Московский государственный институт
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)
МИД РОССИИ
__________________________________________________________________
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА, УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
И КРИМИНАЛИСТИКИ
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор
МГИМО (У) МИД России
А.Д. Богатуров
«___» ___________________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Москва
Оборотная сторона титульного листа
Программа курса «Юридическая психология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра «Общие профессиональные дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению «Международное право».
Автор программы: А.С. Подшибякин, д.ю.н., проф.
Программа курса утверждена на заседании Кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Международно-правового факультета МГИМО (У) МИД России.
Протокол заседания № 1 от « 31 » июня 2011 г.
Подпись зав. кафедрой: _________ /Подшибякин А.С./
ÓА.С. Подшибякин, 2011
ÓМГИМО (У) МИД России, 2011
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Организационно-методические данные курса.
Вид работы | Трудоемкость (в акад.часах) |
Общая трудоемкость | |
Аудиторная работа | |
Лекции | |
Семинары | |
Самостоятельная работа | |
Самоподготовка к семинарам | |
Виды текущего контроля (перечислить) | Три контрольные работы, проведение групповой презентации, подготовка конспекта статьи в программе Mindmanager. |
Вид итогового контроля | Устный или письменный зачет |
2.2. Тематический план курса.
Наименование разделов и тем | Очная форма обучения | |||
Количество часов (в акад.часах и/или кредитах) | ||||
Лекции | Семинары | Самостоят. работа | Всего часов по теме | |
Тема 1. Введение в юридическую психологию | ||||
Тема 2. Правовая психология | ||||
Тема 3. Психология преступного поведения (психология преступления) | ||||
Тема 4. Психология личности преступника | ||||
Тема 5. Психология группового преступного поведения (психология преступной группы) | ||||
Тема 6. Психология предварительного следствия | ||||
Тема 7. Психология допроса | ||||
Тема 8. Судебно-психологическая экспертиза | ||||
Тема 9. Психология судебной деятельности | ||||
Тема 10. Исправительная психология | ||||
Итого по курсу: |
Содержание курса.
В содержании тем указываются названия образовательных методик, в том числе деловых (ролевых) игр, конкретных ситуаций, практических задач и т.п., которые используются при проведении занятий.
Самостоятельная работа слушателей.
Виды самостоятельной внеаудиторной работы:
1. Самоподготовка к семинарам
2. Информационно-аналитическая справка
3. Конспект статьи в программе Mindmanager
РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.
Критерии оценки знаний
Оценки за разные виды работы выставляются исходя из следующих критериев:
Вид работы | Оценка/процент | Описание критериев оценки |
Контрольная работа | А (90-100%) | За время изучения курса необходимо написать три контрольные работы. Контрольная работа имеет два или три варианта (в зависимости от количества студентов) по три различных теоретических и практических вопросов в каждом. Каждый полностью правильный ответ на вопрос оценивается в максимальные 30 баллов. За частично правильные ответы количество баллов может варьироваться от 1 до 30. Полностью неправильные ответы оцениваются в 0 баллов. 10 добавляется при обосновании теоретических вопросов примерами из практики. Результатом контрольной работы является сумма баллов, полученных за ответы на вопросы. Максимальный результат контрольной работы – 100 баллов. |
В (82-89%) | ||
С (75-81%) | ||
D (67-74%) | ||
Е (60-66%) | ||
F (менее 60%) | ||
Работа на семинаре | А (90-100%) | Студент на каждом семинаре демонстрирует знание рекомендуемой к занятию литературы, нормативных правовых актов, активно участвует в обсуждении, критически оценивает прочитанный материал и выражает свою точку зрению по затрагиваемым вопросам. Ошибки при ответе не допущены. |
В (82-89%) | Студент на каждом семинаре демонстрирует знание рекомендованной к занятию литературы, нормативных правовых актов, участвует в обсуждении, иногда критически оценивает прочитанный материал. Допущены отдельные неточности, недостаточная полнота. | |
С (75-81%) | Студент на каждом семинаре демонстрирует знание рекомендованной к занятию литературы, нормативных правовых актов, участвует в обсуждении. Допускает неточности, неполноту ответа. | |
D (67-74%) | Студент на большинстве семинаров демонстрирует знание рекомендованной к занятию литературы, нормативных правовых актов, но не может их оценить. На занятиях не активен. Допущено значительное количество неточностей, неполнота. | |
