Конституционный период Английской буржуазной революции XVII века. «Петиция о праве» 1628 г., «Великая ремонстрация» 1641 г.
Основной конституционный вопрос о границах королевской прерогативы, вокруг которого велась борьба практически во всех парламентах Якова I, сводился в области внутренней политики к следующему: имеет ли король право вводить новые пошлины и принудительные обложения без ведома и согласия парламента и взимать их? А в области внешней политики — должен ли король “советоваться” с парламентом, прежде чем предпринимать какой-либо шаг в международных делах?
Ответ оппозиции был однозначен: верховная власть принадлежит не королю вне парламента, а королю в парламенте, т. е. получившему поддержку обеих палат. Яков I, как мы видели, наоборот, в соответствии со своей доктриной абсолютной власти короля считал своим “бесспорным” правом обходиться в обоих случаях без «совета» парламента и, более того, подтвердил эту доктрину на практике, не созвав после роспуска парламента в 1611 г. (если не считать безрезультатного и краткосрочного парламента 1614 г.) вплоть до 1621 г. ни одного парламента.
Конфликт между королем и парламентом разгорелся с новой силой в первые же годы правления Карла I и достиг своего апогея в связи с подачей палатой общин королю знаменитой “Петиции о праве” (1628 г.), в которой парламент выставил королю ряд требований. По сути дела, в документе был отражен главный политический вопрос революции – о правах короля в отношении жизни и имущества подданных. Впоследствии , парламент был распущен (в марте 1629г.) и не созывался в течение одиннадцати лет. Так началось единоличное правление короля без парламента (1629—1640гг.).
Утверждение в Англии конституционной монархии получило закрепление в следующих актах парламента:
• Хабеас корпус акт Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морем — 1679 г.; • Билль о правах — 1689 г.; • Акт об устроении — 1701 г.
Принятый в 1679 г. Хабеас корпус акт Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морем приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии. Он устанавливает правила ареста и привлечения обвиняемого к суду, предоставляет суду право контроля за законностью задержания и ареста граждан и содержит ряд принципов справедливого и демократического правосудия: презумпции невиновности, соблюдения законности при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с надлежащей судебной процедурой и по месту совершения проступка.
Билль о правах 1689 г. резко ограничил прерогативы короны и гарантировал права парламента. Он устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Срок полномочий парламента был определен в З года, впоследствии был увеличен до 7 лет.
Утверждалось верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики. Без согласия парламента король не имел права:
• приостанавливать действие законов или их исполнение
• взимать налоги и сборы в пользу короны
• набирать и содержать постоянную армию в мирное время.
Король продолжал участвовать в законодательной деятельности, также ему предоставлялось право абсолютного вето.
Акт об устроении устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения компетенции законодательной и исполнительной власти. Положения:
• установление принципа контрасигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, были действительны только при наличии подписи соответствующего министра
• установление принципа несменяемости судей — отстранить их от должности можно было только по решению парламента.
Парламент Англии после Славной революции вновь стал двухпалатным:
• палата лордов — верхняя палата, состояла из лиц, занимающих места по наследству, по должности или по назначению короля
• палата общин — нижняя палата, формировалась на основе избирательного права.
В начале XVIII в. в Англии был создан новый орган исполнительной власти — кабинет министров, возглавляемый премьер-министром.
Петиция о правах — один из главных источников английской конституции. Петиция о правах акт, представленный королю Карлу I от имени обеих палат английского парламента 28 мая 1628 г. и называемый "второй великой хартией. В этом документе, представлявшем по форме своей просьбу народа к королю о соблюдении законов страны, указаны злоупотребления, допускавшиеся при Иакове I и в особенности при Карле I и перечислены все статуты, защищавшие подданных от произвола короля. П. сводилась к следующим четырем пунктам:
1) Произвольный сбор налогов".
