Понятие и общая характеристика права собственности на земельные участки.

Земля – предмет экологического и земельного право и представляет собой не только место обитания человека, но и существования всех иных организмов. Необходимость ограничение влияния, защиты и сохранения для будущих поколений.

Земля как объект собственности:

• Становится объект присвоения и рассматривается правом как недвижимое имущество

• Абсолютное свойство недвижимости (по ГК объект недвижимости связан с землей неразрывно)

• Земля обладает пространственной ограниченностью

• Постоянное место нахождения

Земля является имуществом особого рода:

1. Невосполнимость

2. Общенародная ценность

3. Учет публичных интересов, их преобладание над частными

Задачами земельного права являются: обеспечение равноправия всех форм хозяйствования на земле, охрана окружающей среды, рациональное использование и охрана земель, защита прав собственности граждан и ЮЛ на землю.

Право собственности – Система правовых норм регулирующих общественные отношения по владению, пользованию, распоряжению землей. Это самостоятельный институт земельного права, важный элемент правового режима земель. В субъективном смысле право собственности представляет собой совокупность прав и обязанностей субъекта.

Особенности права собственности на землю:

• Земельное законодательство ограничивает право собственности размерами земельных участков, которые могут находиться в пользовании одного лица (максимальный и минимальный размер)

• Закон ограничивает оборот некоторых земель РФ (ст. 27 ЗК РФ)

• Закон предусматривает необходимость соблюдения целевого назначения земель собственниками при реализации своих полномочий.

• Существенные условия КП: точное описание предмета (земли): кадастровый номер земельного участка, адрес или местоположение, площадь, целевое назначение и разрешенное использование – для защиты добросовестного приобретателя, соблюдения правового режима земель.

• Правовой режим: цели использования – разрешенное использование, наличие форм собственности, наличие ограничений прав землепользования.

Правовой режим - это совокупность юридических признаков, определяющих особенности использования и охраны земель отдельной категории исходя из: целей использования, формы собственности, ограничений.

Целевое назначение земель - это совокупность юридических критериев определяющих порядок и условия использования земель, характеристику их правового режима.

Разрешенное использование - конкретный вид использования земельного участка отдельной категории. (вид хозяйственной деятельности на данном участке)

В понятие «права собственности на землю» можно включить:

• институт российского земельного права, нормы которого содержатся в Конституции РФ (ст. 8, 9, 36 и др.), ГК РФ, ЗК РФ, в целом ряде законодательных и нормативно-правовых актов подзаконного характера.

Для института права собственности на землю характерно сочетание двух признаков: экономического и экологического, которые находятся в тесном взаимодействии. Поэтому нельзя сказать, что земля в земельном праве выступает как недвижимость, а в экологическом праве — как составная часть окружающей среды. Она в обоих случаях — составная .часть окружающей среды;

• земельное правоотношение, в котором выступают как субъекты права собственности, так и иные лица, являющиеся носителями земельных прав и обязанностей. Например, в правоотношении по возникновению права земельной собственности участвуют не только земельные собственники, но и государственные органы, обязанные зарегистрировать сделку по приобретению земли, специальные службы, обязанные определить границы перешедшего в собственность земельного участка в натуре (на местности), кадастровый номер и другие характеристики;

• субъективные правомочия собственников земли. Так, собственники земли имеют право на совершение определенных действий — самостоятельно хозяйствовать на собственном земельном участке, возводить на нем жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения; проводить оросительные, осушительные, культурно-технические и иные мелиоративные работы и т.п.; на бездействие — воздерживаться от действий, нарушающих права других собственников, не совершать действий, нарушающих порядок пользования природными объектами, не наносить ущерба как природному объекту, так и природному ресурсу; на требование определенного поведения со стороны других лиц (например, требовать от предприятия, осуществляющего изыскательские работы на участке собственника, приводить земельный участок в состояние, пригодное для использования по целевому назначению); на защиту путем обращения в суд, органы местного самоуправления; путем взыскания убытков в полном объеме, включая упущенную выгоду, а также на защиту других земельных прав;

• юридический факт, порождающий определенные правоотношения как для собственников, так и для иных лиц. Например, при вынесении решения о получении земельного участка в собственность гражданину выдается свидетельство на право собственности земельного участка, осуществляется установление его границ в натуре (на местности) и составление его плана и чертежа и т.п.

