Договор о соблюдении мира государей Хильдеберта и Хлотаря —
королей франков7
Декрет короля Хильдеберта
§ 1. И так как увеличились злодеяния лихих людей, следует
воздавать им должное за множество преступлений. Постановлено
посему, что если кто будет после этого запрещения уличен в
разбое, там повинен будет смертной казни.
§ 2. Если кто из свободных, будучи обвинен в воровстве,
станет отпираться, обвинитель должен представить 12 — на половину
избранных — соприсяжников, и они должны принести клятву в том,
что воровство, которое он отрицает, действительно было; тогда
разбойник платит выкуп, если имеет чем заплатить, а если ему
нечем заплатить, его на трех судебных собраниях представляют
родичам, и если они его не выкупят, он искупает вину (своею)
жизнью.
§ 3. Если кто найдет вора и тайно, без судьи, получит пеню,
такового уподоблять разбойнику.
§ 4. О том, кто сожжет на огне руку. Если кто из свободных
подвергнется обвинению в воровстве и при испытании сожжет себе 69
руку, то он повинен понести наказание за преступление, в котором
его обвиняют.
§ 5. Как раб подвергается испытанию жребием. Если рабу будет
предъявлено обвинение в воровстве, следует просить его господина
представить раба в течение 20 суток в судебное собрание, и если
будет сомнение, пусть подвергнется испытанию жребием. И если в
течение этого срока его задержит какое либо законное препятствие,
пусть будет сделано то же самое в течение других 20 суток, и
предъявитель иска пусть представит трех подобных себе лиц и
других трех из избранных, чтобы они клятвою подтвердили
выполнение сроков по Салическому закону. И если господин не
представит раба, он должен сам подвергнуться положенному по
закону взысканию и дать разрешение о рабе (чтобы привлекли его к
ответственности).
§ 6. Если раб протянет руку и вынет дурной жребий, господин
должен отдать за раба 3 сол., а раб получает 300 ударов.
§ 7. Если кто задержит чужих рабов и не вернет их в течение
40 суток, он должен нести ответственность, как похититель рабов.
§ 8. Если лит при обвинении подвергнется испытанию жребием и
вынет дурной жребий, он подвергается половинному взысканию по
сравнению с тем, что следует с свободного человека, и должен
представить 6 — на половину избранных соприсяжников.
Декрет Хлотаря
§ 9. Так как установленные ночные стражи не ловят воров, и
дело дошло до того, что по разным местам они (воры) издеваются
над правосудием и несут охрану, потакая их преступлениям,
постановлено образовать сотни. Если в какой сотне что пропадет,
потерпевший должен получать (от сотни) возмещение стоимости. И
если разбойник появится в другой сотне и туда приведет при
преследовании след, а (сотня) не обратит внимания на
представления об этом, она присуждается к пене в размере
пятикратной уплаты 15 сол. Стоимость же похищенного для
потерпевшего сотня эта пусть беспрепятственно получает со второй 70
и третьей, если след обнаружит присутствие там вора...8 И если
при преследовании (потерпевший сам) поймает своего вора, пусть
получает в свою пользу полную пеню. Если же вор будет пойман при
преследовании его отрядом, половину пени получает отряд и
стоимость надлежит взыскивать с вора.
§ 10. Если кто найдет краденое в чужом доме под забором,
хозяин дома карается смертью. Если кто будет пойман о крадеными
вещами, подлежит тому же взысканию. Если кто будет обвинен в
принятии краденого, пусть подвергнется испытанию жребием, и если
возьмет плохой жребий, будет считаться разбойником, но при этом с
той и другой стороны должно быть по три избранных лица, чтоб не
было обмана.
§ 11. О рабах церковных, королевских и иных установлено, что
если на них кем-либо будет возведено обвинение, то они
подвергаются испытанию жребием, но при этом должен быть дан
залог, из которого могла бы быть уплачена господину цена раба,
ибо испытуемый подвергается опасности (лишения жизни).
§ 12. Если раб, принадлежащий кому-нибудь из могущественных
людей, владеющих землями, по разным местам, будет обвинен в
преступлении, то господину раба частным образом, при свидетелях,
следует сделать представление, чтобы привел его к судье в течение
20 суток. Если в установленное время, в пренебрежение к суду, раб
не будет приведен, тогда господин должен (сам) уплатить за вину
пеню сообразно своему личному положению. Если при представлении
господину раб будет отсутствовать, господин возмещает стоимость,
а относительно раба дает разрешение, чтобы по розыскании тот
(раб) был предан суду.