2) Личная неприкосновенность английских подданных
3) Произвольное установление чрезвычайных военных судов
4) Противозаконные экзекуционные военные команды
7 июня 1628 король Карл I подписал
Великая ремонстрация — один из наиболее значительных документов первого периода Английской буржуазной революции 17 века. Содержала обширный 204 статьи перечень злоупотреблений короны и была направлена против абсолютизма. Основу В. р. составляли вопросы об обеспечении буржуазной собственности на землю и защите движимого имущества от притязаний короны, о свободе торговли и предпринимательской деятельности, о прекращении религиозных преследований и финансового произвола, об ответственности королевских чиновников перед парламентом.
51. Гражданская война и буржуазно-демократический этап Английской буржуазной революции XVII в.
В конце лета 1642 Г- король объявил войну парламенту. Началась первая гражданская война — между роялистами и сторонниками парламента. Были созданы регулярные армии. Нерешительная политика пресвитериан привела к тому, что парламентская армия потерпела поражение в первом же сражении. После этого военное руководство перешло в руки индепендентов во главе с Кромвелем. В соответствии с Ордонансом о новой модели, принятым парламентом, была создана новая парламентская армия, которая должна была содержаться за счет государства. Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян и ремесленников. Офицерские должности замещались по способностям вне зависимости от происхождения. Реорганизованная парламентская армия разгромила королевские войска. К концу 1646 г. первая гражданская война завершилась победой парламента.
Для пресвитерианского парламента революция была завершена. Их устраивала идея политического строя по типу конституционной монархии —верховенство парламента, осуществляющего власть в стране вместе с королем.
Ордонансом:
• уничтожено рыцарское держание и все вытекавшие из него повинности в пользу короны
• с уничтожением монопольных прав в торговле и промышленности частично возобладал принцип свободной конкуренции
• было приостановлено действие законодательства против огораживаний.
Индепенденты и выделившиеся из их партии левеллеры стремились к более радикальным реформам. Борьба между индепендентами и пресвитерианами привела ко второй гражданской войне. Поддержка левеллеров обеспечила победу индепендентской армии. В конце 1648 г. армия заняла Лондон и окончательно очистила Долгий парламент от пресвитерианского большинства.
Во время войны в стране установились две враждующие и независимые власти. Большинство представителей крупной знати и значительная часть среднего дворянства выступили на стороне короля, точно так же как большая часть торгово-предпринимательских элементов в деревне и городе, народные низы, если их выбор оказывался более или менее свободным, выступали на стороне парламента. Суть “конституционного” по видимости конфликта , переросшего к осени 1642 г. в конфликт вооруженный , заключалась в фундаментальном противоречии между проводившейся двором — в интересах крупной феодальной знати (включая иерархов церкви) и сросшейся с нею торгово-финансовой олигархии внутренней и внешней политикой и жизненно важными интересами новых общественных классов.
Как показал опыт первых двух лет законодательной деятельности Долгого парламента, цель оппозиции, заключалась в попытке низвести его исполнительную власть до положения еще одного «дополнительного» сословия. Точнее говоря, парламент претендовал на то, чтобы решение всех важнейших вопросов внешней и внутренней политики происходило по формуле: “Король в парламенте и через парламент”. В этот период Долгим парламентом был проведен ряд важных преобразований. В 1643 был упразднен епископат и введено пресвитерианское устройство церкви. Земли епископов и роялистов были конфискованы в пользу государства и пущены в распродажу. В результате этих мер значительная часть земельной собственности перешла в руки буржуазии и джентри. Закрепить новый статус этих земель был призван Акт 1646г об отмене системы феодальных рыцарских держаний “на общем праве” . Таким образом, было осуществлено одностороннее решение аграрного вопроса, выгодное только буржуазии и новому дворянству. Однако начало гражданской войны потребовало от парламента ответа на отправной по сути вопрос: к чему в конечном счете сводится цель его военной политики? И тогда оказалось, что пресвитерианское большинство палаты общин пуще огня боялось военной победы над королем, так как это могло развязать революционную инициативу народных низов города и деревни, и без того “сверх меры осмелевших”. В ряде городов, в том числе в Лондоне, под давлением снизу произошли перевороты, в результате которых к власти пришли вместо роялистски настроенной правящей олигархии выходцы из менее состоятельных и более демократических кругов. Для решения этой проблемы в сентябре 1643 г. был заключен военный союз с шотландцами. В “обмен” на военную помощь против Карла I
В июне 1646 г.Карла I был свержен и бежал на север, в расположение армии шотландцев. Таким образом, первая гражданская война завершилась полной военной победой парламента, одержанной — вопреки стремлениям пресвитериан,— только опираясь на самоотверженность и массовый героизм крестьян и городских ремесленников, одетых в солдатские мундиры.
