Основной сценарий регистрации юридического лица
Создать учетную запись юридического лица можно только из подтвержденной учетной записи физического лица – руководителя организации или представителя юридического лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности[1]. Это значит, что для регистрации юридического лица необходимо предварительно пройти процедуру проверки данных и подтверждения личности. Поскольку для регистрации ЮЛ потребуется средство электронной подписи, то ее можно использовать и для подтверждения учетной записи физического лица (при условии, что в сертификате ключа проверки электронной подписи указаны необходимые данные этого физического лица, такие как ФИО и СНИЛС).
Процедура регистрации юридического лица из подтвержденной учетной записи пользователя включает в себя четыре основных шага.
Во-первых, следует войти в ЕСИА и перейти во вкладку «Организации». Далее нажать на кнопку «Зарегистрировать организацию», расположенную на информационном баннере (рис. 1). ЕСИА отобразит инструкцию по регистрации юридического лица в ЕСИА.
Рисунок 1 – Страница «Организации»
Во-вторых, после с ознакомления с инструкцией (рис. 2) необходимо подключить средство электронной подписи. Следует помнить, что для регистрации юридического лица требуется использовать квалифицированную электронную подпись, выданную на имя руководителя юридического лица или на лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности. Также должны быть предварительно выполнены следующие действия:
1. Для некоторых носителей электронной подписи требуется установить специальную программу – криптопровайдер (например, КриптоПро CSP).
2. Установить специальный плагин веб-браузера, наличие плагина будет проверено автоматически при нажатии на кнопку «Продолжить».
Для продолжения регистрации юридического лица следует нажать на кнопку «Продолжить».
Рисунок 2 – Информация о порядке регистрации юридического лица, считывание данных электронной подписи
Если у пользователя имеется несколько сертификатов, то отобразится окно «Выбор сертификата» (см. рис. 3).
Рисунок 3 – Окно выбора сертификата
Выберите требуемый сертификат, после чего отобразится окно ввода пин-кода. Следует ввести корректное значение pin-кода и нажать «Продолжить».
В-третьих, после проверки возможности зарегистрировать юридическое лицо с помощью электронной подписи, ЕСИА предложит заполнить форму с данными о юридическом лице и данными о руководителе организации (лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности). Основные поля заполнены, поскольку они были считаны из сертификата электронной подписи, их невозможно изменить (рис. 4).
Необходимо указать лишь ряд дополнительных сведений об организации и ее руководителе:
− организационно-правовую форму;
− адрес электронной почты организации;
− данные о руководителе:
− ИНН руководителя как физического лица (если ИНН не был указан в личных данных);
− служебный телефон;
− служебный адрес электронной почты.
Рисунок 4 – Заполнение данных организации
После этого следует нажать на кнопку «Продолжить».
В-четвертых, следует дождаться автоматической проверки данных организации и руководителя организации в Федеральной налоговой службе. Если ошибок не возникнет, то юридическое лицо будет зарегистрировано (рис. 5). До окончания проверок можно закрыть данную страницу: ход выполнения проверок можно посмотреть через личную страницу ЕСИА, о результатах выполнения проверок пользователь будет уведомлен по имеющимся контактам (адресу электронной почты или номеру мобильного телефона).
Рисунок 5 – Результаты проверки заявки на регистрацию юридического лица
При необходимости перейти в какую-либо систему от имени данного юридического лица требуется войти повторно в учетную запись ЕСИА. После этого при доступе к системе, предусматривающей вход от имени юридического лица, может появиться запрос роли. В этом случае необходимо выбрать организацию, от имени которой предполагается работать в системе (рис. 6).
Рисунок 6 – Выбор роли
После регистрации учетной записи у руководителя организации появляется возможность приглашать сотрудников, регулировать их доступ к информационным системам и др.