Предпосылки, становление и развитие юридической науки в период буржуазных революций
Период нового времени характеризуется, прежде всего, становлением передовых на тот момент буржуазных отношений в Западной Европе. Новые мощные социальные силы выступают против феодального общества, государства и права. Они пытаются получить власть и преобразовать их на новый, капиталистический лад. Новые общественные отношения быстро находят отклик в трудах ученых-философов и юристов. Их идеи дают идеологическое обоснование грядущим изменениям, в практическом же плане они способствуют обновлению наиболее отживших государственно-правовых институтов. Большое значение для обновления правовой действительности данного периода играет протестантизм и его учение. Продолжает оставаться важным для значительного числа европейских стран и влияние римского права.
Возникновение и укрепление национальных государств, возникновение абсолютизма отразились на университетском преподавании и университетской науке. Многие высшие учебные заведения попали (или были основаны) под контроль власти монархов, они также контролировались католической, а потом и протестантской церковью, становясь проводниками их идеологии. Существовала насущная потребность реформирования университетского образования, освобождение его от пут церковной схоластики. Однако последнее относится к более позднему периоду. В XVI – XVIII вв. по причине всего вышесказанного расцвет науки в определенной мере протекал вне университетских стен. Но, тем не менее, их значение для подготовки столь необходимых теперь для государственной службы чиновников трудно переоценить.
Создание национальных государств, изменение статуса университетов имело и другие последствия, весьма важные для юридической науки и юридического образования: произошло «разрушение универсальной юридической науки и тенденции к общему европейскому законодательству, которые сложились в Средние века» . Этому способствовало и ослабление власти католической церкви. Происходит формирование национальных правовых систем. Большинство из них восприняли традиции римского права. Для нового права европейских государств была характерной концепция естественного права. Право активно реформировалось, изменялись его нормы и институты, происходило их приспособление к буржуазным отношениям. Изменяется и соотношение и значение отдельных правовых источников. В большинстве европейских стран постепенно все большее влияние приобретают нормативные правовые акты. Они получают, во всяком случае с XVIII в., приоритетное значение. Начинается систематизация законодательства на новом, более высоком уровне. Так, в 1734 г. в Швеции издается Общее уложение, а в 1794 г. в Пруссии – Общее уложение для прусских земель. Происходит и увеличение юридических знаний. Возрастает число образованных людей и профессиональных юристов. Благодаря развитию книгопечатания содержание научных дискуссий, которые велись теперь в журналах, газетах и брошюрах, становятся достоянием все большего числа людей. Открываются новые учебные заведения и университеты. Несмотря на формирование национальных систем, достижения в области права и юридической науки отдельных государств быстро становятся известными и оказывают влияние на правовые системы других государств. Изменяется и само отношение к правовым нововведениям. Теперь они, как и другие элементы социального и технического прогресса, в отличие от Средневековья, начинают приветствоваться и привлекать всеобщее внимание ученых, образованных людей и государственных деятелей. Все большее число общественных отношений становится объектом правового регулирования. Этот процесс имел положительную сторону. В XVII –
XVIII вв. законодательные меры государства способствовали столь необходимым реформам. Однако тут была и оборотная сторона: оказалось, что законы и указы эффективны только тогда, когда их нормы соответствуют фактическим социально-экономическим отношениям и действительным потребностям общества.
Формирование новых государственно-правовых идеалов представляло собой длительный и сложный процесс, начало которому было положено еще в период Позднего Средневековья, эпоху Возрождения. Одним из выдающихся мыслителей эпохи Позднего Возрождения был Никколо Макиавелли (1469 – 1527). Это был выдающийся ученый, мыслитель и заметный государственный деятель. Он заложил основы современной политической науки. Свои взгляды он изложил в следующих произведениях: «Государь», «История Флоренции» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». Он отходит от религиозно-догматических представлений в социально-политической сфере и истории, указывая на активную роль в этом процессе человека. Макиавелли вводит в оборот новый важнейший термин – stato (государство). Однако в центре его внимания находится борьба за власть, ее движущие силы. Он пишет о форме государств, которые делит на правильные и неправильные. Первые – это монархия, аристократия, демократия, а вторые – тирания, олигархия и «распущенность». Появление таких форм, как считает ученый, зависит от соотношения социальных сил в государстве. Праву Макиавелли уделяет значительно меньше внимания. Однако это для него крайне важный инструмент в руках власти. Хорошие законы, как и хорошее войско, становятся основой для любой крепкой власти.
Основы новой западноевропейской юридической науки заложил известный голландский ученый, философ и юрист Гуго Гроций (1583 –
1645). Его политико-правовые воззрения были изложены в фундаментальном труде «О праве войны и мира…». Гроций считал, что общежитие людей и государств основывается на разумной природе человека, которому присуще стремление к мирному и разумно устроенному общежитию. Нормы, вытекающие из потребностей такого общежития, и становятся общеобязательным естественным правом. Они обязательны для всех людей вне зависимости от их происхождения (религии, науки и т. д.). Такие нормы должен признать даже атеист, однако, для верующего человека ясно, что природу человека создал Бог, а значит, он и творец естественного права. Вместе с естественным правом Гроций признавал существование положительного, позитивного права (т. е. действующего). Его нормы основаны на божественной или человеческой воле, а потому они изменчивы, служат лишь местным, временным потребностям. Он различает право и мораль. Исполнение последней, в отличие от права, не может быть осуществлено посредством суда или войны. Гроций закладывает основы международного права. В данной сфере нормы естественного права также обязательны для правителей и государств.
