Концепция развития таможенных органов РФ и стратегия их кадрового обеспечения
В целях реализации первого этапа ФТС разработана Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.
Концепция определяет цель, основные задачи и приоритетные мероприятия организации таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, на перспективу до 2020 года и является составной частью Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2020 года.
Комплексная цель Концепции:
- совершенствование таможенного администрирования за счет внедрения в практику таможенного оформления новых технологий таможенного оформления, предусматривающих внедрение института предварительного информирования таможенных органов о ввозимых товарах, использования полнофункциональной модели системы управления рисками с актуализированной ценовой информацией о ввозимых товарах в соответствии с особенностями конъюнктуры мирового рынка на момент осуществления соответствующей процедуры контроля, возможности осуществления декларирования товаров и представления документов в электронной форме;
- инфраструктурное развитие приграничных субъектов Российской Федерации;
- снижение транспортной нагрузки на крупные города Российской Федерации, вызванной возрастающим внешнеторговым оборотом.
- обеспечение взимания в полном объеме обязательных к уплате таможенных платежей.
Основные задачи Концепции:
1. Совершенствование нормативной правовой основы организации таможенного оформления в приграничных субъектах Российской Федерации.
Решение данной задачи создаст правовую базу для развития необходимых транспортно-логистической и таможенной инфраструктур, осуществления таможенного оформления на современном уровне.
2. Развитие сотрудничества между ФТС России и таможенными администрациями иных государств в сфере применения Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли.
Решение указанной задачи позволит обеспечить комплексное управление международной цепью поставок товаров для достижения большей определенности и предсказуемости, совершенствовать системы таможенного оформления и таможенного контроля.
3. Совершенствование государственного контроля.
Для обеспечения экономических интересов Российской Федерации процесс таможенного оформления должен быть согласован с процессами оптимизации количества и специализации пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и в максимальной степени сопряжен с существующей транспортно-логистической инфраструктурой.
Решение указанной задачи обеспечит оптимальное размещение контрольных органов в приграничных субъектах Российской Федерации в интересах совершенствования системы государственного контроля.
4. Развитие таможенно-логистической инфраструктуры в транспортных узлах, расположенных в приграничных субъектах Российской Федерации.
Решение указанной задачи повысит эффективность системы движения товаров, сделает более доступными транспортно-логистические услуги с учетом осуществления таможенного оформления в приграничных субъектах Российской Федерации.
5. Развитие и совершенствование таможенной инфраструктуры.
Решение указанной задачи позволит реконструировать существующие и создать новые объекты для обеспечения эффективного функционирования таможенных органов.
6. Совершенствование системы таможенного оформления и таможенного контроля.
Деятельность таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, должна обеспечивать пропуск товаров и транспортных средств с минимальными временными затратами без осуществления полного цикла таможенного оформления товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Стратегия развития Федеральной таможенной службы до 2020 года, одобрена на коллегии ФТС России 26.06 2010 года, была тесно связана с задачей создания Таможенного союза в составе Белоруссии, Казахстана и РФ, В связи с формированием Таможенного союза, ФТС будет делать особый упор на подготовку и переподготовку кадров. Кроме того, на коллегии было отмечено, что перевод таможенного оформления в приграничные регионы обязывает уделить особое внимание развитию там социальной сферы для сотрудников таможни. Также особое внимание таможня будет уделять развитию сети транспортно-логистических терминалов в приграничных районах.
Стратегия предусматривает два этапа развития таможенных органов России.
На первом этапе (2010-2012 годы) ФТС считает необходимым создать единую таможенно-логистическую инфраструктуру, оптимизировать функции таможенных органов, предпринять меры по наращиванию транзитного потенциала России.
В частности, стратегия предусматривает на этом этапе упрощение таможенных процедур по оформлению транзитных грузов.
Второй этап (2013-2020 годы) предполагает дальнейшее повышение эффективности работы таможенной службы по всем направлениям. В частности, будет продолжено развитие структуры таможни и ее инфраструктуры. "Развитие инфраструктуры напрямую связано с реализацией концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации", - отмечается в сообщении ФТС.