Московский государственный институт

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

МИД РОССИИ

__________________________________________________________________

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА, УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

И КРИМИНАЛИСТИКИ

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

МГИМО (У) МИД России

А.Д. Богатуров

«___» ___________________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Москва

Оборотная сторона титульного листа

Программа курса «Юридическая психология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра «Общие профессиональные дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению «Международное право».

Автор программы: А.С. Подшибякин, д.ю.н., проф.

Программа курса утверждена на заседании Кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Международно-правового факультета МГИМО (У) МИД России.

Протокол заседания № 1 от « 31 » июня 2011 г.

Подпись зав. кафедрой: _________ /Подшибякин А.С./

ÓА.С. Подшибякин, 2011

ÓМГИМО (У) МИД России, 2011

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Организационно-методические данные курса.

Вид работы Трудоемкость (в акад.часах)
Общая трудоемкость
Аудиторная работа
Лекции
Семинары
Самостоятельная работа
Самоподготовка к семинарам  
Виды текущего контроля (перечислить) Три контрольные работы, проведение групповой презентации, подготовка конспекта статьи в программе Mindmanager.
Вид итогового контроля Устный или письменный зачет

2.2. Тематический план курса.

Наименование разделов и тем Очная форма обучения  
Количество часов (в акад.часах и/или кредитах)
Лекции Семинары Самостоят. работа Всего часов по теме
Тема 1. Введение в юридическую психологию
Тема 2. Правовая психология
Тема 3. Психология преступного поведения (психология преступления)  
Тема 4. Психология личности преступника
Тема 5. Психология группового преступного поведения (психология преступной группы)  
Тема 6. Психология предварительного следствия
Тема 7. Психология допроса
Тема 8. Судебно-психологическая экспертиза    
Тема 9. Психология судебной деятельности
Тема 10. Исправительная психология    
Итого по курсу:


Содержание курса.

В содержании тем указываются названия образовательных методик, в том числе деловых (ролевых) игр, конкретных ситуаций, практических задач и т.п., которые используются при проведении занятий.

Самостоятельная работа слушателей.

Виды самостоятельной внеаудиторной работы:

1. Самоподготовка к семинарам

2. Информационно-аналитическая справка

3. Конспект статьи в программе Mindmanager

РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.

Критерии оценки знаний

Оценки за разные виды работы выставляются исходя из следующих критериев:

