Материальная ответственность: понятие и условия ее возникновения

Материальная ответственность– обязанность стороны трудового договора, причинившей ущерб (вред) другой стороне, возместить его в размере и порядке, установленном законодательством.

Необходимо отличать материальную ответственность по трудовому праву от материальной, т. е. имущественной, ответственности по гражданскому праву. Отличие заключается в следующем:

1) субъектом ответственности по трудовому праву может быть только сторона трудового договора, т. е. работник либо работодатель;

2) по трудовому законодательству взысканию подлежит реальный, действительный ущерб, а неполученные доходы взысканию не подлежат;

3) в трудовом праве размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких работников, определяется для каждого с учетом степени его вины;

4) нормами трудового права установлен особый порядок при взыскании ущерба, не превышающего среднего месячного заработка. Взыскание производится по распоряжению работодателя. Сторона трудового договора может быть привлечена к ответственности при совокупности определенных условий. К таковым относятся:

1) наличие ущерба;

2) противоправное поведение (действие или бездействие) причинителя вреда;

3) причинная связь;

4) вина причинителя ущерба.

Прямой действительный ущерб– реальный фактический ущерб, причиненный наличному имуществу. Он может выражаться в порче имущества, недостаче материальных ценностей, присвоении, утрате, понижении ценности, необходимости произвести затраты на восстановление имущества или его приобретение, в излишних денежных выплатах либо в случае возмещения ущерба третьим лицам.

Противоправнымбудет поведение работника, если оно нарушает те или иные нормы и правила.

Причинная связьмежду действиями (бездействием) и наступившими вредными последствиями означает, что вред причинен именно в результате этих конкретных действий (бездействия) работника или работодателя.

Винаможет быть как в форме умысла, так и неосторожности. Для наступления ответственности форма вины значения не имеет, но от нее зависит размер возмещаемого ущерба. Действие материальной ответственности продолжается и после увольнения работника, если ущерб был причинен во время действия трудового договора. Материальная ответственность работника исключается в случае возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, крайней необходимости и т. д.

Полная материальная ответственность работника– обязанность возместить причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном объеме. Материальная ответственность в полном размере может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных законом:

Работники в возрасте до 18 лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка.

Полная материальная ответственностьпо индивидуальному договору наступает при одновременном наличии следующих условий:

1) работник достиг возраста 18 лет;

2) работник занимает должность или выполняет работу, указанную в специальном перечне;

3) с работником в установленном порядке заключен особый письменный договор;

4) имущество вверено работнику, получено им подотчет, но он не обеспечил его сохранность.

При отсутствии одного из названных условий работник несет ограниченную материальную ответственность.

Взыскание ущерба с работника может быть произведено следующими способами, перечисленными в законе:

1) добровольное возмещение ущерба;

2) возмещение ущерба путем удержания из заработной платы по распоряжению администрации;

3) возмещение ущерба в судебном порядке.

23 билет:
1) Возникновение и защита гражданских прав и обязанностей.
2) Понятие, правовой статус и виды федеральных органов исполнительной власти.
3) Наследование по закону.

1) Возникновение:

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
6) вследствие причинения вреда другому лицу;
7) вследствие неосновательного обогащения;
8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

2. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Защита:

-Защита гражданских прав осуществляется путем:
-признания права;
-восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
-самозащиты права;
-присуждения к исполнению обязанности в натуре;
-возмещения убытков;
-взыскания неустойки;
-компенсации морального вреда;
-прекращения или изменения правоотношения;
-иными способами, предусмотренными законом.


2) Орган исполнительной власти — это часть государственного аппарата, осуществляющая деятельность по государственному управлению с целью исполнения законов, связанная с полномо­чиями распорядительного характера.

Система федеральных органов исполнительной власти. Она включает в себя Правительство, министерства и ведомства (госу­дарственные комитеты, федеральные службы и т. д.) (см. рис. 4.1). Президент не входит в систему федеральных органов исполнитель­ной власти.

Правительство Российской Федерации является высшим федеральным органом исполнительной власти общей компетенции, т. е. руководит большинством сфер и отраслей управления, обеспе­чивает общее экономическое, социально-культурное развитие стра­ны. Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. В последнее время полу­чила распространение практика включения в Правительство пред­седателей госкомитетов на том основании, что их статус офици­ально приравнивается к статусу федеральных министров.

Председатель Правительства назначается Президентом Рос­сии с согласия Государственной Думы. Председатель Правитель­ства предлагает Президенту кандидатуры на должности замести­телей Председателя Правительства и федеральных министров, структуру федеральных органов исполнительной власти, опреде­ляет в соответствии с Конституцией-РФ, федеральными законами и указами Президента основные направления деятельности Пра­вительства и организует его работу.