Период второй, более короткий и победоносный для пуритан гражданской войны приходится на 1648-1649гг.Армия роялистов была окончательно разгромлена. Короля пленили и вскоре казнили. В декабре месяце по приказу Кромвеля была проведена “чистка” Долгого парламента от пресвитериан. Политическая власть перешла в руки индепендентов. Палата общин провозгласила себя верховной властью , постановления которой имеют силу закона без согласия короля и палаты лордов. Через месяц после казни Карла I парламент принял законы об упразднении королевского звания и палаты лордов. Конституционное закрепление республиканской формы правления было завершено актом 19 мая 1649г. В нем провозглашалось образование республики, верховной властью в государстве объявлялась “Представители Народа в Парламенте”. Высшим органом исполнительной власти стал Государственный совет, который нес ответственность перед парламентом. Однако фактическое руководство им осуществлял совет во главе с Кромвелем.
52. Индепендентская республика и протекторат О. Кромвеля. «Орудие управления» 1653 г.
После казни короля Англия была объявлена республикой, верховная власть в которой принадлежала однопалатному парламенту палата лордов была упразднена.
Высшим органом исполнительной власти стал Государственный совет, который нес ответственность перед парламентом. В его задачи входило: • противодействие восстановлению монархии; • управление вооруженными силами страны; • установление налогов; • управление торговлей и внешней политикой страны.
Распродав за бесценок конфискованные земли короля, епископов и кавалеров, новая республика, оказавшаяся индепендентской олигархией, обогатила буржуазию и новое дворянство.
В этих условиях лидеры индепендентов, опираясь на армейскую верхушку, установили режим военной диктатуры — протекторат Кромвеля — Вожди левеллеров были брошены в тюрьмы, а левеллерские восстания в армии подавлены.
Орудие управления — новая конституция английского государства, по которой учреждались выборный однопалатный парламент, созываемый каждые три года, назначаемые пожизненно члены Государственного совета и лорд-протектор как глава законодательной и исполнительной власти.
Период индепенденской республики и его законодательное оформление. В декабре 1648, опираясь на армию, индепенденское руководство провело чистку парламента от активных пресветериан. Политическая власть перешла в руки индепендентов. 4.01.1649 палата общин объявила себя носителем верховной власти, постановления которой имеют силу закона без согласия короля и палаты лордов. После суда над королем и его казни в марте королевское звание и верхняя палата были упразднены. Конституционное закрепление республиканской формы правления в Англии было завершено актом 19 мая 1649 г. В нем провозглашалось образование республики, верховной властью в государстве объявлялись "Представители Народа в Парламенте". Высшим органом исполнительной власти стал Государственный совет, который нес ответственность перед парламентом. Индепенденты, превращавшиеся в крупных земельных собственников, стремились к прекращению революции.
