История закона «О свободе совести».

Вопросы к зачёту

Правовое положение военных священников.

«Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации»принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года (журнал № 141).

В IV части вышеуказанного положения отраженоправовое положение военных священников:

Волонтерская деятельность.

Идея социального служения, почти столь же древняя, как и понятие «социум». История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Социальное служение – это понимание своей ответственности и личный вклад в решение общественных социальных проблем. В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и жить. Основные направления социального служения в современной мировой практике: · благотворительность - в современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных и отвергнутых жизнью; · добровольчество – добровольное активное участие гражданина в жизни общества; выбор, отражающий личные взгляды и позиции; совместная деятельность в рамках разного рода ассоциаций; · правозащитная деятельность – защита прав человека; · миротворческая деятельность – стремление к толерантности; · гуманитарная поддержка - оказание культурной, образовательной и социально-коммуникативной помощи. На сегодняшний день институт добровольчества распространен во многих странах мира, становясь все более значимым педагогическим ресурсом развития общества. Актуальность добровольчества подтверждена и тем, что Организацией Объединенных Наций признано, что «работа на добровольных началах должна быть важным компонентом любой стратегии, нацеленной на решение проблем в таких областях, как уменьшение нищеты, устойчивое развитие, здравоохранение, предотвращение бедствий, реагирование на бедствия и социальная интеграция, и особенно на преодоление социального неравенства и дискриминации. Согласно Резолюции ООН A/RES/56/38 и специально выработанных к ней рекомендаций, Организацией Объединенных Наций правительствам всех стран рекомендовано включать добровольчество в национальных планах развития как компонент планов по достижению целей устойчивого развития. Всемирная декларация добровольчества – документ, закрепляющий основные принципы международного добровольческого движения. Последний вариант был принят на XVI Всемирной конференции добровольцев в 2001 году в Амстердаме. В целях реализации Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации на период до 2016 года (в редакции от 16 июля 2009 г. № 997-р) проектом ФЦП «Молодежь России» предусматривается, что доля молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, в общем количестве молодежи в 2015 году должна существенно возрасти. В Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. 1054-р, среди основных задач можно выделить: - обеспечение роста поддержки в обществе и расширения участия граждан в добровольческой деятельности; - развитие инфраструктуры информационно-консультационной и образовательной поддержки добровольческой деятельности; - формирование условий для эффективного использования потенциала добровольческой деятельности на этапах планирования и реализации социальных программ государства и бизнеса в деятельности государственных и муниципальных социальных учреждений и некоммерческих организаций. Понятие «добровольцы» определяется статьей 5 «Участники благотворительной деятельности» Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»: Добровольцы – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие). Этой же статьей определяется понятие «благополучатели» – лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев. Из сказанного следует, что закрепленное российским правом понятие «добровольцы» («доброволец») определяет область специфического вида деятельности физических лиц, а именно – благотворительную деятельность.





Нормативной правовой базой, на которой основана деятельность добровольческих объединений и организаций в Российской Федерации, являются следующие документы:

§ Всеобщая декларация прав человека (1948г.); § Конвенция о правах ребенка (1989г.);

§ Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);

§ Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30); Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);

§ Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

§ Федеральный закон от 28 июня 1995г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

§ Федеральный закон от 11 августа 1995г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

§ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18декабря 2006 года N 1760 – р «Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации».

§ Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329 – ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

§ Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г.N 310 – ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийскихзимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

§ Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;

§ Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2009 г. N 1054 – «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации».

§ Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ

1. Агапова Е.Н., Богданова Р.У., Курагина Г.С. Организация волонтерской деятельности студенческой молодежи /учебно-методические пособие/ СПб.: Изд-во Автономная некоммерческая организация «Центр информации образования», 2010.

2. Синеглазова А.Г. Сборник законодательных и нормативно-правовых актов в сфере добровольчества (по состоянию на 1 января 2013 года). Справочник. Казань: «Скрипта», 2012.

