Практические занятия (заочная форма обучения)
Семинар № 1
- раздел курса: Обращение в суд первой инстанции. Обеспечительные меры и сбор доказательств.
- вид практического занятия (опционально): семинар
- объем часов: 2
- тема практического занятия: Обращение в суд первой инстанции. Обеспечительные меры и сбор доказательств.
- содержание (план) практического занятия:
Действия, предшествующие обращению в суд
1. Ознакомление с конфликтной ситуацией. Установление содержания фактических взаимоотношений сторон. Изучение имеющихся доказательств. Юридическая квалификация отношений сторон спора.
2. Выявление возможных последствий продолжения спора. Последствия непринятия мер по урегулированию спора. Поиск способов урегулирования спора и установление возможных последствий их применения.
3. Действия, направленные на примирение сторон. Переговоры. Соблюдение претензионного и иного досудебного порядка урегулирования спора. Привлечение посредника для урегулирования спора. Медиация.
4. Сбор и изучение доказательств, необходимых для разрешения спора.
5. Обеспечение иска до обращения в суд
Порядок обращения в суд первой инстанции
1. Подготовка заявления в суд
2. Оформление письменных доказательств, прилагаемых к заявлению
3. Подготовка и оформление иных документов, прилагаемых к исковому заявлению
4. Подтверждение полномочий на подписание и подачу заявления в суд
5. Подготовка и оформление доверенности
6. Документы, подтверждающие полномочия отдельных представителей
7. Расчет размера и порядок оплаты государственной пошлины. Документы, подтверждающие оплату государственной пошлины.
8. Иные документы, прилагаемые к исковому заявлению
9. Подача заявления в суд
10. Последствия подачи заявления в суд. Выяснение результата обращения в суд. Обжалования определений об отказе в принятии заявления, о возвращении заявления, об оставлении заявления без движения. Заявление о продлении срока оставления заявления без движения
11. Получение ответчиком информации о возбуждении дела
Действия, направленные на принятие судом обеспечительных мер
1. Подготовка и подача заявления об обеспечении иска (о принятии обеспечительных мер). Обжалование определения о принятии обеспечительных мер. Последствия удовлетворения заявления об обеспечении иска (о принятии обеспечительных мер)
2. Подготовка и подача ходатайства о замене обеспечительных мер. Обжалование определения о замене обеспечительных мер
3. Подготовка и подача заявления об отмене обеспечительных мер. Обжалование определения об отмене обеспечительных мер
4. Подготовка и подача заявление об обеспечении имущественных интересов (о принятии предварительных обеспечительных мер). Последствия удовлетворения заявления об обеспечении имущественных интересов (о принятии предварительных обеспечительных мер).
5. Возмещение убытков, причиненных обеспечительными мерами
Обеспечение представления в суд письменных, вещественных доказательств, показаний свидетелей, электронных доказательств, аудио- и видеозаписей и других средств доказывания
1. Сбор доказательств. Действия по сбору доказательств, совершаемые без содействия суда. Получения ранее принятых судебных актов. Получение иных доказательств. Ходатайство об истребовании доказательств. Обязанность по раскрытию доказательств и последствия ее неисполнения.
2. Порядок представления письменных доказательств. Выявление необходимости представления письменных доказательств. Ходатайство о принятии доказательств.
3. Обеспечение участия в деле свидетелей. Выявление необходимости допроса свидетеля. Подготовка свидетеля к участию в деле. Ходатайство о допросе свидетеля.
4. Представление вещественных доказательств. Выявление необходимости представления вещественных доказательств. Ходатайство о принятии вещественных доказательств. Ходатайство о проведении осмотра на месте. Ходатайство об исследовании доказательств, подвергающихся быстрой порче.
5. Представление электронных доказательств, аудио- и видеозаписей. Выявление необходимости представления электронных доказательств, аудио- и видеозаписей. Закрепление и оформление электронных доказательств, аудио- и видеозаписей.
Ходатайство о принятии электронных доказательств, аудио- и видеозаписей.
6. Выявление необходимости проведения экспертизы по делу. Подготовка условий для заявления ходатайства о назначении экспертизы. Подготовка и направление запроса в адрес экспертной организации или эксперта о возможности проведения экспертизы. Ответ экспертной организации или экспертов на запрос о возможности проведения экспертизы.