Вид работы Оценка/процент Описание критериев оценки
Контрольная работа А (90-100%) За время изучения курса необходимо написать три контрольные работы. Контрольная работа имеет два или три варианта (в зависимости от количества студентов) по три различных теоретических и практических вопросов в каждом. Каждый полностью правильный ответ на вопрос оценивается в максимальные 30 баллов. За частично правильные ответы количество баллов может варьироваться от 1 до 30. Полностью неправильные ответы оцениваются в 0 баллов. 10 добавляется при обосновании теоретических вопросов примерами из практики. Результатом контрольной работы является сумма баллов, полученных за ответы на вопросы. Максимальный результат контрольной работы – 100 баллов.
  В (82-89%)
  С (75-81%)
  D (67-74%)
  Е (60-66%)
  F (менее 60%)
Работа на семинаре А (90-100%) Студент на каждом семинаре демонстрирует знание рекомендуемой к занятию литературы, нормативных правовых актов, активно участвует в обсуждении, критически оценивает прочитанный материал и выражает свою точку зрению по затрагиваемым вопросам. Ошибки при ответе не допущены.
  В (82-89%) Студент на каждом семинаре демонстрирует знание рекомендованной к занятию литературы, нормативных правовых актов, участвует в обсуждении, иногда критически оценивает прочитанный материал. Допущены отдельные неточности, недостаточная полнота.
  С (75-81%) Студент на каждом семинаре демонстрирует знание рекомендованной к занятию литературы, нормативных правовых актов, участвует в обсуждении. Допускает неточности, неполноту ответа.
  D (67-74%) Студент на большинстве семинаров демонстрирует знание рекомендованной к занятию литературы, нормативных правовых актов, но не может их оценить. На занятиях не активен. Допущено значительное количество неточностей, неполнота.
  Е (60-66%) Студент нестабильно участвует в работе семинаров, изредка демонстрируя знания рекомендованной к занятию литературы и нормативных правовых актов. На занятиях ведет себя откровенно пассивно. Относительная полнота ответа, много ошибок и неточностей.
  F (менее 60%) Студент либо семинары не посещал, либо очень редко или вообще не участвовал в их работе. Ответы очень неполны, серьезные ошибки, отсутствие ответа на 1, 2 вопроса.
Конспект статьи в программе Mindmanager А (90-100%) Студент отлично ориентируется в прочитанном материале и нормативных правовых актах, четко и ясно видит их ключевые моменты, понимает основную мысль автора, включая возможные подтексты, сформировал когнитивную графическую карту, отражающую все возможные аспекты конспектируемой работы.
  В (82-89%) Студент очень хорошо ориентируется в прочитанном материале и нормативных правовых актах, четко и ясно видит их ключевые моменты, понимает основную мысль автора, включая возможные подтексты, сформировал когнитивную графическую карту, отражающую практически все возможные аспекты конспектируемой работы.
  С (75-81%) Студент хорошо ориентируется в прочитанном материале и нормативных правовых актах, четко и ясно видит большую часть ключевых моментов, в общем и целом понимает основную мысль автора, включая некоторые возможные подтексты, сформировал когнитивную графическую карту, отражающую большую часть возможных аспектов конспектируемой работы. Допущены единичные неточности.
  D (67-74%) Студент неплохо ориентируется в прочитанном материале и нормативных правовых актах, однако не видит всех ключевых моментов, в общем и целом понимает основную мысль автора, но не ориентируется в возможных подтекстах, сформировал когнитивную графическую карту, отражающую некоторую часть возможных аспектов конспектируемой работы. Допустил неточности.
  Е (60-66%) Студент плохо ориентируется в прочитанном материале и нормативных правовых актах, не видит ключевых аспектов работы, понимает мысль автора лишь в общих чертах, не ориентируется в подтекстах, сформировал графическую когнитивную карту, отражающую лишь отдельные аспекты конспектируемой работы. Допустил ошибки.
  F (менее 60%) Работа не сдана или студент очень плохо ориентируется в прочитанном материале и нормативных правовых актах, не видит основных аспектов работы, понимает мысль автора лишь в общих чертах, не ориентируется в подтекстах, сформировал графическую когнитивную карту, отражающую лишь отдельные аспекты конспектируемой работы. Допустил серьезные ошибки.
Групповая презентация к семинару А (90-100%) Студент активно занимался подготовкой презентации, в том числе на Интернет-форуме с участием преподавателя, знает весь процесс и может ответить на любой вопрос относительно ее содержания. Сама презентация логически построена, орфографически и стилистически грамотная, содержит новые интересные данные и вызывает у присутствующих живой интерес. Выступающим задают большое количество дополнительных уточняющих вопросов.
  В (82-89%) Студент активно занимался подготовкой презентации, в том числе на Интернет-форуме с участием преподавателя, знает весь процесс и может ответить на большинство вопросов относительно ее содержания. Сама презентация логически построена, орфографически и стилистически грамотная, содержит новые данные и вызывает у присутствующих определенный интерес. Выступающим задают дополнительные уточняющие вопросы.
  С(75-81%) Студент занимался подготовкой презентации, в том числе на Интернет-форуме с участием преподавателя, знает весь процесс и может ответить на большинство вопросов относительно ее содержания. Сама презентация логически построена, орфографически и стилистически грамотная и вызывает у присутствующих интерес. Выступающим задают несколько дополнительных вопросов.
  D (67-74%) Студент в общем и целом занимался подготовкой презентации, знает процесс и может ответить на некоторые вопросы относительно ее содержания. Сама презентация логически построена, в общем и целом орфографически и стилистически грамотная, но особого интереса у присутствующих не вызывает. Выступающим задают один-два вопроса.
  Е (60-66%) Студент слабо занимался подготовкой презентации, не знает весь процесс и может ответить лишь на несколько вопросов относительно ее содержания. Сама презентация логически плохо построена, орфографически и стилистически не совсем грамотная и не вызывает у присутствующих интереса. Выступающим не задают дополнительных вопросов.
  F (менее 60%) Студент не смог выступить с презентацией или она не отвечает никаким критериям качества.
Ответ на экзамене А (90-100%) Ответ логически выстроен и излагается на хорошем русском языке. Студент в полной мере владеет необходимыми нормативными правовыми актами и литературой, свободно ориентируется в них, использует при ответе специализированную лексику, дает исчерпывающие ответы на все вопросы в билете, а также на дополнительные вопросы. Использует точки зрения, практику.
  В (82-89%) Ответ логически выстроен и излагается на хорошем русском языке. Студент очень хорошо владеет необходимыми нормативными правовыми актами и литературой, хорошо ориентируется в них, использует при ответе специализированную лексику, дает очень хорошие ответы на оба вопроса в билете, а также на дополнительные вопросы. Некоторая неполнота, незначительные неточности.
  С (75-81%) Ответ логически выстроен и излагается на хорошем русском языке. Студент хорошо владеет необходимыми нормативными правовыми актами и литературой, хорошо ориентируется в них, использует при ответе отдельную специализированную лексику, дает хорошие ответы на оба вопроса в билете, а также на дополнительные вопросы. Незначительные ошибки, неполнота.
  D (67-74%) В ответе не прослеживается явная логика, он излагается на приемлемом русском языке. Студент владеет лишь основными нормативными правовыми актами и литературой, ориентируется в некоторых из них, использует при ответе отдельную специализированную лексику, дает удовлетворительные ответы на оба вопроса в билете, а также на дополнительные вопросы. Относительная полнота, ошибки и неточности.
  Е (60-66%) В ответе полностью отсутствует явная логика, он излагается на приемлемом русском языке. Студент владеет лишь основными нормативными правовыми актами и литературой, ориентируется в некоторых из них, использует при ответе отдельную специализированную лексику, дает удовлетворительные ответы на оба вопроса в билете, но не может ответить на дополнительные вопросы. Допускает ошибки и неточности.
  F (менее 60%) Ответ излагается бессистемно, речь несвязанная. Студент не владеет в полной мере даже основными нормативными правовыми актами и литературой, не ориентируется в них, при ответе не использует специализированную лексику, дает неудовлетворительные ответы на оба вопроса в билете, а также не может дать удовлетворительные ответы на дополнительные вопросы. Допускает серьезные ошибки.