6.Бухгалтерский учет и отчетность в религиозных организациях

Организация бухгалтерского учета в религиозных организациях ведется в общеустановленном порядке, согласно пункту 1 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях.

Бухгалтерский учет и статистическая отчетность в некоммерческих организациях ведется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Информация о деятельности некоммерческой организации представляется органам государственной статистики, налоговым органам и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами организации.

Согласно дополнению, вносимому в подпункт 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ ,( письмо МИНФИН России от 01.04.2014 г. № ЕД -4-3/5905 ) организация не обязана представлять в налоговый орган годовую бухгалтерскую (финансовую) отчётность, если она является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов.

При возникновении объектов налогообложения религиозные организации представляют в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в соответствии со статьей 23 НК РФ.

В соответствующих регистрах бухгалтерского учета должны учитываться доходы, полученные в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, целевые поступления и другие доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, и расходы, произведенные за счет указанных доходов. Учет указанных доходов и произведенных за счет них расходов ведется в хронологическом порядке.

Религиозная организация может применять различные формы бухгалтерского учета, однако для него обязательно применение бухгалтерских счетов и двойной записи. Бухгалтерские счета, двойная запись и бухгалтерский баланс, наряду с материальной ответственностью и регулярным проведением инвентаризации, позволяют создать эффективную систему внутреннего контроля финансового и имущественного состояния религиозной организации.

Религиозная организация, как и любое юридическое лицо, обязана уплачивать налоги.

Налог на землю

Согласно поправкам в Земельный кодекс и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» религиозным организациям, имеющим собственные здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.

В соответствии со статьей 12 ФЗ «О плате за землю» религиозные организации, на землях которых находятся храмы, являющиеся памятниками истории и культуры, полностью освобождаются от уплаты налога за землю. Также необходимо учитывать, что если, например, дом священника расположен не в церковной ограде храма, который является памятником истории и культуры, то возникает обязанность по уплате налога за землю.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, могут предоставляться религиозным организациям в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ.

Налог на прибыль.

Для предприятий, находящихся в собственности религиозных объединений, налогооблагаемый доход уменьшается на сумму прибыли, направленной на осуществление уставной деятельности этих организаций.

Не облагается налогом прибыль религиозных организаций от культурной деятельности и реализации предметов, необходимых для совершения культа.

Вместе с тем, согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. №920 определен перечень товаров, прибыль от производства и реализация которых, полученная религиозными организациями, а также предприятиями, учреждениями, находящимися в их собственности, и обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций, не подлежит освобождению от налогообложения:

Шины для автомобилей

Охотничьи ружья

Яхты, катера (кроме специального назначения)

Продукция черной и цветной металлургии (кроме вторичного сырья черных и цветных металлов и метизов)

Драгоценные камни и драгоценные металлы

Меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента)

Высококачественные изделия из хрусталя и фарфора

Икра осетровых и лососевых рыб

Готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов

Ценные бумаги

Религиозные организации также уплачивают налог на прибыль, полученный от продажи основных средств и нематериальных активов. Прибыль при этом определяется как разница между продажной ценой и их остаточной стоимостью, увеличенной на индекс инфляции.

Доходы религиозных организаций, образующихся в результате целевых отчислений на их содержание, поступивших от других предприятий и физических лиц, добровольные благотворительные пожертвования не считаются прибылью и не подлежат налогообложению. При этом, в первичных документах при поступлении целевых взносов необходимо четко указать, для реализации какой программы они предусмотрены. Эти средства должны быть использованы в соответствии с их целевым назначением.

Таким образом, статья 251 НК РФ позволяет не уплачивать религиозным организациям налог с прибыли, как полученной от проведения культовой деятельности и реализации предметов религиозного назначения и литературы, так и с поступивших религиозным организациям на осуществление уставной деятельности целевых отчислений, но при условии: эти целевые поступления не должны относится к подакцизным товарам, целевые поступления должны быть использованы на достижение уставных целей религиозной организации и учет целевых поступлений религиозная организация обязана вести отдельно от других доходов.

