Понятие и психологическая типология преступных групп

Преступная группа – это неформальная группа, являющаяся единым субъектом криминальной деятельности, объединяющая на основе совместной противоправной деятельности людей, стремящихся к достижению общей преступной цели.

Ст. 35 Уголовного кодекса РФ разделяет все группы на два больших вида: это группы, совершившие преступление по предварительному сговору, и группы, совершившие преступление без предварительного сговора.

Применив имеющиеся знания о простом и сложном соучастии, можно выделить следующие типы преступных групп с точки зрению юридической психологии.

Случайная преступная группа состоит из двух и более исполнителей, совершающих преступление без предварительного сговора. Данный вид не имеет групповой сплоченности. Групповая сплоченность – это характеристика степени привязанности, единения членов группы, сплоченность вокруг лидера, способность к самовоспроизводству. Определенные характеристики имеют побудительную ценность для субъекта лишь в том случае, если они отвечают соответствующим потребностям, входящим в его мотивационную основу тяготения к группе. Возникают эти группы стихийно в неожиданно сложившейся обстановке. Здесь отсутствует функциональная структура, нет лидера, нет распределения ролей и функциональных обязанностей между членами группы. Решения в данной группе принимаются спонтанно под влиянием неожиданной ситуации, под воздействием эмоций и чувств.

Преступные группы типа компании (является переходной моделью от простого соучастия к сложному) состоят из двух и более человек, совершают преступления по предварительному сговору на определенные обстоятельства. Это обеспечивает взаимную осведомленность о том, в совершении какого действия они должны участвовать и в какой роли. Следовательно, в данном виде преступных групп уже наличествует согласованность действий и распределение ролей между участниками. Здесь еще нет строгой структуры и строгой соподчиненности, нет ярко выраженного лидера, но есть лицо, которое пользуется у остальных членов группы наибольшим авторитетом. Как правило, это дворовая компания несовершеннолетних, участвующая в дворовых групповых драках. Объединение подростков в подобного рода группы способствует выработке антиобщественной ориентации, некоторых форм отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних членов этой группы.

К основным типам организованных преступных групп, выделяемых юридическими психологами, относятся следующие группы:

Организованная преступная группа. Данный вид преступных групп можно разделить на два вида:

А. Простая организованная группа. Численный состав данной группы в среднем 2–4 человека. У них обычно есть длительная общая преступная цель. Хотя такие группы и являются организованными, устойчивыми и сплоченными и их действия носят предумышленный, спланированный характер, в то же время у них нет сложной структуры, строгой соподчиненности, четко выраженного лидера. Способы совершения преступления, как правило, одни и те же, они четко отработаны. Решения принимаются коллективно, а преступления совершаются сообща. Максимальная длительность функционирования таких групп – не более 3-х лет, в ней происходит смена участников преступной деятельности.

Б. Структурная (сложная) организованная группа. Отличается повышенной устойчивостью, иерархичностью, соблюдением принципа единоначалия. Численный состав таких групп – 5-10 и более человек. Преступная деятельность носит постоянный характер, чаще всего это совершение имущественных преступлений либо корыстно-насильственных. Во главе стоит ярко выраженный лидер. Роли между членами данной преступной группы распределяются не только на момент совершения преступления, но и на стадии подготовки к преступлению и в последующих действиях. Указанные группы занимаются совершением профессиональных краж (квартирных, автомобильных), грабежей, разбойных нападений, вымогательством (рэкетом), мошенничеством, контрабандой.

Организованная преступная группировка. Это особая разновидность организованных преступных групп, так как это сплоченная общность лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Группа отличается строгим порядком и планированием преступных действий, имеет одного или нескольких главарей. Это многочисленное преступное образование, объединяющее до сотни лиц, активно занимающихся преступной деятельностью (например, люберецкая группировка в Подмосковье, солнцевская группировка – насчитывают от 300 до 500 активных участников). Данный вид преступной группы содержит руководящее звено (3-8 человек). Остальная масса группировки – «боевики». Между главарями и исполнителями в данных группах существуют уже промежуточные звенья, имеется несколько подразделений: боевики, телохранители и т. д. Среди этих преступных групп можно выделить следующие два вида:

А. «Команда» («бригада») создается по территориальному признаку (по месту жительства) выросших вместе ребят, знающих друг друга с детства. Данные группы занимаются контролированием одной территории, стараясь подчинить все иные виды криминальных групп, функционирующих на данной территории: карманных и квартирных воров, угонщиков машин, проституток и т. д. Это часто вызывает криминальные разборки и «войну» за сферу влияния.