§ 13. Если кто тайным образом возьмет с какого-либо вора
пеню за украденное, оба подлежат наказанию как разбойники.
§ 14. Никто да не смеет извлекать разбойника или какого-либо
(другого) преступника, как о том состоялось соглашение с
епископами, со двора церковного. И если будут такие церкви, у
которых дворы неогорожены, считать за двор участок земли с той и 71
другой стороны стен по арпану; никто из укрывшихся пусть не
выходит по своим делам из этого места. Если же сделают это и
будут схвачены, пусть присуждаются к должному наказанию.
§ 15. Если чей-нибудь раб, бежавший от своего господина,
укроется в церкви и там будет найден прежним господином, он
должен быть возвращен, как совершенно прощенный.
§ 16. В целях соблюдения мира повелеваем, чтобы во главе
отрядов ставились выборные сотники и чтобы их верностью и тщанием
охранялся вышеназванный мир. И дабы с помощью божией, между нами,
родными братьями, была нерушимая дружба, (постановили), чтобы
сотники имели право преследовать воров и идти по следам в
провинциях и того, и другого государства. И в сотне, в которой
что-нибудь пропало, пусть ведется дело с тем, чтобы
неукоснительно давалось возмещение тому, кто потерпел, и велось
преследование вора. Если потерпевший поймает вора, преследуя его
с отрядом, тогда ему следует из имущества вора, когда таковое
будет, половина пени и возмещение убытков. А если он своими
собственными силами поймает вора, то полностью берет себе пеню
вместе с стоимостью похищенного и возмещенном убытков. Только
fretus должен быть уплачен судье той области, в которой вор был
разыскан.
§ 17. Если кого позовут для преследования вора по следам, а
он не пожелает тотчас пойти, судья присуждает его к уплате 5 сол.
§ 18. И то, что мы, во имя божие, для соблюдения мира
установили, желаем блюсти навеки, и предписываем при этом, что
если кто из судей посмеет нарушить это постановление, подлежит
смертной казни.
Капитулярий V
Эдикт государя Хильперика короля9
§ 1. По обсуждении, во имя божие, со славнейшими оптиматами,
антрустионами и всем народом нашим постановили в виду того, что
право наследования не простиралось за Гаронну, чтобы (отныне) 72
повсюду в государстве нашем передавалось наследство, как передают
и получают его в остальных частях и как (получают его)
туррованцы.
§ 2. Также постановлено, чтобы мы пожаловали (следуемый
фиску?) reipus всем левдам нашим, дабы из-за малых дел не
рождались беспорядки в государстве нашем.
§ 3. Равным образом соизволили и постановили, чтобы если
кто, имея соседей, оставит после своей смерти сыновей или
дочерей, пусть сыновья, пока живы, владеют землею, согласно
Салическому закону. Если же сыновья умрут, дочь подобным же
образом пусть получает эти земли, как получили бы их сыновья,
если бы оставались живы. А если умрет брат, другой же останется в
живых, брат пусть получает земли, а не соседи. И если брат,
умирая, не оставит в живых брата, тогда сестра пусть вступает во
владение этой землею. Постановили также о некоторых этих землях
при переходе их по наследству, что левды, которых имел мой отец,
должны держаться по отношению их тех же обычаев, которых они
держались (и раньше).
§ 4. Постановили также, что если кто возьмет женщину замуж и
они не будут иметь детей, и если муж умрет, жена же останется в
живых, тогда женщина та пусть берет половину приданого, а другую
половину пусть себе получают родственники умершего. А если при
таких же условиях умрет женщина, то подобным же образом муж пусть
берет себе половину, а (другую) половину пусть получают
родственники этой женщины.
§ 5. Соизволили также и постановили, что если раб лишит
жизни свободного человека, тогда господин раба с 6 соприсяжниками
пусть поклянется, что совесть его чиста, что убийство произошло
не по его совету и не по его воле, и пусть выдаст того раба для
наказания. А если не сможет выдать раба, пусть при самой клятве
даст поручательство в том, что его нет там, где он предполагал, 73
что он не знает, как можно его найти. И пусть убьет раба, т.е.
