Нематериальные блага и их защита

ЛЕКЦИЯ 8

Нематериальные блага и их защита

Понятие нематериальных благ, их классификация и способы защиты

Понятие морального вреда

Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации

Понятие нематериальных благ, их классификация и способы защиты

Особую группу объектов гражданских прав составляют личные нематериальные блага. Такие объекты можно разделить на две группы:

- личные неимущественные права, не связанные с имущественными;

- личные неимущественные права, связанные с имущественными (например, авторские права).

Особенность первой группы прав связаны с двумя их качествами:

- неразрывной связью с личностью, их носителем;

- отсутствием экономического содержания.

Такие качества личных неимущественных прав, не связанных с имущественными, предполагают невозможность их отчуждения или передачи иным лицам.

Одновременно с понятием «нематериальные блага», которая используется непосредственно в ст. 128 ГК, гражданское законодательство содержит еще такие смежные понятия, как «личные неимущественные права» и «иные нематериальные блага» (ст. 151 ГК).

Примерный перечень нематериальных благ содержится в ст. 151 ГК.

Классификацию нематериальных благ можно проводить по различным основаниям.

В частности, по моменту возникновения эти права условно можно разделить на две группы:

- права, которые приобретаются лицами в силу рождения (создания) – жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация, личная неприкосновенность и др.;

- права, которые приобретаются лицами в силу закона – право свободного передвижения, право на имя, право на определение места жительства и др.

По направленности действия такие права можно классифицировать на:

- направленные на индивидуализацию личности их носителя ( право на имя, наименование юридического лица, честь, достоинство, деловую репутацию и пр.);

- направленные на обеспечение личной неприкосновенности самого гражданина (жизнь, здоровье, право на благоприятную окружающую среду, право выбора места жительства и пр.) ;

- направленные на неприкосновенность частной личной жизни ( неприкосновенность жилища, неразлашение сведений о состоянии здоровья, интимной жизни, переписки и пр.).

Особенность осуществления таких прав состоит в том, что законом определяются не пределы их реализации управомоченным лицом, а границы вторжения посторонних в личную сферу. В случае нарушения пределов допускается применение принудительных мер к их восстановлению. А при установлении границ поведения управомоченного и обязанного лица существенное значение приобретают нормы морали.

Например, гражданин имеет право самостоятельно формировать свой внешний облик соответственно своим представлениям о внешнем виде, моде и пр. Другие лица не могут принуждать такого гражданина к изменению его внешнего облика. Это возможно, если внешний вид человека оскорбляет общественную нравственность, явно непристоен и циничен, либо если определенный внешний вид предписан законодательством применительно к определенным ситуациям.

Специфика защиты таких прав связана с их природой. Поскольку сами права не имеют экономического содержания, то и способы защиты также являются специфическими, так как не носят имущественного характера. Например, защита чести, достоинства и деловой репутации осуществляется путем опубликования опровержения в средствах массовой информации.

Понятие морального вреда

Одновременно с применением неимущественного способа защиты, ГК РБ предусматривает возможность истребовать компенсацию морального вреда, т. е. применить способ защиты экономического содержания.

Особенности указанного способа проявляются уже с анализа самой терминологии. В частности, сам термин «компенсация морального вреда» включает в себя одновременно как имущественный компонент - «компенсация», так и личный неимущественный - «моральный вред». Таким образом, речь идет о защите личного неимущественного права имущественным способом защиты.

Вопросы определения понятия морального вреда являются дискуссионными. Так, самостоятельную позицию занимает российский ученый A.M. Эрделевский, который выделяет физические страдания в самостоятельный вид морального вреда. Этот автор предлагает исключить из законодательства термин «физический вред», заменив его термином «телесный вред», понимая под последним любые негативные изменения в телесной сфере человека. Возмещение телесного вреда должно заключаться в компенсации морального и возмещении имущественного вреда. Возмещение телесного вреда должно быть направлено на устранение или ослабление самих телесных дисфункций, в то время как компенсация морального вреда направлена на устранение или сглаживание переживаний, страданий, связанных с причинением телесного вреда. Предлагается заменить термин «моральный вред» на термин «психический вред» и, таким образом, вред как общее понятие подразделялся бы на «имущественный, телесный и психический».