Б. «Община» – преступное образование, состоящее в своей основе из неместных жителей, в первую очередь выходцев из Закавказья, а также проживающих в данной местности иностранцев (вьетнамцев, корейцев и т. д.).

3. Бандитское формирование (образование) представляет собой такую форму организованной преступности, которая предполагает создание вооруженной группы с целью нападения на государственные, общественные предприятия, на отдельных граждан. Причем знанием о наличии оружия должны обладать все члены группы. Именно это знание отличает банду от других преступных групп.

Численный состав банды не превышает, как правило, 10 человек. Среди всех преступных образований банды отличаются самым высоким уровнем организованности, строжайшей соподчиненностью и конспирацией, беспрекословным подчинением главарю, исключительной жестокостью по отношению к жертве. Банды функционируют самостоятельно, объектом их преступной деятельности чаще всего являются деньги, валюта, оружие, золото, драгоценные камни, антиквариат. Банды, совершающие корыстно-насильственные действия в зоне своего влияния, нередко отличаются исключительным цинизмом, жестоким, дерзким и наглым характером преступных действий.

Преступная организация (сообщество) – представляет собой симбиоз преступных группировок, иных организованных групп; устойчивое, сложное, иерархическое криминальное образование. В основе объединения в сообщество лежит как правило, общность преступных интересов, этнические признаки (например, чеченская) или принцип «землячества» (например, тамбовское преступное сообщество). Главарь преступной организации осуществляет общее руководство и как бы нейтрален ко всем ее составным частям, а руководство осуществляет через помощников, которые возглавляют отдельные структуры.

Структура преступной группы – это одна из наиболее важных характеристик. Существует несколько подходов при определение структуры преступной группы.

Социометрическая структура позволяет определить статус (авторитет каждого члена группы, исходя из тех предпочтений, которые ему отдают другие члены группы. При этом выделяют лидеров, предпочитаемых, середнячков и изолированных. Социометрический подход может успешно применяться при описании небольших групп – до 20 человек.

Ролевая структура характеризует членов группы, исходя из тех неофициальных функций, которые они выполняют: например, «банкир» – человек ведущий учет общих денег группы; «танк» – член группы, обеспечивающий ее безопасность; «шестерка» – член группы, выполняющий мелкие поручения более авторитетных членов сообщества или лидера и т. д.

Организационно-психологическую структуру преступной группы можно представить в виде трех страт (слоев).

Прежде всего, любая преступная группа, состоящая из нескольких (5-7 и более) членов, имеет свое ядро, включающее лидера группы и его ближайшее окружение (слой А), для которых принадлежность к группе, их совместная деятельность имеет большую ценность и значимость. Члены этой страты решают организационные вопросы, вырабатывают стратегию и тактику преступной деятельности. Им свойственен высший уровень групповой сплоченности.

Члены данной страты имеют ряд интегральных характеристик: настроенность на опасность, управленческие способности и высокую личностную активность.

Под настроенностью на опасность понимается высокая эффективность действий в стрессе, чувствительность к потенциальной опасности, бесстрашие. Действия в стрессовых условиях заключаются в первенстве лидера, в защите группы, в организации групповых действий, в выборе стратегии и тактики поведения группы. Чувствительность к потенциальной опасности состоит в способности лидера предвидеть возникновение стрессовых ситуаций и варианты их развития. Бесстрашием обозначается качество, позволяющее лидеру дольше всех переживать угрозы, направленные на него, и быстрее восстанавливаться после поражений.

