Отграничение гражданского права от смежных отраслей
Гражданское право определяется как базовая отрасль, которая предназначена для регулирования частных, прежде всего имущественных отношений. Можно сделать вывод, что нормы гражданского права могут применяться для регулирования любых имущественных отношений, входящих в частноправовую сферу, если отсутствуют прямые предписания специального законодательства, т.е. оно применяется в так называемом субсидиарном, дополнительном порядке. Так, согласно ч.3 п.1 с.т 1 ГК к семейным, трудовым, земельным, природоресурным отношениям применяются нормы гражданского законодательства, если специальным законодательством не предусмотрено иное. И напротив, нормы трудового, семейного законодательства и т.д. не могут использоваться для восполнения пробелов в сфере гражданско-правового регулирования ни при каких обстоятельствах.
Гражданское право отличается от других отраслей частного права по предмету регулирования.
Так, только семейным правом регулируются отношения по созданию и функционированию семьи, имущественные отношения супругов, которые не являются возмездными. Так же личные неимущественные отношения между супругами специфичны и не могут регулироваться теми же нормами, что и отношения между гражданами, юридическими лицами.
Трудовое право регулирует отношения между работником, включенным в трудовой коллектив, и нанимателем, который может контролировать ход выполнения работы, требовать выполнения трудового распорядка, привлекать к дисциплинарной ответственности. Работу можно выполнять и по гражданскому договору, но исполнитель такого договора не член трудового коллектива, поэтому контролировать его работу и привлекать к ответственности нельзя и т.д.
Гражданское право отличается от земельного, природоресурного права не только предметом регулирования, который в этих отраслях включает отношения по поводу только таких объектов как земля и другие природные ресурсы, но и методом регулирования, более похожим на административный метод – подчинения власти.
Отграничение гражданского права от отраслей публичного права.
Гражданское право отличается от административного права методом регулирования. В административном праве применяется метод сугубо власти- подчинения, где стороны неравны и несвободны в выборе поведения. Поэтому законодатель в п.4 ст.1 Гражданского кодекса исключает из предмета правового регулирования гражданского законодательства имущественные отношения, основанные на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, если иное не предусмотрено.
Гражданское право отличается от финансовогопо предмету и методу регулирования. В финансовом праве отношения в бюджетной, налоговой сферах являются безвозмездными, не имеют товарно-денежной стоимости как гражданские. Кроме того, финансовые органы используют административный метод власти-подчинения. Так, отношения по уплате пени за нарушение условий договора – это отношения гражданские, а отношения по уплате пени за ненадлежащую уплату налогов – финансовые.
3.Понятие и состав гражданского законодательства.
3.. Понятие и состав гражданского законодательства
Гражданское законодательство представляет собой систему нормативных правовых актов различной юридической силы, которые призваны регулировать гражданские правоотношения.
Можно выделить две характерные черты гражданского законодательства:
наличие большого числа диспозитивных норм, предписания которых действуют только в том случае, если сами участники не предусмотрят иной вариант своего поведения. Такие нормы предоставляют возможность сторонам по собственному усмотрению определить вариант поведения, либо выбрать между предложенными в норме вариантами поведения. Данные нормы преобладают в регулировании договорных отношений и в них проявляются особенности гражданского права как частного права. Например: ст.211, 212, 224 Гражданского кодекса и т.д. Однако в гражданском законодательстве имеются и общеобязательные императивные нормы, которые не допускают отступлений от предписаний. Такие нормы формулируются в категоричной форме, и законодатель использует формулировки «обязан» (п.3 ст.509), «не может» (п.3 ст.183) и т.д.
В случаях сомнения в юридической природе конкретной гражданско-правовой нормы следует исходить из её императивного характера, ибо диспозитивность должна быть прямо выражена в норме;
входящие в гражданское законодательство нормативные правовые акты составляют весьма значительный нормативный массив, поэтому большое значение имеет его систематизация. В гражданском праве кодификация – как вид систематизации носит как общий, так и частный характер. Общая кодификация гражданского законодательства выражается в принятии в 1998 году Гражданского кодекса Республики Беларусь. Частная кодификация выражается в форме принятия кодексов, регулирующих определенную узкую группу гражданских правоотношений (Жилищный, Инвестиционный, Кодекс торгового мореплавания и т.д.). В настоящее время обсуждается вопрос принятия Предпринимательского кодекса, нормы которого будут регулировать сугубо отношения в хозяйственном обороте.
Согласно ст. 3 Гражданского кодекса Республики Беларусь, состав гражданского законодательства образует система нормативных правовых актов, которая состоит: во-первых, из законодательных актов (Конституция, Гражданского кодекса, законы, декреты, указы Президента); во-вторых, из подзаконных актов (распоряжения Президента, постановления Правительства, акты высших судебных органов, Национального банка, акты министерств и иных республиканских органов государственного управления, решения местных органов власти, регулирующие гражданские правоотношения).
