К теме 8. Преступления в сфере экономической деятельности

При рассмотрении вопроса о преступлениях в сфере эконо­мической деятельности необходимо напомнить студентам, что это новая глава в УК РФ. Введение норм об уголовной ответственности за эти преступления означает серьезные изменения в структуре и содержа­нии экономики и уголовной политики по ее защите. В условиях возникновения принципиально новых субъектов экономической деятельности, развития частной предпринимательской, коммер­ческой, банковской деятельности уголовный закон (гл. 22) при­зван, с одной стороны, обеспечить соблюдение норм Конститу­ции РФ и гражданского законодательства по урегулированию экономических отношений, с другой — пресекать злоупотребле­ния свободой экономических отношений со стороны должност­ных лиц государства и самих хозяйствующих субъектов.

Для более четкого представления о составах преступлений, совершаемых в сфере экономики, их целесообразно разделить на следу­ющие группы:

- преступления должностных лиц в сфере экономической деятельности (ст. 169—170 УК РФ);

- преступления, нарушающие общий порядок осуществле­ния предпринимательской деятельности (ст. 171—175 УК РФ);

- преступления в области кредитных отношений (ст. 176— 177 УК РФ);

- преступления по монополизации рынка и недобросовестной конкуренции (ст. 178—184 УК РФ);

- преступления в сфере денежного обращения и ценных бумаг (ст. 185—187 УК РФ);

- таможенные преступления (ст. 189—190, 194 УК РФ);

- валютные преступления (ст. 191—193 УК РФ);

- преступления, связанные с банкротством (ст. 195—197

УК РФ);

- налоговые преступления (ст. 198—199 УК РФ).

При анализе составов этих групп преступлений важно оп­ределить их юридическую значимость, уголовно-правовую на­правленность на охрану того или иного вида экономических от­ношений, раскрыть квалифицирующие и обличительные при­знаки представленных составов преступлений.

По третьему вопросу важно знать, что одним из существен­ных направлений в развитии рыночной экономики является ее многоукладность и создание организаций негосударственного ха­рактера, выполняющих важные экономические, политические, правоохранительные и иные функции. В этих условиях на уго­ловный закон также возлагается задача охраны прав и законных интересов граждан, участвующих в деятельности таких органи­зационно-правовых структур.

В силу этого в УК РФ внесена новая глава 23 — «Преступле­ния против интересов службы в коммерческих и иных организа­циях». Содержащиеся в этой главе составы объединены общим объектом представленных посягательств, которым является нор­мальный порядок работы коммерческих и иных организаций (ст. 201 УК — злоупотребление полномочиями). Данный состав предусматривает уголовную ответственность за злоупотребление полномочиями лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации. Здесь необходимо помнить, что уголовная ответственность за злоупотребления полномочия­ми должностных лиц государственных органов, органов местно­го самоуправления наступает по ст. 285 УК РФ. Принципиальной особенностью привлечения к уголовной ответственности по ст. 201 УК является отказ от принципа публичности в уголовном пре­следовании. То есть уголовное дело возбуждается только по заяв­лению этой организации или с ее согласия, а вред должен при­чиняться именно этой, а не другой организации. Это предус­матривается специальным составом преступлений, предусмотрен­ных главой 23 УК, в частности ст. 204 УК — коммерческий под­куп, а для ст. 202 и 203 УК данной главы особое значение для квалификации представляют субъекты данных видов преступле­ний. В этих вопросах надо четко разобраться с целью разграниче­ния этих составов от других смежных (похожих).

После проведения семинарского занятия по данной теме важ­но обратить внимание студентов на решение практических задач.

Особое внимание необходимо уделить обсуждению реше­ний задач, связанных с преступлениями в сфере экономической деятельности. Именно эта категория преступлений на сегодняш­ний день является самой актуальной и значимой для правоохра­нительных органов. В этой связи преподавателю важно опреде­лить тех студентов, которые пропустили лекции и семинарские занятия, и дать им задания для отработки этой темы.

Наши рекомендации