Правовое обеспечение проведения

Крестьянской (1861 г.) и Судебной (1864 г.) реформ в России

Цель лекции: проанализировать основные правовые нормативные акты проведения Крестьянской реформы 1861 г. и Судебной 1864 г. Осмыслить достоинства и недостатки проведения данных реформ. Составить представление о роли реформирования этих сфер жизни российского государства для выхода из цивилизационного кризиса.

План

1. Подготовка и проведение Крестьянской реформы 1861 г.

2. Судебная реформа 1864 г., ее достоинства и недостатки.

Подготовка и проведение Крестьянской реформы 1861 г.

Цивилизационные противоречия стремительно нарастали в российской империи на протяжении всего XIX в. Несмотря на попытки проведения преобразований в различных сферах жизни российского государства и общества в первой половине Х1Х в к середине столетия было очевидно, что без радикального переустройства России существование России невозможно.

Путы средневековья (самодержавие, крепостное право, сословная организация общества и т.п.) мешали развитию государства российского, что показала проигранная Крымская война (1853 – 1856 гг.). Россия оказалась фактически беззащитной перед лицом индустриальных европейских государств: у неё не было достаточно развитой сети железных дорог, чтобы перебросить войска к театру военных действий; не было современной промышленности, чтобы снабдить армию нарезными ружьями, а флот – паровинтовыми судами. Архаичность управления и формальная регламентация сковывали инициативу военачальников и адмиралов, сословные ограничения затрудняли прилив в армию и флот новых талантливых руководителей. Экономика страны оказалась неспособной дать материальные средства для победоносной войны. Необходимо было преобразовать всю модель хозяйствования Российской империи.

В 60-70 –е гг. XIX в. были осуществлены реформы, при характеристике которых в научной литературе рубежа XIX-ХХ вв. использовался термин «Великие реформы» и это справедливо. Одно перечисление этих реформ подчеркивает их значимость крестьянская, судебная, земская, городская, полицейская, военная, финансовая, в области образования и цензуры. Великие реформы внесли существенные перемены в социальную, экономическую, политическую, духовную и другие сферы жизни российского государства.

А главное, что в ходе проведения реформ стало очевидным противоречие между средневековой сущностью верховной власти и задачами развития России в рамках цивилизации Нового времени, поэтому далеко не все преобразования удалось осуществить на уровне задач поставленных временем. Так Великие реформы второй половины XIX в. стали предвестником Великой российской революции начала ХХ в.

К середине Х1Х в. основной отраслью экономики являлось по-прежнему сельское хозяйство, которое, в основном, оставалось на уровне средневековья. Если в государственных землях при Николае I были проведены реформы, что привело к некоторому увеличению производительности труда и рациональному использованию государством вырученных средств, то в частном секторе, в помещичьем хозяйстве наблюдалась деградация производства за редким исключением. Полученные даром от императора земли и крестьяне использовались помещиками крайне неэффективно. Число помещиков-банкротов возрастало.

Отмена крепостного права могла стать одним из важнейших рычагов выхода из кризиса. Создание свободных, наделенных землей производителей, покончило бы со средневековой деревней и ознаменовало бы интенсивное развитие России в рамках современной цивилизации. В ходе крестьянской реформы осуществилось бы создания правовой основы пополнения свободного рынка труда и укрепления правового статуса новых социальных категорий – предпринимателей и наемных работников. Тем более, что появилась категория зажиточных крестьян-кулаков, развитие которой сдерживалось правовыми ограничениями.

Самодержавная Россия понимала необходимость отмены крепостного права, однако могла это сделать лишь в контексте частичного реформирования при сохранении основ средневековой цивилизации (самодержавной власти, помещичьего землевладения). В ситуации поиска средств для укрепления обороны страны необходимо было расширить налоговую основу государства. Одним из приемлемых для самодержавия способом решения этой проблемы было передача крестьянской рабочей силы под государственный контроль, то есть следовало «освободить» крестьян от помещиков для государственной эксплуатации. Так, отмена крепостного права стала одной из центральных задач XIX столетия.

Император Александр II (1855-1881) прекрасно понимал необходимость отмены крепостничества. Появилось большое число проектов и предложений об отмене крепостного права. В начале 1857 г. был создан Секретный комитет по крестьянскому делу, который возглавил председатель Государственного совета и Комитета министров A. Ф.Орлов.

Однако проведение кардинальной реформы требовало большей гласности, и комитет, просуществовав около года, был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам, опиравшийся в своей работе на губернские дворянские комитеты, от которых исходили предложения по проведению реформ.

В 1858—1859 гг. образовалось около пятидесяти губернских комитетов. Они были выборными дворянскими органами, их деятельность контролировали назначаемые правительством члены (по два в каждом комитете). В состав комитетов вошли представители различных политических убеждений, стали образовываться фракции.

В процессе этой работы сформировались две позиции: одна предполагала сохранение всей земельной собственности в руках помещиков и настаивала на развитии крупного помещичьего хозяйства, вторая предполагала передачу полевой земли в собственность крестьян за выкуп и создание в деревне двух форм землепользования: помещичьего и крестьянского.

