Базовые предпосылки исследования
ПРОБЛЕМ ЕЁ ГРАЖДАН»
Москва
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
Базовые предпосылки исследования. 6
Методика исследования. 8
Освещение социально значимых проблем региональными СМИ.. 16
Отражение в СМИ Краснодарского края проблем, волнующих жителей региона 29
Основные положения и выводы исследования. 38
Список приложений. 44
Введение
Одним из актуальных вопросов жизнедеятельности современного общества является объективность отражения средствами массовой информации общественной проблематики и социальной реальности в целом. Информирование такого рода суть трансляция знаний, используемых как основа для социального действия, и, как следствие, оно выступает источником упорядоченности социальной системы.
В современном обществе средства массовой информации выполняют различные задачи. В частности, в контексте рассматриваемой проблематики целесообразно выделить такие из них, как:
· Интеграция – координация различных субъектов для возможных дальнейших совместных действий, обсуждение социально значимых процессов, поиск консенсуса по сложным / спорным социальным вопросам. Благодаря этой функции разрозненные индивиды сплачиваются в группы, а отдельные группы – в общество с разделяемыми представлениями, идеями, ценностями.
· Информирование – обеспечение доступа к информации, ставшей особо значимым ресурсом в современном постиндустриальном (информационном) обществе. Информация может быть различных типов – от предоставления фактов о произошедшем событии до освещения аналитических материалов, включающих прогнозы тенденций развития социально значимых явлений.
· Идентификация – содействие в определении / поддержании читателем собственного образа себя как человека / гражданина / читателя / потребителя.
· Развлечение – предоставление возможностей провести свободное время.
Отсутствие информации или ее искажение приводит к дезориентации людей, что, в свою очередь, порождает состояние аномии, то есть отсутствие четкой системы социальных норм и ценностей, противоречивости интересов разных сторон, невозможности разрешить возникающие проблемы посредством взаимного согласования. Таким образом, от того, как подается информация, зависят взгляды, позиции людей, формируется общественное мнение и выстраивается общественное поведение. Очевидно, что информированность граждан напрямую зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько она отражает реальные факты. Кроме того, социально активно настроенные граждане, которые ищут возможность выражения своей позиции, нуждаются в рупоре для ее выражения. Они рассматривают СМИ как возможную площадку, но СМИ, вследствие целого ряда факторов, лишь выборочно освещают те проблемы, которые волнуют активных граждан.
Таким образом, совокупность задач, решаемых СМИ, вписана в контекст функционирования и развития гражданского общества, ибо СМИ предоставляют серьезные возможности для продвижения его ценностей, а также обеспечивают его действенными инструментами. Однако синергия гражданского общества и СМИ возникает в том случае, когда последние активно решают весть комплекс описанных выше задач.
Данный проект призван выявить, насколько хорошо это удается региональным средствам массовой информации.
Цель исследования – определить степень пересечения проблемных полей, выявленных в результате анализа обращений граждан России в Общественную палату Российской Федерации, и отраженных в региональных СМИ.
Под «проблемным полем» в данном случае подразумевается апелляция к различным аспектам социально значимых проблем, понимаемых и воспринимаемых как таковые – проблем, к которым привлекается внимание активными гражданами и журналистами. Сравнение тем, освещаемых двумя категориями выразителей общественного мнения: 1) социально активными гражданами – авторами обращений в ОП, и 2) журналистами региональных СМИ – позволяет четче проанализировать фокус работы СМИ и выявить уровень соответствия между видением социальных проблем, продвигаемым СМИ, и теми проблемами, которые волнуют граждан, и к которым наиболее активные из них стремятся привлечь общественное внимание. Источником информации о проблемах, волнующих граждан, являются обращения, полученные Общественной палатой РФ в 2009 году.
