Вопрос 5. Принципы налогообложения в соответствии с законодательством РФ
Под принципами налогообложения понимаются основные идеи, правила и положения, применяемые в сфере налогообложения. Принципы налогообложения определяют направленность налоговой политики государства. То есть можно утверждать, что принципы налогообложения – это принципы построения налоговой системы.
В статье 3 НК РФ «Основные начала законодательства о налогах и сборах» сформулированы следующие основные принципы установления, введения и взимания налогов и сборов:
-каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
- налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
- не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
-налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;
- не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
- ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом;
- при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
В соответствии с этим можно выделить следующие основные начала законодательства о налогах и сборах:
1) обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы;
2) всеобщность и равенство налогообложения.
Всеобщность налогообложения означает, что обязанность по уплате налогов и сборов устанавливается для всех субъектов, которые относятся к определенной группе налогоплательщиков, в связи с наличием у них определенного имущества, осуществлением определенных видов деятельности или совершением определенных действий;
3) учет фактической способности налогоплательщика к уплате налога.
Это означает, что установление налогов и сборов не должно носить «кабальный» характер и заведомо создавать ситуацию, когда налогоплательщики в силу объективных причин не способны исполнить своих обязанностей по уплате соответствующих налогов и сборов;
4) недопустимость дискриминации в сфере налогообложения.
Налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от:
а) формы собственности;
б) гражданства физических лиц;
в) места происхождения капитала.
Из вышеуказанных положений видно, что принцип недопустимости дискриминации в сфере налогообложения распространяется как на физических лиц, так и на юридических лиц, о чем свидетельствует положение, что недопустимо устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от происхождения капитала;
5) экономическая обоснованность налогов и сборов.
Экономическая обоснованность налогов и сборов предполагает, что соответствующие государственные органы (или органы местного самоуправления) обязаны при установлении и введении налогов и сборов определить тот экономический результат, который даст бюджету соответствующий налог или сбор.
Экономическая обоснованность налогов и сборов тесно связана с принципом учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога, так как способность налогоплательщика исполнить соответствующую обязанность по уплате налога, в конечном счете, предопределяет результат от установления и введения налога;
6) недопустимость установления и введения налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав.
Возможность реализации гражданами своих конституционных прав не может каким-либо образом связываться с уплатой ими налогов или сборов, в частности государственные органы, органы местного самоуправления не вправе требовать от граждан уплаты каких-либо налоговых платежей в связи с реализацией ими таких конституционных прав, как:
а) право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы;
б) право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
в) право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;
г) право на жилище; право на медицинскую помощь; право на образование;
д) право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом;
7) обеспечение единства экономического пространства Российской Федерации и недопустимость ограничения не запрещенной экономической деятельности физических лиц и организаций.
Данный принцип в соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации («В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» [1]) гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
8) соответствие нормативных правовых актов, устанавливающих, изменяющих или отменяющих налоги и сборы, требованиям полноты, точности и ясности.
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, а именно:
а) налогоплательщик;
б) объект налогообложения;
в) налоговая база;
г) налоговый период;
д) налоговая ставка;
е) порядок исчисления налога;
ж) порядок и сроки уплаты налога.
Требование о точности и ясности формулировок нормативных правовых актов, устанавливающих, изменяющих или отменяющих налоги и сборы, означает, что указанные акты должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Данные требования направлены на то, чтобы устранить возможность возникновения каких-либо разногласий между налогоплательщиком и налоговыми органами в толковании и применении нормативных правовых актов;
9) приоритет интересов налогоплательщиков при применении и толковании актов законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика;
10) ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов:
- не предусмотренные НК РФ;
- установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
Принципы налогообложения, установленные НК РФ, способствуют стабилизации налоговых отношений и придают налогообложению долговременный характер действия.