Основными направлениями деятельности Правительства яв­ляются разработка, представление Государственной Думе, исполнение федерального бюджета; обеспечение проведения в России единой финансовой, кредитной, денежной политики, политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения; управ­ление федеральной собственностью и др.

Решения Правительства оформляются постановлениями и Распоряжениями, причем первые носят нормативный характер.

3)

Наследование осуществляется по закону, если:

· завещание отсутствует (не составлялось вовсе или отменено посредством распоряжения завещателя о его отмене);

· завещание касается только части наследственного имущества, вследствие чего другая его часть, не охваченная завещанием, наследуется по закону;

· завещание является недействительным;

· наследник реализует свое право на обязательную долю в наследстве;

· завещание неисполнимо в связи с тем, что никто из наследников по завещанию наследство не принял либо не имеет права наследовать, либо все наследники по завещанию умерли до открытия наследства или одновременно с завещателем, либо все наследники по завещанию отказались от наследства, а другой наследник на такой случай не подназначен, то происходит наследство по закону;

· родства с наследодателем предусмотренной законом степени;

· усыновления наследодателя;

· усыновления ребенка наследодателем либо родственником наследодателя;

· брака с наследодателем;

· предусмотренного законом свойства между наследодателем и наследником;

· нахождения на иждивении наследодателя при соблюдении определенных законом условий.

Также наследование по закону характеризуется тем, что помимо круга наследников законом установлен порядок наследования.

По закону очередь наследников состоит восьми групп (очередей) наследования по закону. Назовем состав каждой очереди наследников по закону.

1. Наследники первой очереди: дети, супруг и родители наследодателя.

2. Наследники второй очереди: братья и сестры, дедушки и бабушки;

3. Третья очередь наследников: дяди и тети наследодателя;

4. Четвертая очередь: прадедушки и прабабушки наследодателя;

5. У пятой очереди наследников относят: двоюродные внуки и внучки, двоюродные бабушки и дедушки;

6. Шестая очередь: двоюродные правнуки и правнучки, двоюродные племянницы и племянники, двоюродные дяди и тети;

7. К седьмой очереди относятся: пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя;

8. При отсутствии других наследников по закону нетрудоспособные иждивенцы наследодателя наследуют самостоятельно в качестве наследников восьмой очереди.

Билет 24.

Жилищный фонд

1. Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

2. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

3. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

4. Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Подзаконные акты

Признаки подзаконных актов:

1) они должны основываться на законе, при этом обладать меньшей юридической силой по сравнению с ним,

2) соответствовать компетенции издаваемого органа;

3) они регулируют значительный круг общественных отношений, при этом направлены на решение текущих задач, число подзаконных актов превышает число законов;

4) служат основанием для правоприменительной деятельности, но являются преимущественно инструментом оперативного воздействия на общественные отношения.

К подзаконным нормативным актам относятся:

1) на федеральном уровне – указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ;

2) на уровне субъектов федерации – акты органов субъектов Федерации, акты органов самоуправления, уставы областей, республик, входящих в состав РФ;

3) ведомственные – приказы и инструкции министерств;

4) локальные – внутренние документы различных организаций, имеющие юридическую силу в отношении ее сотрудников.

Подзаконные акты, подчиняясь нормам закона, должны соответствовать друг другу. В зависимости от уровня той инстанции, которая издает подзаконный акт, он должен не противоречить актам вышестоящих инстанций.

Структура системы права и соотношение закона и подзаконного акта обеспечивает верховенство закона и сокращает сферу регулирования подзаконных актов.

Наследование по завещанию

Завещание– это распоряжение наследодателя (завещателя) относительно принадлежащего ему имущества на случай своей смерти, изложенное в установленной законом форме.

В части наследования по завещанию определено следующее:

1) свобода завещания, т. е. завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а также включить в завещание иные распоряжения, отменить или изменить совершенное завещание;

2) письменная форма, подписание лично завещателем и нотариальное удостоверение. К нотариальным завещаниям приравниваются завещания военнослужащих, удостоверенные командованием соответствующей воинской части, и др.;

3) обязательная доля в наследстве. Нельзя лишить наследства тех наследников, которых закон обеспечивает обязательной наследственной долей;

4) тайна завещания;

5) закрытое завещание – завещатель вправе совершить завещание, не предоставляя при этом другим лицам, в том числе нотариусу, возможности ознакомиться с его содержанием;

5) завещательное возложение. Завещатель вправе возложить на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону обязанность совершить какое—либо действие имущественного или неимущественного характера, направленное на осуществление общеполезной цели.

Недостойные наследники– это наследники, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого—либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке.

Кроме указанных лиц, не имеют права наследовать следующие лица:

а) родители после детей, в отношении которых они были лишены в судебном порядке родительских прав и не восстановлены в этих правах ко дню открытия наследства;

б) граждане, злостно уклонявшиеся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя.

Билет25.

Наши рекомендации