По мнению Н.С. Малеина, моральный вред — нарушение психического благопо­лучия, душевного равновесия личности. Потерпевший испытывает (переживает) уни­жение, раздражение, гнев, стыд, отчаяние, физическую боль, ущербность, диском­фортное состояние; может быть связь ухудшением отношений на работе, в семье, на­рушением карьеры, ограничение в выборе профессии; иногда приводит к нервным за­болеваниям и заболеваниям сердечнососудистой системы, онкологическим заболе­ваниям, суициду.

Другие авторы, в частности Е.В. Мотина, обращают внимание на социальный аспект рассматриваемой проблемы, полагая, что в сознании большинства граждан моральный вред ассоциируется не с фактом претерпевания каких-либо страданий, а с фактом умаления их имущественных прав и благ в результате правонарушения — общественно-опасного вредоносного деяния, противоречащего норме права и нару­шающего субъективные права и интересы граждан, юридических лиц, государства.

Возможность применения компен­сации морального вреда потерпевшему допускается при наличии предусмотренных законодательством условий. Общие подходы в его применении содержатся в ст. 152 ГК.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в постановлении от 28.12.2000 г. № 7 «О практике применения судами законодательства, регулирую­щего компенсацию морального вреда» (далее – Постановление № 7) разъяснил, что под моральным вредом сле­дует понимать испытываемые гражданином физические и (или) нравственные страдания [17].

Физические страдания - это физическая боль, функциональное расстройство организма, изменения в эмоционально-волевой сфере, иные отклонения от обыч­ного состояния здоровья, которые являются последствием действий (бездейст­вия), посягающих на нематериальные блага или имущественные права гражданина.Нравственные страдания, как правило, выражаются в ощущениях страха, стыда, унижения, а равно в иных неблагоприятных для человека в психологическом аспекте переживаниях, связанных с утратой близких, потерей работы, раскрытием врачебной тайны, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с ограничением или лишением каких-либо прав граждан и т.п.

Для наступления гражданско-правовой ответственности должна быть налицо совокупность предусмотренных гражданским законом предпосылок, которые им же называются юридическими основаниями, юридическими фактами [18, с. 81].

Касаясь порядка применения судами компенсации морального вреда, можно выделить несколько блоков характеристик.

1. Условиями гражданско-правовой ответственности по делам о компенсации морального вреда являются: наличие морального вреда, противоправное деяние причинителя вреда, причинная связь между деянием причинителя вреда и на­ступившим моральным вредом, а также вина причинителя вреда. При этом в ряде случаев вина, как условие ответственности, выпадает (ст. 969 ГК).

2. Факт наличия морального вреда в соот­ветствии с общим правилом ст. 179 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК) должен быть доказан истцом. Если данный факт истцом не доказан, это должно служить основанием для отказа в удовлетворе­нии иска. При этом ч. 1 ст. 152 ГК содержит сразу два момента, существенно влияющих на возможность дальнейшего толкования норм о моральном вреде:

- ссылку на вид субъекта, могущего использовать такой способ защиты – гражданин;

- ссылку на содержание морального вреда - физические или нравственные страдания.

Таким образом, дефиниция морального вреда, содержащаяся в современном белорусском законодательстве, позволяет сделать вывод о возможности распространения такого способа защиты только на гражданина. Однако в этой связи не следует полностью исключать возможность использования указанного института субъектами хозяйствования, поскольку к их числу относятся индивидуальные предприниматели, относящиеся по своему характеру к группе граждан.

Поскольку спецификой нравственных страданий (отлично от физических) является то, что негативные изменения происходят в психике человека, единственным прямым доказательством наличия мо­рального вреда являются показания потерпевшего. В этой связи особого внимания заслуживает внедрение в судопроизводство обязательных психологических экспертиз, проводимых специалистами.

3. Противоправное деяние является одним из оснований наступления гражданско-правовой ответственности. Противоправным является деяние, нарушаю­щее нормы законодательства, а также субъективное право лиц. Противоправность деяний заключается в противоречии нормам объективного права. Применительно к рассматриваемому вопросу противоправное деяние будет являться основанием ком­пенсации морального вреда, если оно нарушает неимущественные блага, либо нару­шает имущественные права гражданина в случаях, предусмотренных законодатель­ными актами.

Термин «деяние» включает в себя действие и бездействие. Моральный вред может быть причинен как в результате противоправного действия, так и бездей­ствия. Например, в результате разбойного нападения гражданину были причинены телесные повреждения, он претерпел также и моральный вред (противоправное дей­ствие); в результате бездействия спасателей утонул ребенок, родителям которого в результате произошедшего причинен и моральный вред (противоправное бездейст­вие).

