Цивильное право (ius civile)
Римская государственность сложилась на исходе VI и с началом V в. до н. э., с реформой Сервия Туллия, главным достижением которой следует считать признание богатства наряду и в противоположность знатности происхождения древних римских патрицианских родов. Признание богатства в качестве факта, дающего право на участие в дележе завоеванных земель и в управлении государством, было, без сомнения, победой плебса - первой и самой важной на его пути к политическому и правовому равенству с патрициями.
Естественным и логическим шагом в том же направлений явилась выработка единого свода законов, равно обязательного для всех тех граждан Рима, из которых составился «римский народ». Речь идет о знаменитых Законах XII таблиц (Leges duodecim tabularum), составленных особой коллегией децемвиров (decem viri - десять мужей) и утвержденных народным собранием в середине V в. до н. э. (451-450). Их содержание (вернее, то, что дошло до наших дней) охватывает все известные в ту пору области правового регулирования: право собственности и владения, семейное и наследственное право, обязательства из договора и из причинения вреда, преступление и наказание.
Поскольку наша задача - изложение римского классического права как оно сложилось на протяжении пяти столетий, обнимающих два последних века республиканского Рима и три первых столетия римской монархии, мы, казалось бы, можем обойтись без упоминания Таблиц, ибо, по установившемуся мнению, они перестали быть действующим правом уже около середины II в. до н. э.
Верная в своей основе, такая точка зрения нуждается в немаловажной коррекции. Теряя шаг за шагом значение действующего права в том, что касалось форм и способов регулирования тех новых правоотношений, о которых децемвиры не имели и не могли иметь представления, Законы XII таблиц оставались священным заветом, указующим на авторитет права и законности вообще, ибо уже римляне понимали, что расшатать уважение к закону легко и просто, восстановить же его власть и авторитет трудно и мучительно.
Всякий раз, когда ссылка на древний закон казалась возможной и оправданной, к ней охотно прибегали, как это хорошо видно из сочинений Цицерона, Гая и других выдающихся римских юристов, живших в лучшие времена римского классического права. В сочинении «Об ораторе» Цицерон замечает: «Занимает ли кого наука о государстве... он увидит, что она целиком заключена в XII таблицах, так как там расписано все об общественном благе и о государственных учреждениях» (§43).
Особенно живучими оказались уголовно-правовые нормы Таблиц с их стремлением к возможно более жестокому возмездию за вину. Влияние Таблиц несомненно и для позднего семейного права Рима, в некоторой мере сохранявшего власть отца семейства (pater familias) над всеми его домочадцами, включая древние обряды (например, высвобождения сына из-под отцовской власти). Оно очевидно для сделок с недвижимостью ввиду их особой роли в общественной жизни, в консервации традиционных форм завещательного распоряжения, в сохранении двухступенчатой формы гражданского процесса и т. д.
По всем этим причинам изучение Таблиц оставалось в Риме непременной предпосылкой обучения праву вообще, несмотря на возражения тех, кто считал (как, например, известный оратор Антоний), что знакомство с древними законами бесполезно, ибо они перестали применяться и заменены другими. Нельзя не считаться с тем, что римский историк I века н. э. Тит Ливии (умер в 17 г.) счел возможным назвать Законы XII таблиц общепризнанным «источником всего публичного и частного права» Рима («fons omnis publice privatique... iuris»).
Как бы там ни было, Законы XII таблиц кладут начало квирит-скому (ius Quiritium), или (что то же самое) цивильному (ius civile), праву Рима - древнейшей из его систем, возникавших разновременно, но действовавших в совокупности. Слово «квирит» происходит, как можно думать, от «Квиринус» - имени обожествленного рекса-царя Ромула (VIII в. до н. э.), распространенного на подвластный ему народ. Поэтому тот, кто ссылался на свое «квиритское право» на вещь, в особенности на землю, имел в виду древнейшее установление собственного римского «национального» права, выросшего на римской почве и не имеющего аналогов ни в какой другой правовой системе. Аналогичное значение получает и выражение «цивильное право» - «ius civile» (от римского civitas - город, политическая общность, народ, государство). Отсюда, кстати, происходит утвердившееся в русской юридической терминологии понятие «цивилистика», которое означает в одном случае «гражданское право», а в другом - науку о нем.
