Периодизация римского права, его эволюция и источники
В науке римского права существует несколько научных подходов к периодизации римского права. Это обусловлено различием в установлении оснований (критериев) периодизации.
Интересной и достаточно полной, на наш взгляд, представляется следующая периодизация римского права:
- архаичный период формирования и становления римского права (относящийся к существованию квиритских гражданских общин – civitas quiritaria (VIII – IV в.в. до н.э.) – с момента основания (754-753 годы до н.э.) до издания законов Лициния и Секстия (leges Liciniae Sextiae) - 367 год до н.э.;
- доклассический (республиканский) период – с издания законов Лициния и Секстия 367 года до н.э. по 27 год до н.э. (год, когда Октавиан Август был объявлен Сенатом принцепсом (princeps Romanorum e Augustus);
- классический период (принципат) - с объявления Сенатом Октавиана Августа принцепсом (27 год до н.э.) по 284 год н.э. (год, когда по окончании военной анархии к власти пришел Диоклециан);
- постклассический период (доминат) – период абсолютной императорской власти, с 284 года н.э. по 565 год н.э. (год смерти императора Юстиниана).
В рамках постклассического периода (периода домината) в научной литературе иногда выделяют период, имеющий самостоятельное значение - юстиниановский период (527 - 565 годы н.э.) - с целью подчеркнуть исключительную значимость кодификации, проведенной Юстинианом, для развития римского права.
1. Архаичный (квиритский) период:
а) зарождение гражданской общины (civitas)
Архаичный период определяется в науке римского права как период, относящийся к становлению и развитию квиритской гражданской общины (civitas quiritaria) и датируется промежутком времени между VIII в. до н.э. и IV в. до н.э. (то есть с 754 года до н. э. - года основания Рима, до 367 года до н.э. - года принятия так называемых «законов Лициния и Секстия[7]» (leges Liciniae Sexstiae), позволивших плебеям состоять в одной из двух консульских магистратур).
Квиритская гражданская община (civitas Quiritium) представляла собой объединение первых трёхтриб, располагавшихся на берегах Тибра, вокруг холма Квиринале, и являвшихся частью так называемого Септимонтия (Septimontium)[8]. Эти три трибы, в свою очередь, стали результатом объединения более мелких групп, образованных по политико-родственному принципу (gentes), которые состояли из отдельных семей (familiae).
Квиритская гражданская община представляла собой объединение «отцов семейств» (patres familiarum) или, иначе называемых, квиритов (Quirites) – по имени бога Квирина, которым, как считалось, стал Ромул после смерти.
Высшим органом общины признавался совет старейшин (patres), откуда в дальнейшем произошло название «сенат»[9]. При этом такой совет избирал правителя (rex), который выполнял свои обязанности пожизненно и являлся главой общины (и светским, и религиозным).
В архаический период правопорядок строился на основе источников, имевших различную природу:
- foedera - соглашения между главами gentes, заключаемые с целью и в силу их объединения;
- leges - решения (в дальнейшем этим термином обозначались законы), провозглашавшиеся перед комициями (comitia) – народными собраниями;
- mores maiorum[10] - обычаи предков, устанавливавшие ab immemorabili («с незапамятных времен») мирное сосуществование членов leges и familiae.
Обычай (или обычное право) как один из источников римского права представлял собой, так называемое, неписаное право (ius non scriptum) в противоположность праву писаному (ius scriptum). В начале нашей эры архаичное название обычаев – mores maiorum – сменилось новым: consuetudo. Основными признаками обычая как неписаного права являлись следующие два: применение обычая издавна; молчаливое согласие общества соблюдать обычай.
Как указывал Юлиан, «в тех делах, в отношении которых нет возможности пользоваться писаными законами, следует соблюдать то, что введено нравами и обычаями...», и далее, в §1 продолжал: «прежний укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон, и это право называется правом, установленным нравами. Ибо если сами законы связывают нас в силу лишь того, что они приняты по решению народа, то заслуженно и то, что народ одобрил, не записав, связывает всех. Ибо какое имеет значение, объявил ли народ свою волю путем голосования или путем дел и действий»[11].
