Правовое регулирование документарного инкассо
Документарное инкассо характеризуется участием в сделке банка без самостоятельных обязательств (в этом отличие от документарного аккредитива), но с осуществлением платежа против документов (в этом сходство с документарным аккредитивом) и гарантией сохранения права собственности на товары для продавца в случае несостоятельности покупателя и гарантией упрощенного взыскания при использовании тратты.
Ведущая роль в унификации правил по документарному инкассо также принадлежит МТП, которой в 1978 г. впервые были изданы Унифицированные правила по инкассо (публикация N 322, далее - УПИ, Uniform Rules for Collections (URC)). С 1 января 1996 г. вступила в силу новая редакция УПИ (публикация N 522 1995 г.), подтвердившая тенденцию совершенствования основных сводов международных банковских обычаев (в области документарных аккредитивов, инкассо и банковских гарантий).
Структура УПИ приближена к структуре UCP. За основу взята следующая логическая последовательность: инкассовое поручение; представление документов; обязательства и ответственность банков; инкассо основной суммы платежа; инкассо иных сумм (процентов, комиссий, расходов). Сторонами по инкассо являются:
- "доверитель" - сторона, которая поручает банку обработку инкассо;
- "банк-ремитент" - банк, которому доверитель поручил обработку инкассо;
- "инкассирующий банк" - любой банк, не являющийся банком-ремитентом, участвующий в процессе обработки инкассового поручения;
- "представляющий банк" - инкассирующий банк, делающий представление плательщику.
- "плательщик" - лицо, которому должно быть сделано представление в соответствии с инкассовым поручением.
УПИ впервые в ст. 4 вводят стандарт инкассового поручения (включая адрес SWIFT), указывая на обязательные требования к инкассовому поручению и разрешая банкам действовать только в соответствии с такими инкассовыми инструкциями.
Инкассовое поручение и инкассовые инструкции не обязывают банк-ремитент и другие банки к их выполнению (ст. 1); таким образом, инкассовое поручение должно быть банком-ремитентом только принято. Если банк-ремитент решит не выполнять поручение, то его единственная обязанность - известить об этом принципала "без задержки посредством телекоммуникационной связи или, если это невозможно, другим ускоренным способом". Выполнение инструкций банком-ремитентом сводится к отправке документов инкассирующему банку.
В свою очередь инкассирующий банк обязан направить документы представляющему банку, указанному банком-ремитентом (ст. 5 УПИ), а также без задержки направить инкассированные суммы только в пользу банка-ремитента, если не оговорено иное (ст. 16 УПИ), направив также извещение о платеже.
Представляющий банк обязан передать плательщику документы в соответствии с полученными инструкциями. Только такая передача образует надлежащее представление по смыслу ст. 5 УПИ.
Для надлежащего представления требуется соблюдение условий в отношении формы, сроков представления, способа передачи коммерческих документов, валюты, размера платежа, порядка уплаты процентов, комиссии и расходов.
В отношении всех банков-участников действуют два принципа: автономности и ограничения ответственности (содержание аналогично принципам документарного аккредитива).
Международные банковские гарантии и
Резервные аккредитивы
Международные банковские гарантии и резервные аккредитивы служат цели обеспечения обязательств принципала (приказодателя). При этом резервный аккредитив также может использоваться для непосредственного осуществления платежа по основному обязательству. Резервный аккредитив появился в американской банковской практике, где было запрещено выдавать гарантии. Чтобы обойти этот запрет, американские банки модифицировали институт документарного аккредитива, приблизив его к независимой гарантии.
Основными источниками регулирования в хронологическом порядке являются следующие. В 1978 г. МТП опубликовала Унифицированные правила для договорных гарантий (Uniform Rules for Contract Bonds, URCB, Публикация N 325, далее - УП 1978 г.). Однако эти Правила имели серьезный недостаток, связанный с ограниченностью сферы применения, - они не распространялись на гарантии по требованию, тогда как именно они составляют большинство международных банковских гарантий. В СССР УП применялись в форме приложения к Инструкции Внешторгбанка СССР от 25 декабря 1985 г. N 1 (приложение N 23).
