Осуществление права собственности Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами
Особенность гражданской правосубъектности государства проявляется в отношениях государственной собственности, где государство не только устанавливает правовое регулирование соответствующих отношений, но и само участвует в возникающих на основе правовых норм правоотношениях собственности [26].
Осуществление правомочий по владению, пользованию, распоряжению республиканской собственностью производится:
1. Органами государственной власти в пределах компетенции. Так, на основе Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь выступает от имени собственника в отношении имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью (ст. 4 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь»).
В свою очередь одной из задач Министерства экономики согласно Положению об этом министерстве, утвержденного постановлением Правительства Республики Беларусь от 29 июля 2006 года № 967, является выработка государственной политики в сфере управления государственным имуществом и приватизации. В соответствии с данной задачей Минэкономики проводит анализ отношений государственной собственности в сфере управления государственным имуществом, его приватизации (за исключением земли, ее недр, других природных ресурсов, жилья); обеспечивает отражение вопросов выработки и реализации государственной политики в сфере управления государственным имуществом и приватизации при подготовке государственных программ, прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь; осуществляет в соответствии с законодательством управление принадлежащими Республике Беларусь и переданными Минэкономики акциями (долями) юридических лиц негосударственной формы собственности согласно приложению; согласовывает в установленном порядке предложения республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, о передаче в их подчинение (вхождении в их состав) организаций, а также предложения о создании, реорганизации и ликвидации республиканских юридических лиц, передаче имущественных комплексов в аренду, доверительное управление, в собственность административно-территориальных единиц.
Главными задачами Госкомимущества согласно Положению о Государственном комитете по имуществу Республики Беларусь, утвержденному Постановлением Правительства от 29 июля 2006 года № 958, являются проведение единой государственной политики в области земельных отношений, геодезии, картографии, государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, по вопросам имущественных отношений (включая управление, распоряжение, приватизацию, оценку и учет имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь), а также ведение соответствующих кадастров, регистров и реестров.
Госкомимущество в соответствии с возложенными на него главными задачами: обеспечивает ведение реестра имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, государственного реестра концессионных договоров, является держателем данных реестров, предоставляет в установленном законодательством порядке информацию из них, осуществляет контроль и анализ эффективности использования и управления находящимся в собственности Республики Беларусь недвижимым имуществом, принадлежащими Республике Беларусь акциями (долями в уставных фондах) негосударственных юридических лиц, а также контроль за распоряжением имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь, соблюдением республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, законодательства, регулирующего вопросы управления и распоряжения указанным имуществом. В пределах своей компетенции распоряжается имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь, согласовывает вопросы распоряжения указанным имуществом и выполняет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
2. Юридическими лицами, основанными на республиканской форме собственности (унитарные предприятия, учреждения, государственные объединения). Так, унитарное предприятие или государственное объединение, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 276 ГК). Либо казенное предприятие, учреждение или государственное объединение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им (п. 1 ст. 277 ГК).
Вместе с тем законодательная конструкция прав хозяйственного ведения и оперативного управления позволяет уполномоченным государственным органам участвовать в осуществлении юридическими лицами правомочий по владению, пользованию распоряжению имуществом.
Во-первых, наиболее важные из правомочий осуществляются государственными юридическими лицами совместно с государственными органами, действующими от имени Республики Беларусь. Так, согласно п. 3 ст. 276 ГК унитарное предприятие, государственное объединение не вправе продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Казенное же предприятие вправе отчуждать или иным образом распоряжаться любым закрепленным за ним имуществом (за исключением произведенной продукции) лишь с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 278 ГК).
Во-вторых, государственные органы осуществляют контроль за надлежащим выполнением юридическими лицами предоставленных им правомочий владения, пользования и распоряжения государственным имуществом. В случае ненадлежащего осуществления указанных правомочий государственное имущество может быть изъято у юридического лица [26].
Осуществление правомочий по владению, пользованию, распоряжению коммунальной собственностью производится:
1. Органами местной власти в пределах компетенции:
Советы распоряжаются природными ресурсами на соответствующей территории в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (ст. 34 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»);
исполнительные комитеты и местные администрации в порядке, установленном соответствующим Советом, вправе передавать объекты коммунальной собственности во временное или постоянное владение и пользование, сдавать их в аренду, продавать предприятиям, организациям, учреждениям и объединениям, отдельным гражданам и их объединениям, за исключением ограничений, устанавливаемых законодательством Республики Беларусь (ч.. 4, 6 ст. 36. Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).
2. Юридическими лицами, основанными на коммунальной форме собственности (коммунальные унитарные предприятия, учреждения). Советы, исполнительные комитеты и местные администрации, а также создаваемые ими органы в пределах предоставленных им полномочий вправе, согласно ст. 39 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», создавать совместные предприятия по выпуску продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и оказанию услуг населению; участвовать в создании совместных с зарубежными партнерами научных, культурных, туристических, физкультурно-оздоровительных, реабилитационных центров, других организаций по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции.
Коммунальное хозяйство создается властными государственными структурами и призвано осуществлять предпринимательскую деятельность с целью реализации публичных задач. Поэтому правовое положение юридических лиц, основанных на коммунальной собственности, специфично, так как «они складываются и поддерживаются в тех областях, где сугубо частноправовые механизмы не могут с точки зрения общественной необходимости привести к желательным результатам. Это, например, сбор и переработка отходов, водоснабжение, канализация и т.д. В подобных отраслях невозможно руководствоваться исключительно принципами экономической рентабельности, поскольку политическая необходимость требует реализации соответствующих функций даже безотносительно к предпринимательской отдаче.
В странах ЕС на основе договоров частный капитал включается в бюджетно-хозяйственную деятельность общин и возникают своего рода коммунальные концерны. Во многих больших городах уже стало обычным создание единых крупных муниципальных городских предприятий по обеспечению и транспорту, имеющих дочерние подразделения, доходы которых обычно передаются «материнскому» предприятию, что дает фискальные преимущества, поскольку «нулевой результат» не подлежит налогообложению» [32].
40.Понятие и виды права общей собственности. Правовой режим общей совместной собственности
41. Правовой режим долевой собственности