Полномочия и организация деятельности органов внешней разведки.
Федеральный закон "О внешней разведке"
Внешняя разведка РФ – это совокупность специально создаваемых государством органов внешней разведки Российской Федерации, которые являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призваны защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных законом методов и средств.
Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки Российской Федерации посредством:
– добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц;
– оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Необходимость осуществления разведывательной деятельности определяют в пределах своих полномочий Президент РФ и Федеральное Собрание РФ исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности государства иными способами.
Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки Российской Федерации предоставляются следующие полномочия:
1) установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;
2) осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
3) использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки Российской Федерации;
4) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и органами государственной охраны;
5) заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;
6) организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну;
7) обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания;
8) обеспечение безопасности командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;
9) взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
10) создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий;
11) обеспечение собственной безопасности, то есть защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз;
12) создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки Российской Федерации.
Для осуществления своей деятельности Служба внешней разведки Российской Федерации может при собственных лицензировании и сертификации приобретать, разрабатывать (за исключением криптографических средств защиты), создавать, эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации от утечки по техническим каналам.
Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки Российской Федерации.
Создание, реорганизация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки Российской Федерации осуществляются в порядке, устанавливаемом федеральным законом, регулирующим образование федеральных органов исполнительной власти.
Решения о создании, о реорганизации и об упразднении органа внешней разведки Российской Федерации в составе федерального органа исполнительной власти принимаются Президентом Российской Федерации по представлению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Положения об органах внешней разведки Российской Федерации утверждаются Президентом Российской Федерации.
Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:
1) Службой внешней разведки Российской Федерации - в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами Российской Федерации, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
2) органом внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации - в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.
Общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.
Президент Российской Федерации:
1) определяет задачи разведывательной деятельности;
2) контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;
3) принимает в пределах полномочий, определяемых федеральными законами, решения по вопросам, связанным с внешней разведкой Российской Федерации, в том числе по вопросам целесообразности заключения договоров межведомственного характера между органами внешней разведки Российской Федерации и разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств;
4) назначает руководителей органов внешней разведки Российской Федерации.
В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки Российской Федерации могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.
Методы и средства разведывательной деятельности не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде.
Применение методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации не допускается.
Органы внешней разведки Российской Федерации для достижения целей разведывательной деятельности вправе использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, снятие информации с технических каналов связи, а также другие методы и средства, отвечающие требованиям части второй настоящей статьи.
Порядок использования негласных методов и средств разведывательной деятельности определяется федеральными законами и нормативными правовыми актами органов внешней разведки Российской Федерации.
Содержание нормативных правовых актов по вопросам применения негласных методов и средств разведывательной деятельности составляет государственную тайну.
Обеспечение собственной безопасности осуществляется органами внешней разведки Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности.
Предварительное расследование в Российской Федерации: понятие, задачи и основные формы осуществления.
Предварительное расследование является уголовно-процессуальной деятельностью, которая связана с подготовкой к реализации норм уголовного права судом и является по своему содержанию специфической. Предварительное расследование– это специфическая процессуальная деятельность по дознанию и предварительному следствию специально уполномоченных законом органов государства и их должностных лиц, направленная на обнаружение преступлений, установление обстоятельств события преступления и лиц, их совершивших, собирание доказательств и доказывание вины обвиняемого, а также подготовку уголовных дел для рассмотрения в суде. В российском уголовном процессе предварительное расследование является основной формой досудебной подготовки материалов дела. Лишь по делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК) вместо предварительного расследования подготовка материалов к судебному разбирательству производится самим потерпевшим при содействии мирового судьи (ст. 318-319 УПК).
Целямипредварительного расследования являются:
· изобличение виновного в совершении определенного преступления либо реабилитация невиновного;
· формирование достаточной доказательственной базы для проведения судебного разбирательства;
· обеспечение личного участия обвиняемого в суде;
· гарантирование исполнения возможного решения суда о конфискации имущества или возмещении вреда, причиненного преступлением.
Для достижения этих целей перед данной стадией стоят определенные задачи:
· поиск, собирание и исследование доказательств по делу;
· обеспечение права обвиняемого (подозреваемого) на защиту;
· применение при необходимости мер процессуального принуждения;
· передача уголовного дела в суд либо прекращение уголовного дела или уголовного преследования.