Е (60-66%) | Студент нестабильно участвует в работе семинаров, изредка демонстрируя знания рекомендованной к занятию литературы и нормативных правовых актов. На занятиях ведет себя откровенно пассивно. Относительная полнота ответа, много ошибок и неточностей. | |
F (менее 60%) | Студент либо семинары не посещал, либо очень редко или вообще не участвовал в их работе. Ответы очень неполны, серьезные ошибки, отсутствие ответа на 1, 2 вопроса. | |
Конспект статьи в программе Mindmanager | А (90-100%) | Студент отлично ориентируется в прочитанном материале и нормативных правовых актах, четко и ясно видит их ключевые моменты, понимает основную мысль автора, включая возможные подтексты, сформировал когнитивную графическую карту, отражающую все возможные аспекты конспектируемой работы. |
В (82-89%) | Студент очень хорошо ориентируется в прочитанном материале и нормативных правовых актах, четко и ясно видит их ключевые моменты, понимает основную мысль автора, включая возможные подтексты, сформировал когнитивную графическую карту, отражающую практически все возможные аспекты конспектируемой работы. | |
С (75-81%) | Студент хорошо ориентируется в прочитанном материале и нормативных правовых актах, четко и ясно видит большую часть ключевых моментов, в общем и целом понимает основную мысль автора, включая некоторые возможные подтексты, сформировал когнитивную графическую карту, отражающую большую часть возможных аспектов конспектируемой работы. Допущены единичные неточности. | |
D (67-74%) | Студент неплохо ориентируется в прочитанном материале и нормативных правовых актах, однако не видит всех ключевых моментов, в общем и целом понимает основную мысль автора, но не ориентируется в возможных подтекстах, сформировал когнитивную графическую карту, отражающую некоторую часть возможных аспектов конспектируемой работы. Допустил неточности. | |
Е (60-66%) | Студент плохо ориентируется в прочитанном материале и нормативных правовых актах, не видит ключевых аспектов работы, понимает мысль автора лишь в общих чертах, не ориентируется в подтекстах, сформировал графическую когнитивную карту, отражающую лишь отдельные аспекты конспектируемой работы. Допустил ошибки. | |
F (менее 60%) | Работа не сдана или студент очень плохо ориентируется в прочитанном материале и нормативных правовых актах, не видит основных аспектов работы, понимает мысль автора лишь в общих чертах, не ориентируется в подтекстах, сформировал графическую когнитивную карту, отражающую лишь отдельные аспекты конспектируемой работы. Допустил серьезные ошибки. | |
Групповая презентация к семинару | А (90-100%) | Студент активно занимался подготовкой презентации, в том числе на Интернет-форуме с участием преподавателя, знает весь процесс и может ответить на любой вопрос относительно ее содержания. Сама презентация логически построена, орфографически и стилистически грамотная, содержит новые интересные данные и вызывает у присутствующих живой интерес. Выступающим задают большое количество дополнительных уточняющих вопросов. |
В (82-89%) | Студент активно занимался подготовкой презентации, в том числе на Интернет-форуме с участием преподавателя, знает весь процесс и может ответить на большинство вопросов относительно ее содержания. Сама презентация логически построена, орфографически и стилистически грамотная, содержит новые данные и вызывает у присутствующих определенный интерес. Выступающим задают дополнительные уточняющие вопросы. | |
С(75-81%) | Студент занимался подготовкой презентации, в том числе на Интернет-форуме с участием преподавателя, знает весь процесс и может ответить на большинство вопросов относительно ее содержания. Сама презентация логически построена, орфографически и стилистически грамотная и вызывает у присутствующих интерес. Выступающим задают несколько дополнительных вопросов. | |
D (67-74%) | Студент в общем и целом занимался подготовкой презентации, знает процесс и может ответить на некоторые вопросы относительно ее содержания. Сама презентация логически построена, в общем и целом орфографически и стилистически грамотная, но особого интереса у присутствующих не вызывает. Выступающим задают один-два вопроса. | |
Е (60-66%) | Студент слабо занимался подготовкой презентации, не знает весь процесс и может ответить лишь на несколько вопросов относительно ее содержания. Сама презентация логически плохо построена, орфографически и стилистически не совсем грамотная и не вызывает у присутствующих интереса. Выступающим не задают дополнительных вопросов. | |
