Статья 30. Приготовление к преступлению и покушение на преступление
1. Приготовлением к преступлению признаются приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.
2. Уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям.
3. Покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.
Приисканиесредств или орудий совершения преступления в литературе определяется как любой способ их приобретения (законный или незаконный): покупка, обмен, похищение, временное заимствование и пр.
Изготовление средств или орудий для совершения преступления обоснованно трактуется как их создание любым способом (кустарным или промышленным, легальным или нелегальным и пр.). Под приспособлением средств или орудий совершения преступления понимается изменение качества предметов материального мира с целью придания им свойств орудий или средств совершения преступления.
Сговор на совершение преступления — соглашение о совершении преступления, наличие которого рассматривается как самостоятельная форма приготовления к преступлению. При этом не имеет значения, кто явился инициатором соглашения: ответственность за приготовление к преступлению несут все его участники.
Условия ответственности за приготовление к преступлению определяются в части 2 ст. 30 УК РФ: уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлению. Пределы ответственности за приготовление к преступлению определяются в статье 66 УК РФ:
— срок и размер наказания за приготовление к преступлению не может превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса за оконченное преступление;
— смертная казнь и пожизненное лишение свободы за приготовление к преступлению не назначаются.
Исполнение преступления на стадии покушенияявляется этапом развития преступной деятельности. Поэтому в рамках этой стадии совершение преступления может иметь различное отображение в признаках его состава.
1. В действиях (бездействии) виновного может содержаться лишь часть признаков объективной стороны, относящихся к деянию (при покушении на изнасилование лишь высказывается угроза применения насилия с целью принудить потерпевшую к половому сношению).
2. В действиях виновного наличествуют все признаки деяния в объективной Стороне состава конкретного преступления (удар камнем по голове жертвы полностью соответствует признакам насилия с целью лишения жизни другого человека), но состав преступления не завершен по причине отсутствия предусмотренных в нем последствий (жертва при оказании сопротивления увернулась от удара, в результате чего камень лишь оцарапал ее лицо в области виска).
3. Для достижения цели убийства совершаются действия (бездействие), достаточные как с точки зрения объема признаков объективной стороны состава убийства, так и с точки зрения преступной цели, но их результатом явились лишь промежуточные последствия — тяжкий вред здоровью (по признаку опасности для жизни в момент причинения), а цель преступления не достигнута по не зависящим от виновного обстоятельствам.
Покушение с негодными средствами - преступный результат не наступает по причине использования виновным таких орудий или средств, которые не обладают свойствами, необходимыми для причинения вреда объекту
Покушение на негодный (ненадлежащий) объектимеет место в случаях осуществления посягательства на объект, которому не может быть причинен вред по причине:
— отсутствия в предмете свойств объекта, на который посягает лицо (похищение денег, оказавшихся фальшивыми);
— отсутствия предмета преступления (попытка совершить кражу из хранилища, оказавшегося пустым);
— отсутствия как предмета, так и объекта преступления (выстрел, сделанный в труп, по ошибке принятый за живого человека).