Вторым по степени выраженности интегральным качеством лидера можно считать его управленческие способности. В их структуре ведущими являются функции подавления внутригрупповой агрессии (конфликтов) и оказание поддержки слабым членам группы и «новичкам».

Личностная активность лидера включает довольно широкий набор частных проявлений – от инициативности и контактности до физической подвижности и склонности образовывать союзы с другими членами группы.

В настоящее время ученые выделяют следующие типы лидеров преступных групп:

А. Лидер-вдохновитель – такой тип лидеров, как правило, предлагает преступной группе свою программу действий; определяет нормы поведения внутри группы, цели и задачи преступной деятельности. Составив план и задав программу дальнейших действий, сам он зачастую может и не участвовать в совершении конкретного преступления. Лидер-вдохновитель может в целях личной безопасности выполнять лишь функции технического или «криминального» советника, предостерегающего членов группы от опасных для ее существования шагов. Вместе с тем, такой лидер часто является психологически сильной личностью, способной укрепить решительность своих подчиненных и т. п. Такому типу лидера соответствуют преимущественно «новые» «воры в законе», которые, в отличие от «старых» (нэпманских), стараются тщательно маскировать свой антиобщественный образ жизни под внешне законопослушный и сами уже не совершают преступлений, а делают это с помощью других лиц («пехоты»). Деятельность таких лидеров заключается в основном в решении организационных вопросов.

Б. Лидер-организатор – является центральной фигурой организованного преступного формирования. Зачастую это последовательно-криминогенный тип личности, характеризующийся высокой степенью антиобщественной направленности, сформировавшейся негативной личностной ориентацией, который не просто подыскивает подходящую ситуацию для совершения преступлений, но и создает ее, активно преодолевая встречающиеся препятствия. Этот тип, в отличие от предыдущего, лично организует и руководит преступной групповой деятельностью, осуществляет программу, ранее выработанную всей группой. К данному типу относятся «нэпманские» «воры в законе», источником жизнедеятельности которых было только совершение, например, квартирных краж, в которых они участвовали лично. Такие лидеры преступных групп имеют за спиной большой криминальный опыт, что, несомненно, повышает их авторитет среди других членов группы. К тому же, кроме общих функций по управлению преступной группой, организации совершения преступлений, такие лидеры наделены кругом специальных, обязательных для выполнения полномочий.

В. Лидер смешанного типа – этот тип соответственно сочетает в себе элементы лидера-вдохновителя и лидера-организатора, т. е. он разрабатывает план, задает программу и одновременно организует и руководит ее выполнением. Разновидностями лидеров смешенного типа являются: а) лидеры, последовательно или одновременно выполняющие функции вдохновителя, инициатора и организатора; б) лидеры, выполняющие роль инициатора-организатора; в) организаторы-руководители; г) руководители-исполнители.

Как правило, не только лидеры, но и члены данной страты являются профессиональными преступниками, т. е. лицами, которое систематически и постоянно занимаются преступной деятельностью и эта деятельность является основным источником материальных приобретений.

К личностным качествам лиц, принадлежащих к данной страте, относятся наличие опыта преступной деятельности, антиобщественная направленность, развитые волевые и интеллектуальные качества, наличие немалой физической силы, предприимчивость, властность и т. д.

Следующий слой преступной группы - слой Б. Это слой ценностно-ориентационного единства. Члены данного слоя связаны не только совместной деятельностью, но и имеют общие взгляды относительно основных ценностей и интересов, способов осуществления этой деятельности. Данный слой охватывает организационно-контрольные звенья и группы безопасности.

Основными задачами организационно-контрольных звеньев являются обеспечение реализации решений руководителей преступной группы; посреднические полномочия; разрешение споров между отдельными членами группы, организация помощи членам группы, попавшим в места лишения свободы и членам их семей. Члены этого звена непосредственно не принимают участия в совершении конкретных преступлений - как правило, они руководят группами исполнителей (боевиками).