F (менее 60%) | Студент не смог выступить с презентацией или она не отвечает никаким критериям качества. | |
Ответ на экзамене | А (90-100%) | Ответ логически выстроен и излагается на хорошем русском языке. Студент в полной мере владеет необходимыми нормативными правовыми актами и литературой, свободно ориентируется в них, использует при ответе специализированную лексику, дает исчерпывающие ответы на все вопросы в билете, а также на дополнительные вопросы. Использует точки зрения, практику. |
В (82-89%) | Ответ логически выстроен и излагается на хорошем русском языке. Студент очень хорошо владеет необходимыми нормативными правовыми актами и литературой, хорошо ориентируется в них, использует при ответе специализированную лексику, дает очень хорошие ответы на оба вопроса в билете, а также на дополнительные вопросы. Некоторая неполнота, незначительные неточности. | |
С (75-81%) | Ответ логически выстроен и излагается на хорошем русском языке. Студент хорошо владеет необходимыми нормативными правовыми актами и литературой, хорошо ориентируется в них, использует при ответе отдельную специализированную лексику, дает хорошие ответы на оба вопроса в билете, а также на дополнительные вопросы. Незначительные ошибки, неполнота. | |
D (67-74%) | В ответе не прослеживается явная логика, он излагается на приемлемом русском языке. Студент владеет лишь основными нормативными правовыми актами и литературой, ориентируется в некоторых из них, использует при ответе отдельную специализированную лексику, дает удовлетворительные ответы на оба вопроса в билете, а также на дополнительные вопросы. Относительная полнота, ошибки и неточности. | |
Е (60-66%) | В ответе полностью отсутствует явная логика, он излагается на приемлемом русском языке. Студент владеет лишь основными нормативными правовыми актами и литературой, ориентируется в некоторых из них, использует при ответе отдельную специализированную лексику, дает удовлетворительные ответы на оба вопроса в билете, но не может ответить на дополнительные вопросы. Допускает ошибки и неточности. | |
F (менее 60%) | Ответ излагается бессистемно, речь несвязанная. Студент не владеет в полной мере даже основными нормативными правовыми актами и литературой, не ориентируется в них, при ответе не использует специализированную лексику, дает неудовлетворительные ответы на оба вопроса в билете, а также не может дать удовлетворительные ответы на дополнительные вопросы. Допускает серьезные ошибки. |
Примерные темы рефератов, курсовых работ, информационно-аналитических справок, проектов, др.
Примерная тематика рефератов по курсу «Юридическая психология»
1. История развития и становления юридической психологии.
2.Учение о стрессе: психолого-правовая оценка стресса судом при рассмотрении уголовных дел.
3. Психологические основания признания сделок недействительными.
4.Психологические аспекты разрешения споров, связанных с компенсацией морального вреда (нравственных страданий), при рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде.
5.Психологические проблемы вменяемости и невменяемости.
6.Аффект и его уголовно-правовая оценка при рассмотрении судами дел о преступлениях против жизни и здоровья граждан.
7.Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам.
8.Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве.
9.Судебно-психологическая экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний.
10. Содержание предмета юридической психологии, задачи, стоящие перед ней.
11.Междисциплинарные связи юридический психологии с различными отраслями психологической и правовой науки.
12.Понятие личности, ее структура и содержание в психологической и правовой науки.
13.Методы изучения личности участников судопроизводства, используемые в правоохранительной деятельности, их характеристика и возможности.
14.Право как фактор социальной регуляции поведения личности.
15.Направленность личности, ее значение, структурные элементы, их характеристика.
16.Психологическая установка, ее влияние на поведение человека.
17.Психология реализации права.
18.Биологические и социальные факторы в криминализации личности.
19.Психологические факторы детерминации преступного поведения.
20.Понятие и содержание мотива деятельности, значение и роль мотивов при оценке субъективной стороны содеянного в уголовном, гражданском, административном судопроизводстве.
21.Формирование мотивов противоправных действий, совершенных с различными формами вины.
22.Мотивационная сфера личности, ее структура и содержание, оценка ее юристом при расследовании преступлений, рассмотрении гражданско-правовых споров, дел об административных правонарушениях.