Нарушение foedera, leges или mores maiorum рассматривалась как nefas, то естьпроступок, влекущий за собой гнев богов (numina). Такое нарушение уполномочивало любого из членов общины наказать или убить провинившегося, восстанавливая, таким образом, нарушенный общественный порядок.
б) период от восстания плебеев до зарождения ius civile
Окончание периода квиритских общин ознаменовалось восстанием плебеев, результатом которого стало принятие законов Лициния-Секстия.
Эти законы наделили правом управления гражданскими общинами (civitas) двух преторов-консулов (pretores-consules), один из которых должен был иметь плебейское происхождение.
Таким образом, после восстания плебеев, помимо существующей системы квиритского права, зародилась еще одна правовая система.
В юридической доктрине такой системе дали название ius legitimum vetus (право старых законов),основное содержание которого было воспринято в дальнейшем Законами XII таблиц (451 - 450 годы до н.э.).
Указанные законы (leges) в целом не устанавливали новых правил, фиксируя в письменной форме основные положения квиритского права. Тем не менее, появились и некоторые новеллы. В частности, было закреплено понятие обязательства (obligatio), а также некоторые элементы частного (ius privatum), публичного (ius publicum), сакрального (жреческого) (ius sacrum) права - таких категорий право квиритов не знало.
В период с V по начало IV веков до н.э. зародился еще один источник права, заключавшийся в деятельности священнослужителей по толкованию права, - интерпретация (interpretatio pontificum).
В конечном итоге право квиритов и право старых законов, дополненные деятельностью понтификов по толкованию права, постепенно сформировались в единую нормативную правовую систему, которая, сопутствуя развитию Республики, стала именоваться ius civile Romanorum (римское гражданское право).
2. Доклассический (республиканский) период:
а) становление институтов ius civile Romanorum
Период между первой половиной IV в. и концом I в. до н.э. (с 367 года до н.э. – принятие законов Лициния-Секстия – по 27 год до н.э. – государственный переворот Августа) в науке римского права принято называть доклассическим (республиканским) периодом, поскольку он характеризуется установлением Республики и процессом постепенного вытеснения древней системы квиритских гражданских общин, завершившимся примерно в III веке.
Республиканское правление считалось «демократическим», поскольку (пусть отчасти и формально) к нему допускались все граждане. В этот период сочетались элементы монархии (находившие выражение в наличии должностей dux и consules), аристократии (наличие Сената) и демократии (наличие comitia и concilia).
Основными органами управления периода Республики являлись:
- магистратуры – государственные учреждения, наделенные властью - как гражданской, так и военной;
- народные собрания - комиции (comitia) и концилии (concilia), на которых избирались магистраты;
- Сенат, наделенный консультативной функцией по отношению к магистратам.
После кризиса Республики и упразднения comitia появились два новых источника права: senatus consultum (исходящие, как следует из называния, от Сената) и constitutio principis.
Senatusconsultum est quod senatus iubet atque constituit[12] «Сенатусконсульт – то, что Сенат постановляет и решает». Классическая эпоха наделила сенатусконсульты силой закона, одного из источников права. Однако уже в период домината Сенат утратил свое значение, вместе с ним утратили его и сенатусконсульты, поскольку фактическим содержанием этих документов была только воля императора.
Constitutio principis «est quod imperator … constituit»[13], то есть, то, что постановляет император. Начиная со II в. н.э. этот источник права становится, фактически, единственным, с помощью которого император поддерживает свою власть. Иные источники вытеснялись и постепенно исчезли.
Законодательная власть была сосредоточена исключительно в руках императора, что позволило Ульпиану сформулировать принцип «quod principi placuit legis habet vigorem»[14] (что угодно государю, то имеет силу закона).
Как уже отмечалось, в доклассический период цивильное право формировалось из античных mores maiorum, восходящих к квиритскому праву, leges, относящихся к праву старых законов, и деятельности понтификов по толкованию права.
