Преторское право (ius honorarium)
Преторское право - ius honorarium (praetorium) возникает как естественный результат все углубляющегося несоответствия между возросшей деловой активностью и старыми, архаичными формами правового регулирования, восходящими к Законам XII таблиц.
В 367 г. до н. э. была учреждена одна из высших патрицианских магистратур - цивильный (городской) претор, в ведение которого поступили все судебные дела. Претор получил право созыва народных собраний и представления законопроектов, начальствовал, когда его к тому призывали, армией и т. д. Как лицо, наделенное высшей начальственной властью (imperium), претор получил право при вступлении в должность издавать эдикты, имевшие обязательную силу, и выдавать приказы-интердикты, исполнение которых' обеспечивалось действенными санкциями.
Примечание. Стоя ниже консула в иерархии чинов, претор не подчинялся ему, ибо по общему порядку ни одна римская магистратура не вмешивалась в дела другой. С 337 г. до н. э. претура становится дсн ступной и плебеям - в завершение процесса выравнивания прав патрициев и плебеев. В 242 г. до н. э. на помощь городскому претору приходит претор перегринский. Они действуют в контакте, особенно в спорах, где стороной являлся римский гражданин.
Эдикты обоих преторов писались на деревянной доске белыми или красными буквами и выставлялись на форуме, где совершался суд.
Преторский эдикт, как и всякий другой, считался обязательным для издавшего его магистрата, а так как срок его полномочий ограничивался одним годом, то и эдикт действовал столько же. «Законом на год» называл его Цицерон. Но так обстояло дело в теории. На практике же всякий новый претор сохранял, по установившейся традиции, определенную часть эдикта, которая сделалась как бы общепризнанной частью римского права, а также то, что считал разумным, проверенным и оправданным. Если же он находил нужным прибавить что-либо «от себя», то обращался к тому новому, что вытекало из судебной практики, деловых отношений, эдиктов своего коллеги по делам Перегринов, к своим собственным воззрениям на право.
Не исключалось, что претор, руководствуясь неотложными нуждами, был вправе вносить в эдикт дополнения в течение всего срока своих полномочий. Эти дополнения, как и эдикт в целом, были по своей форме «процессуальными», т. е. касались исков, допущенных и защищаемых претором. Но всякий раз, когда признавалось или отрицалось правопритязание, менялось в чем-то и так называемое материальное право, ибо какое-то новое фактическое отношение получало признание и защиту в праве, а какое-нибудь другое ее утрачивало.
Преторы не могли отменять или приостанавливать действие законов. На то существовали народные собрания и, для каких-нибудь особых случаев, постановления сената (сенатусконсульты, senatus consulta), но правомочие претора на издание эдиктов оказалось не менее эффективным, чем отмена закона (к чему прибегали редко и неохотно).
Нелишне иметь в виду, что преторы принадлежали к верхам гражданской и военной администрации, входили в число самых именитых граждан римской аристократической республики. В знак своей высшей власти претор получал особую почетную стражу из шести ликторов, несших так называемые фасции - пучки перевязанных прутьев. За пределами Рима в них втыкали топор, могущий служить орудием казни.
Роль и значение претора резко поднялись, когда на смену леги-сакционному процессу пришел процесс формулярный. На смену старым формулам, изобретенным в свое время жрецами-понтификами, приходят формулы-иски, которые творит претор, творит, руководствуясь здравым смыслом, подкрепленным фолософскими и этическими соображениями, отражавшими в конечном счете определенный экономический и социальный интерес. Это и «справедливость», это и «добрая совесть», этой «истинная воля» участников правоотношения, это и свободная оценка доказательств...
Адресованная судье формула претора была для него предписанием, которому следовало подчиняться, как и преторскому эдикту, выставленному на площади ради того, чтобы никто не мог отговориться незнанием права.
Как сказано в Дигестах, преторские эдикты устраняли, дополняли или корректировали «строгое право» XII таблиц. Quid est iures? -Что есть справедливость? - вот вопрос, который возникал в затруднительных случаях, а с ним возникло и развивалось преторское право - ius honorarium (praetorium).
Примечание. Разберем для уяснения сказанного следующий случай. Некий глава семейства (paterfamilias), назовем его Агерием, вовлеченный в заморскую торговлю, решил основать факторию в Афинах. Кого поставить во главе ее? Смышленого раба, да еще грека по рождению? Право этому не мешало - сделки, заключенные с рабом, признавались действительными. Но с оговоркой, которая делала их сомнительными: требовалось, чтобы такая сделка отвечала инте-1 ресам хозяина раба, т. е. не вызывала протеста с его стороны. Может быть, испробовать для этой роли старшего сына - Тиберия? Но для этого нужно было освободить его из-под отцовской власти, сделать его «лицом собственного права» (persona sui juris), т. е. независимым, полноправным.
Законы XII таблиц требовали для такого освобождения (emancipa tio) мнимой продажи в кабалу. После эманципации сын становился свободным от отцовской власти и получал право совершать все допущен ные правом сделки с имуществом. Вместе с тем эманципированный сын лишался права на участие в наследовании отцовского имущест ва (как равно и в имуществе своих восходящих родственников). Пред видя такого рода невыгоду, Агерий мог обещать эманципированному сыну участие в наследовании с помощью простого упоминания в заве щании.
