Вопрос 12. Создание юридического лица.

Согласно действующему законодательству юридическое лицо считается созданным со дня его государственной регистрации. То есть, хотя юридические лица и учреждаются по волеизъявлению учредителей, государство в интересах всех участников гражданского оборота, в лице специально уполномоченных органов осуществляет надзор за соблюдением законодательства при создании новых субъектов права. Это означает, что между решением учредителей и созданием юридического лица проходит определенный срок, в течение которого не только учредители, но и государственные органы осуществляют определенные фактические и юридические действия. Исходя из этого, создание юридического лица — это многостадийный процесс, который закрепляется действующим законодательством и составляет систему фактических и юридических действий учредителей (участников) и государственных органов.

Учредителями юридических лиц могут быть физические лица при достижении ими дееспособности, юридические лица, а также государство, территориальные громады. Причем публично-правовые образования, в отличие от физических и юридических лиц частного права, могут создавать не только юридические лица публичного права, но и юридические лица частного права (части 2, 3 ст. 167, статьи 168, 169 ГК).

Установить единый способ создания для всех видов и организационно-правовых форм юридических лиц невозможно. Различаются способы, что применяются при создании публичных и частных юридических лиц, при создании юридических лиц, которые возникают в результате слияния, присоединения, разделения, преобразования и выделения уже существующих юридических лиц. Вместе с тем общими признаками, присущими сегодня всем способам создания юридических лиц, является то, что они возникают по воле учредителей и подлежат государственной регистрации.

Традиционно принято выделять следующие основные способы создания юридических лиц: распорядительный, нормативно-явочный (явочно-нормативный регистрационный), разрешительный и договорный. Впрочем в условиях рыночной экономики применяются только распорядительный и нормативно - явочный способы. Если первый характерен для создания юридических лиц публичного права, то второй применяется для создания юридических лиц частного права.

Нормативно-явочный способ возникновения юридического лица означает, что последняя создается на тех условиях и по тем правилам, которые указаны в законе (нормативном акте) в виде общего разрешения государства, а соответствующий орган обязан зарегистрировать организацию как юридическое лицо при наличии не только проявления инициативы со стороны учредителя (учредителей), но и выполнение последним определенных условий и соблюдения ими определенных правил. Государство, применяя такую форму как регистрация, признает организацию субъектом права, подтверждая факт создания юридического лица с выдачей свидетельства о государственной регистрации.

Как уже указывалось, в науке гражданского права выделяют также и другие способы создания юридических лиц, в частности разрешительный. Он предусматривает наличие обязательного предварительного получения разрешения от уполномоченного на то органа на создание юридического лица (например, страховой компании и тому подобное). Однако даже тогда, когда основатели стремятся создать банковское учреждение или общество, которое будет заниматься страховой деятельностью, и сначала должны получить разрешение от соответствующих органов на это, не может идти речь о разрешительный способ создания, поскольку разрешение не является основанием возникновения у организации статуса юридического лица. Это лишь обязательное предварительное условие, стадия, которую должны пройти учредитель для законного создания определенной организационно-правовой формы лица, то есть придерживаться установленного порядка. В дальнейшем создание юридических лиц может осуществляться одним из тех способов, которые предусмотрены на сегодня правовой системой Украины, или распорядительным (так, в случаях, установленных законодательством, страховщиком признается государственная организация), нормативно-явочным. Но в данном случае, хотя речь идет о указанный способ, объем действий учредителей растет, потому что устанавливается несколько иной порядок их осуществления.

Привлекает к себе внимание точка зрения профессора А. С. Довгерта, который считает, что на сегодня есть только один способ возникновения юридических лиц: обособление имущества, что может происходить как вместе с объединением лиц, так и без такового. Согласиться с этим трудно, ибо скорее всего здесь речь может идти не о способе возникновения юридического лица, а о ее сущности, о теории целевого имущества, которую разделяет автор.

Создание юридического лица происходит в определенном порядке. Порядок — это правила, по которым осуществляются юридические или фактические действия соответствующих лиц. Так, фактическими действиями учредителей при создании юридического лица является разработка учредительных документов, резервирование ее наименование, заполнение регистрационной карточки, внесения регистрационного сбора и тому подобное. А государственный регистратор осуществляет проверку комплектности документов, которые ему подаются, проверяет полноту сведений, указанных в регистрационной карточке, проверяет документы на отсутствие оснований для отказа в проведении государственной регистрации. Указанные лица осуществляют также и юридические действия.

Наши рекомендации