Понятие АДП. Место АДП в системе белорусского права.

Понятие АДП. Место АДП в системе белорусского права.

АДП - это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, определяющих, какие общественно опасные деяния (действия или бездействия) являются административными правонарушениями, регулирующая основания и условия административной ответственности, применения административных взыскания к лицам, совершившим административное правонарушение.

Соотношения АДП с другими отраслями права:

1 Соотношение конституционного и административного права:

- АДП как и любая другая отрасль права строится на основных принципах конституционного права;

- нормы административно-деликтного законодательства должны не противоречить Конституции РБ;

2 Соотношение уголовного и АДП:

- граница между преступлением и административным правонарушением заключается в степени общественной опасности правонарушения (преступлениями признаются общественно опасные деяния, а административными правонарушениями общественно вредные деяния);

- отдельные составы правонарушений признаются преступлениями только при наличии административной преюдиции - уголовная ответственность за общественно-опасное деяния предусмотренное ст. 281 УК (незаконная добыча рыбы или других водных животных) наступает только при наличии административной преюдиции – лицо имеет действующие административное взыскание за правонарушение предусмотренное ст. 15.35 КоАП (нарушения правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, добычи других водных животных);

3 Соотношение АДП с другими отраслями права;

- административно-правовые нормы устанавливают административную ответственность за нарушение норм и правил установленных другими отраслями права - ст. 11.2 КоАП РБ устанавливает административную ответственность за нарушение установленного нормами финансового права порядка осуществления валютных операций, ст. 23.15 КоАП РБ устанавливает административную ответственность за нарушения норм трудового права – прием на работу без документов подлежащему обязательному предъявлению при заключении трудового соглашения (исчерпывающий перечень необходимых документов приведен в ст. 26 ТК РБ).

Предмет АДП

Предмет АДП - это общественные отношения, возникающие в связи с совершением административного правонарушения, предупреждением административных правонарушений и при защите от общественно опасных посягательств; причинении вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение; обоснованном риске.

Можно выделить три разновидности общественных отношений, регулируемых АДП:

1 Общественные отношения, возникающие при предупреждении административных правонарушений - охранительные административно-деликтные отношения;

2 Общественные отношения, возникающие при совершении административных правонарушений;

3 Общественные отношения, возникающие:

- при необходимой обороне;

- при крайней необходимости;

- при причинении вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение;

- при обоснованном риске.

Источники АДП

Источники АДП - это НПА, содержащие административно-правовые нормы либо регулирующие общественные отношения входящие в предмет правового регулирования АДП.

Все источники отрасли АДП можно разделить на две основные группы:

1 Источники, обладающие юридической силой закона:

- Конституция;

- Решение референдума;

- Международные НПА;

- Кодексы:

- КоАП РБ;

- ПИКоАП РБ.

- Законы;

- Декреты президента:

- Декрет Президента РБ № 18.

2 Источники, обладающие силой подзаконного акта:

- Указы и распоряжения президента;

- Постановления парламента;

- Постановления совета министров;

- Распоряжения премьер-министра;

- Заключение конституционного суда;

- Решение местных исполнительно-распорядительных органов.

Система АДП

Система АДП – это внутреннее построение АДП как отрасли права, представляющая собой совокупность административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения входящие в предмет правового регулирования АДП.

В основе деления АДП лежит строение КоАП РБ на:

1) Общую часть:

- административно-правовые нормы закрепляющие понятия административного правонарушения;

- административно-правовые нормы закрепляющие принципы и условия административной ответственности;

- административно-правовые нормы закрепляющие порядок применения административных взысканий.

2) Особенную часть (административно-правовые нормы которые предусматривают конкретные виды административных правонарушений и взыскание за из совершения):

- административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина;

- административные правонарушения против собственности.

Административно-правовая норма – общее правило поведения, рассчитанное на неопределенный круг лиц и многократное применение, установленное или санкционированное государством для регулирования общественных отношений входящих в предмет правового регулирования АДП и охраняемые принудительной силой государства.

Административно-правовая норма, как и любая другая норма права имеет внутреннюю структуру и состоит из:

1) Гипотезы - часть нормы, которая указывает на жизненные условия фактических обстоятельств вступления нормы в действие;

2) Диспозиции - основная, обязательная часть нормы, которая определяет права и обязанности субъектов АП, устанавливает возможное и должное варианты поведения:

- простая;

- описательная;

- бланкетная (ссылка на другой НПА);

- ссылочная (ссылка на другую норму КоАП);

- с альтернативными действиями;

- смешанная.

3) Санкции - часть нормы, которая указывает на меры возможного государственного воздействия на нарушителя правовых норм:

- абсолютно-определенная (определенный вид и размер взыскания);

- относительно-определенная (вид взыскания и его верхний и низший предел);

- альтернативная (два и более основных взыскания).