Протекторат Кромвеля «Орудие управления» от 16.12.1653 г. Фактическое руководство страной осуществлял военный совет во главе с Кромвелем. Однако после учреждения республики социальная борьба не ослабела, а, наоборот, приняла более острые формы. В армии, состоящей в основном из среднего крестьянства и ремесленников, влияние левеллеров продолжало усиливаться. В этих условиях лидеры индепендентов, опираясь на армейскую верхушку, прибегли к установлению режима диктатуры, которая была прикрыта провозглашением "протектората". В конце 1653 г. Совет офицеров подготовил проект акта о новой форме правления, названного Орудие правительственной власти. Согласно ст. 1 акта, высшая законодательная власть в Англии, Шотландии и Ирландии сосредоточивалось в лице лорда-протектора и народа, представленного в парламенте. Чтобы в однопалатный парламент попали только представители буржуазии и джентри, акт предусматривал высокий имущественный ценз для избирателей. Кроме того, избирательных прав лишались католики и лица, участвовавшие в войне на стороне короля. Исполнительная власть в государстве вверялась лорду-протектору и Государственному совету, число членов которого могло колебаться от 13 до 21. Лорд-протектор наделялся широкими полномочиями. Он осуществлял командование вооруженными силами, с согласия большинства совета мог объявлять войну и заключать мир, назначать новых членов высшего исполнительного органа и офицеров, поставленных во главе административных округов. Главной опорой протектора оставалась армия. Для ее содержания и покрытия других издержек правительства вводился ежегодный налог, который не мог быть отменен или уменьшен парламентом без согласия лорда-протектора. Таким образом, финансовые прерогативы лорда-протектора практически стали бесконтрольными, как у абсолютного монарха. Христианская религия объявлялась государственной религией трех наций.
53. Реставрация монархии Стюартов. Виги и тори. «Хабеас корпус акт» 1679 г.
К концу 50-х годов XVII в. режим военной диктатуры стал встречать оппозицию, как справа, так и слева. Роялисты мечтали о восстановлении монархии. Республиканцев тоже не устраивала новая форма правления, мало похожая на республиканскую. Смерть Кромвеля в 1658 г. ускорила политический кризис. На некоторое время власть перешла в руки сына Кромвеля - Ричарда, но, будучи слабой политической фигурой, в условиях нарастающего кризиса он не сумел ее удержать. В 1659 г. остаток Долгого парламента объявил себя учредительной властью. В 1660 г. он восстановил палату лордов и старую конституционную монархию, провозгласив Карла II Стюарта английским королем. Реставрация монархии повлекла за собой восстановление прежней избирательной системы, структуры парламента, некоторых государственных органов. С целью сохранения собственной безопасности и результатов революции новое дворянство добилось от Карла II подписания "Бредской декларации", где король обещал ряд политических гарантий:
ü амнистию участникам революции;
ü предоставление свободы вероисповедания (за исключением католического);
ü сохранение за новыми собственниками конфискованных во время революции земель роялистов, короны и церкви.
Утвердившись на престоле, Карл II забыл о данных обещаниях. Участники революции стали преследоваться. Трупы Кромвеля и других участников революции были выброшены из могил и вздернуты на виселицу. Государственной религией была объявлена англиканская церковь, а пуритане вновь подверглись гонению. Стюарты предприняли попытку вернуть феодальному дворянину и церкви земли, конфискованные во время революции. Но встретили открытое сопротивление новых владельцев - буржуазии и джентри, попытка не увенчалась успехом. Это свидетельствовало о том, что основные социальные сдвиги, произведенные революцией, не подверглись изменению. Страна шла по капиталистическому пути развития и монархия должна была приспосабливается к этому. Разногласия среди правящих классов снова сделали парламент центром политической борьбы.
В 70-х XVII в. в английском парламенте постепенно оформились 2 политические партии: тори и виги (первоначально бранные клички: whig - на шотландском - простокваша; tory - уличный вор в Ирландии). Тори являлись сторонниками усиления королевской власти и англиканской церкви. Социальную базу партии составила землевладельческая аристократия – старое феодальное дворянство. Виги, опиравшиеся на новое дворянство и буржуазию, выступали за сохранение конституционной монархии при сильной власти парламента. В период правления Карла II тори занимали доминирующее место в английском парламенте.
Одним из первых важных шагов к совершенствованию традиционной судебно-правовой системы в духе возрастания законодательной её регламентации стало издание специального парламентского «Акта о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточения за морями» (26 мая 1679 г.). Этим актом были установлены прочные правовые гарантии неприкосновенности личности – едва ли не самого важного элемента взаимоотношений гражданина государства с его юстицией и администрацией. По первым словам судебного приказа*, который регламентировался в законе, он получил историческое наименование Habeas corpus Act.