даст разрешение родственникам убитого в их присутствии, и пусть
поступают с ним по своему усмотрению, а он (господин) будет
чистым.
§ 6. Также постановили, что если кто будет вызван на суд и
не сможет в доказательство истинности (своих показаний)
представить свидетелей (соприсяжников), чтобы очиститься, и
необходимо ему будет дать перед судом поручительство, и он не
сможет представить поручителей, он должен взять левою рукою
стебель, а правой дать торжественное обещание.
§ 7. Постановили также, что если раб будет присужден к
испытанию жребием по подозрению в воровстве, тогда господин
должен представить раба для испытания жребием в течение 10 суток.
И если не представит его в течение этих 10 суток, тогда пусть
представит в течение 42 суток, и раб за это время должен
подвергнуться там испытанию жребием, а тот, у кого совершено
воровство, должен с 6 (соприсяжниками) клятвенно подтвердить свое
право. Если же не явится в течение 42 суток и не представит
уважительных причин неявки, тогда раб подлежит осуждению и дело
пусть не восходит больше к господину, кроме как постольку,
поскольку дело касается раба. Или раб должен быть выдан
обвинителю, или господин платит за раба штраф, именно 12 сол., не
считая стоимости и возмещения убытков. А если в течение 42 суток
приведет уважительную причину, тогда назначается ему срок в
84 сутки, и если тогда не оправдается, признается виновным, как
изложено выше. Если же (не) приведет в течение 42 суток
уважительной причины, повинен уплате 15 сол. пени за ослушание. И
если в течение 42 суток он пожелает ни дать поручительства, ни
уплатить, тогда истец должен просить, чтобы уплатил в течение 14
суток, как выше сказано, и если в течение 14 суток не пожелает
уплатить, пусть просит (об уплате) в течение 7 суток. Если же и в
течение 7 суток не пожелает ни дать поручительства, ни уплатить,
тогда в ближайшем судебном заседании перед сидящими и говорящими
(закон) рахинбургами, которые слушали его дело, должен быть
приглашен граф. В таком случае истец, давши путем передачи стебля
поручительство, пусть идет к имуществу его (господина) и берет 74
то, что присудили рахинбурги. И граф с 7 рахинбургами —
доверенными и надежными, знающими закон, должен прийти к дому
ответчика и произвести оценку того, что должен взять граф. А если
граф не будет приглашен перед сидящими рахинбургами, он не смеет
туда идти. Если же его пригласят и он не пойдет, повинен смертной
казни. И если граф посмеет взять что-либо сверх цены из того, что
полагается по Закону, тоже повинен смертной казни. И если тот, у
кого конфискуется имущество, заявит, что граф производит
конфискацию неправильно и вопреки закону и справедливости, тогда
граф приглашает его в течение 42 суток на королевский суд и
вместе с тем приглашает также истца, который призывал его (для
конфискации). И если тот, кто призывал, не будет отрицать, пусть
приведет по королевскому повелению 7 рахинбургов, которые раньше
слушали это дело, и пусть явится в наше присутствие. Если все 7
прийти не смогут и если их задержит какое-либо законное
препятствие, тогда пусть явятся трое из тех и за своих равных
объявят уважительную причину неявки. А если не сможет представить
и не представит ни 3-х, ни 7 перед рахинбургами, тогда и граф, и
тот, кто получил это имущество, которое он взял вопреки закону и
справедливости, и тот, кто призывал графа, должны вернуть это
имущество тому, кому оно принадлежало. Равным образом если кто из
свободных вследствие какого-либо проступка или насильственного
деяния будет привлечен за ослушание по какому-либо делу, то пусть
он из своего имущества удовлетворит своего противника по закону.
И если какой-нибудь преступник, свершивший преступление, не имеет
имущества, чтобы внести за него пеню графу, граф тем не менее
должен быть приглашен к нему согласно приговору, который ранее
был выслушан, и надлежит на трех судебных собраниях выставлять
его перед рахинбургами с тем, чтобы родственники выкупили его
своим имуществом. Если же не пожелают его выкупать, то в
четвертый раз его надлежит представить перед нами, и мы повелим
его передать истцу, и тот пусть делает с ним, что захочет. Граф и
истец пусть приведут его к нам и пусть имеет согласно закону
доверенных (рахинбургов) в течение 84 суток со времени
приглашения, и пусть закон будет выполнен, как выше написано. 75
§ 8. Вызовы в суд (неимеющих местожительства),
провозглашавшиеся в церквах, должны провозглашаться там, где
вызываются люди, имеющие местожительство.