Задачи исследованиянаправлены на реализацию количественно-качественного анализа освещения общественно значимой проблематики по основным сферам жизни страны в региональных СМИ, а именно:
· структурирование обращений в Общественную палату РФ на предмет определения тем и проблем, волнующих граждан;
· детальный анализ обращений в Общественную палату РФ и выявление проблем, наиболее значимых для граждан, – на примере Краснодарского края;
· анализ отражения в региональных СМИ проблем, затронутых в обращениях граждан в Общественную палату РФ;
· анализ представленности проблем, волнующих жителей региона в СМИ Краснодарского края;
· сопоставления двух видений и выявление того, насколько проблемы, внимание к которым стремятся привлечь активные граждане, отражены в региональных СМИ.
· сопоставление проблемных полей – определенного в результате анализа обращений жителей Краснодарского края в Общественную палату РФ, с одной стороны, и выделенного в результате анализа освещения тем в СМИ региона, с другой стороны.
Методика исследования
Исследование было реализовано в несколько этапов.
На первом этапе осуществлялось тематическое структурирование базы обращений, поступивших в Общественную палату РФза определенный период времени – с 1 января по 30 декабря 2009 г.
По результатам анализа рубрик, по которым классифицируются обращения граждан, поступающие в Общественную палату, выявляются ключевые тематические категории, объединяющие проблемы и инстанции, к которым апеллируют граждане в своих обращениях за анализируемый период времени. Реализуется это следующим образом: рубрики, входящие в тематические опции базы, а именно «Тематические категории (инстанции)», «Тематические категории (предметы)», а также «Тренды» обобщены в ряд категорий. Таким образом, при подсчете обращений по каждой из категории выделяются все включенные в нее содержательные позиции. Кроме того, для анализа брались все формы обращений, кроме благодарностей, поздравлений, приглашений. При анализе общерегиональной базы не рассматривались обращения, пришедшие в Общественную палату РФ от жителей городов Москва и Санкт-Петербург.
В результаты анализа имеющихся рубрик базы обращений получена следующая тематическая структура[4]:
· Судебно-пенитенциарная система, включающая рубрики:
× Бытовые условия (в местах лишения свободы)
× Обвинительное следствие
× Отказ в возбуждении УД (уголовных дел)
× Прокуратура (волокита в ходе следствия)
× Судебная система (жалобы на ведение дел, судебные решения, действие судей, предложения по совершенствованию)
× Судебные приставы (жалобы на неисполнение судебных решений)
× Туберкулез (у заключенных, отбывающих наказание)
× Фабрикование дел (выбивание показаний)
× ФСИН (содержание заключенных, условия в колониях, права заключенных)
× Уголовные дела (необоснованное возбуждение уголовных дел, волокита в ходе следствия)
· Жилье, в том числе рубрики:
× Барачного типа
× Ведомственное жилье (выселение семей из жилья вследствие реорганизаций или изменения ситуации)
× Ветхое жилье
× Госрегистрация (жилья, квартиры, прав на недвижимость, волокита в ходе регистрации, вымогательства при хождении по инстанциям)
× Жилье (просьбы обеспечить жильем, жалобы на непредставление жилья)
× Лишение (выселение за неуплату, жалобы на необоснованные решения по выселению, мошенничество)
× Перенаселенность
× ТСЖ (жалобы на незаконную регистрацию ТСЖ, влияние органов власти на деятельность ТСЖ через включение «своих кандидатур»)
× Точечная застройка
· ЖКХ, включающий рубрики:
× ЖКХ (высокие тарифы, отказ в предоставлении льгот, жалобы на плохое обслуживание – ремонт, уборку и т.п.)