Однако в дальнейшем таким толкованием (prudentes) стали заниматься и светские юристы, причем такое толкование они осуществляли не в качестве оплачиваемой профессиональной деятельности, а как хобби. В конечном итоге такое толкование послужило стремительному развитию правовой мысли.
б) появление новых магистратур (ius honorarium)
Институт городских преторов (praetor urbanus) зародился около 367 года до н.э. Городской претор ежегодно, при вступлении в должность, издавал эдикт (edictum), где определял основные правила, по которым намеревался осуществлять правосудие. Он не был уполномочен на изменение норм ius civile, однако был вправе, например, обобщать обширную практику, проистекавшую из применения норм ius civile, устанавливать правила, не предусмотренные этими нормами, но необходимые для защиты гражданских прав.
В то же время, городской претор не имел права отменять нормы, действовавшие ранее, даже в том случае, если сам разрешал конкретный случай иначе, отлично от предписаний таких норм.
Новые правила, вводимые в действие таким образом, получили название ius honorarium (право магистратов), не изменяя, что важно, существующих норм ius civile.
Институт перегринских преторов (praetor peregrinus) зародился примерно в 242 году до н.э. Преторы перегринов занимались делами перегринов (чужестранцев), либо регулировали отношения, возникавшие между чужестранцами и римлянами.
Претор перегринов разрешал споры, основываясь на принципах, общих для всех народов, поскольку они были основаны на естественном праве (naturalis ratio).
Система эдиктов, издаваемых претором, служила основой для формирования специального порядка регулирования общественных отношений, который, в силу своего широкого интернационального применения, стал именоваться правом народов (ius gentium).
Поначалу применяемое для регулирования отношений между иностранцами и римлянами, с течением времени ius gentium стало применяться и для регулирования отношений между римскими гражданами, поскольку позволяло использовать при разрешении споров достаточно простую и быструю процедуру.
Действительно, в юридическую практику постепенно вводилась новая, пластичная, гибкая система регулирования общественных отношений, лишенная имевших ранее место излишне торжественных и сложных формулировок и процедур.
В основе построения новой системы правового регулирования лежал принцип добросовестности.
3. Классический период (принципат):
а) постепенный упадок республиканских институтов, усиление власти принцепса
Классический период (иначе называемый принципатом), продлился с конца I в. до н.э. до начала III в. н.э. (с 27 года до н.э. – года государственного переворота под началом Августа – по 284 год н.э. – год смерти Диоклециана).
В это время, несмотря на то, что формально Римское государство продолжало именоваться Республикой, фактически власть в Риме перешла к принцепсу.
Классические республиканские органы управления все еще существовали (магистратуры, комиции, сенат), однако значение фигуры принцепса возрастало. Его власть укрепилась благодаря наличию двух ключевых полномочий:
- tribunicia potestas – заключалось в праве интерцессии (intercessio), которым изначально наделялись лишь народные трибуны (tribuni plebis). Обладая таким правом, принцепс мог наложить вето практически на все решения республиканских магистратов;
- imperium proconsulare maius et infinitum - в силу данного полномочия принцепс являлся верховным главнокомандующим всех легионов.
Указанная эволюция напрямую не повлияла на существовавшие прежде правовые системы и нормы, но они утратили гибкость и перестали эволюционировать, получив название «ius vetus» - буквально, «старое, ветхое право».
б) сonstitutiones и ius publicae respondendi
В дальнейшем, в рамках рассматриваемого периода, сформировались новые источники права, являвшиеся результатом единоличного волеизъявления принцепса в сфере управления государством.
Такие источники права получили название конституций (Constitutiones), представляя собой единоличные распоряжения принцепса, и подразделялись на четыре основных разновидности:
- edicta (эдикты), которыми императоры определяли основные (наиболее общие) направления деятельности магистратов провинций;
- mandata (мандаты), которые содержали в себе конкретизированные инструкции для чиновников-управленцев, подчиненных напрямую принцепсу, по вопросам управления государственными делами;
- rescripta (рескрипты), то есть ответы императора на практические вопросы, находящиеся в сфере его компетенции.
