Вопрос 13: Прокурский надзор за исполнением наказания
Почти вся деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, поднадзорна органам прокуратуры. Предметом надзора при этом являются: законность нахождения лиц в исправительных и иных учреждениях, исполняющих наказание; соблюдение прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказания не связанного с лишением свободы. Следующее - осуществление надзора за деятельностью персонала: 1) полномочия, направленные на выявление и предупреждение случаев нарушения законности администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, а также причин, их порождающих, и условий, им способствующих; 2) полномочия, направленные на устранение указанных выше нарушений законности, причин, их порождающих, и условий, им способствующих. Одно из полномочий - проверка порядка и условий исполнения наказания (прокурор вправе посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания без специального разрешения); в процессе личных посещений прокурор непосредственно знакомится с деятельностью администрации, проверяет документы, на основании которых осужденные лишены свободы, проводит личный опрос осужденных и осмотр жилья, коммунально-бытовых и иных помещений, знакомится с оперативными материалами и т.д. Прокурор вправе проводить проверку соответствия закону приказов распоряжений и постановлений персонала учреждений и органов, исполняющих наказания + законность и обоснованность постановлений должностных лиц о наложении дисциплинарных взысканий. Прокурор обязан рассматривать поступившие предложения, заявления и жалобы осужденных (они не подлежат цензуре) в установленные законом сроки, принять необходимые меры и сообщить о своем решении лицам, их подавшим. Одна из форм предупреждения нарушений законности - санкционирование прокурором некоторых действий должностных лиц (например, на задержание осужденного, уклоняющегося от получения предписания о выезде к месту отбывания ограничения свободы, на введение режима особых условий в исправительных учреждениях, задержание осужденного, уклоняющегося от возвращения в установленный срок в исправительное учреждение, на содержание осужденных, отбывающих осуждение в тюрьме, в одиночных камерах и др. Важное средство устранения нарушений законности - предложения прокурора относительно соблюдения установленных законом правил отбывания наказания (обязательны для исполнения), другое средство - постановления прокурора (например, права по освобождению каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания, по отмене дисциплинарных мер взыскания, наложенных в нарушение закона на осужденных, по немедленному освобожденных их из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Прокурор может вынести мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении должностных и иных лиц персонала, либо возбудить уголовное дело. Еще одна форма реагирования - представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих; выносится, как правило, по фактам систематически встречающихся нарушений законности à должностные лица должны безотлагательно рассмотреть факты, не позднее 1 мес ими должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, причин и условий, а о результатах сообщено прокурору в письменной форме. Самостоятельное средство реагирования - принесение протеста в отношении должностных лиц, издавших противоречащий закону приказ, распоряжение или постановление (10 дней на рассмотрение; при исключительных обстоятельствах прокурор вправе установить сокращенный срок) - до рассмотрения протеста действие опротестованного акта приостанавливается.
Вопрос 14: Контроль органов гос власти и органов мсу за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
Ст. 19 УИК РФ - федеральные органы гос власти, органы гос власти суб РФ, а также органы МСУ осуществляют контроль за деятельностью расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих наказания.
Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 25.11.2009) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" гл.7 Контроль за деятельностью уголов.исполнительной системы
Федеральные органы гос власти - Президент РФ, ФедСоб РФ, Правительство РФ, суды РФ. Контрольные функции Президента РФ - гарант Конституции, гарант прав и свобод осужденных граждан РФ, а также иных лиц, осужденных к уголовному наказанию. Президент осуществляет помилование (т.к. инициатор помилования часто администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, то это тоже форма контроля). ФС РФ в лице ГД и СФ осуществляет парламентский контроль за деятельностью государственных органов, в т.ч. учреждений и органов, исполняющих наказания: 1) при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб осужденных, поступающих в ФС РФ, 2) могут заслушать отчет руководителей органов исполнительной власти, в т.ч. и по вопросу деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, 3) форма контроля - при проверке расходования средств федерального бюджета (статей на содержание УИС Минюста РФ), 4) в процессе деятельности депутатов ГВ и членов СФ - вправе обращаться с запросом к руководителям федеральных органов гос власти или органов гос власти суб РФ, в т.ч. по вопросам деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания (ответ не позднее 15 дней), 5) обращение с вопросом к члену Правительству РФ либо реализация права на безотлагательный прием должностными лицами органов власти, включая их руководителей. В вопросах обеспечения прав и свобод человека и гражданина контроль осуществляется через Уполномоченного по правам человека в РФ, назначаемого ГД ФС РФ. При разрешении отнесенных к его компетенции вопросов он может беспрепятственно посещать все органы гос власти, истребовать документы, материалы, иные сведения, получать объяснения должностных лиц и гос служащих, проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами проверку деятельности государственных органов, органов МСУ и должностных лиц. При рассмотрении случаев нарушения прав и свобод человека и гражданина, в т.ч. при исполнении уголовного наказания - рассматривает и деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, как одного из основных субъектов обеспечения правового статуса осужденных.