Понятие, особенности и система источников ЗП.
Источники ЗП – документ установленной формы, изданный уполномочен. гос. органом, содержащий зем. – прав. нормы, действующий на определ. тер-рии, определ. t и среди определ. круга лиц (д/общих или спец. Sов) и явл-ся элементом системы зем. закон-ва.
Особенности источников ЗП: •Множественность, •динамичность- способность развиваться под влиянием социально-экономических изменений, •нормы ЗП тесно связаны с нормами других отраслей, которые в частности регулируют хозяйственную деятельность.
Классификация источников ЗП. Деление норм актов на отдельные виды в зависимости от их юр силы. Законы и подзаконные акты регулируют земельные отношения. С точки зрения федерального устройства существует иерархия.
1.Международ. дог-ры. Ст.4 ЗК Если междунар. дог-ром РФ, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила междунар. дог-ра. Ст.69 Констит.РФ РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответ. с нормами междунар. права и междунар. дог-рами.
2. К РФ. Ст. 72 п.к. – зп предмет совместного введенья РФ и Sов РФ. Законом определяются фундаментальные положения, все остальное относится к ведению субъектов РФ. Обл. закон Свердл. обл. от 07.07.2004 года № 18оз «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области». Здесь прописана компетенция всех органов в области ЗП, вопросы управления земельными объектами, находящимися в распоряжении или собственности области.
Ст.76 КРФ законы субъектов РФ должны соответствовать ФЗ, а ФЗ должны соответствовать КРФ. Ст.9 (ч.1 – земля основа жизнедеятельности, ч. 2 форма собственности на землю, многообразие форм собственности).
Ст. 36 граждане вправе иметь землю в частной собственности (объединения граждан тоже вправе). Оборот земли позволяется в той мере, которая разрешена законом о земле, при условии не причинения ущерба окружающей среде и не должны нарушать права других землепользователей.
3.ФКЗ
4. ФЗ и кодексы. Земельный кодекс принят в 2001 году. Его принятие направлено на решение 2х задач: 1. приспособить земельные отношения к рыночной экономике. 2. создание условий для развития всех форм собственности на земельные участки. Кодекс состоит из 18 глав, 103 статей. Общая и особенная часть (с 14 главы особенная).
Закреплен приоритет зем. законод-ва над гражданским при регулировании земельных отношений.
ФЗ о крестьянском фермерском хозяйстве, о землеустройстве, о гос-ном кадастре и недвижимости, о личном подсобном хозяйстве, об обороте земель с/х назначения и т.д.
5.Указы президента должны соответствовать КРФ и ФЗ. Ех: Об утверждение перечня приграничных тер-рий на кот иностр. гр-не, лица без гражданства и иностр. юр. лица не могут обладать на праве собственности зем. участками. О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами.
6.Постановления правительства. Подзаконные НПА исполнительных органов гос. власти в пределах их компетенции. ʼʼО мониторинге земельʼʼ, ʼʼОб утверждении положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в РФʼʼ. от 02.10.2002 ʼʼО порядке консервации земель с изъятием их из оборотаʼʼ, от 07.08.2002 ʼʼО порядке распоряжения земельными участками, находящимися в гос-ной собственности, до разграничения гос-ной собственности на землюʼʼ.
7. Акты министерств занимаются нормами правового регулирования (нормативные приказы, инструкции, разъяснения, методические указания), по общему правилу обязательны только д/ должн. лиц этого министерства или учреждений находящихся в его подчинение. Но если министерство получило право на издание общеобязат-го акта (ех: Приказ Минюста «Об утверждение инструкции о порядке гос. регистрации дог-ров аренды недвижимого имущества) или акт был утвержден постановлением Правительства, он получает общеобязат-ную силу. Министерство экономического развития, министерство с/х.
8. НПА Sов РФ. Конституции Sов, Указы глав Sов, и т.д. ех: закон Свердл. обл. «Об особенностях регулирования зем. отношений на тер-рии Свердл. области»
9. НПА ОМСУ. Ех: Правила землепользования и застройки. ОМС определяет предельный размер участков для личного подсобного хозяйства.
10. Неофиц. источники права: решения судебных инстанций в форме постановлений.
11. Вспомогательные НПА. Национальные стандарты – обеспечивают «расшифровку» содержания закона. ГОСТ «Охрана природы. Рекультивация земель».