При этом рескрипты могли принимать форму: epistulae (эпистул), представлявших собой простые письма, направленные принцепсом магистратам или иным чиновникам, которые обращались к принцепсу, испрашивая его мнения по тому или иному вопросу, либо рескриптов в узком смысле – такого рода рескрипты являлись выраженным мнением принцепса по вопросам частных лиц при возникновении отдельных казусов;
- decreta (декреты) – решения принцепса по судебным делам, проведенным в экстраординарном процессе (iudicia extra ordinem).
Таким образом, наряду с ветхим правом (ius vetus) зародилось и новое право (ius novum), вытеснив собой и цивильное право, и право магистратов. Суть его была сосредоточена, в конечном итоге, в постоянном эдиктеимператора Адриана (117-138 годы н.э.).
Решающее значение в рассматриваемую эпоху имело и развитие науки права, которое происходило благодаря деятельности юрисконсультов.
Основной функцией юриспруденции классической эпохи явилась систематизация систем цивильного права и права магистратов, а также их сведение в систему «нового права».
Кроме того, деятельность юристов того времени получила свое развитие благодаря зарождению института ius publicae respondendi (что можно перевести как право публичных консультаций),начало которому положил имератор Август, а в последующем развил и дополнил император Тиберий.
Ius publicae respondendi представляло собой право давать ответы по тем или иным вопросам, которым император наделял выдающихся юристов. Мнения, выраженные такими юристами, имели особенный авторитет и представляли собой один из источников права. Мнения юристов приобрели обязательный характер, с последующим приравниванием толкования правакius civile.
Мнения юристов, как правило, отражались в следующих формах:
- respondere - что означало принятие решения по определенному вопросу, как теоретического, так и практического характера;
- agere - инициировать судебный процесс
- сavere - отредактировать схему, формулу сделки в необходимых случаях.
Особое положение в рассматриваемый период занимали два юриста: Квинт Муций Сцевола (Quintus Mucius Scaevola) и Сервий Сульпиций Руф (Servius Sulpicius Rufus). Именно их имена дали названия двум противоположным, оставшимся в истории, школам права – Муцианской и Сервианской.
В классическую эпоху частыми были споры и дискуссии между юридическими школами. Так, например, в эпоху императора Августа был знаменит спор между Сабинианцами (глава школы – Гай Атей Капитон) и Прокулианцами (глава школы – Марк Антистий Лабеон).
В истории римского права остались имена и других выдающихся юристов - Помпония, Гая и Марцелла (эпоха Антонинов (138-192 гг. н.э.), Папиниана, Павла, Модестина и Ульпиана (эпоха Северов (193-235 гг .н.э.).
Собственно же институт ius publicae respondendi просуществовал относительно недолго, постепенно исчезнув ко времени правления императора Траяна (98-117 гг. н.э.).
в)Конституция Антонина (Constitutio Antoniniana)
В истории римского права следует особо выделить документ, который сыграл существенную роль в его дальнейшем развитии. Это Конституция Антонина - документ, принятый императором Антонином Каракаллой в 212 г. н.э., который даровал латинам и перегринам права римского гражданства. Одним из значимых последствий принятия такого акта стало то, что количество плательщиков податей императору резко возросло.
В силу Конституции Антонина римское право распространило свое действие на всю территорию Империи (тогда как ранее каждый народ применял свое собственное право). Это повлекло появление коллизий между универсальным римским правом и правом местным, применявшимся до принятия Конституции.
4. Постклассический период (период абсолютной монархии - домината[15]) характеризуется усилением власти императора и приходом абсолютизма, называемого также периодом «домината». В этот период император фактически обрел статус «собственника» Империи.
Хронологически разделяют эпоху домината на два периода:
1. период императора Диоклециана (284 – 527 гг. н.э.);
2. период императора Юстиниана Первого (527 - 565 гг. н.э.).
В этот период государство получило статус «наследства» в том смысле, что стало рассматриваться как исключительная собственность, а, значит, как абсолютное владение императора.