Принятие Акта было связано с обстоятельствами политической борьбы первого вигского парламента периода Реставрации и практической необходимостью победившей партии обезопасить себя от политических преследований под формой уголовных обвинений.
Согласно Акту, любой арестованный «за уголовные или считаемые уголовными деяния» теперь мог потребовать на основании приказа habeas corpus доставки в суд, выдавший данный приказ, где будут «удостоверены истинные причины задержания или заключения». Судебная проверка обоснованности ареста вводилась, во-первых, для предотвращения вообще неправовых и необоснованных арестов по произволу администрации, во-вторых – чтобы «подданные короля к их большому убытку и обиде не были длительно задержаны в тюрьме в таких случаях, когда по закону они могут быть взяты на поруки».
После установления обоснованности или необоснованности ареста в судебном порядке (т. е. подразумевалось, что решение можно законно обжаловать), судья или отпускал арестованного, или брал с него обязательство явиться в суд королевской скамьи в ближайшую сессию. В качестве гарантии явки устанавливался залог-поручительство «в сумме по своему усмотрению сообразно состоянию заключённого и роду его преступления». Важной гарантией положения арестованного было и то, что ходатайствовать о всех таких судебных действиях могли его родственники и вообще любые лица, заинтересованные в деле.
Выполнение приказа habeas corpus было обставлено важными административными гарантиями: неподчинившихся приказам суда шерифов, тюремщиков, иных администраторов ожидали крупные денежные штрафы, а в случае вторичного проступка – и отстранение от должности.
Гарантии, установленные Актом, распространялись только на аресты по уголовным обвинениям и не касались возможного задержания несостоятельных должников.
Процедура освобождения под поручительство (залог) не распространялась первоначально на тяжкие уголовные преступления и на обвинения в государственной измене. Однако и для таких обвиняемых вводилось более строгое правило о том, чтобы их дело было рассмотрено судами в ближайшую судебную сессию. Если этого сделано не было, то арестованных следовало безусловно отпускать, и они не могли быть более никогда снова арестованы за то же преступление иначе, как по формально выполненному судебному приказу. В первой половине XIX в. ограничения, касавшиеся тяжких обвинений и государственной измены, были сняты.
Акт 1679 г. не создавал абсолютных гарантий неприкосновенности личности. Во-первых, по материальному смыслу требуемого поручительства: очевидно, что только собственники могли рассчитывать на денежное поручительство родных, соседей и т. п. Никаких общественных институтов для поручительства, например за «бедных» (целое сословие, специально образованное английскими законами XVI-XVIII вв.), не предполагалось. Во-вторых, юридически за парламентом сохранялось право в любой момент приостанавливать действие Акта и гарантий (на непродолжительное время, но все же. В целом Акт 1679 г. существенно изменил положение обвиняемого в уголовном суде и характер самой уголовной юстиции.
54. Государственный переворот 1688 г. и становление парламентской монархии в Англии.
Государственный переворот 1688 г
Военные силы Якова II значительно превышали силы Вильгельма Оранского, но, несмотря на это, последнему удалось сравнительно легко произвести государственный переворот. Не было никаких сражений с королевскими войсками. На сторону Вильгельма перешли городская буржуазия и джентри - вначале в Юго-Западной, а затем в Центральной, Северной и Восточной Англии.
На стороне Вильгельма оказались министры, члены королевской семьи, сам главнокомандующий королевской армией Джон Черчилль (впоследствии герцог Мальборо). Брошенному почти всеми своими бывшими приверженцами, Якову II не оставалось ничего другого, кроме как бежать из Англии.
Лондон уже вступил Вильгельм Оранский. Случилось это 18 декабря 1688 г.
Первое время принц Оранский был объявлен регентом королевства. И только в конце января 1689 г. был специально созван парламент-конвент, который наконец избрал Вильгельма III (1689- 1702) вместе с его женой Марией II на опустевший королевский престол.