Получив деньги на обзаведение, Тиберий выехал в Афины и возглавил семейную факторию к обоюдной выгоде - всей семьи и своей собственной. Спустя некоторое время он узнает о внезапной смерти отца, о том, что тот не оставил обещанного завещания и что два его брата, держась Законов XII таблиц, разделили между собой все отцовское наследство.
Тиберий спешит в Рим, чтобы найти защиту своих интересов у цивильного претора, так как ему было известно, что чрезмерная строгость Таблиц уже исправлена в пользу эманципированных.
Надежды Тиберия не напрасны. Опираясь на свой эдикт, претор предписывает судье рассмотреть иск Тиберия к его братьям и, если фактические основания иска найдут подтверждение (показаниями свидетелей, признанием ответчиков и пр.), присудить Тиберию ту часть имущества, которая следовала бы ему, будь он под властью отца.
- И я, подобно братьям, сделаюсь цивильным собственником этого имущества, претор?
- Нет, ты еще в течение известного срока останешься его преторским собственником, ибо твое право будет основано на моей защите. Но можешь не беспокоиться. Подобно тому как я сам, вступая в должность, объявил, что буду следовать принципу предшествующихэдиктов, так точно сделают и те, кто придет мне на смену. Имущество, предоставленное тебе судом по моему предписанию, прочно войдет всостав твоего хозяйства - in bonis, отчего его и называют бонитарной собственностью.
- И как долго буду я бонитарным собственником?
- Пока право приобретательной давности, установленное цивильным правом, не даст тебе права цивильного собственника, какие изначально получили твои сонаследники-братья.
(Прибавим, что с течением времени преторское право включило эманципированных сыновей в число законных наследников отцовского имущества).
В каком-нибудь другом случае претор мог отказать в иске, который с точки зрения цивильного права представлялся абсолютно законным, но противоречил уже сложившимся торговым обыкновениям и правовому сознанию, выработанному на основе развитого товарооборота.
Некий продавец по своей неосведомленности продешевил при продаже конского молодняка, которым славилась старая Италия. Лошадь, как и некоторые другие вещи, отнесенные к разряду манципи* РУемых (res mancipi), могла продаваться только при том непременном
условии, что были соблюдены строгие формальности. Без этого сделка считалась недействительной и подлежала расторжению по первому требованию любой из сторон.
Спохватившись насчет понесенных им убытков, продавец потребовал у претора иска, ссылаясь на то, что лошади были проданы путем простой передачи, как если бы речь шла о продаже утвари или украшения.
- Но деньги, запрошенные тобой, или те, на которые ты согласился, ты получил? - спросил претор.
- Да, но ведь манципации (так назывался обряд) не было. Как же с моим цивильным правом?
- А никак! Без моей защиты оно остается «голым», и в моем эдикте ты прочтешь, что я не буду потакать тем, кто, ссылаясь на Законы XII таблиц, стремится - по своей же вине - подорвать доверие, необ
ходимое для нормального существования и действия договорных от
ношений.
Такого разговора могло и не быть, и наша реконструкция грешит «модернизмом», но то, что дело шло в указанном направлении, несомненно.
В поисках справедливого урегулирования имущественных споров преторы стали нередко прибегать к юридическим фикциям. Некоторые из них проникли в преторские формулы. Суть фикции состоит в добавлении заведомо несуществующего факта или, наоборот, в отходе от учета каких-либо, самих по себе бесспорных, обстоятельств. Будучи неопровержимой в принципе, юридическая фикция сделалась важным орудием новой правотворческой
мысли.
При внешнем почтении к старому праву, праву Таблиц, претор в самом деле творил новое право, которое, по словам римского юриста Марциана, сделалось живым голосом цивильного права, эффективным средством удовлетворения новых жизненных интересов, возникших с ростом производства, торговли, распространением товарныхотношений вообще.
Правотворческая деятельность преторов стала сужаться с переходом к империи - отчасти потому, что все главное для трансформа- ции старого права (и выработки стройной системы исков) было уже сделано, отчасти потому, что место преторского эдикта заняли pacпоряжения императора и сенатские постановления. Во II в. (в 130 г.) по приказу императора Адриана выдающийся римский юрист Юли
ан создал единый свод преторских эдиктов, неизменяемый «постоянный эдикт (edictum perpetuum)», бывший важным источником права в течение нескольких столетий - вплоть до кодификационной деятельности императора Юстиниана.
Таким образом, хронологические рамки наибольшей преторской активности, преторского правотворчества - 250-80 г. до н. э.
О кодификации эдиктов, издаваемых перегринскими преторами, мы не имеем сведений, но можно сказать, что с началом III в. (с 212 г.), когда свободное население римских провинций получило права римских граждан, перегринское право, именуемое правом народов, потеряло свое исключительное значение и оба эти русла - цивильное и перегринское право - слились воедино.
Тот же процесс обнаруживается и в соотношении цивильного и преторского права. Об этом говорит византийский юрист VI в. Доро-фей, один из авторов Институций Юстиниана (учебника для современных ему юридических школ): «из обычая людей» и «последующих нововведений» постепенно, с течением времени «цивильное право стало приходить в согласие с правом преторским», отчего возникает «единообразие», т. е. слияние первоначально конфликтующих между собой источников права.
Так возникает единый правовой комплекс - римское классическое право - предмет нашего изучения.