Интересно, что один из современных итальянских исследователей римского права, А. Гуарино[16], отмечает, что преобладание империи принцепсов над республикой означало эволюцию государственного устройства от субординации к неконтролируемому и бесспорному правлению императоров. В то же время формально республика не была упразднена, также остались и должности преторов, консулов, квесторов, ставшие, однако, просто почетными титулами, без фактических властных полномочий.
Период домината, кроме того, характеризуется и постепенной утратой значения республиканских источников права (таких, как leges, сенатусконсульты, эдикты магистратов) и установлением воли монарха как единственного источника права.
В постклассическую эпоху, кроме абсолютной власти императора, имели место и другие факторы, существенно изменившие облик римского общества и, соответственно, правового регулирования отношений в этом обществе:
- уменьшение влияния сенаторов (хранителей политических и правовых традиций);
- наложение на население Империи и римскую цивилизацию новых элементов, которые по духу и сути римскими не являлись – речь идет о проникновении культуры и притязаний на публичную власть варваров;
- усиление влияния христианства;
- перенесение столицы Римской Империи на Восток (Константинополь), сопровождаемое возрастающим эллинистическим влиянием;
- упадок духа права, юриспруденции – постепенное замещение непосредственности и эффективности классической юриспруденции так называемым «византийским» подходом, в результате чего та или иная проблема не решалась немедленно, а зачастую вязла в пространных рассуждениях ученых, так и не находя своего решения.
Действительно, в период домината, с постепенным сосредоточением всей полноты власти в руках монарха, юридическая наука утратила свою активность, дух созидания.
Деятельность юристов постепенно стала сводиться к простой обработке произведений классических авторов, что зачастую приводило к искажению смысла таких произведений за счет производимых подчисток и изъятий из оригинального текста, толкований низкого качества, предназначенных чаще всего для учебных целей.
Типичными формами, в которых выражалась юридическая деятельность, были следующие:
- интерполяции, т.е. намеренные изменения исходного текста, осуществляемые путем добавления или удаления отдельных слов и выражений;
- глоссемы (комментарии)– как правило, добавлялись на полях или включались в текст. Зачастую, по вине копировальщиков, такие комментарии становились частью оригинального текста, искажая его;
- парафразы (толкования) – небольшие по объему или же довольно пространные, зачастую включались в исходный текст либо попросту заменяли его;
-эпитомы -краткие изложения текстов;
- систематические компиляции законов (leges) и трудов классических юристов (iura).
Среди многочисленных трудов юристов постклассического периода можно выделить две основных группы:
- сборники сочинений юристов;
- более объемные сборники, включающие как труды юристов, так и тексты законодательных актов.
Среди собраний сочинений юристов этого периода можно называть несколько выдающихся:
1. Tituli ex corpore Ulpiani – произведение, относящееся к IV веку, представляющее собою манускрипт, хранящийся в Библиотеке Ватикана, включающий сокращенное изложение отрывков произведений Гая и Ульпиана.
2. Pauli Sententiae – собрание юридических сочинений, скомпилированное во времена правления Диоклециана (285-305 гг. н.э.) на основе произведений Павла. Собрание включает в себя 5 книг. Наиболее полной редакцией считается Lex Romana Wisigothorum.
3. Epitome Gai – была выполнена в школах Западной Римской Империи а в V веке н.э.; произведение состоит из двух книг, скомпилированных на основе Институций Гая.
4. Scholia Sinaitica – труды созданы в Восточной Римской Империи в V в. н.э. и представляют собой комментарии произведения Ульпиана Libri ad Sabinum.
Что касается сборников, включающих в себя не только труды юристов, но и комментарии законов, то среди них можно выделить следующие:
1. Fragmenta Vaticana - это более 400 фрагментов, собранных, вероятнее всего, в IV веке н.э. В компиляции использованы кодексы Грегориана и Гермогениана, однако, кодекс Феодосия там не присутствует. Произведение было разделено на главы, состоящие из отрывков сочинений Павла, Папиниана, Ульпиана и императорских конституций. До сегодняшнего дня сохранились лишь некоторые главы, зафиксированные в манускрипте, хранящемся в Библиотеке Ватикана.