7. Подготовка и подача ходатайства о назначении экспертизы. Ходатайство о назначении почерковедческой экспертизы. Ходатайство о назначении экспертизы для определения давности изготовления документа. Ходатайство о назначении судебно-лингвистической экспертизы по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации. Судебно-бухгалтерская, судебно-экономическая и судебно-оценочная экспертизы. Ходатайство о назначении строительно-технической экспертизы. Заявление об отводе эксперта
8. Последствия удовлетворения ходатайства о назначении экспертизы. Обжалование определения о приостановлении производства по делу в связи с назначением экспертизы. Действия, совершаемые в период проведения экспертизы. Присутствие при проведении экспертизы.
9. Привлечение к участию в деле специалиста.
- задания для подготовки к практическому занятию: повторение законодательства, ознакомление с судебными разъяснениями, подборка практики, решение задач, указанных преподавателем, подготовка проектов процессуальных документов в соответствии с указаниями преподавателя
Семинар № 2
- раздел курса: Формирование состава участников процесса и распорядительные действия сторон
- вид практического занятия (опционально): семинар
- объем часов: 2
- тема практического занятия: Формирование состава участников процесса и распорядительные действия сторон
- содержание (план) практического занятия:
Формирование и изменения состава участников процесса
1. Вступление в дело соответчиков. Обеспечение вступления в дело соистца. Привлечение к участию в деле соответчика. Привлечение судом соответчика к участию в деле. Действия истца, направленные на привлечение соответчика к участию в деле.
2. Подготовка и подача ходатайства о замене ненадлежащего ответчика.
3. Подготовка и подача ходатайства о замене лица в порядке процессуального правопреемства. Обжалование определения о замене лица в порядке процессуального правопреемства; об отказе в замене лица в порядке процессуального правопреемства.
4. Вступление в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора. Обжалование определения об отказе в привлечении к участию в деле третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
5. Привлечение к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора. Обжалование определения об отказе в привлечении к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора. Изменение статуса третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора. Возможность исключения третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, из числа участников процесса.
6. Обеспечение участия в деле прокурора.
7. Обеспечение участия в деле органов государственной власти, органов местного самоуправления, привлекаемых для дачи заключения по делу.
Распорядительные и другие действия сторон, связанные с формированием позиции по делу
1. Подготовка и подача объяснений истцом
2. Подготовка и подача ответчиком отзыва на исковое заявление, возражений против иска
3. Подготовка и предъявление ответчиком встречного иска
4. Изменение иска. Заявление об изменении предмета иска. Заявление об изменении основания иска. Заявление об изменении (увеличении, уменьшении) размера исковых требований. Уточнение исковых требований. Изменение требования в рамках особого производства.
5. Заявление об отказе от иска.
5. Заявление о признании иска.
6. Заявление о признании факта (фактов). Соглашение об обстоятельствах дела.
7. Обсуждение возможности заключения и условий мирового соглашения. Определение допустимости заключения мирового соглашения по делу. Возможные и недопустимые условия мирового соглашения. Содержание и форма мирового соглашения. Порядок и последствия заключения мирового соглашения. Обжалование определения о прекращении производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения; определения об отказе в утверждении мирового соглашения. Заключение мирового соглашения по гражданским и арбитражным делам отдельных категорий.
- задания для подготовки к практическому занятию: повторение законодательства, ознакомление с судебными разъяснениями, подборка практики, решение задач, указанных преподавателем, подготовка проектов процессуальных документов в соответствии с указаниями преподавателя
Семинар № 3
- раздел курса: Судебное разбирательство
- вид практического занятия (опционально): семинар
- объем часов: 2
- тема практического занятия: Судебное разбирательство
- содержание (план) практического занятия:
Подготовительная часть судебного заседания
1. Подготовка и подача заявлений об отводе. Заявление об отводе судей. Заявление об отводе других участников процесса. Рассмотрение заявления об отводе судей и других участников процесса.
2. Последствия неявки в судебное заседание участников процесса. Действия в связи с неявкой в судебное заседание участников процесса: истца, ответчика, других лиц, участвующих в деле, лиц, содействующих правосудию.
