Фонд оценочных средств и шкала оценивания для промежуточного контроля
3.1. Фонд оценочных средств для проверки знаний/умений
Вопросы для подготовки к экзамену:
1. Политические инициативы и проекты интеграции, предшествующие образованию Европейских сообществ и Европейского Союза.
2. Основные учредительные договоры, определяющие этапы развития права ЕС (общая характеристика).
3. Структура ЕС до Лиссабонского Договора и по Лиссабонскому договору.
4. Правовая природа ЕС. Цели и задачи ЕС.
5. Правовое регулирование взаимоотношений Российской Федерации и ЕС.
6. Условия и порядок вступления в ЕС новых государств.
7. Понятие и особенности европейского права как интеграционного права ЕС.
8. Принципы европейского права и их классификация.
9. Источники европейского права.
10. Виды и юридические свойства правовых актов ЕС.
11. Система европейского права.
12. Система органов ЕС.
13. Особенности институциональной системы ЕС.
14. Судебная система ЕС.
15. Виды компетенции в ЕС.
16.Принципы деятельности ЕС (принципы распределения компетенции).
17. Международная правосубъектность ЕС.
18. Порядок внесения изменений и дополнений в учредительные документы ЕС.
19. Законодательный процесс. Основные виды правотворческих процедур в ЕС (общие и специальные).
20. Юрисдикция судебных органов ЕС.
21. Европейский парламент: порядок формирования, функции, полномочия, организация работы.
22. Состав, функции и полномочия Европейской комиссии.
23. Совет ЕС, его формации, полномочия и место среди других институтов ЕС.
24. Европейский совет как высший орган политической координации и планирования.
25. Правовые основы общей внешней политики и политики безопасности в Евросоюзе.
26. Институциональная система ОВПБ. Виды актов, принимаемых ЕС в сфере ОВПБ: общая стратегия, общая позиция.
27. Пространство свободы, безопасности и правосудия: понятие, нормативное закрепление и составные части.
28. Содержание сотрудничества полиций и судебных органов стран Евросоюза в уголовно-правовой сфере.
29. Сотрудничество стран ЕС в сфере гражданского судопроизводства.
30. Шенгенское право. Разноформатный характер участия европейских стран в шенгенских соглашениях.
31. Шенгенская виза, ее виды и порядок выдачи.
32. Принципы («основные свободы») единого внутреннего рынка ЕС: понятие, классификация, нормативное закрепление.
33. Свобода передвижения товаров и услуг внутри ЕС.
34. Принцип свободного передвижения лиц, его широкое и узкое понимание.
35. Свобода передвижения капиталов и платежей в ЕС.
36. Определение понятия «экономический и валютный союз» и его соотношение с общим рынком стран ЕС.
37. Этапы создания и основные обязательства государств в рамках экономического и валютного союза.
38. Правовое регулирование единой валюты «евро». Условия перехода государств Евросоюза на единую валюту.
39. Цели, задачи и правовой статус Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка.
40. Понятие и особенности таможенного союза в ЕС.
41. Таможенная территория ЕС. Общий таможенный тариф, его структура.
42. Особенности закрепления прав и свобод человека в праве ЕС.
Критерии оценки уровня усвоения знаний, умений и навыков по результатам экзамена (зачета)
Характеристика ответа | Европейская оценка | Рубежные баллы | Оценка | Уровень сформированности компетенций |
Дан полный, развернутый ответ на поставленный теоретический вопрос экзаменационного билета, показана совокупность осознанных знаний об объекте, проявляющаяся в свободном ориентировании понятиями, умении выделить существенные и несущественные его признаки, причинно-следственные связи. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ формулируется в терминах науки, изложен литературным языком, логичен, доказателен, демонстрирует авторскую позицию студента. Причем студент не затрудняется с ответом при видоизменении задания и правильно обосновывает принятое решение. | А | 100-96 | 5+ | Повышенный уровень сформированности компетенций |
Дан полный, развернутый ответ на поставленный теоретический вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа. | A | 95-91 | ||
Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. В ответе допущены недочеты, исправленные студентом с помощью преподавателя. | A | 90-86 | 5- | |
Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен, изложен литературным языком в терминах науки. Могут быть допущены недочеты или незначительные ошибки, исправленные студентом с помощью преподавателя. | B | 85-81 | 4+ | Базовый уровень сформированности компетенций |
Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен, изложен в терминах науки. Ответы на дополнительные вопросы логичны, изложены в терминах науки, однако допущены незначительные ошибки или недочеты, исправленные студентом с помощью «наводящих» вопросов преподавателя. | С | 80-76 | ||
Студент демонстрирует достаточные теоретические и практические знания. Дан полный, но недостаточно последовательный ответ на поставленный вопрос, но при этом показано умение выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Ответ логичен и изложен в терминах науки. Могут быть допущены 1-2 ошибки в определении основных понятий, которые студент затрудняется исправить самостоятельно. | С | 75-71 | 4- | |
Дан недостаточно полный и развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции. | D | 70-66 | 3+ | Пороговый уровень сформированности компетенций |
Дан неполный ответ, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения. Допущены грубые ошибки при определении сущности раскрываемых понятий, теорий, явлений, вследствие непонимания студентом их существенных и несущественных признаков и связей. В ответе отсутствуют выводы. Умение раскрыть конкретные проявления обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции. | Е | 65-61 | ||
Дан неполный ответ. Присутствует нелогичность изложения. Студент затрудняется с доказательностью. Масса существенных ошибок в определениях терминов, понятий, характеристике фактов, явлений. В ответе отсутствуют выводы. Речь неграмотна. При ответе на дополнительные вопросы студент начинает понимать связь между знаниями только после подсказки преподавателя | Е | 3- | ||
Студент испытывает значительные трудности в ответе на экзаменационные вопросы. Присутствует масса существенных ошибок в определениях терминов, понятий, характеристике фактов, исторических явлений. Речь неграмотна. На дополнительные вопросы студент не отвечает. | F | Менее 60 |