Раздел 1. Понятие, периодизация и источники римского права

Римское право

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курс 1

Семестр 1, 2

Срок освоения ООП по форме обучения 3,4 года

Квалификация выпускника бакалавр

Москва 2015

Составители:

Кофанов Леонид Львович – доктор юридических наук, профессор

Бугрова Софья Станиславовна – кандидат юридических наук, доцент

Панов Антон Александрович – кандидат филологических наук, доцент

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Программа обсуждена на заседании кафедры международного права протокол №1 «5» сентября 2015 г.

Зав. кафедрой Нешатаева Татьяна Николаевна – доктор юридических наук, профессор

«5» сентября 2015 г.

Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия».

© Российский государственный университет правосудия, 2015

© Кофанов Л.Л., Бугрова С.С., Панов А.А.. 2015

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели освоения дисциплины............................................................................ 4

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы .. 5

3.Требования к результатам освоения дисциплины.......................................... 5

4. Объем дисциплины и виды учебной работы............................................... 11

5. Содержание дисциплины.............................................................................. 15

5.1 Текст рабочей программы..................................................................... 15

5.2 Разделы и темы дисциплины, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)....................................................................... 27

5.3 Практические и семинарские занятия.................................................... 38

5.4 Самостоятельная работа........................................................................ 43

5.4.1. Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины........ 43

5.4.2 Формы самостоятельной работы........................................................ 44

5.4.3. Методические указания для студентов по освоению дисциплины... 45

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины........................................................................................................................ 51

6.1. Краткое описание контрольных мероприятий, применяемых контрольно-измерительных технологий и средств с указанием этапов формирования компетенций 51

6.2 Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных Компетенций 53

6.3 Задания для выполнения контрольных работ для студентов заочной формы обучения………………………………..………………..………………55

7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.......... 62

8.Материально-техническое обеспечение дисциплины………………………69

1. Цели освоения дисциплины

Предметом курса является единая система норм права, которая формировалась на протяжении многих веков в Древнем Риме и регулировала правовые отношения между частными лицами. Изучение курса дает возможность студентам уяснить существо основных, фундаментальных категорий и институтов права, связанных с понятиями лица, правоспособность, право собственности и иные вещные права, обязательственное право (договор, деликт, вина, риск случайной гибели вещи, виды договоров и т.п.). На конкретном историко-правовом материале анализируются источники римского права, их своеобразие и особенности (законы, эдикты магистратов, деятельность юристов, конституции императоров). Студенты должны внимательно изучить такие правовые памятники как Законы ХII таблиц, Институции Гая и Свод гражданского права Юстиниана.

Изучение римского права играет важную роль в подготовке высококвалифицированных юристов, так как является универсальной системой правового регулирования отношений, основанной на частной собственности.

Изучая учебный материал, важно уяснить понятие и значение римского права для современной правовой культуры. Необходимо исследовать причины и особенности образования римского государства и права, интерес к которому определили реальные потребности общества, основой экономики которого являются рыночные отношения.

Исследование важнейших идей и институтов римского права дает возможность учащимся получить теоретическую и историко-практическую базу, необходимую для изучения всех юридических дисциплин так или иначе связанных со сферой частного права. В первую очередь это гражданское право и гражданское процессуальное право.

Цель курса — изучение основных институтов римского права, являющихся методологической базой профессионального юридического образования и основой центральных отраслей права; формирование у студентов профессионального мышления, навыков владения юридической терминологией, понимания современных юридических категорий.

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Учебная дисциплина «Римское право» относится к вариативной части профессионального цикла ООП.

Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые следующими предшествующими дисциплинами: Теория государства и права, История государства и права зарубежных стран, Логика.

Наименования последующих учебных дисциплин: Гражданское право, История политических и правовых учений, Международное право, Международное частное право, Сравнительное правоведение, Философия права.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

знать:

- предмет науки, систему римского права, периодизацию истории Древнего Рима и этапы развития права;

- систему источников и основные памятники римского права;

- особенности права, законодательства и судопроизводства на различных этапах развития римского общества

- основные понятия и институты римского права;

уметь:

- анализировать правовые явления в процессе исторического развития;

- осмысливать догмы и юридические формулы с точки зрения их использования на практике;

- работать с текстами памятников римского права — комментировать, конспектировать, отыскивать и применять нормы для решения конкретных казусов.