Примерные темы рефератов, курсовых работ, информационно-аналитических справок, проектов, др.

Примерная тематика рефератов по курсу «Юридическая психология»

1. История развития и становления юридической психологии.

2.Учение о стрессе: психолого-правовая оценка стресса судом при рассмотрении уголовных дел.

3. Психологические основания признания сделок недействительными.

4.Психологические аспекты разрешения споров, связанных с компенсацией морального вреда (нравственных страданий), при рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде.

5.Психологические проблемы вменяемости и невменяемости.

6.Аффект и его уголовно-правовая оценка при рассмотрении судами дел о преступлениях против жизни и здоровья граждан.

7.Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам.

8.Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве.

9.Судебно-психологическая экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний.

10. Содержание предмета юридической психологии, задачи, стоящие перед ней.

11.Междисциплинарные связи юридический психологии с различными отраслями психологической и правовой науки.

12.Понятие личности, ее структура и содержание в психологической и правовой науки.

13.Методы изучения личности участников судопроизводства, используемые в правоохранительной деятельности, их характеристика и возможности.

14.Право как фактор социальной регуляции поведения личности.

15.Направленность личности, ее значение, структурные элементы, их характеристика.

16.Психологическая установка, ее влияние на поведение человека.

17.Психология реализации права.

18.Биологические и социальные факторы в криминализации личности.

19.Психологические факторы детерминации преступного поведения.

20.Понятие и содержание мотива деятельности, значение и роль мотивов при оценке субъективной стороны содеянного в уголовном, гражданском, административном судопроизводстве.

21.Формирование мотивов противоправных действий, совершенных с различными формами вины.

22.Мотивационная сфера личности, ее структура и содержание, оценка ее юристом при расследовании преступлений, рассмотрении гражданско-правовых споров, дел об административных правонарушениях.

23. Психолого-правовые признаки организации преступной группы.

