Лицо как категория римского права. Правоспособность лица и его статус.

Правовое регулирование общественных отношений, даже на ранних стадиях общественного развития, предполагает наделение участников этих отношений (субъектов права) определенным объемом прав и обязанностей.

В римском праве субъект права именовался persona (лицо, личность). По мере усложнения общественных отношений, с развитием римского права, содержание этой категории постепенно претерпевало изменения. Если первоначально к persona относили только физические лица, то в дальнейшем в содержание этой категории стали включать также объединения физических лиц и юридические лица.

Способность лица иметь права именовалась правоспособностью – caput.

Однако следует иметь в виду, что первоначально этот термин использовался для обозначения фундаментального состояния человека: рабского или свободного (соответственно, «servile caput» или «liberum caput»), и часто применялся в праве с целью указания на изменение правового статуса лица (capitis deminutio). Лишьв эпоху Юстиниана термин «caput» приобрел значение, близкое понятию «правоспособность» в современном смысле - как способность лица иметь права (например, говорилось, чтораб nullum caput habet).

Лицо, обладавшее правоспособностью, обозначалось в римском праве как caput habere.

Категория правоспособности изначально использовалась в римском праве применительно к физическим лицам. Правоспособность физического лица, по общему правилу, возникала с момента рождения человека и прекращалась его смертью.

В некоторых, специально оговоренных случаях, римское право предусматривало возможность возникновения прав у еще не родившегося ребенка. Например, за неродившимся ребенком признавалось право наследования в имуществе отца, умершего во время беременности матери ребенка.

В связи с этим в римской правовой доктрине большое внимание уделялось исследованию юридических фактов, определяющих момент возникновения и прекращения правоспособности (рождения и смерти), и соответственно, определяющих возможность лица стать субъектом права.

Для того, чтобы физическое лицо могло стать субъектом права, приобрести правоспособность, оно должно было быть живорожденным – даже если жизнь длилась всего несколько мгновений. В таком случае, даже при наступлении смерти новорожденного, за ним могли наследовать.

Вопрос о том, какой же момент считать моментом рождения, вызывал среди юристов множество дискуссий. Например, школа прокулианцев полагала, что новорожденный рожден живым, если издал первый крик; школа же сабинианцев придерживалась точки зрения, что живорожденным считается младенец, подавший признаки жизни (движение, дыхание и другие). При императоре Юстиниане была воспринята именно сабинианская точка зрения.

По общему же правилу быть рожденным живым означало:

- выйти живым из утробы матери;

- родиться доношенным (беременность должна длиться не менее семи месяцев);

- подать признаки жизни (значение имел любой признак, не обязательно крик младенца).

Кроме того, правоспособность признавалась лишь за младенцами, имевшими «человеческий облик», то есть не являвшимися «monstra vel prodigia» (чудовищем или диковиной).

С фактом смерти физического лица римское право связывало прекращение его правоспособности, возникновение отношений по наследованию.

При этом, поскольку записи актов гражданского состояния не производилось, факт смерти лица удостоверялся свидетелями с предоставлением доказательств, на основании которых судья принимал решение о наличии и отсутствии факта смерти.

В римском праве зародился институт коммориентности. Он регулировал отношения при наступлении случая, когда одновременно, вместе погибали несколько человек (например, при землетрясении), связанные между собой отношениями по наследованию друг после друга. В таких случаях зачастую было невозможно установить, кто из родственников погиб раньше, а кто позже, и поэтому, для урегулирования вопросов наследования, римскими юристами применялись юридические фикции.

В классический период доминировала фикция, в соответствии с которой умершим первым считался наиболее уязвимый член семьи. Например, родители совершеннолетнего ребенка признавались умершими до него (как более старые и слабые), а родители несовершеннолетнего ребенка – умершими после (поскольку в этом случае слабой стороной являлся как раз подросток или ребенок).

При Юстиниане, напротив, получила распространение фикция, в соответствии с которой презюмировалось, что все погибшие ушли из жизни одновременно.

Таким образом, в течение жизни (с момента рождения до смерти) физические лица обладали правоспособностью. Однако объем принадлежавших им прав был неодинаков и зависел от их статуса (status), то естьправового положения индивида в сложившейся в римском обществе системе отношений: состояния свободы (status libertatis), наличия гражданства (status civitatis), семейного статуса (status familiae).

Полная правоспособность физического лица в римском праве возникала только при наличии у него одновременно status libertatis, status civitatis, status familiae.

Лицо, обладавшее полной правоспособностью, имело следующие права:

- ius commercii – право совершать юридически значимые сделки имущественного характера, следуя предписаниям цивильного права (применявшегося только к отношениям между римскими гражданами);

- ius connubii – право заключать законный брак (iustae nuptiae) с гражданином/гражданкой Рима;

- testamenti factio activa – право завещать свое имущество;

- testamenti factio passiva – право наследовать за кем-либо;

- ius suffragii – право голоса;

- ius honorum – право замещать публичные должности.

Утрата лицом хотя бы одного из статусов влекла за собой и утрату полной правоспособности, уменьшение объема принадлежащих физическому лицу прав, изменение его правового положения. В римском праве это определялось как capitis deminutio.

Утрата статуса свободного лица рассматривалось в римском праве как capitis deminutio maxima, утрата статуса гражданина Рима – как capitis deminutio media, изменение семейного статуса – как capitis deminutio minima.

Наши рекомендации