В конце 1858 г. императором была утверждена программа крестьянской реформы, в ней предусматривались выкуп крестьянских наделов и образование класса крестьян-собственников

Проведение реформы не должно было коренным образом разрушать существующий порядок. Предполагалось сохранение в собственности дворян их запашки; сохранение за крестьянами сначала в пользовании (за повинности), а потом в собственности (за выкуп) их дореформенных наделов; исчисление повинностей от их дореформенных размеров (несколько сниженных), исчисление величины выкупа от установленных повинностей; участие государства в выкупной операции в роли кредитора.

Чтобы предотвратить обнищание крестьян, программа предполагала ряд условий. Во-первых, крестьянам запрещалось отказываться от надела в течение девяти лет; во-вторых, в роли землепользователя выступал не отдельный крестьянин, а крестьянская община в целом; и, наконец, крестьяне должны были возвратить полученную от государства сумму по кредиту в течение 49 лет.

Правовое положение крестьян должно было решительно измениться: уничтожалась их личная зависимость и вотчинная власть помещиков. Предполагалось введение крестьянского самоуправление: волостное общество, сельское общество, сходы, сельские должностные лица. Эти органы стали бы основой для участия крестьян в земских и судебных учреждениях, порождённых последующими реформами.

В будущем предполагалось ослабить власть общины над крестьянином, отменить круговую поруку, ликвидировать сословность крестьянства, увеличить наделы за счёт государственных земель. О полной ликвидации общины речи не шло. Например, требовалось согласие общины в случае выделения земельных участков отдельным домохозяевам до момента уплаты ими выкупной ссуды. Заплативший такой взнос крестьянин имел бы право требовать выделения ему участка «по возможности к одному месту» (без чересполосицы).

Давление оппонентов и «слева», и «справа» не изменило существа правительственной программы крестьянской реформы, хотя и оказало некоторое влияние. Например, были уменьшены размеры наделов и повышены крестьянские повинности и выкупные платежи.

17 февраля 1861 г. Государственный совет одобрил проекты основных документов крестьянской реформы. 19 февраля 1861 г. (в годовщину своего вступления на престол) Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» (Манифест), «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» (Общее положение) и еще 16 нормативных правовых актов. Такие как «Положение об устройстве дворовых людей», «Положение о выкупе», «Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях», четыре местных положения о поземельном устройстве крестьян в различных губерниях России, «Правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах» и др.

Особые дополнительные правила были приняты в отношении устройства крестьян мелкопоместных владельцев, посессионных крестьян и крепостных рабочих. В 1863 г. было утверждено положение о крестьянах, водворенных на землях имений государевых, дворцовых и удельных. В отношении государственных крестьян в 1866 г. был принят закон «О поземельном устройстве государственных крестьян в 36 губерниях». Для проведения освобождения крестьян от крепостной зависимости в национальных районах страны было издано ряд специальных нормативных правовых актов.

В ходе реформы крестьяне получали личную свободу и большинство общегражданских прав. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне, гласило Общее положение, стали иметь «права свободных сельских обывателей, как личные, так и имущественные». Крестьяне получили право вступать в брак без разрешения помещика; заключать сделки, принимать обязательства; обращаться в суд; быть свидетелями и поручителями; открывать и содержать фабрики и другие промышленные предприятия; свободно заниматься ремеслом и торговлей; имели право приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество; отчуждать его; передавать по наследству и т.д.

Следует подчеркнуть, что права «свободных обывателей» крестьяне получили не сразу и не в полной мере. Общее положение устанавливало двухлетний срок для составления так называемых уставных грамот – документов, определявших поземельные отношения между помещиками и крестьянами. В течение этих двух лет крестьяне ещё оставались в значительной зависимости от своих прежних владельцев, продолжая отбывать в пользу помещика прежние повинности.

Помещики сразу же теряли право продажи крестьян, отдачи их в услужение или на другие работы и право переселения крестьян и отдачи их в исправительные учреждения.

Утверждалось общинное крестьянское самоуправление, представлявшую собой двухзвенную систему – сельское и волостное. Низшим звеном этой системы был сельский сход, который составляли все крестьяне-домохозяева.

Крестьянская община (мир) связывала своих членов круговой порукой за все платежи, подати и повинности, отбываемые крестьянами. Крестянин не имел право свободно уйти из сельского общества. Общее положение давало подробный перечень условий выхода из мира. Например, уйти из неё можно было, лишь выплатив половину оставшегося долга и при гарантии, что другую половину выплатит община. Можно было уйти из «общества», найдя заместителя. Община могла принять решение об обязательном выкупе земли.

Сельский сход избивал сельского старосту, который был наделен полицейскими функциями. Сельские общества осуществляли развёрстку крестьянских наделов между крестьянскими дворами, соответственно размерам этих наделов развёрстывались подати. Сход облагал членов общины другими, местными сборами и налогами. Сельское общество было, прежде всего, органом хозяйственного управления. Сельские органы подчинялись волостному управлению, земской полиции и органам администрации.

Несколько сельских обществ должны были объединяться в административно-полицейскую единицу – волость.