Вместе с тем, исходя из норм статьи 251 НК РФ, раздельный учет ведется только в случаях, если религиозная организация получает систематический доход от продажи подакцизных товаров, а также, если использует целевые поступления не на достижение уставных целей. Например, согласно типового устава Прихода Русской Православной Церкви к уставным целям Прихода относятся: проведение богослужений, таинств, обрядов, распространение православного вероучения, миссионерская деятельность, дела милосердия и благотворительности, паломничество, иная деятельность, соответствующая правилам и традициям Русской Православной Церкви. То есть, например, если любые поступление в религиозную организацию денежных средств используются не по вышеперечисленным уставным целям, то только в этом случае ведется раздельный учет.

Налог на имущество

Религиозные организации, их филиалы, а также их обособленные подразделения, имеющие статус юридического лица, отдельный баланс и расчетный счет, владеющие имуществом на территории РФ являются плательщиком налога на имущество.

Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстро изнашивающие предметы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости.

Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемое в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Акцизы

В соответствии со статьей 181 НК РФ, к подакцизным товарам относятся: спиртосодержащая и алкогольная продукция, пиво, табачная продукция и пр. (до 1 января 2003 года подакцизным товаром являлись и ювелирные изделия). В вопросе, являются ли, например, серебреные крестики и серебреные цепочки ювелирными изделиями и соответственно при их реализации возникает ли обязанность по уплате налогов, необходимо знать, что с 1 января 2003 года ювелирные изделия не являются подакцизным товаром и соответственно, например, серебряные крестики и цепочки не являются подакцизным товаром. До 1 января 2003 года ювелирные изделия признавались подакцизным товаром, однако, до 1 января 2003 года действовал пункт 8 статьи 181 НК РФ, согласно которого не признавались ювелирными изделиями предметы религиозного назначения (за исключением обручальных колец), предназначенные для использования при совершении религиозных обрядов и церемоний.

Транспортные налоги

а) налог на приобретение автотранспортных средств.

При покупке транспортных средств религиозными организациями учитывается налог на их приобретение и налог с владельцев транспортных средств.

Налог исчисляется от продажной цены автомобиля (без НДС и акциза) по следующим ставкам – грузовые автомобили, пикапы и легковые фургоны, автобусы, специальные автомобили и легковые автомобили – по ставке 20%, прицепы и полуприцепы – по ставке 10%,

Религиозные организации освобождаются от уплаты налога в случае получения автотранспортных средств безвозмездно.

б) Налог с владельцев транспортных средств.

Налог с владельцев транспортных средств религиозными организациями, имеющими транспортные средства, уплачиваются ежегодно в установленном порядке.

Что же касается работников, не являющихся священнослужителями, то их отношения с религиозной организацией регулируются в первую очередь нормами трудового права, а нормами внутренних установлений религиозных организаций лишь в той части, в какой трудовое право предоставляет им свободу собственного правового регулирования.

Трудовые правоотношения с работниками в религиозных организациях строятся на основе трудовых договоров. На граждан, их заключивших, распространяется законодательство о труде (ст. 24 Федерального закона «О свободе совести в религиозных объединениях»).

Порядок и условия заключения трудового договора регламентируются общими нормами главы 11 с учетом специальных норм главы 54 ТК РФ.

В статье 342 ТК РФ особо подчеркивается, что трудовой договор с работниками религиозных организаций подлежит заключению в письменной форме. Работодателя - религиозную организацию - Кодекс обязывает использовать исключительно письменную форму договора и более того: работодателем Кодекс признает только такую религиозную организацию, которая заключила письменный договор с работником.

На права и обязанности сторон трудового договора влияют правила, содержащиеся во внутренних актах религиозных организаций, требующих определенных познаний в религиозном праве конкретной конфессии.