В группе обеспечения безопасности выделяются две категории лиц. К первой относятся члены объединения, обеспечивающие конспирацию ее деятельности, осуществляющие разведывательную и контрразведывательную деятельность, а также выполняющие функции подавления социального контроля. Отдельные члены этой группы могут непосредственно участвовать в некоторых преступных акциях. Лица второй категории обычно формально не являются членами группы, но регулярно оказывают ей полезные услуги: это коррумпированные чиновники, представители общественных организаций, юристы, журналисты, деятели литературы и искусства и пр.

Слой В включает в свой состав исполнителей. Это звено основано на эмоциональной привязанности членов к лидеру. Они просто счастливы, что являются членами данной группы. Исполнителями могут быть представители разных видов преступности как экономической, так и общеуголовной.

Однако необходимо отметить, что структура преступной группы зависит от уровня ее развития. Чем выше уровень развития преступной группы, тем она становится более сложной, структурированной; появляется не только распределение ролей и функций между членами, но и признаки сплочения. Ее деятельность становится более целенаправленной.

Вопрос №32

Важнейшая функция психики - регуляция, управление поведением и деятельностью живого существа. В изучение закономерностей деятельности человека большой вклад внесли отечественные психологи: А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский. Действия человека, его активность существенно отличаются от действий, поведения животных.

Главная отличительная особенность психики человека - наличие сознания, а сознательное отражение - это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта (А.Н. Леонтьев). Ведущими факторами возникновения были труд и язык.

Всякий совместный труд людей предполагает разделение труда, когда разные члены коллективной деятельности выполняют разные операции; одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие операции такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения, т.е. это промежуточные операции. Но в рамках индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью, и человек понимает связь промежуточного результата с конечным мотивом, т.е. понимает смысл действия. Смысл, по определению А.Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву.

Таблица 2.

Важнейшие особенности деятельности
животных человека
Инстинктивно-биологическая деятельность Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении
Нет совместной деятельности, групповое поведение животных подчинено исключительно биологическим целям (питания, размножения, самосохранения) Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности. Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности
Руководствуется наглядными впечатлениями, действует в рамках наглядной ситуации Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости
Типичны наследственно-закрепленные программы поведения (инстинкты). Научение ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому наследственные видовые программы поведения приспосабливаются к конкретным условиям существования животного Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков). Закрепление и передача опыта поколений в материальной форме, в форме предметов материальной культуры
Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно. Животные неспособны изготавливать орудия с помощью другого орудия Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям. Изготовление орудия с помощью другого предмета или орудия, изготовление орудия впрок предполагало наличие образа будущего действия, т.е. появление плана сознания
Приспосабливаются к внешней среде Преобразуют внешний мир в соответствии со своими потребностями

Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива (рис.1.5).

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека.

Понятие и психологическая типология преступных групп - student2.ru
Рис.1.5 Структура деятельности

К фактам поведения можно отнести:

1. отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки),

2. внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и т.п.),

3. действия, которые имеют определенный смысл, и, наконец,

4. поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

Поступок - действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.

Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности - ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т.д.).

Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность - не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом.
Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек. Базовые знания о деятельности, мотивах, навыках представлены в схемах.

Наконец, деятельность всегда носит продуктивный характер, т.е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т.д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т.п.).

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней: верхний уровень - уровень особых видов деятельности, затем уровень действий, следующий - уровень операций, и наконец, самый низкий - уровень психофизиологических функций.

Действие - основная единица анализа деятельности. Действие - это процесс, направленный на достижение цели.

Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки цели, и в то же время действие - это одновременно и акт поведения, реализуется через внешние действия в неразрывном единстве с сознанием. Через действия человек проявляет свою активность, стараясь достигнуть поставленной цели с учетом внешних условий.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель - мотив, способ - результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнеми-ческие (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) и моторные (двигательные) (рис.1.6).

Понятие и психологическая типология преступных групп - student2.ru
Рис. 1.6 Компоненты действия и их функция

Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочная (управляющая), исполнительная (рабочая) и контрольно-корректировочная. Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

Операцией называется конкретный способ выполнения действия. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие, и опыта человека. Операции обычно мало осознаются или совсем не осознаются человеком, т.е. это уровень автоматических навыков.