3. Обеспечение участия в деле переводчика
4. Проверка полномочий представителей
5. Заявления и ходатайства, подаваемые на этапе подготовки дела к судебному разбирательству. Выявление обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела по существу. Ходатайство об объявлении перерыва в судебном заседании. Ходатайство об отложении судебного разбирательства. Ходатайство о приостановлении производства по делу. Ходатайство об оставлении заявления без рассмотрения. Ходатайство о прекращении производства по делу. Ходатайство о передаче дела в другой суд.
Рассмотрение дела по существу и судебные прения
1. Дача объяснений сторонами и третьими лицами
2. Допрос свидетелей. Особенности допрос совершеннолетних свидетелей. Особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля.
3. Исследование письменных доказательств
4. Исследование вещественных доказательств
5. Исследование заключения эксперта и допрос эксперта. Ходатайство о допросе эксперта. Участие в допросе эксперта. Ходатайство о назначении дополнительной экспертизы. Ходатайство о назначении повторной экспертизы.
6. Дача консультации специалистом
7. Дача заключения по делу прокурором, органами государственной власти и органами местного самоуправления
- задания для подготовки к практическому занятию: повторение законодательства, ознакомление с судебными разъяснениями, подборка практики, решение задач, указанных преподавателем, подготовка проектов процессуальных документов в соответствии с указаниями преподавателя
Семинар № 4
- раздел курса: Ведение гражданских дел в апелляционной инстанции судов общей юрисдикции и арбитражных судов
- вид практического занятия (опционально): семинар
- объем часов: 2
- тема практического занятия: Ведение гражданских дел в апелляционной инстанции судов общей юрисдикции и арбитражных судов
- содержание (план) практического занятия:
Ведение дел в апелляционной инстанции судов общей юрисдикции
Часть 1. Обращение в суд апелляционной инстанции и подготовка дела к судебному разбирательству
1. Действия, предшествующие обращению в суд. Изучение судебного постановления, подлежащего обжалованию. Ознакомление с материалами дела. Изучение судебной практики. Составление плана действий.
2. Порядок обращения в суд апелляционной инстанции. Сроки подачи апелляционной жалобы, порядок их исчисления, последствия пропуска, порядок восстановления. Требования, предъявляемые к содержанию апелляционной жалобы и последствия их несоблюдения. Требования, предъявляемые к составу и содержанию документов, прилагаемых к апелляционной жалобе, и последствия их несоблюдения. Основания и порядок представления дополнительных доказательств в суд апелляционной инстанции
3. Способы подачи апелляционной жалобы. Последствия подачи апелляционной жалобы непосредственно в суд апелляционной инстанции.
4. Последствия подачи апелляционной жалобы лицом, не участвующим в деле
5. Порядок и сроки представления возражений на апелляционную жалобу
6. Основания для возвращения судом апелляционной инстанции апелляционной жалобы в суд первой инстанции
7. Действия, совершаемые судом апелляционной инстанции и лицами, участвующими в деле, в рамках подготовки дела к судебному разбирательству
8. Дополнения к апелляционной жалобе: порядок и последствия подачи
9. Порядок извещение лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства и последствия его несоблюдения
Часть 2. Судебное разбирательство
1. Пределы рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
2. Правила, применяемые судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы в судебном заседании
3. Основания и порядок перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК
4. Основания для отмены или изменения решения судом апелляционной инстанции
5. Полномочия суда апелляционной инстанции
6. Требования, предъявляемые к постановлению суда апелляционной инстанции. Исправление его недостатков судом апелляционной инстанции.
7. Последствия подачи апелляционной жалобы на судебный акт, ранее обжалованный в апелляционном порядке
Ведение дел в апелляционной инстанции арбитражных судов
Часть 1. Обращение в суд апелляционной инстанции и подготовка дела к судебному разбирательству
1. Действия, предшествующие обращению в суд. Изучение судебного постановления, подлежащего обжалованию. Ознакомление с материалами дела. Изучение судебной практики. Составление плана действий.