× Тарифы
· Здравоохранение, в том числе:
× Бюро МСЭ (медико-социальной экспертизы) (отказ в оформлении инвалидности, волокита)
× Здравоохранение (жалобы на отказ и качество обслуживания, дефицит квалифицированных кадров, очереди в медучреждениях)
× Квоты (на лечение)
× Лекарственное обеспечение (цены, качество препаратов, наличие)
× Медицинское обеспечение
× Наличие медицинских учреждений (закрытие медучреждений в небольших населенных пунктах)
× Результаты лечения (жалобы на постановку неправильного диагноза, лечения)
· Социальная защита, включающая рубрики:
× Дети (малые суммы пособий для детей)
× Дотации
× Льготы
× Материнский капитал (волокита с получением для использования)
× Не используются льготы (невозможность использовать льготы)
× Органы опеки
× Пенсионное обеспечение (увеличение пенсии не соразмерно заработной плате, низкие пенсии, просьбы не повышать пенсии, т.к. тут же увеличиваются тарифы и поднимаются цены)
× Пособия (волокита с получением пособий)
× Социальная защита (трудно добиться выделения социальных работников для инвалидов, пособия по уходу)
· Трудовые отношения, включающие:
× Зарплата (невынесение, неисполнение решений суда по данным вопросам)
× Профсоюзы (защита прав работников)
× Трудовые права (незапланированные увольнения, непредоставление расчёта и т.д., отказ в восстановлении по решению суда)
× Увольнения
· Общественная безопасность, в том числе рубрики:
× ГИБДД (жалобы на организацию движения, вымогательство на дорогах, расстановку знаков-ловушек)
× Госнаркоконтроль (жалобы на фабрикование дел, подброс наркотиков)
× Коррупция
× Миграционная служба (отказ в регистрации, установлении гражданства)
× Милиция (жалобы на малограмотность, кадры, отсутствие контроля, методы работы)
× Минобороны (увольнение со службы, отказ в предоставлении жилья, отказ в выплате боевых, в т.ч. по судебным решениям, злоупотребления)
× ФСБ (жалобы на действия пограничников на пропускных пунктах)
· Образование, включающее:
× ЕГЭ
× Дополнительные поборы с учащихся
× Закрытие образовательного учреждения
× Образование и наука (недостаток в предоставлении патентов, предложения, связанные с наукой)
· Бизнес, включающий:
× Административные барьеры бизнесу
× Бизнес
× Монополизация рынка
× Рейдерство
× Собственность (бизнес)
· Армия, в том числе:
× Неуставные отношения
× Призывники
× Солдаты
Примеры, демонстрирующие содержание отдельных обращений, приводятся в Приложении 1.
Таким образом, формируется десять тематических (проблемных) категорий:
1. Судебно-пенитенциарная система
2. Жилье
3. ЖКХ
4. Здравоохранение
5. Социальная защита
6. Трудовые отношения
7. Общественная безопасность
8. Образование
9. Бизнес
10. Армия
На втором этапе исследования полученные категории выступают основанием для составления поисковых запросов (ключевых слов и словосочетаний), с помощью которых в дальнейшем осуществляется «автоматизированный» мониторинг сообщений СМИ.
Подход к составлению поисковых запросов базируется на том, что в рамках исследования рассматривается отражение в СМИ тем, волнующих граждан, т.е. рассматривается проблемное поле, которое изначально задано рамкой обращений (жалоб, предложений и пр.) в Общественную палату. Следовательно, формулировки поисковых запросов должны фокусироваться на выявлении того, что пишут СМИ относительно негативных, проблемных сторон той или иной области. Для подсчета количества упоминаний указанных аспектов в запрос вводятся специальные «маркеры проблемности», которые однозначно указывают на затрагивание в публикации негативной темы. Например, в категории «Армия» такой маркер – упоминание дедовщины. Наличие в публикации данного слова позволяет нам отнести материал к тем публикациям, которые обращают внимание на отрицательные моменты, поскольку даже если в статье говорится о сокращении случаев дедовщины, в любом случае это признание СМИ факта того, что такое явление существует, обсуждение этого явления.
Каждая из рассматриваемых категорий содержит объекты (в базе Общественной палаты они обозначены как «инстанции» и «предметы»). Маркерами проблемности является наличие в тексте перед ними определенных слов, как то: «жалоба на…», «претензия к…», «недовольство…» и пр., что свидетельствует о негативной окраске освещения темы.
В ходе анализа освещения негативных аспектов отобранных тематических категорий в региональных СМИ мы ориентируемся на те объекты, которые выделены в ходе анализа базы данных Общественной палаты. Например, в категории «Армия» есть два объекта – «Солдат» и «Призывник». Именно к ним применяются маркеры проблемности. Очевидно, что проблемой в данной сфере может являться и, например, взяточничество военкомов, однако в ходе анализа базы обращений Общественной палаты такие жалобы в рубрику выделены не были, поэтому в рамках настоящего исследования данная проблема не рассматривается.