Осенью 1689 г. учредительным парламентом-конвентом была принят «Билль о правах». В «Билле о правах» 1689 г. содержались важнейшие конституционные гарантии, которые были призваны предохранить Англию от каких-либо новых попыток реставрации абсолютизма.
Так произошла в Англии «Славная революция», которую многие историки противопоставляют «кровавому мятежу» 40-х годов XVII в. как «мирную» и «бескровную революцию».
ФОРМИРОВАНИЕ ПАРЛАМЕНТСКОЙ МОНАРХИИ В АНГЛИИ
Задатки формирования парламентской монархии в Англии произошли тогда, когда Долгий парламент принял к обсуждению билль о ликвидации епископата (прекрасно сознавая, что за этим последует столкновение с королем, придерживавшимся формулы «нет епископа - нет короля»), отнял у короля Карла I командование армией и устранил ряд королевских чиновников как наиболее одиозных фигур. Парламент закрепил за собой право сменять неугодных ему должностных лиц, установил, что парламент должен собираться не менее одного раза в три года. В случае, если это правило игнорируется королем и его правительством, инициатива выборов переходит к шерифам, а если и последние бездействуют - к населению.
Акты парламента 1641 г. были направлены на ограничение абсолютной власти и означали переход к определенной разновидности конституционной монархии. Однако фактически эта форма буржуазного государства не успела утвердиться с началом гражданских войн между сторонниками короля и парламента (1642-1647 и 1648-1649 гг.).
Восемнадцатое столетие было временем формирования английской конституционной монархии. Процесс этот подталкивается многими важными переменами. Происходила промышленная революция, выдвинувшая Англию в число наиболее развитых стран мира. Быстро развивалось капиталистическое производство, чтобы затем уступить место крупной промышленности, паровой машине и гигантским фабрикам. Исчезают целые классы населения, вместо них появляются новые классы. В течение того же XVIII в. получает свое развитие принцип «ответственного правительства».
Английский кабинет министров выделился из Тайного совета, состав которого подбирался королем.
Время от времени тому или иному члену совета поручалось руководство определенным ведомством.
Совокупность такого рода министров составляла кабинет, реально влияющий на обстановку в стране. С помощью парламента кабинету министров удалось довольно быстро оттеснить короля от принятия решений. Но почти тотчас обнаружились противоречия между кабинетом и парламентом. Выяснилось, что ни одно правительство не может стоять у власти (ни провести закон, ни утвердить бюджет, ни набрать солдат, ни объявить войну, ни заключить мир), если оно не имеет за собой поддержки большинства депутатов палаты общин.
Парламент контролировал не только процесс законотворчества. Он взял на себя контроль за исполнительной властью, вторгаясь в прерогативы короны. Таким образом возникло «ответственное правительство» - правительство, ответственное перед парламентом (в данном случае - перед его нижней палатой). Правительство составлялось из наиболее популярных руководителей данной партии.
Но основную массу депутатов нижней палаты (467 из 658) ≪выбирали≫ мелкие города и деревеньки. Одни из них числились ≪гнилыми≫ - это были старые, давно оставленные деревни; в других едва насчитывалось несколько десятков жителей, от силы - несколько сотен. Множество относилось к разряду ≪карманных≫: собственниками их были крупные землевладельцы.
Пользуясь тем, что голосование было открытым, они заранее указывали избирателям, за кого те должны голосовать, и наказывали выселением за непослушание.
55. Образование США. Декларация независимости 1776 г. Статьи конфедерации 1781 г. Причина перехода от конфедерации к федерации.
Соединенные Штаты Америки как самостоятельное государство были провозглашены в 1776 г. При этом американскому народу потребовалось еще семь тяжелых для них лет войны с Англией для обеспечения своей независимости. Только в 1783 г. по Версальскому миру Англия признала суверенитет штатов. Между тем, обратим внимание на сам ход войны за независимость Америки.