§ 9. Если кто пожелает вести дело, он должен довести об
(этом) своем деле до сведения соседей, и также должен принести
клятву перед рахинбургами. И если они (не) сомневаются, пусть
дело идет в суд. А до того времени не смеет вести дело, и если
кто осмелится начать дело раньше, теряет его. Если будет
преступник, который учиняет в волости преступлении и не имеет ни
места жительства, ни имущества, которым бы уплатил пеню, и если
он бродит по лесам, и ни граф, ни родственники не могут привести
его в присутствии (судей), тогда граф и тот, по отношению к кому
он учинит преступление, пусть обвинят его перед нами, а мы
объявим его вне нашего покровительства и тогда всякий, кто его
найдет, может без боязни убить его.
§ 10. Относительно преследования надлежит соблюдать те же
обычаи, которых держались при родителе нашем, чтобы таким образом
искоренились преступления.
Капитулярий VI10
1. Если кто лишит жизни королевского раба или
вольноотпущенника
§ 1. Если кто лишит жизни королевского раба или
вольноотпущенника, повинен уплатить 100 сол.
§ 2. Если кто (лишит жизни) римлянина — свободного или
тяглого человека или министериала, повинен уплатить 100 сол.
2. Если кто нападет на прирученного для охоты оленя или на
самку оленя
§ 1. Если кто нападет на прирученного для охоты оленя или на
самку оленя, повинен уплатить 1800 ден., что составляет 45 сол.
3. О кражах при охоте и рыбной ловле 76
§ 1. Если кто украдет капкан или сеть, или вершу унесет из
лодки, повинен уплатить 1200 ден., что составляет 30 сол.
§ 2. Если кто украдет рыбу из лодки или из сети, повинен
уплатить 600 ден., что составляет 15 сол.
§ 3. Если кто найдет попавшую (в капкан) или подстреленную
дичь или пожелает преследовать (зверя), поднятого (чужими)
собаками, или же снимет подвешенную дичь, либо украдет ее из
дома, повинен уплатить 1200 ден., что составляет 30 сол.
§ 4. Если кто украдет из хлева молочного поросенка, повинен
уплатить 400 ден., что составляет 12 сол. (?)
4. О том, кто вызовет другого на испытание горячей водой
§ 1. Если кто вызовет другого на испытание горячей водой
помимо повеления короля, повинен уплатить 600 ден., что
составляет 15 сол.
5. О рабе, если лишит жизни чужую рабыню
§ 1. Если чей-нибудь раб будет обвинен в том, что он лишил
жизни чужую рабыню, повинен уплатить 600 ден., что составляет 15
сол., и кроме того уплатить цену рабыни. Если будет обвинен раб
из (домашней) прислуги, либо свинарь или ремесленник, надлежит
нам соблюдать то же самое. Если будет обвинен кто-нибудь из
(простых) работников и меньших рабов, (тоже) повинен уплатить
600 ден., что составляет 15 сол.
6. О том, кто сгонит с пути чужих свиней
§ 1. Если кто сгонит свиней с их пути или украдет из леса
деревья, либо вывезет на телеге дрова, которые нарубил кто-нибудь
другой, за каждый из таких проступков повинен уплатить 600 ден.,
что составляет 15 сол.
7. Если кто силою возьмет чужую лодку 77
§ 1. Если кто силою возьмет лодку, повинен уплатить 600
ден., что составляет 15 сол.
8. О том, кто вступит в сделку с чужим рабом
§ 1. Если кто из свободных вступит в сделку с чужим рабом
без ведома господина, или же вступит в сделку без ведома
господина с вольноотпущенником в вилле, повинен уплатить
600 ден., что составляет 15 сол.
9. О том, кто свяжет без вины чужого раба
§ 1. Если кто свяжет без вины и будет уличен, повинен
уплатить 200 ден., что составляет 7 сол.
10. Если кто посмеет собирать колосья на чужой ниве
§ 1. Если кто без разрешения будет собирать колосья на чужой
ниве, повинен уплатить 600 ден., что составляет 15 сол.
11. О том, кто ограбит чужой дом
§ 1. Если кто ограбит дом или учинит в доме (какой-нибудь
вред), повинен уплатить 600 ден., что составляет 15 сол.