Итоговыми решениями предварительного расследования являются либо прекращение уголовного дела или преследования, либо передача дела в суд через прокурора с:
· - обвинительным заключением (если по делу проводилось предварительное следствие - 215-222 УПК),
· - обвинительным актом (если по делу производилось дознание - 225-226 УПК),
· - постановлением о направлении дела в суд для принудительной меры медицинского характера (если под следствием находился невменяемый - ст. 439 УПК).
Стадия предварительного расследования начинается с момента возбуждения уголовного дела и заканчивается утверждением прокурором решения следователя или дознавателя о передаче дела в суд или прекращением уголовного дела (уголовного преследования).
Форма предварительного расследования - это совокупность процедур, условий и гарантий этой стадии. Форма предварительного расследования может усложняться или упрощаться в зависимости от степени тяжести преступлений и сложности их расследования.
Уголовно-процессуальный закон предусматривает две основные формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание.
Предварительное следствие - это наиболее полная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и реализации прав участников процесса. Оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым производится дознание и дел возбуждаемых в порядке частного обвинения. Существует четыре органа , имеющих следственные аппараты и осуществляющих предварительное следствие: Следственный комитет РФ ,Федеральная служба безопасности ,органы внутренних дел и органы по контролю за оборотом наркотическиx средств и психотропных веществ.
Дознание - это упрощенная форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК).
Условиями для производства дознания являются а) небольшая опасность преступления (дознание, как правило, производится по преступлениям небольшой или средней тяжести - ч. 3 ст. 150 УПК), б) невысокая сложность расследования (выраженная в наличии подозрения против конкретного лица - ч. 1 ст. 223 УПК).
Дознание проводится , в общем по тем же правилам , что и предварительное следствие , только с некоторыми особенностями.
Основные отличия в процессуальном порядке дознания от следствия:
1. Дознание осуществляется не от имени дознавателя , а от имени органа дознания. Поэтому все основные решения по уголовному делу подлежат утверждению начальником органа дознания.
2.Сроки дознания короче сроков следствия.
3.Дознание-альтернативная форма предварительного расследования. При необходимости прокурор может заменить его следствием. Следствие заменяться дознанием не может.
4.На дознании отсутствует акт (процессуальное действие)предъявления обвинения.
5. Итоговым документом дознания признается не обвинительное заключение , а обвинительный акт. Этот документ , по существу , включает в себе два : постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого и обвинительное заключение.
68. Система органов предварительного следствия и дознания в Российской Федерации.
Для обеспечения надлежащей работы следственныx подразделений в иx структуре образована система следственныx аппаратов. Следственный комитет также имеет следственные подразделения. Следственный комитет РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Именно Следственный Комитет составляет единую федеральную централизованную систему следственныx органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета РФ. Руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент РФ и он же утверждает положение о Следственном комитете. Следственный комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, а также федеральным законом "О Следственном комитете РФ".
Следственный комитет возглавляет Председатель Следственного комитета, который несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности .Председатель Следственного комитета имеет первого заместителя и заместителей, количество которых устанавливается Президентом РФ.
В систему Следственного комитета РФ входят:
1)следственные органы Следственного комитета: центральный аппарат Следственного комитета и подразделения центрального аппарата;
2)главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ и приравненные к ним специализированные следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;
3) следственные отделы и отделения Следственного комитета по районам ,городам и приравненные к ним, включая специализированные следственные подразделения Следственного комитета.
Следственный комитет РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через Главное следственное управление(ГСУ) , являющееся структурным подразделением центрального аппарата Следственного комитета
Федеральный закон " О следственном комитете РФ"(ст.4) предусмотрел создание в федеральных округах подразделений центрального аппарата-Главного следственного управления СК РФ-которые возглавляют заместители руководителя ГСУ Следственного комитета РФ.
Следующим звеном Следственного комитета являются главные следственные управления Следственного комитета РФ по субъектам РФ и приравненные к ним специализированные следственные управления и следственные отделы Следственного комитета.
И наконец низшим звеном следственного аппарата Следственного комитета РФ являются межрайонные следственные отделы, следственные отделы по районам и городам и приравненные к ним, в том числе специализированные, следственные отделы Следственного комитета. Также в систему Следственного комитета РФ входит следственный аппарат военных следственных органов, мостящий из трех звеньев. Возглавляет систему военных следственных органов заместитель Председателя Следственного комитета РФ, руководитель Главного военного следственного управления.
Высшим звеном является Главное военное следственное управление Следственного комитета РФ. Оно образуется в центральном аппарате Следственного комитета на праваx структурного подразделения .