Тем не менее, представляется, что в случае не заключения трудового договора в письменной форме, как того требует закон, будет действовать общее правило ч. 2 ст. 67 ТК РФ о том, что трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Представляется, что включение в ТК РФ таких положений обусловлено тем, что религиозные организации самостоятельно разрабатывают и утверждают свою институциональную структуру, принимают персонал в соответствии с утвержденным штатным расписанием.

Положение ст. 344 ТК РФ о том, что работник обязуется выполнять любую, не запрещенную законом работу, определенную трудовым договором, не должно толковаться как исключение из общего правила, установленного ст. 60 ТК РФ о запрете требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.

Действительно, характер работы в религиозной организации не всегда позволяет определенно отразить в трудовом договоре трудовую функцию работника, связанную с осуществлением религиозно-обрядовой деятельности. Поэтому трудовая функция в трудовом договоре может быть определена без указания профессии, специальности, должности, а в общем виде со ссылкой на то, что порядок конкретных действий работника во время проведения обрядов, церемоний, богослужений определяется внутренними установлениями религиозной организации. Таким образом, конкретизация трудовой функции работника происходит во внутренних установлениях религиозной организации.

Как видим, указанные особенности затрагивают только тех работников, которые непосредственно задействованы в осуществлении религиозно-обрядовой деятельности. Трудовая же функция сторожей, охранников, бухгалтеров, кладовщиков и пр. ни чем не отличается от обязанностей аналогичных работников светских организаций .

Условия заключения и изменения трудового договора изложены в ст. 344 ТК РФ. Положения данной статьи определяют, что «... трудовой договор между работником и религиозной организацией может заключаться на определенный срок». Таким образом, в отношении трудовых договоров с работником религиозной организации не применяется исчерпывающий перечень условий для заключения срочного трудового договора, перечисленных в ч. 1 ст. 58 ТК РФ, и ограничения, данные в ч.ч. 5 и 6 ст. 58 ТК РФ.

Срочный характер такого трудового договора - необязательное условие данного вида договоров, однако оно может оказаться удобным для небольших религиозных структур - которым финансовые или организационные сложности не позволяют нанимать бухгалтера, юриста или преподавателя на неопределенный срок. Срочный трудовой договор удобен также для работников-участников краткосрочных программ - культурных, обучающих и др. - которые во множестве проводятся большинством религиозных организаций. Следует отметить и то, что отнюдь не все сотрудники заинтересованы в длительном сотрудничестве с таким специфическим работодателем. Особенно это касается работников нетрадиционных религиозных направлений, и в этом Кодекс стоит на стороне работника, позволяя ему точно оговорить сроки найма.

Исходя из общих положений (ст. 58, 59 ТК РФ) срочный трудовой договор работника с религиозной организацией может заключаться на срок, не превышающий 5 лет. Поэтому в случаях, если трудовые отношения между работником и религиозной организацией на основании срочных трудовых договоров продолжаются более пяти лет, работник считается имеющим трудовой договор с неопределенным сроком действия.

Ст. 344 ТК РФ устанавливает, что в трудовой договор включаются условия существенные для работника и для религиозной организации как работодателя. Такая формулировка статьи соответствует гражданско-правовой традиции признавать существенными не только условия, закрепленные в качестве таковых в законе, но и все те, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст. 432 ГК РФ).

Таким образом, религиозные организации могут самостоятельно определять рабочее время и время отдыха своих работников, при обязательном соблюдении требований к их продолжительности. Поэтому администрация таких организаций обязана вести учет рабочего времени в целях не допустить нарушений норм трудового кодекса и прав своих работников.

1.Федеральный закон от 26.09.1997 №125-ФЗ (ред. ФЗ от 23.07.2008 №160-ФЗ) «О свободе совести и религиозных объединениях» // СЗ РФ. - 1997. - №39. - Ст.4465.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. ФЗ от 25.11.2009 №267-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - №1 (Ч.1).- Ст.3

3. Головина С. Ю. Правовое регулирование труда работников религиозных организаций по новому Трудовому кодексу РФ // Религия и право. - 2009. - №1. - С.35-40.