§ 2. И если в доме или на участке будет нанесен какой-нибудь
вред бросанием камней, тот, кто будет в этом уличен, повинен
уплатить 600 ден., что составляет 15 сол.
12. О том, кто ложно обвинит (другого) в краже чужого
имущества
§ 1. Если кто ложно обвинит (другого) в краже чужого
имущества, как если бы оно было его собственное, и не сможет
доказать, повинен уплатить тому, кого он обвинит, 15 сол.
13. О том, кто разорит чужой сад или поле, засеянное репой 78
§ 1. Если кто разорит сад или засеянное репой поле, повинен
уплатить 600 ден., что составляет 15 сол.
14. О вольноотпущеннике, который похитит чужую
вольноотпущенницу
§ 1. Если какой-нибудь вольноотпущенник похитит чужую
вольноотпущенницу, повинен уплатить 800 ден., что составляет
20 сол.
§ 2. Кроме того платит 10 сол. графу, и женщина возвращается
под власть своего господина.
§ 3. Если похитит свободную, платит своею жизнью.
15. О том, кто обвинит другого в принесении ложной присяги
§ 1. Если кто обвинит (другого) в том, что он принес ложную
присягу и сможет доказать, тот, кто приносит ложную присягу,
повинен уплатить 15 сол.
§ 2. Если же не сможет доказать, тот, кто обвинил, пусть
платит 15 сол., а затем, если посмеет, пусть сразится.
16. О том, кто будет обвинен в лжесвидетельстве
§ 1. Если кто будет уличен в качестве ложных свидетелей,
повинны уплатить пеню по 5 сол. И если обвиняющий их в
лжесвидетельстве опустит свою руку в котелок и вынет (ее)
здоровой, повинен уплатить ту же пеню, как выше сказано. А если
обожжет руку, платит 15 сол. пени.
17. О том, кто возьмет чужую жену при живом муже
§ 1. Если кто возьмет чужую жену при живом муже, повинен
уплатить 8000 ден., что составляет 200 сол.
Капитулярий VII11 79
Во имя божие. Начинаются главы Салического закона
1. О первой главе Салического закона
Об этой главе решили, чтобы тот, кого вызывают на суд, имел
срок для явки в 40 суток; и если граф в течение вышеназванных
суток не будет держать своего суда, надлежит тот срок расширить
до суда графа. И затем надо дать ему срок в 7 суток. В дальнейшем
же предоставлять (время) не по суткам, а до ближайшего суда
графа.
2. О XII главе12 Салического закона, т.е. с вызова на суд
Если кто лишит жизни, продаст или отпустит на волю чужого
раба, повинен уплатить 1400 ден., что составляет 35 сол., не
считая стоимости и возмещения убытков. Об этой главе решено
всеми, что если несправедливо проданный или отпущенный на волю
раб объявится, не следует отдавать за него и вместо него другого;
ибо некоторые говорили, что раб, отпущенный на свободу, не должен
потом возвращаться в неволю. Однако порешили, что он должен быть
возвращен прежнему господину и в состояние несвободы.
3. О XIV главе13 Салического закона
Если кто из свободных возьмет замуж чужую рабыню, сам вместе
с ней переходит в рабство. Об этой главе решено всеми, что если
свободная женщина возьмет какого-либо раба в мужья, не только она
должна пребывать с этим рабом в рабстве, но даже все имущество,
которым владеет, если она поделила его с своими родственниками,
должно перейти к господину того раба, за которого она вышла
замуж. Если же с родственниками своими отцовское или материнское
имущество не поделила, она не может ни отвечать ни по какому 80
иску, ни вступать вместе с своими сонаследниками во владение
отцовским наследством, кроме того, что (уже) выделено. То же
порешили соблюдать и в том случае, если свободный человек возьмёт
замуж чужую рабыню.
4. Еще о той же главе14
Если кто возьмет чужую жену при живом муже, повинен уплатить
8000 ден., что составляет 200 сол. Об этой главе порешили, чтобы
тот, кто несправедливо ее взял, вернул ее живому мужу, у которого
эта жена противозаконно уведена, вместе с вышеобозначенной пеней,
т.е. 200 сол.