Право собственности на землю, так же как и всякое другое право, может быть рассмотрено в объективном и субъективном смыслах.

Право собственности на землю в объективном смысле представляет собой институт земельного права, нормы которого регулируют статику земельных волевых отношений собственности как состояние принадлежности участков земли (ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ).

Эти нормы содержатся и в других отраслях российского законодательства. При этом, если в земельном праве формулируется «конструкция» права собственности на землю, то в иных отраслях права содержатся нормы, обеспечивающие эту конструкцию. Для того чтобы раскрыть конкретные возможности поведения, предоставленные законом собственнику земли, необходимо обратиться к категории права собственности в субъективном смысле.

Право собственника на землю в субъективном смысле — это закрепленная за собственником юридическая возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком своей властью и в своих интересах путем совершения в отношении этих земельных участков действий, не противоречащих закону и иным нормативно-правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу хозяйственной деятельности собственника.

Традиционно в практике и теории земельного права под «правом собственности на землю» понимается право в субъективном смысле, включающее в себя три правомочия. Это же закреплено и в п. 2 ст. 36 Конституции РФ, где сказано, что граждане владеют, пользуются и распоряжаются землей и другими природными ресурсами.

Право собственности граждан и юридических лиц на земельный участок есть право владеть, пользоваться и распоряжаться им с имеющимися на нем обременениями и соблюдением условий, установленных законом и договором, по которому он получен.

Для всех форм собственности характерен единый набор правомочий, но содержание и объем их различны.

1. Право владения землей — основанная на законе возможность фактического обладания земельным участком или определенной частью земельного фонда России. Владеть землей может и несобственник, но только в соответствии с законом. В противном случае владение землей будет считаться самовольным, за что по земельному законодательству может применяться юридическая ответственность.

В отличие от владения обычным имуществом, которое собственник может переместить в нужное для него место (перевезти в другой населенный пункт, закрыть в хранилище и т.п.), владение землей представляет собой определенную условность, поскольку земля неперемещаема и господство на ней ограниченно. Так, владение землей осуществляется путем перенесения в натуру проектов землеустройства с закреплением границ земельного участка на местности (в натуре).

В натуре (на местности) право владения объективно проявляется лишь в возведении межевых линий и пограничных знаков, охраняемых законом, в возведении заборов, строений и сооружений, которые в случае неправомерного возведения подлежат сносу за счет виновных лиц.

2. Право пользования землей — это допустимая законом возможность хозяйственной и иной эксплуатации земли, извлечения из нее полезных свойств и использования для иных целей удовлетворения потребностей общества. Это право выражается в двух основных формах: во-первых, право собственника по использованию земельного участка и способ, которым допустимо реализовать право собственника; во-вторых, в форме свободного хозяйствования на земле путем возведения строений и сооружений, осуществления мелиоративных работ и т.п.

Пункт 2 ст. 36 Конституции РФ закрепляет, что владение, пользование, распоряжение землей ее собственниками осуществляется свободно. Однако свободное хозяйствование на земле нельзя понимать как произвольное. В указанной статье предусмотрены два существенных условия, не ущемляющих деятельность собственника: свободное хозяйствование не должно наносить ущерба окружающей среде законным интересам других лиц. В п. 3 ст. 36 устанавливается, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона в форме выбора способа свободной реализации своих прав. Общим правилом является рациональная организация территории, защита земли от процессов разрушения (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ).

3. Право распоряжения землей — это допустимая законом возможность определять юридическую судьбу этого объекта.

У владельца-несобственника (арендатора) этого права либо вовсе нет, либо он обладает им в ограниченном виде и только с согласия собственника.