4. Коршунова Т.Ю. Особенности регулирования труда работников религиозных организаций // Гражданин и право. - 2009. - №10. - С.47-52.

5. Черняева Д.В. Регулирование труда работников религиозных организаций в РФ: проблемы решенные и нерешенные // Журнал российского права. - 2009.- №5. –С. 35-42.

Вопросы к зачёту

История закона «О свободе совести».

Начальный этап формирования собственно российской (в рамках РСФСР, затем Российской Федерации) государственной вероисповедной политики пришёл­ся на тот момент политической истории Советского Союза, когда с нара­стающей быстротой формировались два разнонаправленных процесса: центростремительный и центробежный. В середине 80-х годовXX столетия все – и власть, и нарождавшаяся оппозиция, отчётливо осознавали, что «просыпающееся» общество и, прежде всего, огромная его верующая часть, заставит привести в реальное соответствие с её потребностями параметры всех видов религиозных объединений. С точки зрения разрешения данной проблемы политическими средствами это означало, что в выигрыше окажутся те политические силы, которые, во-первых, быстрее осознают значимость «религиозного вопроса» в новых условиях и, во-вторых, точнее сформулируют и предложат практические механизмы удовлетворения религиозных потребностей верующих граждан.

Как только 1 октября 1990 г. был принят союзный закон «О свободе совести и религиозных организациях», оказавшийся первым и последним законом о свободе совести за всё время существования союзного государства, Верховный совет РСФСР вдогонку, не проводя достаточно глубокого и всестороннего обсуждения, 25 октября 1990 г. принимает закон «О сво­боде вероисповеданий». Одновременно были признаны утратившими силу основные правовые акты вероисповедной политики СССР и РСФСР – Декрет СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства» и Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях».

Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий», завершавший этот этап, стал законом аконфессионального государства. Об этом, в частности, свидетельствует его статья 10, устанавливавшая, что «государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально, то есть не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения».

Вряд ли есть основание говорить о каком-то «принципиальном» отличии закона от аналогичных актов, изданных в период становления светского государства в России, начиная с февраля 1917 г. Закон следует рассматривать именно как продолжение формирования правовой базы светского государства.

Законодатель, используя устаревший термин «вероисповедание», лишь внёс путаницу. Непонятно, о чём идёт речь – о праве гражданина на свободный выбор той или иной ре­лигии (вероисповедания) или о свободе деятельности религиозных ор­ганизаций (конфессий, вероисповеданий) как социальных институтов. Возникло и противоречие с Конституцией России, которая гарантировала гражданам «свободу совести и иные убеждения», тогда как в новом российском законе говорилось в основном о «свободе вероисповеданий» и непонятно почему только «о свободе атеистических убеждений».

В Законе отсутствовало также признание религиозных организаций (конфессий) в качестве социальных институтов, субъектов публично­-правовых отношений. Введение же термина «религиозное объединение», под кото­рым понимались как объединения граждан в количестве от 10 человек, так и многомиллионные религиозные организации (церкви, конфес­сии), по логике законодателя, во всём равные, по существу означало, что разработчики закона в концептуальном подходе к разрешению религиозного вопроса остались на уровне 30-х гг.

Непродуманным явился и отказ от нормы, определявшей поря­док и условия формирования местных религиозных обществ, их права и обязанности. В результате закон вроде бы и защищал права граждан, образующих религиозные объединения, но фактически отдавал их на откуп церковно-административным органам конфессий, делает их без­защитными перед имущественными, финансовыми, организационными и прочими притязаниями последних.