Таким образом, были сформулированы следующие поисковые запросы:
1. Судебно-пенитенциарная система:
((фабрикован* или сфабрикован*) :2 дел!*2) или ((туберкулез* и (заключенн* или тюрьм*)) /п) или ((жалоба :1 на) или (протест :1 против) или (претенз* :1 к) или недовольств*) :3 (((бытов* :1 услов*) и мест* и лишен* и свобод*) /п или (судебн* :1 (систем!*2 или пристав*)) или ФСИН или (отказ* :2 возбужден* :2 дел!*2) или прокуратур*)
2. Жилье
((жалоб* или запрос* или претенз* или просьб* или протест* или недовольств*) и (ТСЖ или (точечн* :1 застройк*) или ((ветх* или аварийн* или барачн* или лишен* или перенаселен* или госрегистрац*) и (жиль!*1 или недвижимост* или квартир* или дом)) /п)) /п
3. ЖКХ
((жалоб* или запрос* или претенз* или просьб* или протест* или недовольств*) и ЖКХ) /п
4. Здравоохранение
((жалоб* или претенз* или просьб* или протест* или недовольств* или нехватк*) и (здравоохранен* или (дороги* :1 лекарств*) или медицин* или (результ* :2 лечен*) или МСЭ)) /п
5. Соцзащита
((жалоб* или запрос* или претенз* или просьб* или протест* или недовольств* или нехватк*) и (соцзащита или (социальн* :1 защит*) или пенсии или (материнск* :1 капитал) или (социальн* и (льгот* или дотац* или пособия)) /п или опек* или (детск* :1 (учрежден* или дом*)))) /п
6. Трудовые отношения
((жалоб* или забастовк* или голодовк* или запрос* или претенз* или просьб* или протест* или недовольств* или нехватк*) и (увольнен* или зарплат* или (оплат* :1 труд*) или (трудов* :1 прав*) или профсоюз*)) /п
7. Общественная безопасность
((жалоба :1 на) или (протест :1 против) или (претенз* :1 к) или недовольств* или коррупц* или беспредел) :3 (миноборон* или (министерств* :1 оборон) или ФСБ или МВД или милиция или (орган* :1 внутренн* :1 дел) или ГИБДД или госнаркоконтроль или (мигрционн* :1 служб*))
8. Образование
(поборы :3 (учащихся или учащиеся)) или ((жалоб* или запрос* или претенз* или просьб* или протест* или недовольств* или забастовк* или голодовк*) и ((качеств* :2 обучен*) или ЕГЭ или ((закрыт* или нехватк*) :3 (школ* или (образоват* :1 учрежден))))) /п
9. Бизнес
((жалоб* или запрос* или претенз* или просьб* или протест* или недовольств*) и (рейдерств* или (административн* :1 барьер*) или (отъем :1 собственност*) или (монополиз* :1 рынк*))) /п
10. Армия
(неуставн* :1 отношен) или дедовщин* или ((солдат* или призывник*) и (жалоб* или запрос* или претенз* или просьб* или протест* или недовольств*)) /п
На третьем этапе с помощью составленных поисковых запросов осуществляется «автоматизированный» мониторинг сообщений СМИ. На основе мониторинга определяется конфигурация информационного поля СМИ по выделенным тематическим категориям.
Далее, на четвертом этапе, на основе предложенной ранее методологии и полученных данных проводится анализ освещения региональными СМИ проблем, волнующих граждан. Анализ освещения тематических категорий осуществляется следующим образом: по каждой категории обращений отбираются основные проблемные ситуации, после чего анализируется их упоминаемость в региональных СМИ. Анализ такого рода осуществляется на выборке СМИ всех регионов.