2. Порядок обращения в суд апелляционной инстанции. Сроки подачи апелляционной жалобы. Порядок их исчисления, восстановления, последствия пропуска. Требования, предъявляемые к содержанию апелляционной жалобы и последствия их несоблюдения. Требования, предъявляемые к составу и содержанию документов, прилагаемых к апелляционной жалобе, и последствия их несоблюдения. Основания и порядок представления дополнительных доказательств в суд апелляционной инстанции.
3. Способы подачи апелляционной жалобы
4. Последствия подачи апелляционной жалобы лицом, не участвующим в деле
5. Порядок и сроки представления отзыва на апелляционную жалобу
6. Действия, совершаемые судом апелляционной инстанции и лицами, участвующими в деле, в рамках подготовки дела к судебному разбирательству
7. Дополнения к апелляционной жалобе: порядок и последствия подачи
8. Порядок извещение лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства и последствия его несоблюдения
Часть 2. Судебное разбирательство
1. Пределы рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
2. Правила, применяемые судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы в судебном заседании
3. Основания и порядок перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 34 АПК
4. Основания для отмены или изменения решения судом апелляционной инстанции
5. Полномочия суда апелляционной инстанции
6. Требования, предъявляемые к постановлению суда апелляционной инстанции. Исправление его недостатков судом апелляционной инстанции.
7. Последствия подачи апелляционной жалобы на судебный акт, ранее обжалованный в апелляционном порядке.
- задания для подготовки к практическому занятию: повторение законодательства, ознакомление с судебными разъяснениями, подборка практики, решение задач, указанных преподавателем, подготовка проектов процессуальных документов в соответствии с указаниями преподавателя
Семинар № 5
- раздел курса: Ведение дел, подведомственных судам общей юрисдикции, в кассационных инстанциях и надзорной инстанции. Ведение дел, подведомственных арбитражным судам, в кассационных инстанциях и надзорной инстанции
- вид практического занятия (опционально): семинар
- объем часов: 2
- тема практического занятия: Ведение дел, подведомственных судам общей юрисдикции, в кассационных инстанциях и надзорной инстанции. Ведение дел, подведомственных арбитражным судам, в кассационных инстанциях и надзорной инстанции
- содержание (план) практического занятия:
Ведение дел, подведомственных судам общей юрисдикции, в кассационных инстанциях и надзорной инстанции
Часть 1. Обращение в суд кассационной, надзорной инстанции и подготовка дела к судебному разбирательству
1. Действия, предшествующие обращению в суд. Изучение судебного постановления, подлежащего обжалованию. Ознакомление с материалами дела. Изучение судебной практики.
Составление плана действий.
2. Порядок обращения в суд кассационной инстанции и порядок обращения в суд надзорной инстанции
Сроки подачи кассационной, надзорной жалобы. Порядок исчисления и восстановления сроков, последствия их пропуска. Требования, предъявляемые к содержанию кассационной, надзорной жалобы и последствия их несоблюдения. Требования, предъявляемые к составу и содержанию документов, прилагаемых к кассационной, надзорной жалобы, и последствия их несоблюдения.
3. Способы подачи кассационной, надзорной жалобы
4. Последствия подачи кассационной, надзорной жалобы лицом, не участвующим в деле
5. Представление возражений на кассационную, надзорную жалобу
6. Действия, совершаемые судом и лицами, участвующими в деле, в рамках подготовки дела к судебному разбирательству
7. Дополнения к кассационной, надзорной жалобе: последствия подачи
8. Порядок извещение лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства и последствия его несоблюдения
Часть 2. Судебное разбирательство
1. Пределы рассмотрения дела судом кассационной, надзорной инстанции
2. Правила, применяемые судом кассационной, надзорной инстанции при рассмотрении дела в судебном заседании
3. Основания для отмены или изменения решения судом кассационной, надзорной инстанции
4. Полномочия суда кассационной, надзорной инстанции
5. Требования, предъявляемые к постановлению суда кассационной, надзорной инстанции.
Ведение дел, подведомственных арбитражным судам, в кассационных инстанциях и надзорной инстанции
Часть 1. Обращение в суд кассационной, надзорной инстанции и подготовка дела к судебному разбирательству
1. Действия, предшествующие обращению в суд. Изучение судебного постановления, подлежащего обжалованию. Последствия обжалования решения, не подлежащего обжалованию. Ознакомление с материалами дела. Изучение судебной практики. Составление плана действий.