5. О XXVI главе15
Если какой либо мальчик возрастом ниже 12 лет совершит какую
вину, fretus с него не взыскивать. Об этой главе порешили, что
если дитя, возрастом ниже 12 лет, несправедливо захватит чужое
имущество, должен платить за них положенную пеню, за исключением
fretus'a, и так же вызывается в суд, как может быть вызван тот,
кому он учинил беззаконие, и так же приводится графом в свой
маллюс, как может быть приведен тот, кому он учинил беззаконие.
Что же касается отцовского или материнского наследства, то
порешили, что если кто захочет вчинить ему иск, должен ждать до
исполнения 12 лет.
6.
Решено всеми, что если свободный человек или свободная
женщина добровольно отдадутся в рабство, имуществом его, которое
он законно подарил церкви или кому-либо (другому), может свободно
владеть тот, кому оно подарено. И если он породил сыновей и
дочерей, пока еще был в своем свободном состоянии, пусть они
остаются свободными.
7. О XXXVI главе16
Если кто из рабов лишит жизни свободного человека, сам
убийца отдастся родственникам убитого человека в качестве
половины виры, а господин раба уплачивает другую половину, или 81
если он знает закон, может искать на суде о том, чтобы не платить
виры. Так как закон не делает никакого различия между церковным
или королевским рабом и рабом другого (частного) лица,
постановили предоставить решению государя императора, следует ли
церковных и королевских рабов так же, как и рабов (частных)
свободных лиц, выдавать, или же отпускать (на волю).
8. О XLVI главе17
Именно о том, кто хочет взять замуж вдову, все порешили,
чтобы брал не так, как написано в Салическом законе, но с
согласия и по воле родителей, как до сих пор делали предки их,
пусть берет ее себе в жены.
9. О XLVII главе18
О том, кто займет чужую виллу. Об этом титуле постановили,
что никто не может годами пользоваться или владеть чужою виллою,
или чужим имуществом по причине переселения; но когда бы
захвативший это имущество ни был вызван на суд, пусть вернет его
истцу или, если сможет, пусть доказывает свое право на него по
закону.
10. О передаче имущества19 сказали, чтобы было (простым)
дарением
Об этой главе решили, чтобы подобно тому, как в силу долгого
обычая предки их поступали, также и все, кто живет по Салическому
закону, впредь поступали.
11.
Порешили и о том, что если раб предъявит грамоту
освобождения и не сможет указать законного составителя этой
грамоты, господин раба может считать эту грамоту
недействительной.
12. 82
И о том порешили, чтобы всякий, кто вчиняет к другому
какой-либо иск, прежде всего имел разрешение представить против
него свои свидетельства. И если тот, к кому предъявлен иск,
скажет, что по закону владеет тем, чем владеет, и (у него) будут
свидетели, которые смогут подтвердить истину этого, порешили,
чтобы правда по этому делу определялась согласно капитуляриям
государя императора, которые он издал раньше в целях соблюдения
закона.
Extravagantia В20
1.
Если кто вызывает другого на суд с иском о его рабском
состоянии и тот дает залог и представит поручителя в том, что в
другом судебном собрании, в отечестве, из которого он происходит,
представит законных свидетелей своего свободного состояния, тогда
граф, в чьем присутствии был сделан вызов на суд, пусть изготовит
два письма одинакового содержания, и одно будет иметь тот, кто
вызывает на суд, а другое такое же тот, кого вызывают.
И вот когда явится в назначенный срок с своими
соприсяжниками тот, кого вызывают на суд, то в случае, если тот,
кто его вызвал, будет отсутствовать, граф, в присутствии которого
явился вызванный на суд, пусть изготовит письмо, и (ответчик)
пусть придет к своему истцу и тот, кто не явился в установленный
срок, даст ему пеню в 15 солидов за ослушание, а (ответчик)
предложит ему другой срок. И если истец вторично не явится в
назначенный срок, вторично даст 15 солидов в качестве пени за
ослушание; и ответчик назначит истцу и третий раз срок, чтобы
пришел для ослушания свидетельских показаний. И если истец опять
не явится, он должен дать ответчику 15 солидов пени за ослушание,
и тогда граф совместно с рахинбургами и свидетелями должен
составить запись. И так тот, кого вызывали на суд с иском оего
рабском состоянии, пусть ходит с того дня свободным и вольным и 83
истец не будет иметь права снова предъявлять иск о его рабском
состоянии.
2.