Проблема иерархической соподчиненности нормативных правовых актов, разрешение коллизий между ними имеет огромное значение для практики. По общему правилу, закрепленному в ст.71 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» [25], в случае коллизии применяется акт, имеющий большую юридическую силу. Соподчиненность актов гражданского законодательства определяется на основе ст.3 Гражданского кодекса в следующем порядке: Конституция; законы, временные декреты, указы Президента, принятые на основании конституционных норм; декреты, изданные на основе делегированных полномочий парламентом, указы Президента; распоряжения Президента; постановления Правительства; акты высших судебных инстанций; постановления республиканских органов государственного управления; решения органов местного управления и самоуправления.
Центральным стержневым актом гражданского законодательства является Гражданский кодекс. Согласно ст.10 Закона «О нормативных правовых актах» [25], он имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского законодательства, поэтому при коллизии следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса, который полностью вступил в силу 1 июля 1999 года. Гражданского кодекса состоит из 8 разделов, который объединяет 75 глав, насчитывающих 1153 статьи.
Одно из ведущих мест в системе гражданского законодательства принадлежит специальным кодексам – Воздушному, Инвестиционному и т.д. Нормы Гражданского кодекса применяются к регулированию отношений, урегулированных кодексами, в так называемом субсидиарном порядке, т.е. нормы его применяются, если отсутствуют прямые предписания специальных кодексов.
Значительное место в системе гражданского законодательства принадлежит законам Республики Беларусь («Об объектах, находящихся в исключительной собственности государства» [48], «О ценных бумагах и фондовых биржах» [42] и т.д.), указам и декретам Президента («Об использовании названий Республики Беларусь юридическими лицами» [45], «О лицензировании отдельных видов деятельности» [15] и др.).
Среди подзаконных актов, содержащих нормы гражданского законодательства и имеющих огромное значение, можно отметить постановления Правительства Республики Беларусь («О некоторых вопросах ведения единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [19], «Об утверждении правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания» [53] и др.), постановления республиканских органов государственного управления (например, постановление Госкомавиации «Об утверждении Авиационных правил перевозки пассажиров и багажа авиапредприятиями Республики Беларусь» [49] и др.).
Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь также включены в состав гражданского законодательства.
- Аналогия права и аналогия закона. Действие гражданского законодательства во времени. Гражданское законодательство и нормы международного права. Значение судебной практики в применении и совершенствовании гражданского законодательства.
1. Аналогия права и аналогия закона.В связи с интенсивностью развития общественных отношений, своевременным непринятием соответствующих нормативных правовых актов, наличием недостатков нормотворческой техники действующих актов, правоприменитель может столкнуться с пробелом законодательства, который устраняется с помощь аналогии закона.
Согласно п.1 ст.5 Гражданского кодекса, в случаях, когда отношения прямо не урегулированы актами законодательства или соглашением сторон, к таким отношениям, поскольку это не противоречит их существу, применяется норма гражданского законодательства, регулирующая сходные отношения (аналогия закона). Однако п.3 ст.5 устанавливает ограничения применения аналогии закона. Так, не допускается применение по аналогии норм, ограничивающих гражданские права и устанавливающих ответственность.
При отсутствии норм, регулирующих сходные отношения, согласно п.2 ст.5 Гражданского кодекса, права и обязанности сторон определяются исходя из основных начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права). Основные начала гражданского законодательства – это основные принципы гражданского законодательства, закрепленные ст.3 Гражданского кодекса. Смысл гражданского законодательства – в специфике отраслевого предмета и метода регулирования.
2. Действие гражданского законодательства во времени.Действие гражданского законодательства во времени определяется по правилам ст.4 Гражданского кодекса, согласно которой, если иное не предусмотрено Конституцией и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим: после введения их в действие; до введения их в действие в части прав и обязанностей, возникших после введения их в действие. Статья 67 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» [25] устанавливает исключения из общего правила – случаи придания обратной силы нормативному правовому акту, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.
Согласно ст. 1149 Гражданского кодекса, действие статей 938 и 939 распространяется также на случаи, когда причинение вреда потерпевшему имело место до 1 июля 1999 года, но не ранее 1 июля 1996 года и причиненный вред остался невозмещенным. Действие статей 954 - 963 Кодекса распространяется также на случаи, когда причинение вреда жизни и здоровью гражданина имело место до 1 июля 1999 года, но не ранее 1 июля 1996 года и причиненный вред остался невозмещенным.
Для гражданских договоров, заключенных до введения в действие нового акта гражданского законодательства, п.2 ст.392 Гражданского кодекса предусматривает, что, если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством.