Законодательство о защите прав потребителей

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

- потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

-изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

- исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

-продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;

-стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг);

- недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

-существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

-безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

18.Трудово́епра́во- самостоятельная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих трудовые отношения работников и работодателей, а также тесно связанные с ними иные отношения.

В России основным источником трудового права в настоящее время является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями)[1], пришедший на смену Кодексу законов о труде РСФСР.

Цели

§ Установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан

§ Создание благоприятных условий труда и защита от безработицы

§ Защита прав и законных интересов работников и работодателей

Принципы регулирования трудовых отношений закреплены в статье 2 трудового кодекса Российской Федерации:

§ Свобода труда (свобода выбора труда и свобода соглашения на определённый труд, свобода выбора профессии и рода деятельности)

§ Запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда (данные принципы раскрываются в статьях 3 и 4 трудового кодекса)

§ Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве

§ Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (соответствие условий труда требованиям безопасности и гигиены, право на отдых, на выходные и нерабочие праздничные дни, на ежегодный оплачиваемый отпуск)

§ Равенство прав и возможностей работников

§ Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы не ниже установленного федеральным закономминимальногоразмера оплаты труда

§ Обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе (учитывается производительность труда, квалификация и стаж работы по специальности) и переподготовку и повышение квалификации

Сферой действия трудового права называется очертание пре­дела распространения трудового законодательства, его действия. Статья 11 Трудового кодекса указывает, что Трудовой кодекс и иные нормативно-правовые акты о труде распространяются на всех работников, занятых по трудовому договору с работодате­лем независимо от его организационно-правовой формы.трудовое законодательство распространяется на все производства независимо от их формы собственности (го­сударственная, муниципальная, общественная или частная (кол­лективная или индивидуальная) и от организационно-правовых форм производства, следовательно, распространяется на всех ра­ботников и их работодателей (предприятия, учреждения, орга­низации), а также на администрацию работодателей на всей тер­ритории страны.

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

В случаях получения общего образования, либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

Особенности трудовых отношений несовершеннолетних граждан:

  • испытание при приеме на работу несовершеннолетним не устанавливается;
  • лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после обязательного предварительного медицинского осмотра;
  • с несовершеннолетним не может быть заключен договор о полной материальной ответственности.

19. Трудовые споры - поступившие в соответствии с законом на разрешение юрисдикционного органа неурегулированные разногласия работников и работодателей по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в социально-партнерском либо индивидуальном порядке новых условий труда.
В ТК РФ не содержится общего определения трудовых споров: там даются только определения индивидуального (ст. 381) и коллективного (ст. 398) трудовых споров.
Динамика возникновения трудового спора:
1) трудовое правонарушение (действительное или таковое лишь по мнению правомочного субъекта);
2) различная его оценка субъектами правоотношения - разногласие;
3) попытка урегулировать это разногласия самими сторонами при непосредственных переговорах;4) обращение для разрешения разногласий в юрисдикционный орган - трудовой спор.
Трудовой спор может возникнуть и без правонарушения в случаях, если субъект трудового права обращается в юрисдикционный орган, оспаривая отказ другого субъекта установить новые или изменить существующие социальноэкономические условия труда.
Причины трудовых споров - это те негативные факторы, которые вызывают различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного трудового права или исполнения трудовой обязанности. В частности, причинами трудовых споров могут являться незнание или неправильное применение трудового законодательства как отдельными работодателями, так и многими работниками.
Причины трудовых споров надо отличать от условий - обстоятельств, которые способствуют возникновению большого количества споров по одним и тем же вопросам или обострению возникшего спора. Такие обстоятельства (условия) трудовых споров носят по отношению к спорящей стороне объективный характер, но без причин сами обстоятельства трудового спора не вызывают.

Индивидуа́льныйтрудово́й спор–это неурегулированные разногласия между работодателем и работникомпо вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора,о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Наши рекомендации