Вопрос 15. Прекращение юридического лица: ликвидация и реорганизация юридического лица.
Прекращение юридического лица возможно в двух формах — в форме ликвидации или в форме правопреемства (ст. 104 ГК). Юридическое лицо является прекратившимся со дня внесения в Единого государственного реестра записи о ее прекращение.
Общие основания прекращения юридического лица предусматриваются статьями 104-112 ГК. Участники юридического лица, суд или орган, принявший решение о прекращении юридического лица, во-первых, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом орган государственной регистрации, который вносит в Единый государственный реестр сведения, что юридическое лицо находится в процессе прекращения; во-вторых, назначают по согласованию с органом государственной регистрации комиссию по прекращению юридического лица (ликвидационную комиссию, ликвидатора и тому подобное) и устанавливают порядок и сроки ликвидации такого лица. Выполнение функций комиссии по прекращению юридического лица могут быть возложены на орган управления юридическим лицом.
Прекращение деятельности различных организационно-правовых форм и видов юридических лиц происходит в порядке, предусмотренном специальным законодательством.
Прекращение юридического лица в форме правопреемства предусматривает возникновение на основе юридического лица одного или более новых юридических лиц. ГК отказался от термина «реорганизация», заменив по сути последний на его характеристику, потому что правопреемство — это способ передачи всего своего имущества, прав и обязанностей одним юридическим лицом другим юридическим лицам — правопреемникам, что может происходить в таких формах изменения статуса юридического лица, как слияние, присоединение или разделение.
ГК не дает понятия правопреемства, а определяет только существующие ее формы — слияние нескольких юридических лиц в одно юридическое лицо; разделение одного юридического лица на несколько самостоятельных юридических лиц; присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому юридическому лицу; преобразования, то есть изменение организационно-правовой формы юридического лица.
Прекращение юридического лица в форме правопреемства осуществляется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительным документом, а в случаях, установленных законом, — по решению суда или соответствующих органов государственной власти. Таким образом, прекращение в форме правопреемства предусматривает добровольный и принудительный порядок прекращения юридического лица.
Законом может быть предусмотрено получения согласия соответствующих органов государственной власти на прекращение юридического лица путем слияния или присоединения. Такое согласие в соответствии со ст. 22 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» надо получить от антимонопольных органов — Антимонопольного комитета Украины (далее — АКУ) или административной коллегии АКУ, которые контролируют появление юридических лиц, могущих занять доминирующее положение на товарном рынке. При нарушении этих требований АКУ имеет право в судебном порядке требовать признания недействительным такого прекращения юридического лица.
При слиянии двух или более юридических лиц прекращают свою деятельность, а вместо них создается новое юридическое лицо, к которому переходят все права и обязанности последних.
При разделении на базе одного юридического лица, которое прекращает свою деятельность, образуется два или более юридических лиц. Все имущество юридического лица на основании роздільчого акта (баланса) делится на соответствующие доли имущества и соответствующие права и обязанности юридического лица, которое прекращает свою деятельность, и переходят к созданным юридическим лицам.
При присоединении одного или нескольких юридических лиц к другому юридическому лицу все права и обязанности переходят к последней одновременно с прекращением деятельности всех юридических лиц и возникновением нового юридического лица.
Преобразованием юридического лица есть изменение ее организационно-правовой формы. В случае преобразования к новому юридическому лицу переходит все имущество, все права и обязанности предыдущего юридического лица.
Отдельно следует остановиться на таком способе, как выдел. Согласно ст. 109 ГК выдел — это переход за распределительным балансом части имущества, прав и обязанностей юридического лица до одной или нескольких создаваемых новых юридических лиц. Таким образом, при выделении юридическое лицо сохраняет свое существование как уже новое юридическое лицо и часть ее имущества тоже оформляется как новое юридическое лицо (юридические лица). Этот способ законодатель поместил среди норм, которые регулируют порядок прекращения деятельности юридических лиц, хотя и не отнес его к таким формам правопреемства, как слияние, присоединение, разделение, преобразование. На наш взгляд, это технический прием, который применяется, исходя из того, что в данном случае происходит не только «перерождение» юридического лица, но и создание новых юридических лиц (юридического лица), о чем прямо указывается в ч. 1 ст. 109 ГК.