2. Порядок обращения в суд кассационной инстанции и порядок обращения в суд надзорной инстанции. Сроки обращения в суд, порядок их исчисления, последствия их пропуска, порядок восстановления. Требования, предъявляемые к содержанию кассационной жалобы, надзорной жалобы и последствия их несоблюдения. Требования, предъявляемые к составу и содержанию документов, прилагаемых к кассационной жалобе, надзорной жалобе, и последствия их несоблюдения.
3. Способы подачи кассационной жалобы, надзорной жалобы
4. Последствия подачи кассационной жалобы, надзорной жалобы лицом, не участвующим в деле
5. Порядок и сроки представление отзыва на кассационную жалобу, на надзорную жалобу
6. Действия, совершаемые судом и лицами, участвующими в деле, в рамках подготовки дела к судебному разбирательству
7. Дополнения к кассационной жалобе, к надзорной жалобе: основания и последствия подачи
8. Порядок извещение лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства и последствия его несоблюдения
Часть 2. Судебное разбирательство
1. Пределы рассмотрения дела судом кассационной, надзорной инстанции
2. Правила, применяемые судом кассационной, надзорной инстанции при рассмотрении дела в судебном заседании
3. Основания для отмены или изменения решения судом кассационной, надзорной инстанции
4. Полномочия суда кассационной, надзорной инстанции
5. Требования, предъявляемые к постановлению суда кассационной, надзорной инстанции
- задания для подготовки к практическому занятию: повторение законодательства, ознакомление с судебными разъяснениями, подборка практики, решение задач, указанных преподавателем, подготовка проектов процессуальных документов в соответствии с указаниями преподавателя
Семинар № 6
- раздел курса: Ведение дел при пересмотре судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах
- вид практического занятия (опционально): семинар
- объем часов: 2
- тема практического занятия: Ведение дел при пересмотре судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах
- содержание (план) практического занятия:
Ведение дел при пересмотре судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах
Часть 1. Обращение в суд с заявлением о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся или новым обстоятельствам и подготовка дела к судебному разбирательству
1. Действия, предшествующие обращению в суд. Изучение судебного постановления, подлежащего пересмотру. Последствия обжалования решения, не подлежащего обжалованию. Ознакомление с материалами дела. Изучение судебной практики
Составление плана действий.
2. Порядок обращения в суд. Сроки обращения в суд. Порядок исчисления и восстановления сроков, последствия их пропуска. Требования, предъявляемые к содержанию заявления о пересмотре и последствия их несоблюдения. Требования, предъявляемые к составу и содержанию документов, прилагаемых к заявлению о пересмотре, и последствия их несоблюдения.
3. Способы подачи заявления о пересмотре
4. Последствия подачи заявления о пересмотре лицом, не участвующим в деле
5. Действия, совершаемые судом и лицами, участвующими в деле, в рамках подготовки дела к судебному разбирательству
6. Дополнения к заявлению о пересмотре: основания и последствия подачи
7. Порядок извещение лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства и последствия его несоблюдения
Часть 2. Судебное разбирательство
1. Правила, применяемые судом при рассмотрении дела в судебном заседании
2. Основания для отмены судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам
3. Полномочия суда, рассматривающего заявление о пересмотре
4. Требования, предъявляемые к постановлению суда, выносимому по итогам рассмотрения заявления о пересмотре
- задания для подготовки к практическому занятию: повторение законодательства, ознакомление с судебными разъяснениями, подборка практики, решение задач, указанных преподавателем, подготовка проектов процессуальных документов в соответствии с указаниями преподавателя
3.4. Самостоятельная работа студента
3.4.1. Видами самостоятельной работыявляются:
· поиск и изучение нормативных правовых актов, в том числе с использованием электронных баз данных;
· поиск и изучение научной литературы, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
· решение практических ситуаций. Предлагаемые обучающимся задания носят проблемный характер, направлены на осмысление реальной профессионально-ориентированной ситуации, необходимой для решения данной проблемы. Ответ на поставленные в условии задания вопросы предполагает исчерпывающий анализ сложившейся фактической ситуации, полное и подробное обоснование примененных в решении норм процессуального, а, в необходимых случаях, и материального права. Решение должно быть представлено только в письменном виде;
· поиск, изучение и обобщение судебной практики по отдельным вопросам курса. Цель обобщений судебной практики – формулирование обучающимся самостоятельного вывода относительно общих практических подходов к решению той или иной проблемы. Для достижения указанной цели необходимо:
- выявить (или выбрать из предложенных в рабочей программе) проблему, для поиска путей практического решения которой необходима подготовка обобщения;
- отобрать и изучить материалы судебной практики по выбранной проблеме, обратившись к периодическим печатным изданиям, интернет-ресурсам (официальным сайтам судов), справочным правовым системам;
- на основе изученных материалов сделать вывод о том, как на практике решается поставленная проблема.
