Реставрация монархии в Англии в 1660 г. Тори и виги. Хабеас корпус акт.
К концу 50-х годов XVII в. режим военной диктатуры стал встречать оппозицию, как справа, так и слева. Роялисты мечтали о восстановлении монархии. Республиканцев тоже не устраивала новая форма правления, мало похожая на республиканскую. Смерть Кромвеля в 1658 г. ускорила политический кризис. На некоторое время власть перешла в руки сына Кромвеля - Ричарда, но, будучи слабой политической фигурой, в условиях нарастающего кризиса он не сумел ее удержать. В 1659 г. остаток Долгого парламента объявил себя учредительной властью. В 1660 г. он восстановил палату лордов и старую конституционную монархию, провозгласив Карла II Стюарта английским королем. Реставрация монархии повлекла за собой восстановление прежней избирательной системы, структуры парламента, некоторых государственных органов. С целью сохранения собственной безопасности и результатов революции новое дворянство добилось от Карла II подписания "Бредской декларации", где король обещал ряд политических гарантий:
амнистию участникам революции;
предоставление свободы вероисповедания (за исключением католического);
сохранение за новыми собственниками конфискованных во время революции земель роялистов, короны и церкви.
Утвердившись на престоле, Карл II забыл о данных обещаниях. Участники революции стали преследоваться. Трупы Кромвеля и других участников революции были выброшены из могил и вздернуты на виселицу. Государственной религией была объявлена англиканская церковь, а пуритане вновь подверглись гонению. Стюарты предприняли попытку вернуть феодальному дворянину и церкви земли, конфискованные во время революции. Но встретили открытое сопротивление новых владельцев - буржуазии и джентри, попытка не увенчалась успехом. Это свидетельствовало о том, что основные социальные сдвиги, произведенные революцией, не подверглись изменению. Страна шла по капиталистическому пути развития и монархия должна была приспосабливается к этому. Разногласия среди правящих классов снова сделали парламент центром политической борьбы.
В 70-х XVII в. в английском парламенте постепенно оформились 2 политические партии: тори и виги (первоначально бранные клички: whig - на шотландском - простокваша; tory - уличный вор в Ирландии). Тори являлись сторонниками усиления королевской власти и англиканской церкви. Социальную базу партии составила землевладельческая аристократия - старое феодальное дворянство. Виги, опиравшиеся на новое дворянство и буржуазию, выступали за сохранение конституционной монархии при сильной власти парламента. В период правления Карла II тори занимали доминирующее место в английском парламенте. Виги, находясь в оппозиции и будучи преследуемыми, боролись за признание прав личности.
В 1679 г., используя свое кратковременное большинство в палате общин, им удается провести знаменитый Habeas corpus act (Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточении за морями). Основное его значение заключалось в гарантиях, которые он давал против неправосудных арестов. Суть закона сводилась к следующему:
Всякое арестованное лицо имело право лично или через своих представителей обратиться в один из высших судов Англии (верховный суд канцлера, суд казначейства, суд королевской скамьи) с требованием выдачи предписания - Habeas corpus. Отказ в выдаче приказа влек за собой штраф в размере 500 ф.с. в пользу потерпевшего (ст. III,Х).
По получению приказа Habeas corpus должностное лицо (шериф, тюремщик или надзиратель), в ведении которого находился арестованный, было обязано в трехдневный срок доставить его к судьям, выдавшим предписание (ст. II). В противном случае должностное лицо каралось на 1 раз крупным штрафом (100 ф.с.), на второй отстранением от должности, штрафом 200 ф.с.
В течение двух последующих дней суд, к которому доставлялся заключенный, проверял основание ареста и выносил решение о целесообразности задержание до суда, который рассматривал дело по существу. Судья мог освободить арестованного под поручительство и денежный залог до вынесения приговора (ст. III).
Лицо, освобожденное по приказу Habeas corpus, нельзя было вновь арестовывать до суда за то же преступление (ст. VI).
Действие акта не распространялось на лиц, арестованных "за государственную измену или тяжкое уголовное преступление" (ст. III). Кроме этого парламент сохранил за собой право приостанавливать действие данного закона. В целом, несмотря на ограничения, "Habaes corpus act" давал ряд юридических гарантий неприкосновенности личности.