Кроме того, в рамках данного этапа реализуется кейс-стади – метод исследования, в рамках которого подробное изучение одного или нескольких случаев позволяет раскрыть содержание глубинных процессов, протекающих в обществе[5]. В данном случае речь идет о более подробном анализе представленности в региональных СМИ проблем, волнующих граждан, на примере отдельно взятого региона. При этом в рамках реализации кейс-стади проводится детальный разбор всех обращений в Общественную палату РФ, полученных из региона, определенного для изучения.
Рис. 2. Представленность тематических категорий в СМИ различных типов (количество публикаций)
Рис. 3 позволяет наглядно увидеть, как соотносится апелляция сравниваемых информационных площадок (Общественной палаты РФ и региональных СМИ) к разным категориям проблем. Рассмотрим подробнее каждую из них.
Рис. 3. Представленность тематических категорий в обращениях в ОП РФ и в СМИ (% от совокупности по выделенным категориям)
Судебно-пенитенциарная система
Одним из наиболее распространенных типов обращений в Общественную палату РФ являются те, которые посвящены различным аспектам работы судебно-пенитенциарной системы страны. Сюда можно отнести:
× «фабрикование» дел – бездоказательные обвинения, отсутствие возможности доказать свою невиновность;
× распространение туберкулеза в местах лишения свободы, высокий уровень заболеваемости туберкулезом среди заключенных;
× вызывающие заслуженную критику условия содержания заключенных;
× а также упоминание основных институциональных структур, включенных в круг работы пенитенциарной системы: прокуратуры и Федеральной службы исполнения наказаний.
Эта тема вызывает большое возмущение тех, кто сталкивается с ее работой, и вместе с тем редко оказывается в центре общественного внимания. Одной из возможных причин подобного игнорирования является подспудно распространенная в обществе убежденность, что «вор должен сидеть в тюрьме», и «это не сахар». Подобное весьма общее, размытое и архаичное представление может быть достаточным для того, чтобы данная тема не имела возможности «пробиться» к массовой аудитории.
Во многом это объясняется тем, что тяжелые бытовые условия, разные формы проявления несправедливости, невозможность поддерживать состояние здоровья, отсутствие рычагов для реализации собственных гражданских прав характерны отнюдь не только для заключенных. Поэтому СМИ в разговоре о данных проблемах, как правило, рассматривают социально одобряемые аудитории - например, пенсионеров. Для заключенных и членов их семей проблемы неэффективной работы судебно-пенитенциарной системы остаются личной проблемой, для решения которой они используют все доступные средства, но вынести их обсуждение на уровень СМИ они, как правило, не могут.
Различия в активности привлечения внимания к проблеме разными аудиториями (корреспондентами ОП и региональными СМИ) легко проследить по данным: если обращения в Общественную плату, связанные с работой судебно-пенитенциарной системы, составляют треть от всех, то объем публикаций во всех типах СМИ – лишь 2%.
Примечательно, что указанная тематика традиционно претерпевает в СМИ существенные искажения. Так, исследования проблемы освещения преступности в СМИ[6] показывают, что реальная структура преступности (распределение преступлений по типам, взятое, например, из сводок МВД) не совпадает со «структурой преступности» из новостей. В наибольшей степени представлены в СМИ преступления, связанные с насилием (убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, грабежи и разбойные нападения), тогда как в статистике МВД они составляют существенно меньшую долю по отношению к другим преступлениям. Это перенесено и в социальные медиа (блоги, форумы): большой интерес пользователей обращен к там темам криминального толка, как громкие убийства, преступления с участие высокопоставленных лиц или их родственников, иные преступления, осуществленные общественно опасным способом (стрельба, взрывы, ДТП). При этом внимание блоггеров уделяется не только самому преступлению, но и наказанию: обсуждаются расследования, суды и пр. Последнее, как правило, тесно связано с правозащитной тематикой[7].
Жилье
Жилищная политика затрагивает большинство граждан страны, и мало кого оставляет равнодушным, что позволяет ожидать большого количества обращений в Общественную палату (17% от общего количества обращений в рамках выделенных категорий). На основе анализа обращений были выделены следующие проблемные аспекты:
· сложности, связанные с введением, формированием ТСЖ, их функционированием;
· точечная застройка;
· неблагоустроенное жилье (ветхое, барачное, находящееся в аварийном состоянии);
· проблемы жильцов и жилья (госрегистрация, перенаселенное жилье, лишение права на жилье);
· общие проблемные ситуации (жалобы, запросы, претензии, просьбы, протесты или недовольство), связанные с жильем – недвижимостью, будь то квартира или дом.