владеть:

- теоретическими положениями науки об этапах развития римского права, содержании его основных институтов;

- навыками восприятия и использования юридических конструкций и терминологии римского права в современных условиях.

.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Римское право» обеспечивает формирование следующих компетенций:

№ п/п Код Компетенция Формы и методы обучения
1. ОК-1 осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания Понимает социальную значимость профессии юриста и правовой работы, демонстрирует профессиональное правосознание. Решение ситуационных задач
2. ОК-2 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста Демонстрирует знания и понимание профессиональной этики юриста. Владеет навыками профессионального исполнения обязанностей юриста, опираясь на знания Групповые дискуссии Ролевые игры
3. ОК-3 владение культурой мышления, способность к обобщению и анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения Показывает культуру мышления и способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения   Групповые дискуссии Решение ситуационных задач НИР
4. ОК-4 способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь Демонстрирует способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь   Групповые дискуссии  
5. ОК-5 Обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе Демонстрирует определенную культуру поведения, готовность к работе в коллективе при кооперации с коллегами Групповые дискуссии Ролевые игры
6. ОК-6 нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону   Демонстрирует нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону   Групповые дискуссии Ролевые игры
7. ОК-7 стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства   Стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства как юриста   Групповые дискуссии Решение ситуационных задач НИР
8. ОК-8 способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач   Демонстрирует способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении правовых задач   Групповые дискуссии Решение ситуационных задач  
9. ОК-9 способность анализировать социально значимые проблемы и процессы   Показывает способность анализировать социально значимые проблемы и процессы к контексте профессиональной деятельности юриста   Групповые дискуссии Ролевые игры
10. ПК-2 способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры Демонстрирует способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры Групповые дискуссии Решение ситуационных задач НИР
11. ПК-3 способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права Демонстрирует способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права Групповые дискуссии Решение ситуационных задач
12. ПК-4 способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом Демонстрирует способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом Групповые дискуссии Решение ситуационных задач
13. ПК-5 способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности Демонстрирует способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности Групповые дискуссии Решение ситуационных задач НИР
14. ПК-6 способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства Демонстрирует способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности. Владеет навыками юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства. Групповые дискуссии Решение ситуационных задач НИР
15. ПК-15 способность толковать различные правовые акты Владеет навыками толкования различных правовых актов с учетом практики их применения судами различных государств Групповые дискуссии Решение ситуационных задач  
16. ПК-16 способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности Показывает способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности   Решение ситуационных задач Ролевые игры
17. ПК-17 способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне Демонстрирует способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне Групповые дискуссии НИР
18. ПК-18 способность управлять самостоятельной работой обучающихся Демонстрирует способность управлять самостоятельной работой обучающихся Групповые дискуссии НИР
19. ПК-19 способность эффективно осуществлять правовое воспитание Демонстрирует способность эффективно осуществлять правовое воспитание Групповые дискуссии НИР

Основные задачи курса:

образовательная – овладение теоретическими положениями науки об этапах развития римского права, содержании его основных институтов; о восприятии и использовании юридических конструкций и терминологии римского права современными институтами права;

практическая – формирование юридического мышления, умения применять нормы права при разрешении ситуаций в ходе судебного процесса, заключения и исполнения обязательств и договоров, разрешения гражданско-правовых споров.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

иметь представление:

- об истории развития римского государства и права;

- о римском праве как основе современных институтов частного права;

- о специфике применения норм римского права в современном юридическом пространстве

знать:

- предмет науки, систему римского права, периодизацию истории Древнего Рима и этапы развития права;

- систему источников и основные памятники римского права;

- особенности права, законодательства и судопроизводства на различных этапах развития римского общества

- основные понятия и институты римского права;

уметь:

- анализировать правовые явления в процессе исторического развития;

- осмысливать догмы и юридические формулы с точки зрения их использования на практике;

- работать с текстами памятников римского права — комментировать, конспектировать, отыскивать и применять нормы для решения конкретных казусов.

