Роль закона и совести в формировании внутреннего убеждения.
Существенную роль в формировании внутреннего убеждения играют такие разные по сущности понятия, как интуиция, совесть и правосознание. Так как внутреннее убеждение и совесть уголовно-процессуальным законом отнесены к критериям оценки доказательств.
Внутреннее убеждение как нравственная, этическая категория связано с другой этической категорией — совестью. Совесть проявляется в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий. Человек судит о своих поступках как бы от своего собственного имени, исходя из своих собственных представлений о справедливости,долге, правом или неправом. В литературе обращается внимание еще на один аспект внутреннего убеждения, на обязательность его внешнего выражения в аргументированности, обоснованности принятого решения по оценке доказательств. Формирование внутреннего убеждения нельзя рассматривать как правовую обязанность. Убеждение носит обязательственный характер только в рамках профессиональной этики и правосознания.
Внутреннее убеждение выступает нравственно-психологической гарантией правосудия, способствует выполнению воспитательной роли уголовного процесса, поскольку детерминирует принятие процессуальных решений, совершение практических действий в согласии со своей совестью, нравственными и этическими императивами.
Закон является основным гарантом объективности убеждения правоприменителя, обязывая, чтобы убеждение и основанные на нем процессуальные действия были согласованы с требованиями как материального, так и процессуального права и отвечали этим требованиям. Закон заранее устанавливает определенные правила, из которых должны исходить и которыми обязаны руководствоваться следствие и суд в своей деятельности при установлении обстоятельств совершения преступления, при собирании, закреплении, исследовании и оценке доказательств, при применении норм уголовного закона, а также других отраслей права, раскрывающих содержание бланкетных диспозиций. Определяя предмет доказывания по уголовному делу, закон тем самым обусловливает и содержание знаний, которые должны быть получены в ходе уголовно- процессуального познания. Также закон "предусматривает специальные гарантии, обеспечивающие свободу внутреннего убеждения. К таким гарантиям, например, относятся: правила об отводах, право судьи на особое мнение, право прокурора отказаться от обвинения или изменить объем и характер обвинения, тайна совещательной комнаты, процедура формирования коллегии присяжных заседателей.
Практика как критерий истины в оценке доказательств. Содержание понятия практики доказывания.
Греческое слово «практикос» означает деятельный, активный. Соответственно практика есть деятельность человека.Практика является средством отделения истинного в нашем мышлении от ложного во всех без исключения областях знания, она есть всеобщий, универсальный критерий истины.
В российской уголовно - процессуальной теории традиционно считается, что единственным критерием достижения истины, является практика, практическая деятельность, как объективная категория, лежащая за пределами сознания человека. Однако, в уголовном процессе, за исключением отдельных обстоятельств, выводы реальной практикой не проверяются. Поэтому в качестве критерия истины в уголовном процессе рассматриваются не конкретные опытные действия, а обобщенная историческая практика.
Оценка доказательств производится по внутреннему убеждению, но она не может быть произвольной. В ее основе должно лежать «всестороннее, полное и объективное рассмотрение всех обстоятельств дела в их совокупности» (ст. 71 УПК).
Практика, как критерий истины в уголовном процессе, применяется чаще всего в опосредованной форме, когда результаты доказывания сопоставляются с истинными данными, которые уже были проверены практикой. При этом критерием истины является не только практическая деятельность по данному уголовному делу. Практика в широком смысле охватывает и личный профессиональный опыт следователя и судей, коллективный опыт расследования и судебного разбирательства иных дел, отраженный в уголовно - процессуальных нормах, криминалистических рекомендациях, обобщениях следственной и судебной практики, руководящих разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ и др. Критерием истины в уголовном процессе является также практическая деятельность человека в иных сферах жизни: экономической, социальной, культурной и др. Таким образом, критерий истины в уголовном процессе - это прежде всего общественно - историческая практика в самом широком философском смысле.
Критерием, позволяющим считать объективную истину по делу установленной, а собранные для этой цели доказательства - достаточными, служит только практика. Это абсолютный критерий, единственное - не главное, не определяющее, а единственное - средство проверки истинности или ложности наших суждений, наших знаний, в том числе и об обстоятельствах, составляющих предмет доказывания по делу.