Вместе с тем, СМИ эту тему рассматривают не очень активно – сюжеты по данной теме составляют лишь 5% от количества публикаций по выделенным проблемным категориям. Раз спрос на тему велик, интерес к ней очевиден, но СМИ его не используют, может существовать иное объяснение подобного дефицита внимания: стремление региональных СМИ выстраивать собственную систему освещаемых тем. Возможным объяснением в этом случае может быть зависимость многих ведущих региональных СМИ от региональных властей. Отказ от освещения актуальной и востребованной читателями / слушателями / зрителями темы может быть связан с нежеланием поднимать острые вопросы, с большой вероятностью, трудно разрешимые на уровне региональной власти.
В подтверждение этого тезиса можно сказать, в частности, что в региональных СМИ значительно большее внимание уделяется вопросам точечной застройки и спорам вокруг функционирования ТСЖ. Эти вопросы относятся к числу реализуемых в настоящее время мероприятий, и потому могут быть скорректированы, их обсуждение также можно считать хорошим информационным поводом, что важно для СМИ. Проблемы низкого качества жилого фонда – ветхое, аварийное жилье и т.п. – обсуждаются почти в два раза реже. Их труднее рассматривать в качестве информационного повода – это старые проблемы, для решения которых имеется множество ограничений, и привлечение к ним внимания может трактоваться как относительно бесперспективное.
ЖКХ
К той же группе проблем, что связанны с жильем, можно отнести реформу ЖКХ, рост тарифов и прочие вопросы, связанные с обеспечением функционирования жилища. Интересно, что здесь мы наблюдаем обратную ситуацию: эти вопросы практически не волнуют граждан (как было показано выше, мы считаем, что обращающиеся в Общественную палату являются выразителями настроений граждан) – только 3% обращений посвящены данной теме, но СМИ активно покрывают эту тему – 10% публикаций. Если воспользоваться предложенным выше объяснением, то можно предположить, что обсуждение ЖКХ для региональных СМИ часто используется как схема-прием для того, чтобы избежать разговоров о жилье. Действительно, реформа ЖКХ проводится из федерального центра и потому может быть подвергнута определенной критике, тогда как жилье является сферой ответственности местной власти, а критика в ее адрес чревата сокращением финансовых ассигнований региональным СМИ.
Здравоохранение
Данная категория демонстрирует очень высокий уровень упоминаемости в региональных СМИ – 19% от общего числа рассмотренных проблемных случаев. Сюда были отнесены публикации, посвященные проблемам в области медицины и здравоохранения, дороговизне лекарственных средств, низкому качеству и недостаточной эффективности медицинской помощи, нехватке квалифицированных специалистов. Если для региональных СМИ проблемы системы здравоохранения – вторая по активности освещения тема, то на уровне обращений граждан она стоит на пятом месте по упоминаемости. Вероятно, данное несоответствие интереса к проблеме можно объяснить отсутствием рычагов, к которым можно было бы апеллировать при обращении в Общественную палату. Тема известна на уровне описания – СМИ помогают дополнять ее подробностями и фактами, на уровне решений существуют определенные инициативы по совершенствованию работы системы здравоохранения (например, национальный приоритетный проект «Здоровье», создавший определенный временной отрезок для активных граждан, в ходе которого они могут ждать позитивных изменений). Кроме того, недовольство работой системы здравоохранения может подтолкнуть активных граждан к использованию иных возможностей поддержания своего физического состояния – частных медицинских учреждений, альтернативной медицины и т.п. В этом случае отрицательный личный опыт перестает быть сконцентрированным на конкретном поле, не адресован больше конкретному социальному институту, организации, индивиду – это также может размывать стимулы для обращения в Общественную палату по поводу проблем, связанных со здравоохранением.