К выделению применяются по аналогии положения о прекращении юридического лица в форме правопреемства (части 1, 2, 4 ст. 105; статьи 106, 107 ГК).
Ликвидация — это такая форма прекращения деятельности юридического лица, которая не предусматривает переход прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим юридическим лицам, поскольку само юридическое лицо, а отсюда также его права и обязанности ликвидируются. Несмотря на то, что юридические лица различных организационно-правовых форм и видов имеют особые основания ликвидации, можно выделить общие, более-менее присущие всем юридическим лицам.
Законодатель различает добровольный и принудительный порядок ликвидации. Добровольный порядок предусматривает, что юридическое лицо прекращает свою деятельность по решению участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительным документом. Мотивы инициативы участников могут быть различными. В частности, это может быть связано с окончанием срока, на который было создано юридическое лицо, с достижением цели, для которой оно создано, а также с определенными обстоятельства, что не дают возможности функционирования юридического лица в той или иной организационно-правовой форме. Например, когда в полном товариществе остается один участник, оно ликвидируется, если участник в течение шести месяцев с этого момента не превратит такое общество в другое хозяйственное общество (ч. 1 ст. 132 ГК). Если стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации (ст. 144 ГК). Учредительным документом юридического лица могут быть предусмотрены и другие основания прекращения ее деятельности (например, вывод учредителей о нецелесообразности ее существования). Специальные законы, которые определяют правовое положение той или иной формы юридических лиц, содержат особые основания их ликвидации. В частности, особенности ликвидации банков устанавливаются Законом Украины «О банках и банковской деятельности», негосударственных пенсионных фондов — Законом Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» и тому подобное.
Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется на основании решений суда. Это возможно, в частности, при признании недействительной государственной регистрации юридического лица через допущенные при ее создании нарушения, которые нельзя устранить, а также в других случаях, установленных законом. С требованием в суд о ликвидации юридического лица может обращаться в орган государственной регистрации, а также участник юридического лица.
Для ликвидации юридического лица органом (лицом), принявшим решение о ликвидации, создается ликвидационная комиссия, устанавливаются порядок и сроки ликвидации. Суд может возложить обязанности по ликвидации юридического лица на участников или орган, уполномоченный принимать решение о ликвидации.
С момента назначения комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, она выступает в суде от имени данного юридического лица. Порядок ликвидации юридического лица устанавливается ст. 111 ГК. Ликвидационная комиссия сообщает о ликвидации в печати по месту нахождения юридического лица, о порядке и сроках ликвидации, принимает необходимые меры для взыскания дебиторской задолженности юридического лица, выявление кредиторов и претензий последних, проводит инвентаризацию и оценку имущества, составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается участниками юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. В случае недостаточности у юридического лица средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества последней и проводит расчеты с кредиторами (удовлетворение требований кредиторов происходит в соответствии с ст. 112 ГК). Только после этого составляется ликвидационный баланс, который утверждается участниками юридического лица или органом, принявшим решение о ее ликвидации. Имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается ее участникам, если другое не установлено учредительными документами юридического лица или законом.
Прекращение юридического лица в форме ликвидации через процедуру банкротства. Рыночная экономика не может эффективно функционировать при отсутствии законодательства, которое охраняло бы гражданский оборот от последствий неэффективной работы юридических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, что проявляется в невыполнении принятых последним на себя обязательств, когда такое неисполнение приобретает стойкий систематического характера. Возникает необходимость официального признания указанного участника несостоятельным должником (банкротом) и принятия определенных мер, включая и ликвидацию.
В соответствии с действующим законодательством банкротство — это признанная хозяйственным судом (далее — судом) неспособность должника восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов не иначе как через применение ликвидационной процедуры.
Ликвидация через процедуру банкротства — прекращение деятельности юридического лица — субъекта предпринимательской деятельности, признанного судом банкротом, с целью осуществления мероприятий по удовлетворению судом требований кредиторов путем продажи его имущества.