Субъекты фиксации доказательств.

 

Проблема фиксации доказательственной информации- одна из важнейших в комплексе проблем, связанных с изучением и использованием закономерностей собирания доказательств. Ее актуальность и важность объясняется тем значением (уголовно-процес­суальным и криминалистическим), которое имеет фиксация доказательств в процессе доказывания, той ролью которую значение фиксации доказательств играет как стимул развития, совершенствования ее средств и методов в криминалистической науке.

Фиксация доказательств — один из элементов такой стадии (этапа) доказывания, как собирание доказательств. В этом плане целесообразно дать характеристикутаким процессуальным фигурам, как понятые и специалист.

понятые — это обычно лица, либо случайно оказавшиеся поблизости от места производства следственного действия, либо проживающие по соседству с ним (как это часто бывает при обыске), либо по роду своих служебных функций оказывающие содействие органам расследования (дворники, управляющие домами, коменданты и т. д.). Об их незаинтересованности в деле и нейтральном отношении к проходящим по делу лицам следователь в момент их привлечения может судить хотя бы и с большой степенью вероятности, но, как правило, лишь предположительно.

Такой состав понятых — людей, случайных для следствия, — означает в дополнение к сказанному, что это люди некомпетентные в действиях следователя, не знающие процессуальных требований, предъявляемых к порядку проведения, содержанию и правилам фиксации ре­зультатов следственных действий, не могущие в силу всего этого отличить законные действия следователя от незаконных.

Когда заходит речь о такой процессуальной фигуре, как специалист, то для его характеристики используют термин “специальные познания”, обладание которыми отличает его от других субъектов фиксации доказательств, если отвлечься от различий в их процессуальном положении. Термин “специальные познания” приобрел такое обыденное звучание, что и в теории и в практике стал употребля­ться автоматически, аксиоматично, как нечто само собой разумеющееся.

Под специальными познаниями обычно понимают познания в области различных наук, ремесел, искусств, техники, выходящие за рамки житейского опыта и тех профессиональных познаний, которыми в принципе должны обладать работник дознания, следователь, прокурор, судья.

Профессиональный опыт работника следствия или суда слагается из сведений и навыков, полученных им при обучении и на практической ра­боте. Из этого можно заключить, что понятие “профессиональ­ный опыт” не имеет в обобщенном выражении конкретного содержания даже для лиц одной юридической специальности и по своей сути весьма абстрактно. Нельзя провести четкой границы между “профессиональ­ным опытом” и “специальными познаниями”, так как то, что для одного следователя или работника дознания составляет один из элементов его профессионального опыта, для другого — неизвестно, специально.

Специалист, по правильному определению — это лицо, обладающее профессиональным знаниями по определенной специальности. Это необязательно знания, которых нет у следователя или оперативного работника, но это обязательно профессиональные знания. При фиксации доказательств следователь вправе использовать любые имеющиеся у него познания.

Однако отсутствие у следователя необходимых познаний или навыков, не является единственным основанием для привлечения специалиста к фиксации доказательств. Привлечение специалиста к фиксации доказательств можно рассматривать в плане научной организации труда как проявление его разделения и кооперации трудовых операций. Некоторые технические средства (съемочная аппаратура и пр.) требуют длительного отвлечения сле­дователя от выполнения других неотложных мер при производстве след­ственного действия. Составление следователем схем, планов, фотографирование, другие меры по закреплению и изъятию доказательств могут затянуть производство следственного действия; будет упущено время для своевременного проведения других неотложных следственных действий.

Наиболее распространено участие специалиста в закреплении материально-фиксированных следов события. Однако этим ограничивать его роль нельзя. В литературе правильно отмечается, что специалист может оказать помощь следователю в фиксации фактических данных, не являющихся вещественными доказательствами.

Наши рекомендации