Примечательно, что постоянно растет интерес региональных СМИ к проблематике здравоохранения (а также следующей ниже социальной защиты) в контексте деятельности некоммерческих организаций в этих областях.[8] Интерес СМИ к проблематике, с одной стороны, и активности НКО в этой же сфере, с другой, позволяют предположить, что российские НКО в современной ситуации играют определенную роль как источник привлечения общественного внимания к общественно значимым проблемам.
Социальная защита
Для сравниваемых площадок характерна совпадающая активность в обсуждении проблем социальной защиты (12 и 13% соответственно). К таковым были отнесены:
· собственно социальная защита;
· проблемы пенсий и их выплат (низкая пенсия, неправильный перерасчет пенсий);
· выплата пособий и субсидий (материнский капитал, льготы, дотации и т.п.);
· защита детей (опека, детские учреждения, в т.ч. детские дома).
Данную категорию проблем можно считать точкой совпадения обеих аудиторий – единственной из всех тем, включенных в анализ. Можно предложить несколько объяснений подобного феномена: пенсионеры часто рассматриваются как наиболее активная категория населения страны, и потому могут выступать инициаторами и обращений, и информационных поводов, освещаемых в СМИ – так, пенсионеры часто упоминаются при освещении различных протестных мероприятий, где они составляют основную аудиторию. Кроме того, региональные власти часто заинтересованы в поддержке контакта с наиболее активной категорией избирателей (к таковым однозначно относятся пенсионеры), а потому будут стремиться поддерживать внимание СМИ к характерным для нее проблемам, включая их в свои предвыборные кампании.
Остальные проблемы, отнесенные к данному блоку, можно охарактеризовать как проявление социальной ответственности и поиск / осмысление новых ее форм. Социально уязвимые категории населения, подвергшиеся особому риску в условиях переходной экономики и деградации старой системы социальной защиты, нуждаются в заботе в любых социально-экономических условиях. Относительный рост благосостояния делает данную проблему острее как на уровне общества в целом, так и на уровне индивидов, т.к. полноценное самосознание в 21м веке невозможно без обращения к судьбе тех, кто не способен самостоятельно о себе позаботиться.
Трудовые отношения
Наиболее часто упоминаемой категорией в региональных СМИ были различного рода проблемы в сфере трудовых отношений – по доле упоминаний (31%) эта категория равна сумме описанных выше также активно обсуждаемых проблем в области социальной защиты (12%) и здравоохранения (19%). Данную ситуацию можно понять: российский рынок труда характеризуется целым рядом особенностей, отличающих его от других переходных экономик, и глобальный финансовый кризис только добавил остроты к уже давно существующим проблемам.
В эту категорию были отнесены различные формы привлечения внимания к проблемам, возникающим в сфере трудовых отношений – от протеста и голодовок до запросов и обращений. Рассматривались следующие сферы возникновения проблемных ситуаций: увольнение / сокращение, ограничения в оплате труда (сокращение заработной платы, задержка выплат). Также при анализе данной категории публикаций учитывалось освещение активности профсоюзов.
Среди граждан, обращавшихся с запросами в Общественную палату, данная тема непопулярна: на ее долю приходится лишь 6% от рассмотренных обращений. Данные различия в интересе к проблеме можно объяснить наличием большого числа механизмов, к которым могут обращаться граждане: отношения с работодателями регулируются Трудовым кодексом, и любые спорные решения могут быть обжалованы в суде, профсоюзы активно работают в этом поле и т.п. Большое внимание СМИ к проблеме создает определенное информационное поле, в котором многие могут получить ответ на свой вопрос, таким образом, потребность в обращении может быть минимизирована.
Приведенный выше тезис подтверждают и результаты других исследований[9], свидетельствующие: в контексте освещения в СМИ проблематики гражданского общества, тематика профессиональных союзов является наиболее упоминаемой.
Общественная безопасность
Различные жалобы, выражение недовольства, протестов, претензий к работе силовых ведомств занимают промежуточное положение по числу обращений в Общественную палату (10%) – они замыкают перечень наиболее популярных тем. Упоминаний подобных сюжетов в региональных СМИ не так много (7%): тема замыкает список лидеров обсуждения. Вероятно, такое распределение можно считать еще одним проявлением ограниченного выбора «перспективных» тем региональными СМИ.