4 июля 1776 г. была принята Декларация независимости США. Этот день считается национальным праздником – день независимости. Ее проект поручили подготовить комиссии из пяти членов конгресса во главе с Томасом Джефферсоном, тридцатилетним плантатором, из Виргинии. Декларация в доступной форме выразила интересы американского народа, связанные со свободой и демократией. В Декларации обоснованы причины полного разрыва политической и государственной связи с Англией. Данный документ содержит формулу неограниченного народовластия – идею государства, не признающего тирании. Положение Декларации о том, что каждый американец имеет право «на жизнь, свободу и стремление к счастью», распространялось на всех без исключения. Декларация – первая в истории человечества конституционная хартия, где записаны идеи народного суверенитета, право народа на революцию и свержение неугодного правительства. Составленная в период подъема освободительной революционной борьбы, она не содержит упоминаний о частной собственности как вечном и неотчуждаемом праве, о чем впоследствии будет записано во всех конституциях буржуазных стран. Декларация не раскрывает классового характера государства, не осуждает расизм, умалчивает о правах женщин. Декларация независимости США 1776 г.
Выдающуюся роль в развитии американской демократии и конституционализма сыграла Декларация независимости 1776 г. написана Т. Джефферсоном и утверждена Третьим Континентальным конгрессом. Декларация носила революционный характер. Однако, обошла вопрос о рабстве, принцип равноправия она распространяла только на белых мужчин-собственников, ибо коренные жители Америки — индейцы, которые не были рабами, не включались в политическую общность, как и рабы.
К числу определенных неотъемлемых прав относилось право на жизнь, свободу, стремление к счастью. Согласно Декларации государство основывается на общественном договоре, заключенном между людьми, а не между управляемыми и управляющими.
Важнейшее значение имело положение о праве и обязанности народа изменить или свергнуть неугодное ему правительство. Предписания Декларации оказали большое влияние на весь ход развития американского конституционализма, на политическое и правовое сознание американского народа.
Важным конституционным актом, изданным во время войны за независимость, являются статьи конфедерации. В июне 1776 г. Первый Континентальный конгресс назначил комитет для подготовки Статей конфедерации. Подготовленный им проект был одобрен конгрессом 15 ноября 1777 г. Однако процесс затянулся на 3 с лишним года. Статьи конфедерации вступили в силу 1 марта 1781 г. Статьи конфедерации юридически оформили и закрепили создание вечного Союза между Штатами. В ст. 1 сказано, что должно пониматься как объединившиеся государство Америки. Речь шла о 13 независимых республиках. Конфедеративный союз 13 суверенных государств штатов ставил перед собой внешнеполитические задачи: война за независимость против Британии. Статьи конфедерации не установили единого гражданства. Для более удобного управления делами США учреждался Конгресс, в составе: делегаты, ежегодно назначаемые штатами в установленном ими порядке. Конгресс не был парламентом, он предоставлял собой собрание дипломатов, а делегаты были не депутатами, а дипломатическими агентами. Конгресс формально обладал всеми внешнеполитическими полномочиями объявлял войну и заключал мир, назначал послов, заключал международные договоры. Конгресс после завершения войны за независимость принял Северо-Западные ордонансы 1784,1785 и 1787 г, которые создали юридическую базу для территории экспансии США и установили процедуру создания новых штатов и принятия их в союз. Статьи конфедерации закрепляли стремление бывших колоний соединенными усилиями получить независимость. В них нашли отражение принципы американской конфедерации. Штаты чрезвычайно бдительно отнеслись к сохранению своей самостоятельности. Даже в условиях тяжелой освободительной войны они предпочли не идти дальше признания рыхлого конфедеративного союза. Вступление в силу статей конфедерации совпало с переломным моментом в войне с Англией, когда войска Вашингтона нанесли ряд крупных поражений англичанам. И, как выше отмечалось, в сентябре 1783 г. после переговоров в Версале английское правительство было вынуждено признать независимость Северо-Американских Соединенных Штатов.