Среднее звено следственныx подразделений военных следственныx органов - следственные управления по военным округам , Ракетным войскам стратегического назначения и другие и приравненные к ним военные следственные управления военных следственныx органов Следственного комитета РФ .
Низшим звеном являются следственные отделы по объединениям , соединениям и гарнизонам военных следственныx органов Следственного комитета РФ .
По подавляющему количеству уголовных дел предварительное следствие осуществляют следователи органов внутренних дел. В соответствии с Положением "Об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" данные органы обеспечивают в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве и организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел РФ. Высшим звеном Следственного аппарата органов внутренних дел является Следственный комитет при МВД России. Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ является органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве и возглавляющим органы предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел РФ.
Следующее звено следственного аппарата составляют главные следственные управления при министерствах внутренних дел, при главных управлениях внутренних субъектов РФ, которые возглавляют соответственно заместители министров внутренних дел, начальники главных управлений внутренних дел субъектов РФ.
Основным (низовым) звеном следственного аппарата при ОВД являются следственные управления при органах внутренних дел в районах, городах, округах, в закрытых административно-территориальных образованиях, при линейных органах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, расследующие большинство уголовных дел.
Следственный аппарат Федеральной службы безопасности РФ имеет следующую структуру :
- высшим звеном является следственное управление ФСБ РФ ;
- среднее звено - следственные управления по федеральным округам ;
- низшее звено - следственные управления (отделы) в субъектаxРФ ;
Под дознанием понимается форма предварительного расследования , осуществляемая дознавателем (следователем) по уголовному делу , по которому производство предварительного следствия является необязательным
Дознание и неотложные следственные действия по уголовным делам преимущественно осуществляют органы внутренних дел , которые по праву являются универсальным органом дознания ,полномочиями которого не связаны ,в отличие от других органов дознания , категориями уголовных дел. Федеральный Закон "О полиции" существенным образом меняет концепцию функционирования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Так , полиция для защиты жизни , здоровья , прав и свобод граждан РФ , иностранных граждан , лиц без гражданства ,для противодействия преступности , оxраны общественного порядка .
К территориальным органам Министерства внутренних дел относятся : а) на окружном уровне -главные управления Министерства внутренних дел РФ по федеральным округам ; б) на межрегиональном уровне - оперативные бюро Министерства внутренних дел РФ , центры специального назначения Министерства внутренних дел РФ , линейные управления Министерства внутренних дел РФ на железнодорожном , водном и воздушном транспорте ; в) на регионально уровне -Министерства внутренних дел по республикам ,главные управления , управления Министерства внутренних дел РФ по иным субъектам РФ ; г) на районном уровне - управления , отделы Министерства внутренних дел РФ по районам , городам и иным муниципальным образованиям , управления , отделы Министерства внутренних дел РФ по закрытым административно - территориальным образованиям и т.д.
В настоящее время органы пожарной охраны входят в состав Министерства РФ по делам гражданской обороны , чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве единой самостоятельной оперативной службы.
Основным структурным подразделением пожарной охраны является противопожарная служба . Она включает в себя : структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти ,уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности , осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы ; структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти ; органы государственного пожарного надзора ; пожарно - технические ,научно - исследовательские и образовательные учреждения .
ФСБ Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти , в пределах своих полномочий , осуществляющим государственное управление в области обсечения безопасности РФ , защиты и охраны государственной границы РФ , охраны внутренних морских вод РФ , территориального моря , исключительной экономической зоны , континентального шельфа РФ и их природных ресурсов.
Возглавляет ФСБ директор ФСБ России , в ранге федерального министра , назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ . ФСБ представляет собой единую централизованную службу , непосредственно реализующую такие направления деятельности органов безопасности как контрразведывательная деятельность , борьба с преступностью и террористической деятельностью , разведывательная деятельность ,пограничная деятельность .
В систему ФСБ входят : федеральный орган исполнительной в области обеспечения безопасности ; управления ( отделы ) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам РФ ; районные ( городские ) отделы ФСБ России ;
В соответствии с ФЗ " О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти " Государственный таможенный комитет преобразован в Федеральную таможенную службу (ФТС) Российской Федерации .
Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель , назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ
На основании. Таможенного кодекса РФ в систему таможенных органов входят : Федеральная таможенная служба РФ ; региональные таможенные управления ; таможни ; таможенные посты .