Не были учтены и этноконфессиональные различия субъектов Российской Федерации: не упоминалось об их полномочиях во взаимоотношениях с религиозными организациями. Хотя именно на этом уровне и проявляется специфика государственно-церковных отношений в её «православном», «исламском» или «поликонфессиональном» виде.

Чрезмерная «централизация» закона в ущерб властным полномочиям субъектов Федерации объективно создавала усло­вия для возможного противостояния между ними и центром. Добавим, что и местные органы власти (органы местного самоуправления) оказались выключенными из сферы взаимодействия с религиозными организациями.

Неоправданной новацией стала и часть 1статьи 8 Закона «О свободе вероисповеданий», говорившая о том, что: «На территории РСФСР не могут учреждаться исполнитель­ные и распорядительные органы государственной власти и государ­ственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализацией права граждан на свободу вероисповеда­ния».

Опираясь на эту норму, властные структуры в центре, а вслед за ними религиозные, политические и общественные организации стали пропагандировать и отстаивать тезис о необходимости полной отстранённости госу­дарства и органов местного самоуправления от осуществления ими ка­кого бы то ни было контроля за деятельностью религиозных объеди­нений. Такое «добросовестное заблуждение» основывалось на не вполне правильном понимании свободы совести как проблемы, исключительно от­носящейся к сфере личных (частных) прав и свобод человека и гражданина. При этом не учитывалось, что, объединяясь, граждане создают новый субъект права – религиозное объединение, которое уже действует не в их частной жизни, а в сфере гражданско-правовых и пу­блично-правовых отношений, которые регулируются правовыми нормами, относящимися к неком­мерческим объединениям.

Неудачной оказалась норма статей 17, 18 закона «О свободе вероисповеданий», определяющая понятие «религиозное объединение». В него могут входить, по смыслу закона, любые виды и формы организационных структур, образуемых 10 совершеннолетними лицами, в названии которых декларируется причастность к религии. Сюда можно было отнести и различные предприятия, учреждения, организации, общественные образования, которые, имея в своём наименовании слово «религиозный», могли не иметь никакого отношения к религиозным объединениям. Однако, зарегистрировавшись как религиозное, они получали преимущества и льготы наравне с религиозными объединениями, создаваемыми верующими для совместного исповедания веры.

Отсутствовала и чётко обозначенная правовая грань между религиозными объединениями, которые пользовались правоспособностью юридического лица и теми, которые таким статусом не обладали.

Кстати, сама идея статьи 20 закона «О свободе вероисповеданий», предусматривавшая регистрацию Уставов (Положений) религиозных объединений оказалась неэффективной. В ней содержался подход, устанавливающий неравенство прав граждан на регистрацию устава своего религиозного объединения в зависимости от принадлежности или непринадлежности последнего к региональному или централизованному религиозному объединению. Одновременно эта норма была дискриминационна в отношении прав верующих граждан, которые в силу собственных устремлений не хотели пользоваться правом юридического лица и регистрировать свой устав.

Спорный характер носила статья 9 закона «О свободе вероисповеданий», допускающая преподавание вероучений, а также религиозное воспитание в государственных дошкольных и школьных заведениях. Применение данной нормы, безусловно, таило в себе опасность возникновения трений и конфликтов, связанных с многонациональностью и поликонфессиональностью общества и неоднозначным отношением к этой идеи родителей, руководителей образовательных учреждений, педагогов.

Принятие Федерального Закона № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» стало ключевым событием в формировании законодательства о свободе совести на федеральном уровне.

Собственно, работа над новым законом велась с 1993 г. В 1994-1995 гг. текст законопроекта разрабатывался в рабочей группе Комиссии по вопросам религиозных объединений при Прави­тельстве Российской Федерации с участием представителей Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и девяти крупнейших религиозных объединений. В конце 1994 г. текст законопроекта был доработан Рабочей группой и внесен на рассмотрение Государственно-правового управления Президента РФ. Параллельно текст законопроекта активно обсуждался в конце 1994 г. — начале 1995 г. в публичных мероприятиях, проводимых религиозными, научными и правозащитными объединениями.

