Определить способ правового регулирования экономических отношений.
В части 2 ст.34 Конституции РФ записано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».
ТЕМА 2.2 ФОРМЫ ПРАВА
Цель работы: Научиться применять на практике знания о формах (источниках) права и особенностях их формирования
Результаты:
Метапредметные:
- Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности в сфере права, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации;
- Владение навыками познавательной рефлексии в сфере права как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
Предметные:
- Сформированность основ правового мышления;
Виды деятельности
- Владение знаниями особенностей законодательного процесса в России.
- Умение прочитать нормативный правовой акт с опорой на правовые знания.
- Понимание сущности действия норм права во времени, пространстве и по кругу лиц.
- Владение информацией о систематизации нормативных правовых актов
1. Дать понятие, соответствующее определению:
А. Внешняя форма закрепления норм права – _______________________________________
Б. Нормативно-правовой акт высшей юридической силы – _____________________________
В) Правило, сложившееся в обществе, санкционированное государством и взятое им под защиту – __________________________________________________________________________
Г) Нормативно-правовые акты, принимаемые исполнительными органами власти – ______________________________________________________________________________
Д) Подзаконный акт, принимаемый Правительством РФ ________________________________
2. Заполнить логическую схему: «Иерархия нормативных правовых актов РФ» (Приложение №6)
Определить, к какому виду источника права относится то или иное утверждение или цитата
№ п/п | Утверждение или цитата | Вид формы (источника) права |
1. | «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость …» | |
2. | «ETS N 114. Государства-члены Совета Европы, подписавшие настоящий Протокол №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 года (далее именуемой "Конвенция"), считая, что развитие, имевшее место в нескольких государствах-членах Совета Европы, выражают общую тенденцию в пользу отмены смертной казни, согласились о нижеследующем: Статья 1 Отмена смертной казни. Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен.» | |
3. | Штат Теннеси. 1977 г. дело Фого против Гриффин. "Право выбора наследственной доли (а значит, и право на обязательную долю) предоставлено законом. И если законодательный орган штата не установил, что переживший супруг вправе наследовать лишь при своем хорошем поведении в отношении умершего супруга, суды не вправе придавать значение такому поведению". | |
4. | Сура 6 "Аль-Анам (Скот)". 6:151. Скажи: «Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь». Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи и делайте добро родителям. И не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними. И не приближайтесь к мерзким поступкам, явным или сокрытым. Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, - быть может, вы уразумеете. |
Составить логическую схему «Основные стадии законодательного процесса» (Приложение№6)
5.Заполнить таблицу «Виды систематизации законодательства» (Приложение №5):
Вид | Его сущность | Основные черты | Результат систематизации |
Учет | |||
Кодификация | |||
Инкорпорация | |||
Консолидация |
ТЕМА 2.3.РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА
Цель работы: Научиться определять формы реализации права
Результаты:
Метапредметные:
- Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности в сфере права, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации;
- Владение навыками познавательной рефлексии в сфере права как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
Предметные:
- Сформированность основ правового мышления;
Виды деятельности
- Обладание навыками социально-активного правомерного поведения.
Дать сравнительную характеристику законотворческого процесса и процесса применения права (Приложение№5)
Законотворчество | Стадии процесса | Правоприменение |
Результат процесса |
2. Определить форму реализации права:
а) пассажир оплачивает проезд – _____________________________________________________
б) гражданин участвует в выборах –_________________________________________________
в) граждане регистрируют брак в органе ЗАГС – ______________________________________
г) гражданин не нарушает общественный порядок – ___________________________________
д) суд принимает решение по делу – _________________________________________________
е) суд выносит приговор –_________________________________________________________
Заполнить таблицу: Сходные и различные признаки нормативных правовых актов и правоприменительных актов (Приложение №5)
Нормативно-правовой акт | Акт применения права |
а) содержит норму; б) носит индивидуально-властный характер; в) носит общеобязательный характер; г) обращен к конкретным лицам; д) не содержит нормы; е) является официальным документом, принятым компетентным государственным органом; ж) имеет обязательные реквизиты, при отсутствии которых недействителен; з) обращен к определенному кругу лиц; и) не может служить образцом для разрешения подобных дел.
4.Соединить прямоугольники с учетом соответствия формы реализации норм права, их видам и характеру предписания.
5.Установить соответствие между названием части акта применения права и ее содержанием: к каждой позиции, данной в первом столбце, подобрать соответствующую позицию из второго столбца.
НАЗВАНИЕ 1. Вводная часть 2. Описательная часть 3. Мотивировочная часть 4. Резолютивная часть | СОДЕРЖАНИЕ А. Формулировка решения по делу Б. Анализ доказательств, обоснование юридической основы В. Место и дата принятия акта Г. Рассматриваемые факты |
Заполнить схему: Виды толкования норм права по объему (Приложение №6)