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

а) для студентов факультета подготовки специалистов для судебной системы очной формы обучения

Таблица 2

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед час. по семестрам
2 семестр
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану  
Аудиторные занятия    
Лекции    
Семинары или Практические занятия    
Самостоятельная работа(СРС)    
Форма промежуточной аттестации   зачет  

б) для студентов факультета подготовки специалистов для судебной системы заочной формы обучения

Таблица 2

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед час. по семестрам
2 семестр
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану  
Аудиторные занятия    
Лекции    
Семинары или Практические занятия    
Самостоятельная работа(СРС)    
Форма промежуточной аттестации   зачет  

в) для студентов факультета подготовки специалистов для судебной системы заочной формы обучения (второе высшее образование) ГВД (летний и зимний наборы)

Таблица 2

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед час. по семестрам
1 семестр
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану  
Аудиторные занятия    
Лекции    
Семинары или Практические занятия    
Самостоятельная работа(СРС)    
Форма промежуточной аттестации   зачет  

г) для студентов факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы (очная форма обучения)

Таблица 2

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед час. по семестрам
1 семестр
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану  
Аудиторные занятия    
Лекции    
Семинары или Практические занятия    
Самостоятельная работа(СРС)    
Форма промежуточной аттестации   зачет  

д) для студентов факультета подготовки специалистов для судебной системы на базе СПО (очно-заочная форма обучения)

Таблица 2

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед час. по семестрам
2 семестр
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану  
Аудиторные занятия    
Лекции    
Семинары или Практические занятия    
Самостоятельная работа(СРС)    
Форма промежуточной аттестации   зачет  

е) для студентов факультета подготовки специалистов для судебной системы на базе СПО (заочная форма обучения)

(классическая, летний набор/

Классическая, зимний набор)

Таблица 2

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед час. по семестрам
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану  
Аудиторные занятия   10/8    
Лекции   4/2 4/2 0/0
Семинары или Практические занятия   6/4 0/2 6/2
Самостоятельная работа(СРС)   98/100    
Форма промежуточной аттестации   зачет  

ж) для студентов факультета подготовки специалистов для судебной системы на базе СПО (заочная форма обучения (ГВД))

Таблица 2

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед час. по семестрам
2 семестр
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану  
Аудиторные занятия    
Лекции    
Семинары или Практические занятия    
Самостоятельная работа(СРС)    
Форма промежуточной аттестации   зачет  

5. Содержание дисциплины

Текст рабочей программы

Раздел 3. Право лиц

Правоспособность — caput habere. Понятие лица (persona). Содержание правоспособности: состояние свободы (status libertatis), состояние гражданства(status civitatis),семейное состояние(status familiae).

Status libertatis. Деление людей на свободных и рабов. Способы установления рабства: плен, рождение от рабыни, самопродажа, наказание. Личное положение рабов. Имущественное положение рабов. Юридическая дееспособность рабов, ответственность господина за обязательства своего раба. Освобождение от рабства — manumissio. Правовое положение вольноотпущенников (libertini), содержание института патроната. Правовое положение колонов (coloni).

Status civitatis. Деление на римских граждан и перегринов. Институт hospitus privatum. Правовое положение перегринов (peregrini) и латинов (latini). Эдикт Каракаллы 212 г. о гражданстве. Способы приобретения римского гражданства. Деление римских граждан на сословия. Утрата римского гражданства.

Status familiae. Полноправные (personae sui iuris) и подвластные (personae alieni iuris) лица. Агнатическое и когнатическое родство. Правовое положение отца семейства (pater familias): manus и patria potestas.

Изменение и утрата правоспособности (capitis deminutio). Capitis deminutio maxima, media, minima. Влияние capitis deminutio на личные и имущественные отношения. Умаление гражданской чести: intestabilitas, infamia, turpitudo.

Дееспособность. Недееспособность и ограничение дееспособности несовершеннолетних (infantes, inpuberes, puberes minores); душевнобольных, расточителей. Ограничение дееспособности женщин. Опека (tutela) и попечительство (cura). Опека над несовершеннолетними и над женщинами. Назначение опекуна. Попечительство над безумными и расточителями. Отличие опеки от попечительства. Иски об опеке и попечительстве. Законные ограничения полномочий опекунов.

