Понятие семьи в римском праве. Агнатское и когнатское родство; свойство.
Семья (familia) в римском праве подразумевала под собой общность людей, которую возглавлял отец семейства – pater familias, остальные же члены семьи находились под его властью.
Отцом семейства признавалось лицо, не имевшее находящегося в живых прямого предка по мужской восходящей линии или же лицо эманципированное, т.е. освободившееся из-под власти своего pater familias.
Власть домовладыки складывалась из трех элементов:
- власть над женой – manus maritalis;
- власть над детьми (а также их семьями, если дети уже состояли в браке) – patria potestas;
- власть над всем имуществом семьи (рабы, вещи, животные) – dominica potestas.
Как указывал И.А. Покровский, «древнеримская семья была построена на принципе абсолютной власти домовладыки над женой и детьми: manus mariti и patria potestas были ее краеугольными камнями. Эта абсолютная власть домовладыки объединяла семью, придавала ей характер некоторого юридического единства. На ней, а не общности крови покоилось родство…Перед третьими лицами эта маленькая монархия была закрыта личностью домовладыки».
В случае, если домовладыка умирал или утрачивал свою правоспособность (вследствие capitis deminutio maxima или media), то его семья распадалась и на ее месте образовывались несколько новых семей за счет того, что свободные подвластные становились независимыми и образовывали новые ячейки общества.
Римское право различало два вида родства:
1.Агнатское родство - agnatio. Такая форма родства признается наиболее древней и влиятельной в римском обществе. Агнатское родство распространялось по мужской линии, однако включало в себя не только кровных родственников, но и других подвластных домовладыки.
Иными словами, к агнатам относились не только домовладыка и его дети мужского пола, но также и дети сыновей, жена домовладыки, жены детей, усыновленные. Нааиболее существенное влияние агнатское родство оказывало на право наследования: если сын или дочь домовладыки переходили в семью другого домовладыки (сын будучи усыновленным, дочь – в качестве супруги домовладыки или его подвластного), то они лишались покровительства прежнего pater familias и не имели права наследовать за ним.
2. Когнатское родство - cognatio. Эта форма родства подразумевает родство по крови. Первоначально речь шла о кровном родстве по женской линии, в дальнейшем же под когнатским родством стали понимать любое родство по крови, а в классическую эпоху агнатство и когнатство стали соотносить между собой как род и вид: любой агнат – когнат, но не любой когнат – агнат.
В эпоху Юстиниана различие между агнатским и когнатским родством было упразднено и термином когнатыстали называть всех родственников, как по женской, так и по мужской линии.
Кровное родство (cognatio) могло быть по восходящей, нисходящей и боковой линиям.
По восходящей линии – отец, дед, прадед; по нисходящей – сын, внук, правнук; по боковой – брат, двоюродный брат, дядя.
Степени родства высчитывались следующим образом: по боковой линии - сначала необходимо «подняться» до общего предка (не считая его самого), а затем «спуститься» до того, с кем нужно посчитать степень родства.
Например, дядя и племянник состоят в третьей степени родства, родные братья – второй степени, а вот двоюродные – в четвертой. Что касается подсчета степени родства по прямой линии, то в данном случае учитывается количество поколений между родственниками: отец и сын – первая степень родства, а дед и внук – вторая, и т.д.
Свойство - adfinitas.Свойством в римском праве называлось отношение лица к родственникам его супруга (супруги). Иными словами, в свойстве состоят, например, мужчина и сестра его жены, свекровь и невестка.
Значение свойства в том, что его наличие между двумя персонами являлось препятствием для вступления их в законный брак друг с другом (даже несмотря на то, что такое отношение было в прошлом, т.е. в случае смерти мужа его вдова не могла стать женой его брата).
§ 2. Брак (matrimonium) в римском праве.
Как указывал Модестин, «брак есть супружеский союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божеского и человеческого права»[25].
Для того, чтобы брак был признан законным и действительным, необходимо было соблюдение нескольких условий:
1) постоянное совместное проживание (consortium omnis vitae);
2) физическая зрелость, т.е. достижение брачного возраста обоими супругами. Это возраст для мужчин составлял 14 лет, для женщин – 12 лет;
3) согласие на вступление в брак обоих супругов, а если они подвластны – и их домовладык (consensus);
4) постоянное сознание обоих супругов, что их союз является браком (affectiomaritalis);
5) половая связь, поскольку одной из основных целей вступления в брак являлось продолжение рода (coniunctiomarisetfeminae).
Основными препятствиями к заключению брака являлись:
1) наличие между женихом и невестой отношений родства или свойства;
2) социальное неравенство жениха и невесты (например, не могли вступать в брак между собой сенатор и актриса).
При императоре Юстиниане препятствиями для вступления в брак стали считаться также:
1) наличие предыдущего брака (binaenuptiae);
2) различные религии жениха и невесты (disparitascultus) – например, не могли вступить в законный брак христианин и еврейка.