23. Психолого-правовые признаки организации преступной группы.
24.Преступные сообщества (преступные организации); их характерные психолого-правовые признаки.
25.Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности (профессиограмма) юриста.
26.Профессионально значимые психологические качества (психограмма) личности юриста.
27.Общие психологические закономерности профессионального общения юриста.
28.Психологические приемы и методы допроса в бесконфликтной ситуации.
29.Психологические особенности допроса потерпевших в уголовном судопроизводстве.
30.Психология лжесвидетельства: ложь, ее разновидности, психодиагностические признаки; мотивы лжесвидетельства.
31.Психологические приемы и методы выявления и разоблачения лжесвидетеля в конфликтной ситуации допроса.
32.Психологические особенности допроса в ходе предварительного следствия на очной ставке.
33.Психологические особенности допроса несовершеннолетних свидетелей.
34.Психологические особенности допроса в ходе судебного разбирательства.
35.Психология осмотра места происшествия.
36.Психология следственного эксперимента.
37.Психология проведения обыска.
38.Психологические особенности предъявления для опознания.
39.Психологические аспекты проблемы наказания, исправления и перевоспитания осужденных.
40.Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой.
41.Судебно-психологическая экспертиза по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними.
42.Актуальные проблемы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.
43.Психология уголовной ответственности.
44.Психологические аспекты невиновного причинения вреда.
45.Психологические особенности личности преступников, совершающих тяжкие преступления против личности.
46.Психологический портрет преступника, его разработка, использование в ходе расследования преступлений.
47.Психологические особенности профессиональной деятельности юриста (применительно к той или иной юридической специальности)
48.Психологические аспекты профессионального общения юриста.
49.Психология допроса в конфликтной ситуации.
50.Психология лжесвидетельства: психологические приемы выявления и разоблачения лжесвидетеля.
51.Психологические особенности судебной деятельности.
52.Психологические особенности принятия решения судом по уголовным и гражданским делам.
3.3. Примерный список вопросов для подготовки к зачету
1. Содержание предмета юридической психологии, задачи, стоящие перед ней.
2. Междисциплинарные связи юридический психологии с различными отраслями психологической и правовой науки.
3. Понятие личности, ее структура и содержание в психологической и правовой науки.
4. Методы изучения личности участников судопроизводства, используемые в правоохранительной деятельности, их характеристика и возможности.
5. Право как фактор социальной регуляции поведения личности.
6. Направленность личности, ее значение, структурные элементы, их характеристика.
7. Психологическая установка, ее влияние на поведение человека.
8. Психология реализации права.
9. Биологические и социальные факторы в криминализации личности.
10. Психологические факторы детерминации преступного поведения.
11. Понятие и содержание мотива деятельности, значение и роль мотивов при оценке субъективной стороны содеянного в уголовном, гражданском, административном судопроизводстве.
12. Формирование мотивов противоправных действий, совершенных с различными формами вины.
13. Мотивационная сфера личности, ее структура и содержание, оценка ее юристом при расследовании преступлений, рассмотрении гражданско-правовых споров, дел об административных правонарушениях.
14. Судебно-психологическая экспертиза: предмет, основания и поводы ее назначения.
15. Компетенция судебно-психологической экспертизы, основные вопросы, решаемые экспертом-психологом при рассмотрении различных категорий дел в суде.
16. Подготовка, назначение, использование заключения судебно-психологической экспертизы следователем, судом.
17. Категории дел, по которым проводится судебно-психологическая экспертиза; задачи, решаемые с ее помощью по этим делам.
18. Психологическая характеристика, динамика ( этапы) совершения умышленных и неосторожных преступлений.
19. Личность преступника: понятие, структура и содержание; ее психологическая оценка следователем (судом).
20. Психолого-правовая классификация личности преступников, их характеристика.
21. Виды преступных групп, их отличительные признаки: особенности межличностных отношений ее участников.
22. Психолого-правовые признаки организации преступной группы.
23. Преступные сообщества (преступные организации); их характерные психолого-правовые признаки.
24. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности (профессиограмма) юриста.
25. Профессионально значимые психологические качества (психограмма) личности юриста.
26. Общие психологические закономерности профессионального общения юриста.