Зарождение юридических лиц (universitates) в древнем праве. Объединения древнейшего периода. Частные корпорации в законах XII таблиц: союзы с религиозными целями (sodalitates, collegia sodalicia), профессиональные союзы ремесленников. Общее имущество частных корпораций. Участие муниципий в гражданском обороте. Признание гражданской правоспособности за коллегиями (collegia) «по образцу муниципий». Вопрос о свободе союзов в законах XII таблиц; ограничения свободы коллегий в I в. до н.э. (сенатусконсульты 64 г. до н.э. и 56 г. до н.э., упразднение коллегий Цезарем, lex Iulia de collegiis эпохи Августа). Императорская казна — фиск (fiscus). Церковные и благотворительные учреждения в эпоху поздней Империи.

Раздел 4. Семейное право

Структура римской патриархальной семьи. Домовладыка (paterfamilias) и подвластные. Отцовская власть (patria potestas). Агнатическое и когнатическое родство.

Брачное право (ius conubii). Определение брака, данное Модестином. Формы брака в римском праве: с властью мужа (cum manu) и без власти мужа (sine manu). Брак cum manu: обручение (sponsalia), формы заключения брака (confarreatio, coemtio, usus). Брак sine manu: заключение путем простого соглашения (consensus) и привода жены в дом мужа (deductio in domum), правило usurpatio trinoctium. Условия заключения брака: брачный возраст, согласие на брак (lex Iulia 4 г. до н.э.); ius conubii брачующихся (Lex Canuleia 445 г. до н.э., lex Iulia 18 г. до н.э.); отсутствие родства и свойства. Препятствия к заключению брака. Lex Iulia de adulteriis 18 г. до н.э. Прекращение брака. Законодательство Августа о браке: Lex Iulia de maritandis ordinibus (18 г. до н.э.) и lex Papia Poppaea (9 г. до н.э.), содержащие меры по укреплению римской семьи. Имущественные и личные отношения супругов в браке cum manu и в браке sine manu. Правовой режим приданого (dos). Правовой режим предбрачного дарения (donatio ante nuptias) и дарения после брака (donatio propter nuptias).

Отцовская власть — patria potestas. Права отца: право выбрасывать новорожденных детей (ius exponendi), право продажи своих детей(ius vendendi), право над жизнью и смертью детей(ius vitae ac necis), право наказания(ius coercendi), право на иск по истребованию подвластного у третьего лица(ius vindicandi). Законодательные ограничения прав домовладыки на личность детей. Имущественные права подвластных. Виды пекулия: пекулий, полученный от домовладыки, лагерный пекулий, как бы лагерный пекулий. Права сыновей на наследство от матери и по материнской линии. Регулирование имущественных отношений отца и детей в законодательстве Юстиниана. Установление отцовской власти: рождение в законном браке, узаконение (legitimatio), усыновление (arrogatio, adoptio). Прекращение отцовской власти. Эманципация.

Раздел 5. Вещное право

Понятие вещи (res). Разделение вещей в римском праве. Вещи телесные и бестелесные. Вещи движимые и недвижимые. Вещи публичного права и частного права. Вещи в обороте и вне оборота. Вещи божественного права и человеческого права. Вещи манципируемые и неманципируемые. Вещи делимые и неделимые, потребляемые и непотребляемые, простые и сложные, главные и побочные. Имущество.

Понятие владения (possessio). Элементы владения: субъективный — animus possidendi и объективный — corpus possidendi. Отличия владения от держания (detentio). Виды владения: цивильное владение (possessio civilis), посредственное владение (naturalis possessio), преторское владение(possessio ad interdicta). Законное и незаконное владение; незаконное добросовестное и недобросовестное владение. Приобретение владения: завладение вещами никому не принадлежащими; традиция, ее разновидности (передача «короткой рукой» — traditio longa manu, передача «длинной рукой» — traditio brevi manu); самовольный захват, приобретение через третьих лиц. Прекращение владения. Защита владения. Поссессорная защита. Интердикты, направленные на удержание существующего владения. Виды интердиктов. Петиторная защита: Публицианов иск (actio in rem Publiciana).

Первоначальные способы приобретения права собственности: захват (occupatio), переработка вещи(specificatio), отыскание клада(thesaurus), приобретение по давности(usucapio, longi temporibus praescriptio). Производные способы приобретения права собственности: манципация (mancipatio), традиция(traditio), судебная уступка(in iure cessio). Защита права собственности: виндикационный иск (rei vindicatio), негаторный иск(actio negatoria), прохибиторный иск(actio prohibitoria), Публицианов иск(actio in rem Publiciana).

Основные способы защиты права собственности: виндикационный иск (rei vindicatio), негаторный иск (actio negatoria). Ответственность добросовестного и недобросовестного владельца перед собственником.