Если кто вызовет в суд с иском о рабском состоянии, как выше
сказано, какое-нибудь такое лицо, которое рождено в другой стране
или в дальней местности внутри отечества, и (тот) скажет, что он
не является его рабом, и сможет доказывать свободу свою в своем
маллюсе, тогда граф пусть заставит его дать залог в том, что он
докажет свою свободу. Если тот скажет, что не сможет иметь
поручителя, граф пусть передаст его в руки истца, чтобы тот под
охраной в целости доставил его вего маллюс для доказательства
свободы. И если подозрение относительно свободного состояния
касается происхождения по отцовской линии, пусть представит
7 свидетелей по материнской линии, которые будут ближайшими
(родственниками) и 4-х по отцовской линии, и так себя очистит.
Если же подозрение относительно состояния касается происхождения
по материнской линии, пусть представит 7 свидетелей ближайших
родственников с отцовской стороны и 4-х с материнской стороны; и
так докажет свою свободу. Так с какой стороны он чище, с той
стороны и даст больше свидетелей. Если же после того, как он
представит таковых, вызвавший его на суд скажет: «Не принимаю
этих свидетелей, так как у тебя есть более близкие по родству,
которые должны тебе сказать свидетельство», а тот скажет, что «не
имею иных свидетелей, кроме этих», тогда вызвавший его на суд
даст против него свидетелей, которые показали бы, что он имеет
более близких родственников, которых должен принести для
свидетельских показаний. И если тот, кого вызвали на суд, не
хочет вверить себя, пусть даст ему... и так пусть решается дело
поединком.
3.
Если кто объявит грамоту (освобождения) ложной и, объявивши
ее ложной, будет стремиться доказать, что она ложная, пусть
представит тот, по отношению к которому она названа ложной, 84
12 соприсяжников и сам будет 13-м, чтобы под клятвой доказали ее
подлинность, и так пусть получит удостоверение тот, кто назвал ее
ложной.
4.
Если кто предъявит в судебном собрании свою грамоту и
кто-либо объявит ее ложной, а тот, кому принадлежит грамота,
объявит ее подлинной, а не ложной, тот, кто счел ее ложной,
немедленно проколовши ее шилом, пусть выставит против каждого из
7 свидетелей, утверждающих ее подлинность, по 7 свидетелей,
которых всего будет 49, и пусть они под клятвой доказывают ее
ложность. Если же тот, кому принадлежит грамота, не пожелает
удовольствоваться этим доказательством, один из 7 свидетелей,
которые утверждали ее (грамоту) подлинной, и один из тех, которые
ее опорачивали, пусть сразятся (на поединке).
5.
По Салическому закону должно быть 12 соприсяжников; такого
обычая держатся франки. Мы же в Италии, согласно капитулярию
Людовика и Лотаря21 (клянемся) сам-семь. А свидетелей против
франка должно быть 7. Франки после свидетелей не принимают
клятвы.
6.
После же того, как ответчик представил залог, он будет
свободен, если даже поручитель умрет из-за залога, который он
потерял на ответчике. А если они оба останутся живы, что обещал,
тот, кто дал залог, пусть даст. Если (ответчик) из своего
имущества не дает, пусть даст, сколько обещал поручитель из-за
нерадения ответчика.
7.
От человека не должно требовать клятвы, исключая если только
дело идет о наследстве. В других же тяжбах, которые возбуждает
один франк по отношению к другому франку, если жив тот, кто 85
продал вещи, то другой, который, хочет от него получить
подтверждение в том, что он действительно владел ими надлежащим
образом в тот день, когда их ему продал, пусть спокойным образом
потребует, чтобы были выставлены свидетели. А если тот, который
продал, будет уже мертвым, должно удостоверить, что он (продавец)
действительно владел надлежащим образом этими вещами в тот день,
когда он их продавал и, что он уже мертв, и не должно
представлять еще каких-либо других свидетелей кроме свидетелей,
представленных им самим.
8.
Против самого себя и против своего наследства человек не
должен принимать свидетелей.
9.
Если какое-либо четвероногое домашнее животное убьет
какое-либо другое (домашнее) животное, нет на нем вины и не
требуется выкупа, если только не убит хозяин. И если конь
потравит чью-либо траву, нет вины и его нельзя выгнать. О прочих
же животных, если какое произойдет нарушение, имеется решение в
Салическом законе.
10.
Сбенефиция преступника не должно брать иначе как если
только он вызван судом. И, если он не злым путем вошел (во
владение), он должен поклясться, что вошел в него не злым путем и
не своей собственной властью.