Великий английский философ и политический мыслитель Т. Гоббс (1588 – 1679) внес выдающийся вклад в развитие рационализма в науке и праве. Как философ Гоббс считал, что вещи по природе своей единичны, единичны, в таком случае, и получаемые о них представления. Слово дает нам возможность собирать сходные представления под общим именем и создавать, таким образом, абстрактные понятия. Уже через разложение общего понятия на составные признаки получается его определение, в котором дается и объяснение причины явления. Исходя из таких определений, мы делаем из них выводы рационалистическим путем, помимо опытных данных. Философ использует математический, дедуктивный метод и в анализе общественных отношений.
Гоббс утверждает, что действия людей определяются их ощущениями, получаемыми от внешних тел. Они сводятся к двум вещам: удовольствию и неудовольствию. Поэтому люди стремятся к получению удовольствия и избегают неудовольствия. Человек по своей природе эгоистичен и стремится к достижению собственной выгоды, он не считается с интересами других. Отсюда неизбежны столкновения людей. Но войны противоречат инстинкту самосохранения, а потому людям необходим мир. Последний возможен лишь при условии самообуздания и ограничения естественного права индивида на все. Это возможно лишь путем соглашения всех и договорного установления независимой власти, государства, оберегающего такой договор. При этом индивид вправе отказаться от подчинения власти государства, если последнее не обеспечивает его безопасность.
Другим известным английским философом был Джон Локк (1632 –
1704). Он развивал теорию познания материалистического эмпиризма, считая единственным источником всех идей опыт. Идеи возникают или вследствие действия внешних вещей на органы чувств, или по причине внимания, направленного на состояние и деятельность души. Чтобы стать знанием, такие идеи должны быть переработаны деятельностью рассудка. Локк выступает сторонником идеи разделения властей. Он выступает за отделение законодательной власти от исполнительной. Но при этом делает важную оговорку, что государство и орган законодательной власти должны получить только такую сумму полномочий, которые делают для них возможным обеспечение основных прав и свобод подданных. Законодательная власть, таким образом, не является неограниченной. Она может издавать только общие нормы, т. е. законы. Но она не может принимать акты по частным случаям.
Подлинным гуманистом являлся известный итальянский публицист и родоначальник «классической школы» уголовного права Чезаре Беккариа (1738 – 1794). Его известный труд «О преступлениях и наказаниях» вышел в свет в 1764 г. и сразу стал крайне популярным в Европе. Беккариа доказывает, что суровые наказания, жестокость могут только увеличивать преступность, что существует насущная необходимость в смягчении системы наказания. Он поднимает вопрос об отмене смертной казни, выступает против легальной теории доказательств. Он пытается отыскать действительные причины роста преступности. Для уменьшения их числа Беккариа требует распространения среди народа образования, улучшения материальных условий жизни, а также постепенного уравнения всех граждан в получении социальных и иных выгод, которые должна давать общественная жизнь. Он выступает и за отмену пыток.
Идеи Беккариа получили широкий общественный резонанс. Во многих европейских странах в этот период происходит постепенная отмена пыток и смягчение норм уголовного права.
Выдающимся представителем французских просветителей был Шарль Луи Монтескье. Его основным произведением, важным для государственно-правовой науки, следует признать труд «О духе законов». Монтескье связывает государственные и правовые институты с определенной исторической обстановкой. Характер государства и его правовой системы находятся у философа в зависимости от географического положения страны, климата, ее величины и других факторов. Он сторонник теории разделения властей. Ведущая роль принадлежит законодательной власти. Изданные ей законы реализуются уже исполнительной и судебной. Причем власти должны взаимно сдерживать друг друга. Это способствовало бы и достижению принципа верховенства права.
Развитие юридической науки, ее методологии неразрывно связано с научными достижениями в других сферах знания. Основы современной науки были заложены еще в XVI – XVII вв. Она, по мнению многих ученых, стала продуктом имевшей место в этот период научной революции, которая берет свое начало примерно с 1543 г. – с издания труда Н. Коперника «Об обращении небесных сфер». Возникновение новых идей в технических и естественных науках не могло не отразиться и отразилось на гуманитарных науках и методологии науки. Условно развитие системы научных знаний принято делить на три периода: классическая наука – сер. XVI – кон. XIX в. (некоторые ученые этот период делят на два этапа), неклассическая наука – конец XIX в. – 70-е гг. ХХ в. и постнеклассическая наука – 70-е гг. ХХ в. и по наше время. Формирование таких этапов развития науки исследователи связывают с так называемыми «научными революциями».
Одним из видных представителей науки нового времени был Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626). С его именем обычно связывают основание экспериментальной науки данного периода. Бэкон разграничил веру и научное знание. Выступал против схоластики и догматизма. Методом его научного познания была индукция. Наука может разрабатываться с успехом лишь путем постепенного восхождения от единичных явлений к низшим законам, от них – к средним и, наконец, – к самым общим.
Основой науки должно быть описание на основе опыта, его факты должны быть рационально переработаны. При этом важно освободить ум от различных заблуждений, т. е. «идолов», которые присущи человеческому роду, ученым, особенностям языка и т. п.
В отличие от эмпиризма Бэкона, другой известный философ Рене Декарт (1596 – 1650) был основоположником научного рационализма. Последний представлял собой теорию познания, согласно которой достоверные знания не могут быть получены из опыта и его обобщений. Они могут возникнуть только из деятельности самого ума, либо из понятий, присущих уму от рождения. Последними, по утверждению Декарта, являлись идеи бога, духовной и телесной субстанции. В процессе познания главное значение ученый придавал дедукции.