В январе 1995 г. Государственно-правовое управление Президента возвратило законопроект в Рабочую группу вместе со своим Заключением. Во-первых, указывалось на то, что необходимо:

· учитывать общепризнанные нормы международного права в области прав человека на мировоззренческую свободу (свободу мысли, совести, религий и убеждений) и ими руководствоваться;

· соблюдать принцип равенства всех общественных объединений (включая и религиозные) перед законом и принцип равного к ним отношения государства, его органов и органов местного самоуправления.

И, во вторых, недопустимо:

· возлагать на религиозные объединения исполнения каких-либо функций государственных органов и органов местного самоуправления

· ограничивать права и возможности одних религиозных объединений в зависимости от отношения к ним других религиозных объединений (прежде всего, т.н. традиционных)

· регулировать общественные отношения на основании «соглашений между государством и общественными объединениями»

· использовать моральные критерии в качестве основания принятия юридически значимых решений.

С учётом замечаний, в июле 1995 г. законопроект был внесён Правительством в Думу. Наряду справительственным, на рассмотрение депутатов Госдумы РФ были внесены ещё три альтернативных зако­нопроекта. Созданной комиссии поручалось согласо­вать внесенные законопроекты, но сделать это было невозможно по причи­не принципиально разных подходах, содержащихся в них.

Через год, в июле 1996 г., Комитет Государственной думы по делам общественных объединений и рели­гиозных организаций вынес на обсуждение Парламен­та в первом чтении законопроект «О свободе совести и религиозных организациях (объединениях)». Объясняя причины, по которым требовалась «замена» прежнего закона «О свободе вероисповеданий», Комитет указал на следую­щие «слабости» действовавшего на то время Закона:

· отсутствие норм, регулировавших отношение к военной службе, регистрацию иностранных религиозных организаций и миссий;

· ряд норм, регулирующих трудовые отношения в религиозных объединениях и социальные права верующих, существенно устарел;

· противоречие некоторых норм Закона с принятыми позже Конституцией России и ГК РФ;

· необходимость более детальной проработки норм, раскрывающих принцип отделения церкви от государства;

· необходимость уточнения нормы, касающиеся принципа и порядка ре­гистрации религиозных объединений.

Вокруг этих тем сосредоточились выступления депутатов и представителей религиозных организаций. Итоговое голосование показало, что «за» проект проголосовало — 347 человек, «против» — 3 человека и воздержалось — 2 человека. В ходе чтения, а также и в последующем поступило свыше 400 поправок от депутатов Госдумы и Совета Федерации РФ, от законодательных собраний субъектов Российской Федерации. Откликнулись на обсуждение и религиозные объединения, представители которых не приглашались в заседание Госдумы. По их мнению, следовало сохранить и развить присутствовавшие в законе «О свободе вероисповеданий» (1990 г.) демократические нормы и не допустить отката к дискриминационному законодательству, разделяющему граждан и создаваемые ими религиозные организации по тем или иным основаниям.

14 ноября 1996 г. ход работы над проектом федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон «О свободе совести и религиозных организациях (объединениях)» обсуждался на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. В качестве не нашедших единой поддержки были названы такие вопросы, как:

· открытие представительств иностранных религиозных организаций;

· создание специализированного госоргана по делам религий;

· преподавание в школе религиозно-образовательных дисциплин;

· вопросы возвращения «церковной» собственности

По итогам обсуждения ГПУ Президента было поручено завершить работу над проектом. В Госдуме РФ на второе чтение (18 июня 1997 г.) был вынесен текст законопроекта, который принципиально отличался от текста, принятого в первом чтении. По существу полновесное обсуждение нового текста не только не состоялось, но и не предполагалось. В течение 20 минут законопроект был принят. В третьем же чтении, состоявшемся 23 июня, документ был принят за три м

Наши рекомендации