Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения. Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения.
Земли сельхоз назначения – это основная категория земель, так как благодаря этим землям население обеспечиваются продуктами питания. В ходе земельной реформы площадь этих земель существенно сократилась.
Проблем в использовании этой земли очень много: многие переведены в собственность, многие не используются вообще…
Понятие земель сельхоз назначения даётся в статье 78 ЗК РФ.
Под землями сельхоз назначения понимают:
1) это земли предоставленные или предназначенные для нужд сельского хозяйства;
2) находящиеся за границами населённых пунктов.
По земельному законодательству эти земли подразделяются на два вида:
1. Сельхоз угодья. Это земли, которые используются непосредственно в с/х (пашни, сенокосы…).
2. земли, используемые для обеспечения сельскохозяйственного производства. Земли, занятые дорогами, лесными насаждениями, зданиями, которые необходимы для хранения и вообще для сельхоз назначения.
Употребляется термин «земли сельскохозяйственного использования».
Земли сельхоз использования – это совокупность земельных участков из состава других категорий земель. О таких землях говорится в статье 103, много в девяностых статьях… Но это использование носит временный характер (эти земли находятся в другой категории, но временно могут использоваться в сельхоз целях).
В статье 78 ЗК РФ определены субъекты, которые используют земли сельхоз назначения. Это и граждане, и все виды юридических лиц. В качестве самостоятельных субъектов выделяются казачьи общества, коренные малочисленные народы… В принципе, самые разные субъекты.
В земельном законодательстве понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель» значения особого не имеет, так как это нужнее для налоговых отношений.
Земельное законодательство предусматривает приоритет в использовании и особой охране сельхоз угодий в статье 79 ЗК РФ и статье 7 ФЗ «О переводе земельных участков из одной категории в другую».
Этот приоритет обеспечивается:
· Особо ценные продуктивные сельхоз угодья в соответствии с законодательством РФ могут быть включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается. То есть субъект РФ может определить земельные участки, которые не подлежат изъятию и переводу ни в коем случае. У нас недавно такой закон был принят: сельхоз угодья высший учебных заведений, орошаемые и осушаемые земли с постоянным оборудованием, и если кадастровая стоимость выше средней более чем на 50%.
· Перевод сельхоз угодий в другую категорию допускается только в исключительных случаях. Правда, этих исключительных случаев достаточно много – девять штук (статья 7 ЗК РФ).
· Перевод сельхоз угодий с кадастровой стоимостью выше среднего уровня на 50 и более процентов не допускается, за исключением четырёх случаев. Это установление черты населённого пункта; строительство автомобильных, железнодорожных и других путей, дорог и трубопроводов; выполнение международных обязательств; и добыча полезных ископаемых.
· Создание фондов перераспределения земель. Они создаются при органах исполнительной власти, создание предусмотрено статьёй 80 ЗК РФ. Пополняется этот фонд за счёт изъятых земель и земель, от которых отказываются. Предоставляются они гражданам и ведущим личное подсобное или фермерское хозяйство.
· Использование земель сельскохозяйственного назначения должно сочетать с охраной их как природного ресурса. Меры по охране земель, закреплённые в статье 13 ЗК РФ в большей степени касаются земель сельхоз назначения (в пункте 1, 6, 7 и другом). Кроме того, 16 июня 1998 года был принят ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельхоз назначения». Там, например, установлены дополнительные обязанности для лиц, используемых земли сельхоз назначения (соблюдать стандарты и правила по проведению агротехнических мероприятиях, предоставлять в органы исполнительной власти сведения о том, какие они используют агрохимикаты и пестициды; проводить почвенные и фитосанитарные исследования земель; информировать о фактах деградации земель сельхоз назначения). В законе также определены основные направления государственной политики в сфере обеспечения плодородия земель с/х назначения. Также принимаются соответствующие законы и в субъектах (у нас в феврале 2010 года был принят). В качестве обязанности, закреплённой в законе Воронежской области: не допускать чередования культур, которые могут ухудшить плодородие (не допускается посев сахарной свеклы и овса не допускается более двух раз подряд на одном и том же земельном участке).
· Отнесение земель к категориям и перевода их из одной в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной или частной собственности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. А так вообще, по общему правилу, остальные земли переводятся муниципальными органами.
· Особенности оборота земель с/х назначения заключаются в преобладании публично-правовых начал в регулировании земельных отношений.
Постановление Правительства от 4 сентября «О реорганизации колхозов и совхозов». С принятием ЗК РФ (30 октября 2001 года) по 30 октября 2003 года (ФЗ «О землях сельхоз назначения) приватизация сельхоз земель не допускалась. А после мы обращаемся к законам субъектов РФ. В федеральном законе написано, что если нет закона субъекта, то по правилам ФЗ, но таковых правил нет, так что если нет закона у субъекта, то плохо. В Воронежской области в новом законе от 2008 года определены условия приватизации, которые в основном соответствуют тем условиям, что были ранее. Некоторые субъекты РФ установили, что приватизация может быть продолжены через несколько лет – в некоторых даже 50 лет.
Имущественные паи у всех отличались, а вот земельные доли были равные. Требование: для того, чтобы участвовать в приватизации стаж работы не менее 6 месяцев.