Говоря о том, что человек осушествляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что человек представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются и предпосылками и средствами деятельности.

Например, когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действия и приемы запоминания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическую психофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не привело бы к желаемому результату, если бы человек не обладал мнемической функцией. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности.

Сенсомоторные процессы - это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта:

1. сенсорный момент реакции - процесс восприятия;

2. центральный момент реакции - более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором;

3. моторный момент реакции - процессы, определяющие начало и ход движения;

4. сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов - центральная проблема психологии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы - это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

Интериоризация - это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.
Экстериоризация - это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности, - это общение, игра, учение и труд.

Уже отмечалось, что наши потребности толкают нас к действию, к активности. Потребность - это переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями. Голод, жажда, или потребность в кислороде - первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых существ. Любое нарушение в балансе сахара, воды, кислорода или какого-либо другого нужного организму компонента автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает человека к его удовлетворению. Возникшее таким образом первичное побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на восстановление равновесия.

Поддержание равновесия, при котором организм не испытывает никаких потребностей, называется гомеостазом. Отсюда гомеостатическое поведение - это такое поведение, которое направлено на устранение мотивации путем удовлетворения вызвавшей его потребности. Часто поведение человека вызывается восприятием определенных внешних объектов, действием каких-либо внешних раздражителей. Восприятие определенных внешних объектов играет роль стимула, который может быть таким же сильным и значительным, как и само внутреннее побуждение. Потребность в движении, в получении новой информации, новых стимулов (познавательная потребность), новых эмоций позволяет организму поддерживать оптимальный уровень активации, который позволяет ему функционировать наиболее эффективно. Эта потребность в стимулах изменяется в зависимости от физиологического и психического состояния человека.

Потребность в социальных контактах, в общении с людьми является одной из ведущих у человека, только с течением жизни она меняет свои формы.

Люди постоянно чем-то заняты, и в большинстве случаев они сами решают, что будут делать. Чтобы сделать выбор, люди прибегают к процессу мышления. Можно рассматривать мотивацию как «механизм выбора» какой-то формы поведения. Этот механизм в случае надобности отвечает на внешние раздражители, но чаще всего он выбирает возможность, которая в данный момент лучше всего соответствует физиологическому состоянию, эмоции, воспоминанию или пришедшей в голову мысли, или неосознаваемому влечению, или врожденным особенностям. Выбор наших ближайших действий направляют и поставленные нами цели и планы на будущее. Чем эти цели важнее для наг, тем с большей силой они ориентируют наш выбор.

Таким образом, существует иерархия различных потребностей от самых примитивных до самых утонченных. Иерархическую пирамиду потребностей разработал игвестный психолог Маслоу: от врожденных физиологических потребностей (потребность в еде, питье, сексе, стремление избежать боли, родительский инстинкт, потребность в исследовании окружающего мира и пр.) - к потребностям в безопасности, далее к потребностям в привязанности, любви, далее к потребностям в уважении, одобрении, признании, компетентности, далее к когнитивным и эстетическим потребностям (в порядке, красоте, справедливости, симметрии) - и, наконец, потребности в понимании смысла своей жизни, в самосовершенствовании, в саморазвитии, самореализации.

Но одна и та же потребность может быть удовлетворена с помощью различных объектов, с помощью различных действий, т.е. различным образом опредмечена. В процессе опредмечивания потребности обнаруживаются две важные черты потребности: 1) первоначально существует достаточно широкий спектр предметов, способных удовлетворить данную потребность; 2) происходит быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете. В акте опредмечивания рождается мотив как предмет потребности.

Мотив - это опредмеченная потребность, это потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям. Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий, а с другой стороны, одно и то же действие может побуждаться разными мотивами. Мотивы порождают действия, т.е. приводят к образованию целей. Это мотивы-цели. Но существуют и неосознанные мотивы, которые могут проявляться в форме эмоций и личностных смыслов. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Ведущий главный мотив обусловливает личностный смысл - переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется особенным видом деятельности (игровой, учебной или трудовой).

Наши рекомендации