Права на чужие вещи. Понятие и виды сервитутов: земельные (предиальные) и личные. Виды земельных сервитутов: сельские и городские. Основные личные сервитуты: usus, usufructus, habitatio. Установление, прекращение и защита сервитутов.

Эмфитевзис и суперфиций.

Залоговое право (fiducia, pignus, hypotheka). Особое право кредитора на заложенную вещь при ипотеке.

Самостоятельная работа

5.4.1. Самостоятельное изучение студентами очной формы обучения разделов дисциплины

Таблица 5

№ темы дисциплины Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов:
  1. Понятие римского права. 2. Периоды римского государства. 3. Периодизация источников римского права. 4. Источники права в период Республики. 5. Источники права в период Принципата. 6. Источники права в период Домината. Компиляции. 7. Кодификация Юстиниана.  
  1. Исторические системы римского права. 2. Ius naturale. 3. Ius gentium. 4. Ius civile. 5. Деление права на публичное и частное. 6. Право лиц в системе римского публичного права эпохи Республики. 7. Вещное публичное право. 8. Государственные контракты «продажи под копьем». 9. Публичное гражданское судопроизводство: суд центумвиров, рекуператорский суд.  
1. Правоспособность и ее содержание. 2. Правовое положение различных категорий лиц. 3. Дееспособность и критерии ее ограничения. 4. Опека и попечительство. 5. Зарождение юридических лиц в римском праве.
  1. Характеристика римской семьи. 2. Брачное право. 3. Имущественные и личные отношения супругов. 4. Отцовская власть. 5. Усыновление и узаконение.
  1. Понятие и классификация вещей. 2. Характеристика и виды вещных прав. 3. Владение: понятие, виды, установление, прекращение. 4. Защита владения. 5. Право собственности: содержание, виды, установление, прекращение. 6. Защита права собственности. 7. Права на чужие вещи. 8. Понятие и виды сервитутов. 9. Эмфитевзис и суперфиций. 10. Залоговое право.
  1. Понятие наследования. Виды наследственного правопреемства. 2. Наследование по завещанию. 3. Наследование по закону. 4. Необходимое наследование. 5. Сингулярное правопреемство: легаты и фидеикоммиссы.
  1. Понятие и виды обязательств. 2. Лица в обязательстве. 3. Прекращение обязательств: исполнение; способы прекращения обязательства помимо исполнения. 4. Последствия неисполнения обязательства. Личная и имущественная ответственность должника. 5. Средства обеспечения обязательств. 6. Обязательства из договоров. Понятие и виды договоров. 7. Вербальные договоры. 8. Литеральные договоры. 9. Реальные договоры. 10. Консенсуальные договоры. 11. Безыменные контракты. 12. Понятие и виды пактов. 13. Обязательства как бы из договоров: ведение чужих дел без поручения; неосновательное обогащение. 14. Обязательства из деликтов. 15. Обязательства как бы из договоров.  
  1. Понятие и виды исков. 2. Легисакционный процесс. 3. Формулярный процесс. 4. Экстраординарный (когниционный) процесс.5. Особые средства преторской защиты. Интердиктное производство. 6. Исковая давность.
  1. Римское право в Византии и на Востоке. 2. Рецепция римско-византийского права в Древней Руси 3. Римское право в России в XIX-ХХ вв. 4. Римское право в Западной Европе VI-XI веков. 5. Глоссаторы. Школа комментаторов. 6. Гуманизм в праве. Mos gallicus. 7. Идеи естественного права. 8. Немецкая «историческая школа права» и пандектистика. 9. Эпоха кодексов. Французский гражданский кодекс («Кодекс Наполеона») и влияние на него римского права; проекты и разработка Германского гражданского уложения (BGB). 10. Современные направления и преподавание римского права: неогуманизм, неопандектистика. Римское право и унификация европейского права.

5.4.2 Формы самостоятельной работы

Таблица 6

№ темы дисциплины Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах
1- 9 Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовых систем, правоприменительной практикой
1 – 9 Подготовка реферата, доклада
Самостоятельная работа в сессию
Итого:

5.4.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

1. Кофанов Л.Л. Римское право. – М.: РАП, 2010.

2. Кофанов Л.Л. Источники по римскому праву: Хрестоматия. – М.: РАП, 2011.

