2 Общественные отношения, возникающие при совершении административных правонарушений;
3 Общественные отношения, возникающие:
- при необходимой обороне;
- при крайней необходимости;
- при причинении вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение;
- при обоснованном риске.
Источники АДП
Источники АДП - это НПА, содержащие административно-правовые нормы либо регулирующие общественные отношения входящие в предмет правового регулирования АДП.
Все источники отрасли АДП можно разделить на две основные группы:
1 Источники, обладающие юридической силой закона:
- Конституция;
- Решение референдума;
- Международные НПА;
- Кодексы:
- КоАП РБ;
- ПИКоАП РБ.
- Законы;
- Декреты президента:
- Декрет Президента РБ № 18.
2 Источники, обладающие силой подзаконного акта:
- Указы и распоряжения президента;
- Постановления парламента;
- Постановления совета министров;
- Распоряжения премьер-министра;
- Заключение конституционного суда;
- Решение местных исполнительно-распорядительных органов.
Система АДП
Система АДП – это внутреннее построение АДП как отрасли права, представляющая собой совокупность административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения входящие в предмет правового регулирования АДП.
В основе деления АДП лежит строение КоАП РБ на:
1) Общую часть:
- административно-правовые нормы закрепляющие понятия административного правонарушения;
- административно-правовые нормы закрепляющие принципы и условия административной ответственности;
- административно-правовые нормы закрепляющие порядок применения административных взысканий.
2) Особенную часть (административно-правовые нормы которые предусматривают конкретные виды административных правонарушений и взыскание за из совершения):
- административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина;
- административные правонарушения против собственности.
Административно-правовая норма – общее правило поведения, рассчитанное на неопределенный круг лиц и многократное применение, установленное или санкционированное государством для регулирования общественных отношений входящих в предмет правового регулирования АДП и охраняемые принудительной силой государства.
Административно-правовая норма, как и любая другая норма права имеет внутреннюю структуру и состоит из:
1) Гипотезы - часть нормы, которая указывает на жизненные условия фактических обстоятельств вступления нормы в действие;
2) Диспозиции - основная, обязательная часть нормы, которая определяет права и обязанности субъектов АП, устанавливает возможное и должное варианты поведения:
- простая;
- описательная;
- бланкетная (ссылка на другой НПА);
- ссылочная (ссылка на другую норму КоАП);
- с альтернативными действиями;
- смешанная.
3) Санкции - часть нормы, которая указывает на меры возможного государственного воздействия на нарушителя правовых норм:
- абсолютно-определенная (определенный вид и размер взыскания);
- относительно-определенная (вид взыскания и его верхний и низший предел);
- альтернативная (два и более основных взыскания).