24.Преступные сообщества (преступные организации); их характерные психолого-правовые признаки.

25.Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности (профессиограмма) юриста.

26.Профессионально значимые психологические качества (психограмма) личности юриста.

27.Общие психологические закономерности профессионального общения юриста.

28.Психологические приемы и методы допроса в бесконфликтной ситуации.

29.Психологические особенности допроса потерпевших в уголовном судопроизводстве.

30.Психология лжесвидетельства: ложь, ее разновидности, психодиагностические признаки; мотивы лжесвидетельства.

31.Психологические приемы и методы выявления и разоблачения лжесвидетеля в конфликтной ситуации допроса.

32.Психологические особенности допроса в ходе предварительного следствия на очной ставке.

33.Психологические особенности допроса несовершеннолетних свидетелей.

34.Психологические особенности допроса в ходе судебного разбирательства.

35.Психология осмотра места происшествия.

36.Психология следственного эксперимента.

37.Психология проведения обыска.

38.Психологические особенности предъявления для опознания.

39.Психологические аспекты проблемы наказания, исправления и перевоспитания осужденных.

40.Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой.

41.Судебно-психологическая экспертиза по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними.

42.Актуальные проблемы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

43.Психология уголовной ответственности.

44.Психологические аспекты невиновного причинения вреда.

45.Психологические особенности личности преступников, совершающих тяжкие преступления против личности.

46.Психологический портрет преступника, его разработка, использование в ходе расследования преступлений.

47.Психологические особенности профессиональной деятельности юриста (применительно к той или иной юридической специальности)

48.Психологические аспекты профессионального общения юриста.

49.Психология допроса в конфликтной ситуации.

50.Психология лжесвидетельства: психологические приемы выявления и разоблачения лжесвидетеля.

51.Психологические особенности судебной деятельности.

52.Психологические особенности принятия решения судом по уголовным и гражданским делам.

3.3. Примерный список вопросов для подготовки к зачету

1. Содержание предмета юридической психологии, задачи, стоящие перед ней.

2. Междисциплинарные связи юридический психологии с различными отраслями психологической и правовой науки.

3. Понятие личности, ее структура и содержание в психологической и правовой науки.

4. Методы изучения личности участников судопроизводства, используемые в правоохранительной деятельности, их характеристика и возможности.

5. Право как фактор социальной регуляции поведения личности.

6. Направленность личности, ее значение, структурные элементы, их характеристика.

7. Психологическая установка, ее влияние на поведение человека.

8. Психология реализации права.

9. Биологические и социальные факторы в криминализации личности.

10. Психологические факторы детерминации преступного поведения.

11. Понятие и содержание мотива деятельности, значение и роль мотивов при оценке субъективной стороны содеянного в уголовном, гражданском, административном судопроизводстве.

12. Формирование мотивов противоправных действий, совершенных с различными формами вины.

13. Мотивационная сфера личности, ее структура и содержание, оценка ее юристом при расследовании преступлений, рассмотрении гражданско-правовых споров, дел об административных правонарушениях.

14. Судебно-психологическая экспертиза: предмет, основания и поводы ее назначения.

15. Компетенция судебно-психологической экспертизы, основные вопросы, решаемые экспертом-психологом при рассмотрении различных категорий дел в суде.

16. Подготовка, назначение, использование заключения судебно-психологической экспертизы следователем, судом.

17. Категории дел, по которым проводится судебно-психологическая экспертиза; задачи, решаемые с ее помощью по этим делам.

18. Психологическая характеристика, динамика ( этапы) совершения умышленных и неосторожных преступлений.

19. Личность преступника: понятие, структура и содержание; ее психологическая оценка следователем (судом).

20. Психолого-правовая классификация личности преступников, их характеристика.

21. Виды преступных групп, их отличительные признаки: особенности межличностных отношений ее участников.

22. Психолого-правовые признаки организации преступной группы.

23. Преступные сообщества (преступные организации); их характерные психолого-правовые признаки.

24. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности (профессиограмма) юриста.

25. Профессионально значимые психологические качества (психограмма) личности юриста.

26. Общие психологические закономерности профессионального общения юриста.

27. Психологические приемы и методы допроса в бесконфликтной ситуации.

