Вопрос 19 Система налогового законодательства РФ
Налоговое законодательство – это совокупность законодательных актов, регулирующих установление, введение и взимание налогов и сборов.
Система законодательства о налогах и сборах Российской Федерации образована нормативными актами трех уровней:
1) федеральное законодательство;
2) законодательство субъектов Российской Федерации;
3) нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований.
Согласно ст. 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Систему законодательства о налогах и сборах можно представить следующим образом.
1. Налоговый кодекс РФ, который состоит из двух частей: Общей и Особенной.
Часть первая НК РФ включает в себя 7 разделов и 20 глав. Эта часть устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
- виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
- основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Часть вторая НК РФ посвящена порядку исчисления и взимания конкретных налогов и сборов и состоит из 16 глав:
глава 21 "Налог на добавленную стоимость" ("НДС"); глава 22 "Акцизы";
глава 23 "Налог на доходы физических лиц"; глава 25 "Налог на прибыль";
глава 25.1 "Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных природных ресурсов";
глава 25.2 "Водный налог";
глава 25.3 "Государственная пошлина";
глава 26 "Налог на добычу полезных ископаемых";
глава 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (Единый сельскохозяйственным налог)";
глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения";
глава 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности";
глава 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции"; глава 28 "Транспортный налог"; глава 29 "Налог на игорный бизнес"; глава 30 "Налог на имущество организаций"; глава 31 "Земельный налог".
2. К иным федеральным законам о налогах и сборах, принятым в соответствии с НК РФ и составляющим вместе с НК РФ федеральное законодательство о налогах и сборах, относятся федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие НК РФ, действующие в настоящее время в части, не противоречащей ПК РФ. В качестве примера можно привести Законы РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и от 21 марта 1991 г. Л9 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
3. Законодательство о налогах и сборах включает законы о налогах и сборах субъектов РФ и нормативные правовые акты органов местного самоуправления, принимаемые их представительными органами.
Нормы налогового права сосредоточены в источниках налогового права. Система источников налогового права, иерархически выстроенная по юридической силе актов, условно выглядит следующим образом.
1. Конституция РФ. Положения Конституции РФ, как непосредственно содержащие налогово-правовые нормы, так и имеющие большое значение при установлении общих принципов налогообложения, установлении и введении налогов и сборов, формировании налоговой политики Российской Федерации, определяющие основные направления совершенствования и развития налогового права и в целом образующие конституционные основы налогообложения, являются источниками налогового права.
2. В одном ряду с Конституцией РФ рассматривают нормы международного права и международные договоры РФ. Однако в теории права вопрос о том, ставить нормы международного права по своей юридической силе на один уровень с Конституцией РФ или на уровень ниже, является дискуссионным и не до конца решенным.
Международные договоры, заключенные в области налогообложения, можно условно разделить следующим образом.
A. Налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Никосия, 5 декабря 1998 г.), Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Вашингтон, 17 июня 1992 г.).
Б. Специальные (ограниченные) соглашения по вопросам избежания двойного налогообложения (заключаются в области автомобильных перевозок, морского судоходства и т.п.). Например, Соглашение между Правительством СССР и Правительством Алжирской Народной Демократической Республики об устранении двойного налогообложения доходов, полученных от эксплуатации международных воздушных линий (Алжир, 11 июня 1988).
B. Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства (например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства (Москва, 21 января 2002).
3. Федеральное законодательство о налогах и сборах (специальное налоговое законодательство).
4. Иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права. Это федеральные законы, не входящие в объем понятия "законодательство о налогах и сборах", но содержащие нормы налогового права. К таким законам, в частности, относятся: Федеральный конституционный закон от 10.10.1995 г. № 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", в ст. 3 которого предусматривается, что на референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты, БК РФ, Таможенный кодекс Таможенного союза, КоАП РФ, УК РФ (ст. 198, 199, 199.1, 199.2) и другие федеральные законы.
5. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами:
1) акты органов общей компетенции:
а) постановления Правительства РФ. В частности, Правительством РФ предусмотрено издание нормативных правовых актов, определяющих порядок списания безнадежных недоимок по федеральным налогам и сборам (п. 1 ст. 59 НК РФ); перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (п. 2 ст. 64 НК РФ); порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (п. 8 ст. 84 НК РФ); порядок и размеры выплат, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым (п. 4 ст. 131 НК РФ);
б) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ;
в) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые исполнительными органами муниципальных образований;
2) акты органов специальной компетенции, т.е. ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, издание которых прямо предусмотрено НК РФ1.
В последнее время особое значение в регулировании вопросов налогообложения приобретают решения Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Хотя решения этих судов официально и не признаются источниками права, тем не менее они имеют значение для правоприменительной практики.