К цивильному праву относились и все те законы, которые принимались народными собраниями после XII таблиц. До 207 г. до н.э. законы принимались лишь центуриатными комициями (comitia cen-turiata), созданными реформой Сервия Туллия, а затем, по закону Гортензия, и плебейскими сходками. Законом объявлялось все «то, что народ приказывает и устанавливает» («lex est, quod populus iubet atque constituit»). К числу законов относились прежде всего те, которые имели своим содержанием «государственное право», но более всего «земельный вопрос»: передел земель и установление максимального размера земельных угодий, находящихся в частном обладании; постановления, определявшие статус (правовое положение) завоеванных Римом провинций и городов, и т. д.
Немногие, но важные законы касались частного права. Сошлемся для примера на закон Петелия (326 г. до н. э.), которым было запрещено казнить или продавать в рабство (за границу) неоплатных должников; или закон Лициния - Секстия (IV в. до н. э.), которым частное землевладение ограничивалось 500 югерами (125 га) и определялось максимальное количество скота, приходящегося на одно хозяйство; знаменитый Аквилиев закон (286 г. до н. э.), которым устанавливалась денежная ответственность за убийство чужого раба или животного, за поджог либо иной вред, нанесенный чужому имуществу. Прибавим к сказанному законы о судоустройстве и судопроизводстве, тесно связанные с борьбой привилегированных сословий (нобилей и всадников) за право участия в судебных учреждениях.
Сравнительный анализ 800 дошедших до нас законов указывает на весьма примечательный факт: только 30 (или около того) из них касаются «частного права».
Нелишне заметить, что наше «закон» - это латинское «fer» (отсюда слово «легальный»), тогда как «право» - это латинское «ius*, происходящее, скорее всего, от санскритского «/м», что значило «вязать», «связывать». Строгого различия между ius и lex во многих случаях не проводилось, и выражение «ex iure* можно было понимать и как «по праву», и как «по закону».
К чести римских юристов следует заметить: они отдавали себе отчет в том, что никакие законы (и порознь, и вместе взятые) не способны охватить все случаи, которые могут возникнуть как теперь, так и в будущем. И потому нужно добиваться того, чтобы законы регулировали главное (большую часть случаев), не вдаваясь в мелочное регламентирование. Так говорил юрист Юлиан, консул в 148 г., советник нескольких императоров (Д. 13.10)*. А юрист Тертуллиан (начало III в.) замечал, что лица и дела, на которые распространяется данный закон, будут - в каком-нибудь не столь отдаленном времени - лишь «подобны нынешним» (Д. 13.27).
Справедливость этих слов несомненна. И потому нельзя не согласиться с сентенцией Павла: обходит закон тот, кто, держась за слова, упускает из виду (нарушает) его смысл, его предназначение (Д. 3.29).
В тех же случаях, скажет по тому же поводу Яволен (Д. 50.17.200), когда стесненный законом судья не может найти безупречное решение, надо стремиться к наименее несправедливому.
И наконец, Гай: надо всегда помнить о том, что могут встретиться случаи, когда решение может быть юридически обоснованным, но в то же время таким, что и исполнять несправедливо, и принуждение неуместно (Гай, V. 16).
Резюмируя сказанное, обратимся к формуле, которую находим в собрании римских юридических «сентенций», так называемых Ди-гестах: «закон либо предписывает, либо запрещает, либо дозволяет, либо наказывает» (Модестин, Д. 1.3.7).
Уже с конца I в. и тем более во II в. значение законов приобретают рескрипты (распоряжения) императоров. К их разработке привлекались выдающиеся юристы, многие из которых назначались на ответственные должности. Так продолжалось до III в., когда императорские канцелярии, бюрократический аппарат империи поглотили как правотворческий процесс, так и само толкование права. Тем и завершается история римской классической юриспруденции.
* Имеются в виду Дигесты Юстиниана, см. далее, § 5. Принятое в науке цитирование Дигест Юстиниана см. в § 6 настоящего издания.
Право народов (ius gentium)
Можно полагать, что наряду с неполноправными плебеями, происхождение которых неизвестно, в Риме уже при царях или чуть позже проживали иностранцы, перегрины - ремесленники, торговцы, учителя, врачи, а затем и банкиры. Они прибывали в Рим из Греции, и особенно из так называемой Великой Греции (юг Италии), Египта, Карфагена, Ближнего Востока и других регионов, ушедших далеко вперед по своей технической и гуманитарной культуре, включая правовую.