Волостной сход квалифицированным большинством решал вопросы о замене общинного землепользования участковым, о разделе земли на постоянно наследуемые участки, о переделах, об удалении из общины её членов. На сходе избирался на три года старшина и волостной суд. Старшина выполнял в основном полицейские функции. Исполнительным органов являлось волостное правление, которое состояло из волостного старшины, всех сельских старост, сборщиков податей и волостного писаря.

Волостной суд избирался волостным сходом, и решал незначительные имущественные споры или судить крестьян за незначительные преступления, совершенные в отношении крестьян же.

После освобождения зависимость крестьянина от помещика автоматически не прекращалась. Наоборот она закреплялась как временнообязанное состояние. Причем временнообязанным бывший крепостной крестьянин становился после подписания уставной грамоты, в которой оговаривались правила взаимоотношений крестьянина и помещика до составления выкупной сделки.

Душевой надел состоял из усадьбы и пахотной земли, пастбищ и пустошей. Землей наделялись только лица мужского пола. Временнообязанные крестьяне получали землю только в пользование за исполнение соответствующих повинностей помещику. Наделы крестьян были значительно меньше прежних. В черноземной полосе отрезали от 26 до 40 % земли, в нечерноземной – 10 %. В целом по стране крестьяне получили на 20 % земли меньше, чем они обрабатывали до реформы.

Законодатель всю землю в тридцати четырёх губерниях поделил на три категории: черноземную, нечерноземную, степную. Каждая группа, в свою очередь, делилась на несколько местностей, с учётом качества почвы, численности населения, уровня торгово-промышленного и транспортного развития. В каждом из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела.

Наделение землёй осуществлялось по добровольному соглашению помещика и крестьянина. Однако помещик не мог давать земельный надел меньше нижней нормы, установленной местным положением, крестьянин не мог требовать надела размером больше максимальной нормы, предусмотренной в том же положении.

В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Их взаимоотношения окончательно закрепляли уставные грамоты. Если помещик и крестьяне не приходили к соглашению, то для урегулирования спора привлекались мировые посредники.

В это переходный период помещик сохранял право собственности на свою прежнюю землю. Временнообязанные крестьяне за полученные в пользование земельные наделы отбывали барщинную и несли оброчную повинность.

Кроме того, согласно Общему положению за помещиком сохранялись права вотчинной полиции: право надзора за сохранением общественного порядка и общественной безопасности. А также, помещик получал право контроля, надзора за органами крестьянского самоуправления, учреждёнными по реформе сельскими старостами, сельскими и волостными сходами. Помещик имел право требовать смены сельских старост и других лиц сельской администрации. Сельский староста обязан был выполнять требования помещика и т.п.

Сроки перевода крестьян на выкуп не были определены Общими положениями и зависели от желания помещика. Поэтому перевод многих помещичьих крестьян из состояния временнообязанных затянулось на многие годы. В 1881 г. был издан закон об обязательном переводе крестьян на выкуп и о прекращении обязательного состояния с 1 января 1883 г.

Только после заключения выкупной сделки крестьяне переходили в разряд крестьян-собственников и переставали отбывать повинности в пользу помещика.

Выкупную ссуду крестьяне получали от государства, взявшего на себя основную тяжесть по проведению выкупной операции. Если крестьянин выкупал полный надел, и сделка совершалась по обоюдному согласию с помещиком, государство выплачивало 80% капитальной суммы. Оставшиеся 20% крестьяне могли компенсировать либо деньгами, либо отработками.

Ссуда, выданная правительством помещику за землю, ложилась на крестьян в виде казённого долга, за который они обязывались выкупными платежами, уплачиваемыми в течение 49 лет. Ежегодный выкупной платеж должен был составлять 6 % ссуды.

Выкупной договор между помещиком и крестьянской общиной утверждался мировым посредником. Усадьбу можно было выкупить в любой момент, полевой надел — с согласия помещика и всей общины. После утверждения договора все отношения сторон (помещик — крестьянин) прекращались, и крестьяне становились собственниками.

При выкупе в чернозёмных районах проявилась явная тенденция превратить крестьян в арендаторов их собственных наделов (земля там была дорогой), а в нечернозёмных проявлялась тенденция к фантастическому росту цен за выкупаемую усадьбу.

Таким образом, крестьянская реформа, проведенная в основном за счет крестьянства, все же подорвала статус дворянства как господствующего средневекового сословия. Российская промышленность получила определенное пополнение дешевой рабочей силы и предпринимателей из крестьянской среды. Реформа способствовала в некоторой степени развитию в сельском хозяйстве предпринимательских отношений, свойственных цивилизации нового времени. Самодержавию удалось в значительной мере переключить зависимость крестьян от помещиков на государство, обеспечить государственную эксплуатацию крестьянства. Однако эти процессы сдерживались сохранением сельской общины. При всей своей значимости крестьянская реформа 1861 г. стала залогом новых преобразований в российской деревне в начале ХХ в.

Крестьянская реформа 1861 г., будучи первой составляющей Великих реформ стала катализатором наравне с другими причинами целого ряда последующих за ней преобразований в различных сферах жизни российского государства.

Наши рекомендации