11.
Не может человек поселиться, если соседи (не выразят своего
согласия на пользование) травой, водой и дорогой.
12.
Если кто обвинит человека по какому-нибудь делу и скажет:
«3лым образом ты поступал, и я имею в том свидетелей», не должен
(обвиняемый) сразу отвечать против (обвинения) в злом действии и 86
против свидетелей, но должен отвечать против и того, и другого в
отдельности. И если ему предъявят какое-либо обвинение и
обвинитель «злым образом поступал» не скажет, и не скажет также,
что имеет свидетелей, не следует (на это) отвечать. А если ему по
закону... ответчик не пожелает отвечать, тот, кому он должен
отвечать..., так как удержался от ответа, и если будет уличен,
платит пеню в 15 солидов. А если кто обвинит другого и скажет,
что он злым образом в чем-нибудь поступал, тот же заявит:
«Несправедливо ты говоришь», он не может потом прибегать к
свидетелям. Если у кого сбежит раб... господин сам-семь должен
уличать его там, где найдет..., так как сбежал от его рабства.
ПРОЛОГИ И ЭПИЛОГИ
Пролог I22
Начинается пролог Салического закона.
Народ франков славный, творцом богом созданный, сильный в
оружии, непоколебимый в мирном договоре, мудрый в совете,
благородный телом, неповрежденный в чистоте, превосходный по
осанке, смелый, быстрый и неумолимый, обращенный в католическую
веру, свободный от ереси. Когда еще держался варварства, по
внушению божию, искал ключ к знанию, согласно со своими обычаями,
желая справедливости, сохраняя благочестие. Салический закон был
продиктован знатными этого народа, которые тогда были его
правителями. Выбрали из многих мужей четырех, а именно:
Визогаста, Бодагаста, Салегаста и Видогаста, в местах, называемых
Сальхаме, Бодохаме, Видохаме.Эти люди собрались на три заседания,
тщательно обсудили все поводы к тяжбе и вынесли о каждом из них
отдельное решение, как следует ниже. Когда же, по благословению 87
божию, король франков — стремительный и прекрасный Хлодвиг первый
принял католическое крещение, все, что оказалось в этом уложении
неудобным, было исправлено с большею ясностью преславными
королями Хлодвигом, Хильдебертом и Хлотарем.
Слава Христу, возлюбившему франков! Да хранит их царство и
да исполнит их правителей светом своей благодати! Да
покровительствует войску, да поддержит их веру! Радость мира и
блаженство! Да охранит господь господствующих Иисус Христос
благочестие! Ибо это есть храброе и сильное племя, которое
оружием свергло с себя тягчайшее иго римлян, и, познав святость
крещения, щедро украсило золотом и драгоценными камнями тела
святых мучеников, которых римляне сожгли огнем, убили или
изувечили железом, или бросили на растерзание диким зверям.
Пролог II
Было угодно франкам и установлено между ними и их вождями
отсечь, в целях сохранения внутреннего мира, все ненавистные
поводы к спорам, и так как они превосходили все окружающие народы
рукою храбрости, то соответственно этому превзойти их и
авторитетом закона, чтобы сообразно качеству проступков
принимались и судебные решения. Были избраны между ними из многих
четыре мужа, именно: Визогаст, Салегаст, Арогаст и Видогаст, в
селах, которые за Рейном, в Бодохаме, Салехаме и Бидохаме; и,
собравшись на три заседания, они заботливо обсудили все поводы к
тяжбам и вынесли о каждом отдельное решение.
Эпилог I23
Окончен Салический закон, который в целом, как видно,
содержит ниженазванные четыре книги.
Первый король франков постановил руководствоваться в 88
судебных решениях титулами с 1-го до 62-го. А потом вместе со
своими приближенными он сделал прибавление с 63 титула до 78-го.
А король Хильдеберт, долгое время спустя, размышлял, что надлежит
еще прибавить и, как известно, нашел достойным внести добавления
с 78-го до 83-го титула, что он и передал брату своему Хлотарю в
письменном виде. Хлотарь же, с благодарностью принявши эти титулы
от старшего своего брата, потом вместе с людьми королевства
своего обсуждал, что к этому следует еще прибавить, что надлежит
установить вновь, и постановил то, что следует с титула 89-го по
93-й. И пото