27. Психологические приемы и методы допроса в бесконфликтной ситуации.
28. Психологические особенности допроса потерпевших в уголовном судопроизводстве.
29. Психология лжесвидетельства: ложь, ее разновидности, психодиагностические признаки; мотивы лжесвидетельства.
30. Психологические приемы и методы выявления и разоблачения лжесвидетеля в конфликтной ситуации допроса.
31. Психологические особенности допроса в ходе предварительного следствия на очной ставке.
32. Психологические особенности допроса несовершеннолетних свидетелей.
33. Психологические особенности допроса в ходе судебного разбирательства.
34. Психология осмотра места происшествия.
35. Психология следственного эксперимента.
36. Психология проведения обыска.
37. Психологические особенности предъявления для опознания.
38. Психологические аспекты проблемы наказания, исправления и перевоспитания осужденных.
39. Социальная реадаптация освобожденного.
3.4. Список нормативных правовых актов, иных официальных документов, рекомендуемой основной и дополнительной литературы с включением Интернет-источников[1].
Нормативные правовые акты, иные официальные документы:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. - 25 дек.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. (в последующих редакциях) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. 1). - Ст. 4921.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. (в последующих редакциях) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 46. – Ст. 4532.
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. (в последующих редакциях) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 30. – Ст. 3012.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. (в последующих редакциях) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
6. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3170.
7. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 2006 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 1. - Ст. 1.
8. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.
9. Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 33. - Ст. 1913.
10. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 41. - Ст. 8220-8235.
11. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 29. - Ст. 2759.
12. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательство РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.
13. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.
14. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 51. - Ст. 6270.
15. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 23. - Ст. 2291.
16. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 23. - Ст. 2102.
17. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 28. - Ст. 2895.
18. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 34. - Ст. 3534.
19. Всеобщая декларация прав и свобод человека от 10 декабря 1948 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М.: Юрид. лит., 1990. - С. 14-20.
20. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Ведомости ВС СССР. - 1976. - № 17. - Ст. 291.
21. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Ведомости ВС СССР. - 1976. - № 17. - Ст. 291.
22. Правила применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, утверждены постановлением Правительства РФ от 27 октября 2006 г. № 630 // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 45. - Ст. 4708.
Основная литература:
1. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник. М., 2008.
2. Романов В.В. Юридическая психология. Учебник. М., 2003.
Дополнительная литература на русском языке:
1. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. М., 1987.
2. Васильев В.Л. Юридическая психология. Спб., «Питер», 2004.
3. Грошевой Ю.М. Проблемы формирования судейского убеждения в уголовном судопроизводстве. Харьков, 1975.
4. Зашляпин Л.А. Основные компоненты теории адвокатского мастерства в уголовном судопроизводстве. Екатеринбург, 2007.
5. Коновалова В.Е. Психология в расследовании преступлений. Харьков, 1978.
6. Кореневский Ю.В., Кипнис Н.М., Львова Е.Ю. и др. Доказывание в уголовном процессе: традиции и современность. М., 2000.
7. Котов Д.П., Шиханцов Г.Г. Психология следователя. Воронеж, 1976.
8. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М.; 1982.
9. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М., 1975.
10. Мельник В.В. Искусство доказывания в состязательном уголовном процессе. М., 2000.
11. Механизм преступного поведения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1981.
12. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967.
13. Резниченко И.М. Психологические вопросы подготовки и судебного разбирательства гражданских дел. Владивосток, 1983.
Дополнительная литература на иностранных языках:
1. Barton L. Ingraham. The Structure of Criminal Procedure. New York, Westport – Connecticut, London, 1987. – США.
2. New York Criminal Statutes and Rules. LexisNexis, 2009. – США.
3. Trestny Poriadok. Iura edition, 2009. – Словакия.
4. Strafprozessordnung. Vien, 2008. – Австрия.
5. The Royal Comission on Criminal Justice. London: HMSO, 1993. – Великобритания.
6. The Code of Criminal Procedure (Law No. 131, July 10, 1948). EIBUN-HOREI-SHA, 2009. – Япония.
Интернет-источники:
1. http://www.un.org
2. http://www.mvd.ru
3. http://www.mid.ru
РАЗДЕЛ 4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА(в случае необходимости)
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)
МИД РОССИИ
__________________________________________________________________
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