В 1992 г. МТП опубликовала Унифицированные правила по гарантиям с платежом по требованию (Публикация N 458, Uniform Rules for Demand Guarantees, URDG, далее - УП 1992 г.), вступившие в силу с 1 января 1993 г. и восполнившие пробел регулирования, имевшийся в УП 1978 г. Следующим шагом стало принятие 11 декабря 1995 г. Конвенции ООН (далее - Конвенция) о независимых гарантиях и резервных аккредитивах. В 1998 г. Институт международного банковского права и практики под эгидой МТП разработал документ, который называется Международная практика для резервных аккредитивов (International Standby Practices) 1998 г. (далее - ISP-98, Публикация N 590). С 1 июля 2010 г. вступили в силу новые Унифицированные правила для гарантий по требованию (Публикация МТП N 758).
Таким образом, можно говорить о системе международно-правовых источников регулирования международных банковских гарантий и резервных аккредитивов.
Вопрос о праве, применимом к международным банковским 60 гарантиям и резервным аккредитивам, решается во всех документах примерно одинаково: если право не избрано сторонами, то применяется право места коммерческой деятельности гаранта (ст. 10 УП 1978 г., ст. 27 УП 1992 г.), места нахождения учреждения гаранта (эмитента) (ст. 22 Конвенции) или места выдачи резервного аккредитива (п. 1.08 (d) ISP). Аналогично решается этот вопрос и в зарубежном законодательстве. В российском законодательстве отсутствует коллизионная норма для определения права, применимого к банковской гарантии. Однако можно сделать вывод, что решение этого вопроса приведет к тому же результату, что и в вышеуказанных документах. Поскольку выдача банковской гарантии рассматривается как односторонняя сделка, а в ст. 1217 ГК РФ устанавливается применение права той страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, принимающей на себя обязательства по односторонней сделке, это означает возможность применения права места жительства или места основной деятельности гаранта.
Содержание обязательств, возникающих по международной банковской гарантии (резервному аккредитиву), составляют обязательства двух основных субъектов правоотношений: гаранта (эмитента) и принципала (приказодателя). Правоотношения между гарантом (эмитентом) и банками регулируются соглашениями по межбанковскому рамбурсированию, обязательства привлеченных банков с бенефициаром строятся, с учетом объема, по принципам, применяемым к гаранту (эмитенту).
Основанием возникновения обязательств гаранта (эмитента) по международной банковской гарантии (резервному аккредитиву) является ее выдача. Под выдачей понимается передача документа (в том числе электронного) гарантом (эмитентом) бенефициару или третьим лицам (авизующей, подтверждающей, исполняющей стороне). Для определения момента выдачи используется критерий выхода за пределы контроля гаранта (эмитента). Поскольку выдача гарантии (аккредитива) является правом гаранта (эмитента), что прямо указано в ст. 7 Конвенции, момент выхода за пределы контроля гаранта (эмитента) определяет он сам. Условиями гарантии (аккредитива) может предусматриваться ее вступление в силу в более позднюю дату. Если императивные нормы национального права препятствуют гаранту (эмитенту) в выдаче или точном исполнении инструкций принципала (приказодателя), гарант обязан уведомить последнего о такой невозможности. Из всех рассматриваемых документов эта ситуация отражена только в ст. 7 УП 1992 г.
Общим подходом рассматриваемых документов является установление стандарта поведения гаранта (эмитента), основанного на добросовестности и разумной осмотрительности (ст. 14 Конвенции и ст. 9 УП 1992 г.) с учетом общепризнанных стандартов международной практики независимых гарантий или резервных аккредитивов (ст. 14 Конвенции и п. 2.01 ISP-98). Данный стандарт применим ко всем обязательствам гаранта (эмитента). Основным обязательством гаранта (эмитента) является уплата суммы, указанной в гарантии (аккредитиве), бенефициару по представлении документов, соответствующих по внешним признакам условиям данной гарантии или аккредитива (ст. 2 УП 1992 г. и п. 2.01 ISP-98). Кроме того, гарант обязан известить бенефициара об отклонении его требования (ст. 10 УП 1992 г.), а в случае его удовлетворения - без задержки передать требование бенефициара и соответствующие документы принципалу или, когда это применимо, инструктирующей стороне для передачи принципалу (ст. 21 УП 1992 г.).
Ответственность гаранта (эмитента) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязательств имеет ограниченный характер в силу автономности и независимости обязательства.
Основными обязательствами принципала (приказодателя) являются уплата комиссионного вознаграждения и возмещение расходов гаранта (эмитента).