Распоряжение землей может выражаться в трех основных формах:

- изменение фактического состояния земли (земельного участка), которое влечет за собой изменение его юридического статуса. Например, освоение земельного участка под огороды влечет за собой присвоение этому участку положения сельскохозяйственного угодья;

- изменение правового режима земель. По российскому законодательству частный собственник, получивший землю от государства, не вправе менять ее целевое назначение, особенно это касается продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, лесных и охотничьих угодий. Ограничивается право фермерского хозяйства дробить землю, передавать ее По своему усмотрению (целиком или частью) в руки лиц, некомпетентных в сельском хозяйстве или не желающих жить на селе. Не имеют права менять назначение своих угодий, выделенных ради природоохранных целей, дирекции заповедников, национальных природных парков, управляющие лесопарковыми хозяйствами, рыборазводящими и охотничьими хозяйствами и т.п. организациями. То же касается научно-исследовательских, опытных и учебных хозяйств.

11. Формы, объекты и субъекты права собственности на землю.

Виды форм собственности: Государственная, муниципальная, частная

Субъекты: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, ЮЛ, ФЛ.

ФЛ могут иметь земельные участки на общей совместной и общей долевой собственности.

1. Объект права собственности на землю — часть земли как производственного базиса, которая в установленном порядке перешла к определенному субъекту или находится в его владение пользовании и распоряжении. При этом, исходя из анализа действующего земельного законодательства, можно выделить в качестве объекта права собственности земельный участок и земельную долю.

Нельзя считать объектом права собственности на землю такие участки, которые перешли в собственность незаконным путем, поскольку сделка, совершенная с нарушением закона, подлежит расторжению с возвращением сторон данной сделки в первоначальное положение (ст. 168 ГКРФ).

2. Субъекты права собственности на землю — это те лица, которые в установленном порядке признаны или являются собственниками конкретного земельного участка.

Закон выделяет следующие основные группы субъектов:

• государство в лице Российской Федерации и субъектов РФ. Государственная собственность на землю подразделяется на федеральную собственность (федеральные земли) и собственность субъектов РФ. Конкретные виды государственной собственности на землю могут устанавливаться наряду с Российской Федерацией также законодательством субъектов РФ.

Распоряжение и управление государственной собственностью на землю осуществляется Правительством РФ, Федеральной службой земельного кадастра, исполнительными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления;

• муниципальные образования, которые принимают участие в регулировании земельных отношений на своих территориях (в организации ведения кадастра и землеустройства, в определении, правового статуса тех или иных земель, в регистрации прав на земельные участки, в организации охранительных мероприятий и т.п.);

• предприятия, учреждения, организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде (ст. 48 ГК РФ);

г) физические лица — граждане Российской Федерации, а также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

Согласно ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства не могут обладать земельными участками на праве собственности в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с Законом РФ от 01.04.93 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» (в ред. от 30.06.03), в иных особых территориях в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ в России устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь земельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей долевой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности. В субъектах РФ конкретные из указанных форм собственности закрепляются законодательством и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Право собственности на землю реализуется через принадлежность конкретным лицам (объединениям и группам лиц), т.е. через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России.

В законодательстве по субъектному составу различаются следующие формы земельной собственности:

- частная собственность — осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах;

- государственная собственность — реализуется властью государства в интересах всего общества в целом;

- муниципальная собственность — реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного муниципального образования;

- иные формы собственности — смешанные. В республиках бывшего СССР существовало исключительное право государственной собственности на землю. Земля находилась только в собственности государства и предоставлялась лишь на праве пользования.

В ходе земельной реформы была устранена монополия государственной собственности на землю, введена частная, муниципальная и иные формы собственности. Наряду с федеральной собственностью существует собственность на землю 85 субъектов РФ. Устанавливая многообразие форм земельной собственности, Российская Федерация гарантирует их равенство перед законом и развитие всех форм хозяйствования на земле.

Различные формы собственности на землю способны оказать влияние на земельные отношения, улучшая их содержание или препятствуя их развитию.


Наши рекомендации