Понятие АДП. Место АДП в системе белорусского права.

АДП - это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, определяющих, какие общественно опасные деяния (действия или бездействия) являются административными правонарушениями, регулирующая основания и условия административной ответственности, применения административных взыскания к лицам, совершившим административное правонарушение.

Соотношения АДП с другими отраслями права:

1 Соотношение конституционного и административного права:

- АДП как и любая другая отрасль права строится на основных принципах конституционного права;

- нормы административно-деликтного законодательства должны не противоречить Конституции РБ;

2 Соотношение уголовного и АДП:

- граница между преступлением и административным правонарушением заключается в степени общественной опасности правонарушения (преступлениями признаются общественно опасные деяния, а административными правонарушениями общественно вредные деяния);

- отдельные составы правонарушений признаются преступлениями только при наличии административной преюдиции - уголовная ответственность за общественно-опасное деяния предусмотренное ст. 281 УК (незаконная добыча рыбы или других водных животных) наступает только при наличии административной преюдиции – лицо имеет действующие административное взыскание за правонарушение предусмотренное ст. 15.35 КоАП (нарушения правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, добычи других водных животных);

3 Соотношение АДП с другими отраслями права;

- административно-правовые нормы устанавливают административную ответственность за нарушение норм и правил установленных другими отраслями права - ст. 11.2 КоАП РБ устанавливает административную ответственность за нарушение установленного нормами финансового права порядка осуществления валютных операций, ст. 23.15 КоАП РБ устанавливает административную ответственность за нарушения норм трудового права – прием на работу без документов подлежащему обязательному предъявлению при заключении трудового соглашения (исчерпывающий перечень необходимых документов приведен в ст. 26 ТК РБ).

Предмет АДП

Предмет АДП - это общественные отношения, возникающие в связи с совершением административного правонарушения, предупреждением административных правонарушений и при защите от общественно опасных посягательств; причинении вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение; обоснованном риске.

Можно выделить три разновидности общественных отношений, регулируемых АДП:

1 Общественные отношения, возникающие при предупреждении административных правонарушений - охранительные административно-деликтные отношения;

2 Общественные отношения, возникающие при совершении административных правонарушений;

3 Общественные отношения, возникающие:

- при необходимой обороне;

- при крайней необходимости;

- при причинении вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение;

- при обоснованном риске.

Источники АДП

Источники АДП - это НПА, содержащие административно-правовые нормы либо регулирующие общественные отношения входящие в предмет правового регулирования АДП.

Все источники отрасли АДП можно разделить на две основные группы:

1 Источники, обладающие юридической силой закона:

- Конституция;

- Решение референдума;

- Международные НПА;

- Кодексы:

- КоАП РБ;

- ПИКоАП РБ.

- Законы;

- Декреты президента:

- Декрет Президента РБ № 18.

2 Источники, обладающие силой подзаконного акта:

- Указы и распоряжения президента;

- Постановления парламента;

- Постановления совета министров;

- Распоряжения премьер-министра;

- Заключение конституционного суда;

- Решение местных исполнительно-распорядительных органов.

Система АДП

Система АДП – это внутреннее построение АДП как отрасли права, представляющая собой совокупность административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения входящие в предмет правового регулирования АДП.

В основе деления АДП лежит строение КоАП РБ на:

1) Общую часть:

- административно-правовые нормы закрепляющие понятия административного правонарушения;

- административно-правовые нормы закрепляющие принципы и условия административной ответственности;

- административно-правовые нормы закрепляющие порядок применения административных взысканий.

2) Особенную часть (административно-правовые нормы которые предусматривают конкретные виды административных правонарушений и взыскание за из совершения):

- административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина;

- административные правонарушения против собственности.

Административно-правовая норма – общее правило поведения, рассчитанное на неопределенный круг лиц и многократное применение, установленное или санкционированное государством для регулирования общественных отношений входящих в предмет правового регулирования АДП и охраняемые принудительной силой государства.

Административно-правовая норма, как и любая другая норма права имеет внутреннюю структуру и состоит из:

1) Гипотезы - часть нормы, которая указывает на жизненные условия фактических обстоятельств вступления нормы в действие;

2) Диспозиции - основная, обязательная часть нормы, которая определяет права и обязанности субъектов АП, устанавливает возможное и должное варианты поведения:

- простая;

- описательная;

- бланкетная (ссылка на другой НПА);

- ссылочная (ссылка на другую норму КоАП);

- с альтернативными действиями;

- смешанная.

3) Санкции - часть нормы, которая указывает на меры возможного государственного воздействия на нарушителя правовых норм:

- абсолютно-определенная (определенный вид и размер взыскания);

- относительно-определенная (вид взыскания и его верхний и низший предел);

- альтернативная (два и более основных взыскания).


Наши рекомендации