Заключению брака предшествовала помолвка – sponsalia. Суть ее заключалась в даче взаимных торжественных обещаний домовладыкой невесты и ее женихом. При этом домовладыка обещал отдать дочь замуж, а будущий муж – принять ее в жены.
Для того, чтобы подкрепить обещания материально, выплачивались так называемые arrhae sponsaliciae – задатки при помолвке. Выплата такого задатка служила своего рода гарантией того, что планируемый брак состоится и стороны не откажутся от него без веских на то оснований.
В римском праве традиционно выделяют две разновидности брака:
1) matrimonium cum manu - брак с властью мужа;
2) matrimonium sine manu – брак без власти мужа.
Matrimonium cum manu (брак с властью мужа) представляет собой древнейшую форму брака. Женщина, вступавшая в такой брак, выходила из-под власти своего домовладыки и переходила в семью мужа на правах подвластной.
Супруг (или его pater familias, если супруг сам являлся подвластным) приобретал над женой особенную разновидность власти – т.н. manus maritalis.
В результате женщина теряла всякую связь со своей предыдущей семьей (становилась агнаткой в семье мужа). Все имущество жены в таком браке поступало в полную собственность мужа (или его домовладыки), а в случае прекращения брака ее имущество ей не возвращалось. В древнейшие времена муж имел неограниченные права в отношении жены, мог при желании продать ее в кабалу или убить, однако, со временем такие права были отменены.
Безгранично властвуя внутри семьи, домовладыка не допускал никакого вмешательства извне. Отдельные члены семьи, по выражению И.А. Покровского, «с юридической точки зрения не существовали, исчезая за личностью своего pater familias».
Уже в эпоху законов XII таблицрядом с matrimonium cum manu появляется другой вид брака - matrimonium sine manu.
В этом бракемуж и жена юридически друг другу чужие - брак без власти мужа предусматривал сохранение за женой статуса подвластной прежнего домовладыки. Если же она до брака являлась persona sui iuris, то данный брак не отменял ее самостоятельности. Однако нельзя сказать, что власти мужа в таком браке не было вовсе: жена принимала имя и сословное положение мужа, обязательным являлось постоянное совместное проживание супругов.
Что касается имущества супругов, то, в отличие от брака cum manu, в рассматриваемой форме брака все, чем владела жена до свадьбы, оставалось ее собственностью. Кроме того, к ее имуществу присоединялось все то, что она приобретала, будучи уже в статусе законной супруги (однако, она должна была доказать, что приобрела вещь самостоятельно и что право собственности принадлежит ей; в противном случае вещь считалась приобретенной за счет мужа и для него).
Особенностью брака без власти мужа является также и то, что в случае прекращения брака приданое:
- или возвращалось жене в полном объеме (в случае наличия между супругами особого соглашения – cautio rei uxoriae);
- или оставалось в составе имущества мужа, но в таком случае, как правило, муж завещал эту часть имущества жене.
Основаниями для прекращения бракавыступали:
1) смерть одного из супругов;
2) исчезновение одного из элементов, обязательных для наличия брака;
3) развод.
Под исчезновением одного из элементов, обязательных для наличия брака, понималось:
- попадание одного из супругов в рабство;
- утрата гражданства одним из супругов;
- вновь возникшее родство (например, в классическую эпоху к такому случаю относилось усыновление pater familias невестки или зятя).
Развод (divortium)мог быть двух видов:
1) по соглашению сторон - происходил, если запрашивался обоими супругами;
2) односторонний ex iusta causa - мог запрашиваться одним из супругов в результате совершения другим супругом виновного действия, препятствующего дальнейшему продолжению брака.
К законным причинам развода при императоре Константине относились:
- для женщины – если муж оказывался убийцей, осквернителем гробниц или отравителем;
- для мужчины – если жена оказывалась неверной, сводней или отравительницей.
В эпоху Юстиниана к данным основаниям для развода супругов добавились еще несколько:
- муж мог объявить о разводе, если жена в сопровождении посторонних отправлялась на пир или в общественные бани, или же посещала без разрешения мужа театральные представления;
- жена могла требовать развода, если муж пытался принудить ее к занятиям проституцией, либо если безосновательно обвинил ее в супружеской измене, либо если содержал конкубину (сожительницу);
Наряду с разводом по законным основаниям существовал и развод по причинам, не зависящим от воли сторон (divortium ex bona gratia).Развод мог быть произведен, например, в случае пленения мужа и его отсутствия более пяти лет; в случае супружеской несостоятельности мужа, проявившейся в течение трех лет с момента заключения брака.
В римском праве существовалинститут конкубината. Конкубинатом признавалось простое сожительство мужчины и женщины, не состоящих друг с другом в законном браке.
По общему правилу конкубинат не влек правовых последствий: конкубина не разделяла общественного положения сожителя, который наряду с конкубинатом мог состоять и в официальном браке.
В отличие от мужчин, сожительство замужней женщины с другим мужчиной всегда расценивалось как супружеская неверность и влекло за собой самые неблагоприятные для жены последствия, в том числе имущественного характера.
ГЛАВА IV. Вещное право