Примерный план обобщения судебной практики:
а) вступление – формулировка проблемы, для поиска практических путей решения которой готовится обобщение;
б) основная часть – анализ конкретных практических материалов с обязательными ссылками на соответствующие судебные акты и источники их опубликования. В этой части обучающийся не должен ограничиваться простым копированием соответствующих актов. Выдержки из них должны быть минимальными по объему (1-2 абзаца), относиться к исследуемой проблеме и сопровождаться краткими выводами относительно позиции суда;
в) заключение – общий вывод, сформулированный обучающимся относительно решения на практике поставленной проблемы.
· подготовка рефератов. Реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде полученных обучающимся результатов анализа определенной темы, в котором автор раскрывает суть проблемы, приводит различные подходы к ее решению, а также предлагает свой вариант решения.
При подготовке реферата необходимо:
- самостоятельно осуществить анализ рекомендованной основной и дополнительной литературы, нормативных источников, интернет-ресурсов по предложенной для написания реферата теме.
- отобрать наиболее соответствующие теме материалы, характеризующие различные подходы и авторские позиции;
- интегрировать собранные материалы в единый содержательный блок (объемом не более 10 страниц);
- высказать собственное отношение к исследуемой проблеме.
Примерный план реферата:
а) вступление (1 страница). Цель вступления – обозначить проблему, обосновать ее актуальность, теоретическую и практическую значимость;
б) основная часть (до 8 страниц). Цель основной части – формирование мнения обучающегося по проблеме, анализ различных точек зрения, законодательства, судебной практики (при необходимости);
в) заключение (1 страница). Цель заключения – обозначить позицию обучающегося, предложить действия по решению проблемы.
· подготовка дискуссий. Подготовка дискуссии представляет собой проектирование обучающимся обсуждения в группе проблем теоретического и (или) практического характера. Для этого необходимо:
- ознакомиться с предложенными темами дискуссий;
- разработать вопросы, продумать проблемные ситуации (с использованием рекомендованной по теме основной и дополнительной литературы, а также интернет-ресурсов и справочных правовых систем);
- разработать и представить преподавателю план-конспект обсуждения с указанием времени, необходимого для обсуждения, перечня вопросов (проблем) и вариантов ответов. План-конспект обсуждения представляется обучающимся в виде следующей таблицы:
Фамилия, имя, отчество обучающегося________________________________________
Наименование темы дискуссии:______________________________________________
№\№ | Перечень подлежащих обсуждению вопросов (проблем) | Варианты ответов | Время, необходимое для обсуждения |
1. | |||
2. | |||
3. |
· составление проектов процессуальных документов. Подготовка проектов процессуальных документов преследует цель развития у обучающихся навыков составления и надлежащего оформления с учетом конкретных практических ситуаций различного рода процессуальных документов.
При выполнении подобного рода заданий обучающимся следует:
- получить у преподавателя описание конкретной ситуации, с учетом которой следует подготовить проект процессуального документа (документов);
- изучив ситуацию, описанную в полученном от преподавателя задании, необходимо ознакомиться с нормативным материалом, необходимой основной и дополнительной литературой, интернет-ресурсами, справочным правовыми системами в части, относящейся к реквизитам и порядку оформления соответствующего процессуального документа;
- при подготовке проектов процессуальных документов целесообразно использовать их образцы, доступные в специальных сборниках или справочных правовых системах. При этом обучающийся должен творчески подойти к выполнению задания: недопустимо простое копирование необходимых данных в имеющиеся образцы. В случае недостаточности исходных данных для составления документа, недостающие сведения обучающимся указываются самостоятельно;
- подготовленный проект документа представляется для проверки преподавателю на бумажном носителе формата А4. Он должен быть оформлен аккуратно и грамотно.