Спорные случаи, возникавшие в среде того или иного «землячества», решались на основе своего же «национального» права - без вмешательства римских властей. Это и брачно-семейные отношения, и дела о наследстве, и некоторые другие. Здесь, как и повсеместно в древности, неуклонно соблюдался принцип персонального (личного) действия права. И лишь тогда, когда возникал спор между перегрином и римским гражданином, вмешивался цивильный претор.
Перегрины были лично свободными, обладали тем, что обнималось термином «коммерческое право» (ius commercii), но политических прав не имели, хотя и для них не исключалось персональное присвоение прав римского гражданина (за особые заслуги).
Лишенные мнимопатриотической мелочности, римские магистраты (начальники), особенно претор, а вместе с ними и все общество охотно черпали тот новый опыт, который притекал с перегринами в римскую экономическую жизнь. И этот опыт много помог Риму, когда завоевания поставили перед ним задачу управления всей той массой земель, которые окружают Средиземное море. Теперь подавляющая масса перегринов проживала в завоеванных провинциях, управляемых римскими чиновниками во главе с проконсулами, пропреторами, прокураторами. Экономические связи с провинциями становились все теснее, чему немало способствовал перегринский претор (praetor peregrinus), действующий наряду с претором цивильным и, так же как он, наделенный правом издавать эдикты (приказы) при вступлении в должность.
Поначалу перегринский претор выступал не только как судья, сколько как посредник, дтрем^вшийся найти компромиссное решение, устраивавшее стороны, ибо прежние формы скрепления договоров (честное слово, клятвы) сделались уже недостаточными.
Мало-помалу из синтеза естественного права как права всех или многих народов земли с тем, что было наиболее употребительным в обычаях и праве перегринов, и ряда других нормативных и практических элементов складывается знаменитое ius gentium - право народов, служившее разрешением споров между иностранцами и римлянами, но так и оставшееся частью единого римского правового комплекса.
В праве народов даже ранее, чем в преторском праве, возникло и укрепилось убеждение в том, что мерилом должного права следует считать «добрую совесть» и «справедливость», отказ от ненужных и вредных формальностей, вынесенных из древности, простой и дешевый суд, основанный на принципах состязательности и свободной оценки доказательств. Особого упоминания заслуживает принципиально важное положение об обязанности суда доискиваться до действительной воли сторон правоотношения, их интереса, как бы он ни был выражен в документах и прочих доказательствах.
Что же должно было привлекать в перегринском праве, в ius gen- . tium? Укажем на главное:
1) свобода от гнетущих, сковывающих деловую жизнь формаль-
ностей;
2) предпочтение подлинной воли участников правоотношения всем прочим обстоятельствам и формальностям;
3) письменная форма договорных связей;
4) простота судопроизводства - в противовес тяжеловесной архаике цивильного процесса;
5) атмосфера взаимного доверия сторон правоотношения, облегчавшая решение спорных случаев;
6) равенство (и равновесие интересов) сторон правоотношения;
7) третейский суд и т. п.
Теоретическое оправдание рецепции перегринского права римские юристы нашли в тех его чертах, которые оказалось возможными философски, и юридически - представить в качестве естественного права (ius naturale), будто бы «общего всем народам Земли», - как это можно сказать о естественной заботе о потомстве, о самозащите,о праве собственности и т. д.
Стало считаться, что естественное право может быть распространено на сущностные элементы сделки (думал «продажа», а вышла «мена»), на признание идентичности лица (сын заступает место отца), на качество вещи (например, рабыня, в нарушение условий сделки, оказалась не девственницей) и т. д.
Во всех этих случаях естественное право могло служить и игнорированию ошибки, и признанию сделки оспоримой, а в каких-то случаях и недействительной.
Обращение к праву народов будило мысль, ставило под сомнение сложившуюся традицию, и само «строгое право» XII таблиц как таковое позволяло ввести в рассмотрение спора упрощенную процедуру, свободную оценку доказательств, внимание к фактическим обстоятельствам и социально оправданной защите экономических, семейных и прочих интересов. Здесь же обратим внимание на роль эксцепции как средства ревизии старого права и, забегая вперед, упомянем exceptio doli - «возражение из обмана», которое цивильный претор, следуя за перегринским, использовал для пресечения всякого такого притязания, которое, будучи формально безупречным по «строгому праву», находилось в противоречии с принципами справедливости.