2. Collatio legum Mosaicarum et Romanarum – произведение сохранилось до наших дней лишь в части; целью сочинения было доказать происхождение римских законов от законов Моисея путем сопоставления отрывков из них.
3. Liber Syro-Romanus – произведение, написанное на греческом в V веке, переведенное на сирийский и арабский языки. В данном тексте речь идет лишь о ius civile, дополненном конституциями, принятыми при Константине.
Заметный рост числа императорских конституций привел к необходимости систематизации большого правового материала. В качестве способа систематизации была избрана кодификация.
Поначалу деятельность по кодификации не носила официального характера и осуществлялась отдельными юристами. В течение переходного периода между принципатом и доминатом были созданы два сборника законов:
1) Кодекс Грегориана (Codex Gregorianus) – скомпилированный, очевидно, неким Грегорианом и объединивший в себе рескрипты Адриана (117-138 гг. н.э.) и Диоклециана (284 – 305 гг. н.э.)
2) Кодекс Гермогениана (Codex Hermogenianus) – представлял собой расширенный и дополненный вариант кодекса Грегориана.
Оба сборника содержали в себе лишь leges specialis, т.е. императорские ответы и решения по отдельным делам, и были предназначены, в первую очередь, для систематизации аналогий.
Рассматриваемые кодексы не дошли до наших дней в оригинале, однако были реконструированы на основе более поздних произведений (в особенности, Lex Romana Wisigothorum и Lex Romana Burgundiorum).
В 438 году н.э. император Феодосий II также сформировал Кодекс, который и стал называться его именем (Codex Theodosianus).
Он содержал в себе только leges generales (т.е. только самые общие, значимые законы). Кроме того, этот кодекс объединил в себе два предыдущих, которым, таким образом, был дарован статус официальных источников.
Император Юстиниан Первый (527-565 годы н.э) был выдающейся личностью, оставившей в истории римского права яркое и значительное наследие.
Деятельность Юстиниана была ознаменована не только тем, что ему удалось поддержать единство Империи, объединив под ее господством Восток и Запад, но и тем, что он смог дать «вторую жизнь» римскому праву, систематизировав его источники в собраниях императорских конституций, как античных, так и входящих в состав Кодекса Феодосия.
Совокупность таких собраний получила название Corpus iuris civilis, значимость которого состояла в том, что с его помощью удалось объединить новшества, требовавшие закрепления, с моделью классического права.
Corpus iuris civilis включил в себя:
1)Codex Iustinianus - настоящий памятник права; произведение, которое объединило в себе наследие римской правовой мысли,начиналось со сборника законов, разработанных самим Юстинианом, его супругой Феодорой и его министром Трибонианом (который носил титул quaestor sacri palatii).
13 февраля 528 года н.э. Юстиниан издал конституцию (Haec quae necessario) о формировании комиссии из 10 человек, задача которой состояла в компиляции нового кодекса. Этот новый кодекс должен был бы включать в себя материалы кодексов Грегориана, Гермогениана, Феодосия, а также императорские конституции самого Юстиниана. Новый кодекс был сформирован в кратчайшие сроки и опубликован уже 07 апреля 529 года.
2) Digesta seu Pandectae – 15 декабря 530 года Юстиниан своей конституцией (Deo auctore), адресованной Трибониану, повелел начать работу над новым произведением – собранием сочинений значимых римских юристов – Digesta или Pandectae.
Предполагалось собрать произведения классических юрисконсультов, наделенных ius publicae respondendi, не отдавая, однако, предпочтения мнению ни одного из них по отношению к другому.
В силу полномочий, данных императором Юстинианом, комиссия должна была изучить труды юристов, обозначив автора и название каждого из фрагментов текста, а также удалить вероятные антиномии и противоречия между текстами. Особым полномочием явилась возможность изменять оригинальные тексты, причем довольно масштабно, в случае необходимости. Материалы были распределены по 50 книгам, разделенным на главы в соответствии со строением Кодекса и Постоянного Эдикта (за исключением трех книг, которые остались неразделенными – с тридцатой по тридцать вторую). Дигесты были опубликованы 16 декабря 533 года с конституцией Tanta, адресованной сенату и всему народу.