Моральный вред подлежит компенсации во всех случаях, когда он причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу акта законода­тельства иные нематериальные блага.В Постановлении № 7 сказано, что если компенсация морального вреда предусмотрена нормами ГК, регулирую­щими отдельные виды отношений (ст.ст.153, 968-970), а также нормами Трудового (ст.246), Уголовного (ст.44) кодексов или других актов законодательства, то мо­ральный вред компенсируется в порядке и на условиях, предусмотренных этими нормами или актами законодательства. Однако если вытекающее из этих отно­шений требование о защите нематериального блага основано на общих нормах ГК, то применяются правила ответственности, установленные ст.152 ГК.

Так, Трудовой кодекс Республики Беларусь указывает на конкретное ос­нование возмещения морального вреда: наниматель обязан возместить потерпевшему, получившему трудовое увечье, моральный вред (физические и нравственные страда­ния).

Если же моральный вред причинен в связи с нарушением имуществен­ных прав, он подлежит возмещению лишь тогда, когда это предусмотрено законода­тельством, регулирующим порядок восстановления нарушенного материального блага (имущественного права).

4. Согласно действующему законодательству обязанность по компенсации мораль­ного вреда возникает при отсутствии между сторонами договорных отношений, по­скольку в данном случае имеет место деликтная, а не договорная ответственность. Не­надлежащее исполнение договорных обязательств также может причинить мораль­ный вред гражданину. Однако в настоящее время по общему правилу возмещению такой вред не подлежит.

Вместе с тем нормы Закона Республики Беларусь от 9.01.02 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон 2002г.) предполагают возможность применения института компенсации морального вреда при наличии договорных отношений, но именно таких, которые подпадают под действие данного закона.

К их числу можно отнести договоры розничной купли-продажи, аренды (включая прокат), найма жилого помещения, подряда (в том числе на техническое обслуживание жилого по­мещения, принадлежащего гражданину на праве собственности), страхования, хранения, энергоснабжения, комиссии, перевозки граждан, их багажа и грузов, из договоров на оказание банковских услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, бытовых нужд граждан (предоставление им кредитов, открытие и ведение счетов, осуществление по их поручению безналичных расчетов, пере­числений, услуг по приему и хранению денежных средств, ценных бумаг и других ценностей, а также документов), из договоров возмездного оказания услуг (глава 39 ГК) и иных подобных договоров.

5. Причинная связь между действием (бездействием) причинителя вреда и насту­пившими неблагоприятными последствиями для потерпевшего есть не что иное, как объективная, конкретная взаимосвязь двух явлений, одно из которых (причина) вы­зывает другое (следствие). Для возложения ответственности необходимо, чтобы на­ступивший вред находился в причинно-следственной связи с поведением причини­теля вреда, являлся бы логическим и объективным его результатом. Установление при­чинной связи между поведением причинителя вреда и вредом требует полного и объ­ективного выяснения всех обстоятельств, при которых наступил вред.

Наличие прямой причинно-следственной связи — самое слабое место в позиции истцов. С трудом можно предположить, что кто-либо может уверенно зая­вить, что депрессия истца вызвана только его незаконным увольнение, а не ссорами в семье, проблемами детей и т.д.

6. Для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда по общему правилу необходимо установление вины в действиях правонаруши­теля. Под виной принято понимать психическое отношение лица к своему противо­правному деянию и его последствиям. Если первые три условия: вред, противоправ­ное деяние и причинная связь между ними — относятся к числу объективных усло­вий, то вина — субъективный элемент правонарушения. Виновными в причинении мольного вреда могут быть гражданин, юридическое лицо, Республика Беларусь, ее адинистративно-территориальные единицы. При этом в вину юридическому лицу вменяется виновное поведение любого его работника, если оно связано с исполне­нием своих трудовых или служебных обязанностей. Так, в соответствии с Законом 2002 г. компенсация морального вреда допускается лишь при установлении вины лица, осуществляющего коммерческую деятельность (т.е. – субъекта хозяйствования). При этом не производится разграничение по видам субъектов ответственности: имеет значение как вина индивидуального предпринимателя, так и вина коммерческого юридического лица.

7. В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК исковая давность не распростра­няется на требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами. Таким образом, если моральный вред причинен личным неимущественным правам, то сроки исковой давности не применяются, а если вытекает из имущественных правоотношений, то оснований для ее неприменения не имеется.

ЛЕКЦИЯ 8

Нематериальные блага и их защита

Наши рекомендации