28. Психологические особенности допроса потерпевших в уголовном судопроизводстве.

29. Психология лжесвидетельства: ложь, ее разновидности, психодиагностические признаки; мотивы лжесвидетельства.

30. Психологические приемы и методы выявления и разоблачения лжесвидетеля в конфликтной ситуации допроса.

31. Психологические особенности допроса в ходе предварительного следствия на очной ставке.

32. Психологические особенности допроса несовершеннолетних свидетелей.

33. Психологические особенности допроса в ходе судебного разбирательства.

34. Психология осмотра места происшествия.

35. Психология следственного эксперимента.

36. Психология проведения обыска.

37. Психологические особенности предъявления для опознания.

38. Психологические аспекты проблемы наказания, исправления и перевоспитания осужденных.

39. Социальная реадаптация освобожденного.

3.4. Список нормативных правовых актов, иных официальных документов, рекомендуемой основной и дополнительной литературы с включением Интернет-источников[1].

Нормативные правовые акты, иные официальные документы:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. - 25 дек.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. (в последующих редакциях) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. 1). - Ст. 4921.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. (в последующих редакциях) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 46. – Ст. 4532.

4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. (в последующих редакциях) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 30. – Ст. 3012.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. (в последующих редакциях) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

6. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3170.

7. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 2006 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 1. - Ст. 1.

8. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.

9. Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 33. - Ст. 1913.

10. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 41. - Ст. 8220-8235.

11. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 29. - Ст. 2759.

12. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательство РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.

13. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.

14. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 51. - Ст. 6270.

15. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 23. - Ст. 2291.

16. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 23. - Ст. 2102.

17. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 28. - Ст. 2895.

18. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 34. - Ст. 3534.

19. Всеобщая декларация прав и свобод человека от 10 декабря 1948 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М.: Юрид. лит., 1990. - С. 14-20.

20. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Ведомости ВС СССР. - 1976. - № 17. - Ст. 291.

21. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Ведомости ВС СССР. - 1976. - № 17. - Ст. 291.

22. Правила применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, утверждены постановлением Правительства РФ от 27 октября 2006 г. № 630 // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 45. - Ст. 4708.

Основная литература:

1. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник. М., 2008.

2. Романов В.В. Юридическая психология. Учебник. М., 2003.

Дополнительная литература на русском языке:

1. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. М., 1987.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология. Спб., «Питер», 2004.

3. Грошевой Ю.М. Проблемы формирования судейского убеждения в уголовном судопроизводстве. Харьков, 1975.

4. Зашляпин Л.А. Основные компоненты теории адвокатского мастерства в уголовном судопроизводстве. Екатеринбург, 2007.

5. Коновалова В.Е. Психология в расследовании преступлений. Харьков, 1978.

6. Кореневский Ю.В., Кипнис Н.М., Львова Е.Ю. и др. Доказывание в уголовном процессе: традиции и современность. М., 2000.

7. Котов Д.П., Шиханцов Г.Г. Психология следователя. Воронеж, 1976.

8. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М.; 1982.

9. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М., 1975.

10. Мельник В.В. Искусство доказывания в состязательном уголовном процессе. М., 2000.

11. Механизм преступного поведения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1981.

12. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967.

13. Резниченко И.М. Психологические вопросы подготовки и судебного разбирательства гражданских дел. Владивосток, 1983.

Дополнительная литература на иностранных языках:

1. Barton L. Ingraham. The Structure of Criminal Procedure. New York, Westport – Connecticut, London, 1987. – США.

2. New York Criminal Statutes and Rules. LexisNexis, 2009. – США.

3. Trestny Poriadok. Iura edition, 2009. – Словакия.

4. Strafprozessordnung. Vien, 2008. – Австрия.

5. The Royal Comission on Criminal Justice. London: HMSO, 1993. – Великобритания.

6. The Code of Criminal Procedure (Law No. 131, July 10, 1948). EIBUN-HOREI-SHA, 2009. – Япония.

Интернет-источники:

1. http://www.un.org

2. http://www.mvd.ru

3. http://www.mid.ru

РАЗДЕЛ 4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА(в случае необходимости)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

МИД РОССИИ

__________________________________________________________________

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

Наши рекомендации