К теме 8. Преступления в сфере экономической деятельности
При рассмотрении вопроса о преступлениях в сфере экономической деятельности необходимо напомнить студентам, что это новая глава в УК РФ. Введение норм об уголовной ответственности за эти преступления означает серьезные изменения в структуре и содержании экономики и уголовной политики по ее защите. В условиях возникновения принципиально новых субъектов экономической деятельности, развития частной предпринимательской, коммерческой, банковской деятельности уголовный закон (гл. 22) призван, с одной стороны, обеспечить соблюдение норм Конституции РФ и гражданского законодательства по урегулированию экономических отношений, с другой — пресекать злоупотребления свободой экономических отношений со стороны должностных лиц государства и самих хозяйствующих субъектов.
Для более четкого представления о составах преступлений, совершаемых в сфере экономики, их целесообразно разделить на следующие группы:
- преступления должностных лиц в сфере экономической деятельности (ст. 169—170 УК РФ);
- преступления, нарушающие общий порядок осуществления предпринимательской деятельности (ст. 171—175 УК РФ);
- преступления в области кредитных отношений (ст. 176— 177 УК РФ);
- преступления по монополизации рынка и недобросовестной конкуренции (ст. 178—184 УК РФ);
- преступления в сфере денежного обращения и ценных бумаг (ст. 185—187 УК РФ);
- таможенные преступления (ст. 189—190, 194 УК РФ);
- валютные преступления (ст. 191—193 УК РФ);
- преступления, связанные с банкротством (ст. 195—197
УК РФ);
- налоговые преступления (ст. 198—199 УК РФ).
При анализе составов этих групп преступлений важно определить их юридическую значимость, уголовно-правовую направленность на охрану того или иного вида экономических отношений, раскрыть квалифицирующие и обличительные признаки представленных составов преступлений.
По третьему вопросу важно знать, что одним из существенных направлений в развитии рыночной экономики является ее многоукладность и создание организаций негосударственного характера, выполняющих важные экономические, политические, правоохранительные и иные функции. В этих условиях на уголовный закон также возлагается задача охраны прав и законных интересов граждан, участвующих в деятельности таких организационно-правовых структур.
В силу этого в УК РФ внесена новая глава 23 — «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях». Содержащиеся в этой главе составы объединены общим объектом представленных посягательств, которым является нормальный порядок работы коммерческих и иных организаций (ст. 201 УК — злоупотребление полномочиями). Данный состав предусматривает уголовную ответственность за злоупотребление полномочиями лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации. Здесь необходимо помнить, что уголовная ответственность за злоупотребления полномочиями должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления наступает по ст. 285 УК РФ. Принципиальной особенностью привлечения к уголовной ответственности по ст. 201 УК является отказ от принципа публичности в уголовном преследовании. То есть уголовное дело возбуждается только по заявлению этой организации или с ее согласия, а вред должен причиняться именно этой, а не другой организации. Это предусматривается специальным составом преступлений, предусмотренных главой 23 УК, в частности ст. 204 УК — коммерческий подкуп, а для ст. 202 и 203 УК данной главы особое значение для квалификации представляют субъекты данных видов преступлений. В этих вопросах надо четко разобраться с целью разграничения этих составов от других смежных (похожих).
После проведения семинарского занятия по данной теме важно обратить внимание студентов на решение практических задач.
Особое внимание необходимо уделить обсуждению решений задач, связанных с преступлениями в сфере экономической деятельности. Именно эта категория преступлений на сегодняшний день является самой актуальной и значимой для правоохранительных органов. В этой связи преподавателю важно определить тех студентов, которые пропустили лекции и семинарские занятия, и дать им задания для отработки этой темы.