Причины перехода к конституции - после окончания войны в стране обострилась классовая борьба, бедняки и рабочие требовали бесплатной земли и отмене всех долгов. Ряд восстаний были жестоко подавлены властью. Такие выступления бедняков сплотили плантаторов и буржуазию, и они (богача) стали втайне от народа готовить конституцию.
56. Конституция США 1787 г. Билль о правах 1791 г.
Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 г., действует в стране до сих пор - с внесенными в нее 27 поправками. Ее принятие было обусловлено экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами: экономические трудности послевоенного периода, угроза новой, гражданской войны, необходимость сплочения штатов и централизации власти - все это требовало создания единого государства.
Конституцию принял Конгресс, который был созван в 1787 г. в Филадельфии и на который штаты прислали 55 своих делегатов. Почти все делегаты имели опыт государственно-правовой работы или предпринимательской деятельности. Видную роль среди них играли А.Га-милътон, Дж. Вашингтон, Д. Мэдисон, Э. Рандольф, Д- Уилсон. В ней отсутствовали некоторые важные политико-правовые принципы, содержащиеся в Декларации независимости: нет упоминаний о суверенитете штатов, о праве народа на восстание, о естественных правах человека, об общественном договоре. Она была революционным документом и оказала влияние на развитие конституционализма в других странах мира. Американская конституция была одобрена конвентом и затем ратифицирована, состояла из 7статей. В основу организации был положен принцип разделения властей. Согласно взглядам, власть едина, но она имеет 3 ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Для предупреждения концентрации полномочий, конституция устанавливала систему сдержек и противовесов: 1. все 3 власти имеют различные источники формирования — носитель законодательной власти — Конгресс; Палата представителей избирается народом; Сенат — легислатурами штатов; Президент — носитель исполнительной власти избирается косвенным путем; высший орган власти — Верховный суд- формируется совместно президентом и сенатом.
2. все органы гос. власти имеют различ. сроки полномочий: Президент избир. на 4 года, а члены Верховного суда — пожизненно. 3. конст. предусматривала созд. такого механизма, в рамках к-ого каждая из ветвей власти могла произвести незаконный захват др. власти — Сенат может отклон. любую кандидатуру, предложенную президентом для занятия высших гражд. федеральных должностей; Конгресс, может привлечь президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности. Конституция заложила основы федеративной формы гос. устройства.
2. Законодательная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит парламенту - Конгрессу, который состоит из двух палат:• сената - избирается на шесть лет, каждые два года обновляется на треть. Председатель этой палаты является вице-президентом страны. В настоящее время выборы в сенат производятся в прямом порядке, первоначально избирался законодательными собраниями штатов - легислатурами;• палаты представителей - избирается на два года. Председатель этой палаты именуется спикером.
Полномочия обеих палат считаются равными, однако сенат имеет исключительное право ратифицировать международные договоры и утверждать назначения президента на должности. Законодательная инициатива принадлежит чденам обеих палат. К основным функциям Конгресса относятся следующие:
• первоочередная - принятие законов и утверждение бюджета;
• регулирование торговли с иностранными государствами и между штат тамн;
• осуществление внешней'и внутренней политики - он имеет право объявлять войну, заключать договоры о займах, набирать и содержать армию и флот и т. д.
3. Исполнительная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит президенту, который наделен правомочиями главы государства и главы правительства.
Первоначально президент избирался косвенным путем - коллегией выборщиков, которые, в свою очередь, избирались населением штатов. В настоящее время выборы президента из косвенных превратились в прямые. Как глава государства и правительства президент:
• имеет право отлагательного вето в отношении законопроектов, принятых парламентом;
• направляет послания Конгрессу, в которых предлагает законодательную программу; '
• разрабатывает проект бюджета;
• является верховным главнокомандующим вооруженными силами;
• заключает международные договоры и исполнительные соглашения (соглашения - без согласия и одобрения парламента);
• принимает решение о начале фактических военных действий;
• руководит текущим управлением страной с помощью подчиненного ему государственного аппарата, издавая административные распоряжения;
• назначает на высшие