Особенности английского абсолютизма. Тюдоры и Стюарты.
В течение XIV столетия в Англии обнаруживается тенденция к увеличению трудовых повинностей крестьян и одновременно с тем к более широкому использованию наемных рабочих. Однако после эпидемии чумы (1348—1350 гг.) рабочих рук стало мало, цены возросли и соответственно с тем обнаружилось стремление к получению более высокой заработной платы. Против этого со всей решительностью восстал английский парламент.
Поддерживая и фактически поощряя разорение тысяч людей в деревне, правительство преследовало их в городе. Под угрозой тюрьмы, клеймения и объявления вне закона предписывалось, чтобы все, кто не имеет земли и работы, нанимались за плату, размеры которой, раз установленные, не могли повышаться. Бремя налогов было непосильным, а между тем в 1380 году размер поголовного налога был увеличен в три раза. Волна крестьянского негодования вылилась в восстание, известное под названием восстания Уота Тайлера. Крестьяне заставили короля принять их требования, но излишняя доверчивость (плюс отсутствие должной организации) погубила плоды победы.
Король Ричард дал грамоту: «Знайте, что по особой нашей милости мы отпускаем на волю всех верных подданных наших, освобождаем от всякого рабства и обеспечиваем им это настоящим письмом».
Руководители и сами крестьяне поверили королю, его слову, его грамоте, скрепленной большой печатью. Им и в голову не приходило, что грамота может быть клочком бумаги и что выдали ее для того, чтобы рассеять доверчивых людей по домам. Обманом и предательством король и его дворяне победили там, где было бессильно их оружие. А затем, как обычно, начался террор — крестьяне были разгромлены, их вожаки убиты, но недовольство осталось. В 1450 году оно с новой силой проявилось в восстании Джека Кэда. Теперь уже и знать, и церковь, и богатые, и горожане ищут спасения в сильной королевской власти.
В некоторой степени английскому самодержавию помогла война Алой и Белой роз, названная по гербам партий, велась между двумя главными претендентами на престол Ланкастерами и Йорками — в ходе войны была истреблена почти вся старая знать Англии — основные противники абсолютизма.
Начало английского абсолютизма восходит к XV, его расцвет — к XVI столетию. На престоле находится династия Тюдоров — победительница в войне Роз.
Три особенности английского абсолютизма:
продолжает существовать парламент;
сохраняется, как и в прежнее время, местное самоуправление;
вооруженные силы, особенно армия, остаются немногочисленными.
Исходя из этого английский абсолютизм характеризуют обычно как незавершенный.
Старинные английские законы обязывали всякого свободного землевладельца, состояние которого достигало 20 фунтов стерлингов, покупать рыцарский патент, становиться дворянином. Мера эта преследовала финансовые цели, но привела к далеко идущим последствиям. Значительная часть городской торгово-промышленной буржуазии, не оставляя своих занятий, переходила в дворянство.
Обратный процесс происходил в среде рыцарства. С тех пор как оно превратило свои поля в пастбища для овец и стало торговать шерстью, его интересы стали сближаться с интересами купцов. Рыцари вступали в торговые компании, роднились с богатыми городскими фамилиями. Обе эти группы и составили так называемое новое дворянство. Система майората — феодальное поместье переходило старшему сыну. Его братья должны были искать себе занятия на стороне — на государственной службе, принимая духовный сан, покупая офицерский патент или, что было нередко, внося пай и тем самым вступая в купеческие корпорации (гильдии).
Общность интересов буржуазии и нового дворянства усиливала парламент, мешала его уничтожению.
Английское самоуправление не стоило денег, ибо все его должности были бесплатными. Для английской казны, вечно испытывавшей недостаток в средствах, это обстоятельство было немаловажным.
Островное положение Англии объясняет немногочисленность и слабость ее армии. В прошлые времена оно было важной гарантией безопасности.
Верховное управление делами страны король Англии осуществлял через свой Тайный совет. Члены его назначались королем и только перед ним (а не перед парламентом) несли ответственность. Они объединялись комитетами, имевшими определенную компетенцию.
Для политических преследований существовал особый трибунал, названный «Звездной палатой». Здесь не действовали общие нормы судопроизводства, применялись пытки.
Преследование за религиозные преступления относились к компетенции Высокой комиссии.
Парламент созывался редко. Между его решениями (статутами) и приказами короля (ордонансами) не было юридического различия. Те и другие имели равную силу.
В местном управлении господствовал мировой судья — местный помещик (сквайр). Они устанавливали размеры зарплаты для своей местности, применяли закон о бедных и пр.
Наряду с судами «общего права» (суд королевской скамьи и суд общих тяжб), появляются так называемые суды справедливости. В их компетенции находились те гражданские иски, которые не могли быть заявлены на основе общего, прецедентного права, как оно сложилось в практике вестминстерских судов. Возникновение права справедливости вызывалось развитием буржуазных отношений в Англии, заморской торговли, породившей, помимо прочего, страхование судов от аварий и т. д. К судам справедливости относят и суд адмиралтейства, в ведении которого оказались все те дела, которые были связаны с мореплаванием (фрахт судов, исполнение обязательств, пиратство и т. д.). Суд справедливости не был связан не только нормами общего права, но и никакими нормами права вообще: каждое его решение было правотворчеством в собственном смысле, и это считалось естественным, поскольку он действовал по прямому поручению короля.
27. Развитие английской судебной системы и права в Средние века. «Общие суды» и «общее право». «Суд справедливости» (канцлерский) и «право справедливости.