3. Бугрова С.С., Кофанов Л.Л., Панов А.А. Римское право. Учебно-методические материалы по освоению дисциплины (методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы). – М.: РГУП, 2015.

4. Бугрова С.С., Кофанов Л.Л., Панов А.А. Римское право. Учебно-методические материалы по освоению дисциплины (учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины). – М.: РГУП, 2015.

5.4.5. Методические указания для студентов по освоению дисциплины:

В рамках курса «Римское право» студент, помимо конспектирования лекций, читаемых преподавателем, обязан вести самостоятельную учебную и научную работу, т.е. готовиться к семинарам, прорабатывать темы, отнесенные в учебном плане к самостоятельной работе, писать, по желанию и рекомендации преподавателя, рефераты и научные доклады[1] по данной дисциплине. Данные методические указания призваны облегчить студенту самостоятельную деятельность, повысить ее эффективность и производительность.

Подготовка к семинарским занятиям и работа с источниками римского права

При подготовке к семинарским занятиям студент, в первую очередь, должен прочитать план занятия и соответствующий раздел программы курса, внимательно изучить составляющие каждый вопрос плана дидактические единицы программы и затем, в соответствии с ними, строить схему своего ответа на каждый вопрос. Например, для правильного и полного ответа на вопрос «Кодификация Юстиниана» необходимо раскрыть содержание следующих дидактических единиц программы курса: «Предпосылки кодификации, деятельность комиссии Трибониана. Интерполяции. Составные части Свода Юстиниана: Институции, Дигесты, Кодекс, Новеллы».

Прежде всего, студент должен уделять внимание источникам и лишь после полной проработки материала, предоставляемого оригинальными текстами римского права, приступать к работе с учебной и научной литературой по разбираемому вопросу. Сильным и заинтересованным студентам настоятельно рекомендуется не ограничиваться списком основной и дополнительной литературы к отдельным темам семинарских занятий, а активно использовать в своей научно-исследовательской работе издания из обширных библиографических перечней, представленных в разделе «Литература, рекомендуемая для изучения курса». Большинство из указанных там трудов имеется в фондах библиотеки Российской академии правосудия.

Фрагменты источников римского права, необходимых для освоения учебной программы, собраны в приложении 1 к настоящему УМК – хрестоматии «Источники по римскому праву» (Кофанов Л.Л., Хрестоматия «Источники по римскому праву, М.: ГОУ ВПО РАП, 2011).

Таблица 7

№п.п. Контролируемые разделы (темы) дисциплины Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства
Понятие, периодизация и источники римского права ОК 1-9, ПК 2-6, 15-19 Доклад, сообщение
Система римского права ОК 1-9, ПК 2-6, 15-19 Доклад, сообщение
Право лиц ОК 1-9, ПК 2-6, 15-19 Доклад, сообщение
Семейное право ОК 1-9, ПК 2-6, 15-19 Доклад, сообщение
Вещное право ОК 1-9, ПК 2-6, 15-19 Доклад, сообщение
Наследственное право ОК 1-9, ПК 2-6, 15-19 Доклад, сообщение
Обязательственное право ОК 1-9, ПК 2-6, 15-19 Доклад, сообщение
Иски и судопроизводство ОК 1-9, ПК 2-6, 15-19 Доклад, сообщение
Рецепция римского права ОК 1-9, ПК 2-6, 15-19 Доклад, сообщение

Промежуточный контроль:

Зачет, проводится в устной форме (два вопроса)

Перечень контрольных вопросов к зачету:

1. Понятие римского права. Периодизация римского государства и римского права.

2. Исторические системы римского права. Ius publicum и ius privatum. Ius civile, ius gentium, ius naturale.

3. Источники права в период Республики.

4. Источники права в период Принципата.

5. Деятельность юристов как источник римского права.

6. Изменения в характере источников права в период Домината. Кодификации римского права до Юстиниана.

7. Кодификация Юстиниана – Corpus iuris civilis.

8. Вещное публичное право, основные виды res publicae. Публичные сервитуты: via publica, aquaeductus, иные виды публичных сервитутов.

9. Обязательственное публичное право. Государственные контракты «продажи под копьем»: отдельные виды государственных контрактов.

10. Публичное гражданское судопроизводство: суд центумвиров, рекуператорский суд.

11. Правоспособность, ее содержание. Изм

Наши рекомендации