· подготовка к проведению ролевых игр. Ролевая игра–это совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации.
Подготовка обучающихся к проведению ролевой игры включает в себя:
- изучение темы игры и фабулы дела;
- поиск и изучение нормативных правовых актов, в том числе с использованием электронных баз данных;
- поиск и изучение научной литературы, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- поиск и изучение соответствующей судебной практики;
- выработку порядка совершения необходимых процессуальных действий (для участников процесса);
- составление оценочных таблиц (для наблюдателей из числа обучающихся).
3.5.2. Особенности (модель) самостоятельной работы по отдельным разделам курса состоят в следующем.
По разделам 1-4. «Обращение в суд первой инстанции», «Обеспечительные меры и сбор доказательств», «Формирование состава участников процесса и распорядительные действия сторон», «Судебное разбирательство»
1.Подготовка рефератов по следующим темам:
1) Соблюдение претензионного и иного досудебного порядка урегулирования спора.
2) Возмещение убытков, причиненных обеспечительными мерами.
3) Заключение мирового соглашения по гражданским и арбитражным делам отдельных категорий.
4) Последствия неявки в судебное заседание участников процесса.
2. Подготовка дискуссии на тему: «Уточнение исковых требований».
По разделам 5-8. «Ведение гражданских дел в апелляционной инстанции судов общей юрисдикции и арбитражных судов», «Ведение дел, подведомственных судам общей юрисдикции, в кассационных инстанциях и надзорной инстанции», «Ведение дел, подведомственных арбитражным судам, в кассационных инстанциях и надзорной инстанции», «Ведение дел при пересмотре судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах»
1.Подготовка рефератов по следующим темам:
1) Сроки подачи апелляционной жалобы, порядок их исчисления, последствия их пропуска, порядок восстановления.
2) Пределы рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
3) Основания для отмены или изменения решения судом кассационной, надзорной инстанции.
4) Основания для отмены судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
2. Подготовка дискуссии на тему Основания и порядок представления дополнительных доказательств в суд апелляционной инстанции
3. Составление обобщений судебной практики по следующему вопросу:
1) Возможные и недопустимые условия мирового соглашения.
4. Составление проектов следующих процессуальных документов:
1) ходатайство о принятии обеспечительных мер
2) ходатайство о назначении экспертизы
3) мировое соглашение
5. Подготовка ролевой игры:
1) Рассмотрение заявления об отводе судей и других участников процесса.
3.5.3. Особенности (модель) самостоятельной работы обучающихся по заочной формезаключаются в следующем:
· самостоятельное планирование времени изучения тем в течение семестра;
· изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы с составлением аннотированных каталогов, обзоров периодической литературы, каталогов интернет-ресурсов по отдельным проблемам курса.
Аннотация – краткая характеристика источника (книги, статьи, сборника, нормативного правового акта), его содержания и назначения. В ней перечисляются основные вопросы первичного текста, может быть дана характеристика структуры и композиции источника. Аннотированный каталог по проблеме представляет собой набор аннотаций источников.
Требования к аннотированному каталогу:
а) титульный лист (данные о составителе, название проблемы);
б) содержание (перечень аннотаций на первоисточники);
в) аннотации на первоисточники с указанием автора книги (статьи, сборника, органа, принявшего акт), цели ее создания, структуры и аннотированного содержания.
Обзор периодической литературы создается с целью составления библиографического списка. Список включает литературу, цитируемую, упоминаемую в том или ином тексте, а также имеющую непосредственное отношение к исследуемой теме. Имеет значение правильное расположение элементов списка и их правильное (согласно ГОСТ) описание.
Каталог интернет-ресурсов – это тематически подобранный обучающимся перечень интернет-сайтов. В каталоге отражаются: тема (вопрос), полное наименование сайта, его электронный адрес и дата обращения, кратко