Общее право — главная составная часть англосаксонской системы права, не испытавшей влияния римского права; базируется на прецедентном праве (решение суда по определенному делу обязательно для судов равной и низшей инстанции при рассмотрении аналогичных дел). Главный источник права: общее право, основанное на прецедентном праве, которое существует наряду с так называемым статутным правом, базирующимся на актах парламента. Судебный прецедент приравнен закону (статуту). В Англии число практически применяемых судебных прецедентов = от 300 до 500 тысяч. В Штатах ежегодно издается 350 томов судебных решений могущих служить прецедентами. Весьма слабое развитие кодификации, но огромное значение придается судебной практике. Поскольку пользование прецедентным право невозможно без свободы его истолкования, постольку английский и американский судья выступают в роли законодателей. Слабое влияние римского права — отсутствие четкого деления права на публичное и частное; полная свобода завещания; громоздкость и запутанность формулировок; нет административной юстиции: государственные учреждения и чиновники отвечают за свои действия перед тем же судом, что и частные лица. Архаичность форм закрепления права: считаются действующими все законодательные акты, начиная с Великой Хартии Вольностей 1215 года.
Значение королевских судов, и без того немалое, было еще усилено реформами короля Генриха II (1154—1189 гг.).
Одна из них вводила новый порядок судопроизводства по спорам о земельной собственности. Каждый свободный человек Англии мог за известную плату перенести имущественный спор в один из высших судов королевства. Не применялись ордалии. Расследование производилось через свидетелей (присяжных), дававших свои показания под присягой, и это было, конечно, шагом вперед — Великая Ассиза (первоначальный текст не сохранился). Реформа уголовного судопроизводства — Кларендонская Ассиза 1166 года — это была инструкция разъездным королевским судьям — вводила институт обвинительного жюри, относила к ведению королевских судов (а не поместных) основные категории преступлений. Посланные из столицы судьи, регулярно объезжавшие графства (административные округа) — разъездные судьи — явившись на место, вызывали к себе 12 местных помещиков (рыцарей) и наиболее зажиточных крестьян (по 4 от каждой деревни). Они должны были под присягой сообщить о преступлениях, совершенных в округе или деревне за время, прошедшее с момента предыдущей сессии суда, указать на виновных. На основании их показаний выносился приговор. В сомнительных случаях прибегали к ордалиям и клятвам. Разъездные судьи принадлежали к учреждению, которое возникло при Генрихе П, — «суду королевской скамьи». В противоположность ему был создан суд с постоянным местопребыванием в столице — так называемый суд общих тяжб.
Для политических преследований существовал особый трибунал, названный «Звездной палатой». Здесь не действовали общие нормы судопроизводства, применялись пытки.
Преследование за религиозные преступления относились к компетенции Высокой комиссии.
Парламент созывался редко. Между его решениями (статутами) и приказами короля (ордонансами) не было юридического различия. Те и другие имели равную силу.
В местном управлении господствовал мировой судья — местный помещик (сквайр). Они устанавливали размеры зарплаты для своей местности, применяли закон о бедных и пр.
Наряду с судами «общего права» (суд королевской скамьи и суд общих тяжб), появляются так называемые суды справедливости. В их компетенции находились те гражданские иски, которые не могли быть заявлены на основе общего, прецедентного права, как оно сложилось в практике вестминстерских судов. Возникновение права справедливости вызывалось развитием буржуазных отношений в Англии, заморской торговли, породившей, помимо прочего, страхование судов от аварий и т. д. К судам справедливости относят и суд адмиралтейства, в ведении которого оказались все те дела, которые были связаны с мореплаванием (фрахт судов, исполнение обязательств, пиратство и т. д.).
Случалось, что общие суды вторгались в компетенцию суда канцлера и наоборот. Это было устранено путём чёткого определения юрисдикции общего суда и суда канцлера, также правило, согласно которому в случаи коллизии при отсутствии нор, главенствующую роль играет право справедливости.
Английский процесс удерживает и развивает состязательный момент. В суде канцлера (Суде справедливости) складывается постепенно то, что называют перекрестным допросом. С течением времени он усваивается и судами общего права.
Один из двух адвокатов истца (младший) излагает суть иска. Старший адвокат истца представляет доказательства. Затем вступает в дело адвокат ответчика: он ставит вопросы свидетелям истца. Затем тех же свидетелей допрашивает адвокат истца. Затем допрашивают свидетелей ответчика. Адвокат истца резюмирует суть следствия (судебного). Адвокат ответчика возражает.
Судья, который до этого времени бездействовал, резюмирует доказательства сторон. При этом всякое не опровергнутое доказательство считается истинным.
Присяжные решают вопрос факта (было, не было и т. д.). Судья постановляет решение.
Важнейшим завоеванием английского уголовного процесса стало правило, согласно которому обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Тем самым бремя доказывания — важнейший вопрос всякого процесса — ложилось на обвинителя. Последнее слово в английском уголовном процессе принадлежит адвокату той стороны, против которой были представлены последние свидетели.
В течение всего процесса присяжные не могли отлучаться из здания суда, не могли иметь сношений с внешним миром. Если процесс затягивался, они спали в здании суда. К дверям их комнаты ставился часовой. Английское право требовало единогласия присяжных как в обвинительном, так и в оправдательном вердикте.
В Англии было две коллегии присяжных. «Большое жюри» (23 человека) решало вопрос о предании суду (оно выносило приговор, если обвиняемый тут же признавался). «Малое жюри» (12 человек) решало вопрос по существу (то есть «виновен» — «невиновен»).