Кроме того, высокий уровень централизации системы управления страны, сложившаяся жесткая иерархия различных уровней управления делают федеральные ведомства и работающих в них «чиновников» фактически недосягаемыми для обсуждения в регионах, что отрицательно влияет на собираемую обратную связь об их работе. Наиболее активно в региональных СМИ обсуждалась проблема коррупции в силовых ведомствах.
Образование
Образование - одна из наименее обсуждавшихся из выделенных для анализа тем, как в региональных СМИ (3%), так и в обращениях в Общественную палату (2%). Рассматривавшиеся проблемы включали в себя введение ЕГЭ, закрытие школ (образовательных учреждений), коррупцию в школах. Сложности введения ЕГЭ на национальном уровне, вероятно, остались прерогативой обсуждения федеральных СМИ – региональным оставалось лишь поддерживать обсуждение. Кроме того, у них фактически нет возможностей быть выразителем интересов любой группы – решения приняты на федеральном уровне, и будут поддерживаться, и продвигаться именно с него.
Если СМИ воспринимают своей основной задачей поддержку региональной власти, то привлечение внимания к проблеме, для решения которой нет рычагов и ресурсов, не способно повысить популярность власти, а потому невыгодно для СМИ. Если СМИ рассматриваются как независимая структура, призванная воздействовать на общество в целом, в том числе и систему властных отношений, то обращение к проблеме, решение которой затруднительно, не позволит СМИ продемонстрировать собственную эффективность как ресурса влияния, а потому также может оказаться невыгодным для них.
Бизнес
Проблемы ведения бизнеса в России – от рейдерских захватов до административных барьеров, от выбора между монополией и конкуренцией до отъема собственности – характеризуются одним из самых низких уровней упоминаемости в региональных СМИ (3%). Обращений в Общественную палату было заметно больше – 7%.
Указанные различия вновь свидетельствуют в пользу приведенного в начале работы аргумента о том, что выбор тем для рассмотрения в определенном смысле конструирует общественное восприятие социально значимых проблем. В данном случае бизнес может рассматриваться как тема, интересная для относительно узкого круга лиц, непосредственно включенных в его работу. Такое видение напоминает подход к освещению деятельности пенитенциарной системы: как только аудитория, затрагиваемая проблемой, выходит за рамки «среднестатистического россиянина», волнующие ее проблемы перестают быть интересными для региональных СМИ. В подобных ситуациях Общественная палата выполняет функцию подмены несформировавшихся социальных институтов и служит каналом формулирования искусственно исключенных из рассмотрения проблем.
Армия
Проблемы армии рассматриваются в СМИ на двух уровнях: 1) как проблемы реформы армии, определение будущего этой огромной сферы в современной России – данная тема затрагивает в большей степени кадровых офицеров, а также тех, кому небезразлична судьба указанной социальной системы в целом, и 2) как социальные проблемы, вызванные трансформацией всей системы службы по призыву – системы, затрагивающей большое количество семей по всей стране, служащей серьезным источником социального напряжения, реального или потенциального, а потому активно приковывающей к себе внимание. К теме неуставных отношений, дедовщины обращаются как граждане, которые лично или через своих близких столкнулись с этой проблемой, так и СМИ, осведомленные о большом общественном интересе к данной теме. Иными словами, и обращения в Общественную палату, и региональные СМИ активно выражают претензии и привлекают внимание к этой острой социальной проблеме.
Список приложений
· Приложение 1. Примеры обращений в Общественную палату РФ (аннотации).
· Приложение 2. Выборка региональных СМИ.
· Приложение 3. Выборка СМИ Краснодарского края.
Исследование проведено в декабре 2009 года и опубликовано в феврале 2010 года на заседании Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации.
Исследование подготовлено
Проектно-исследовательским бюро "Социальное действие" для Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации.
Авторы:
Бережкова Елена Алексеевна – руководитель группы
Дымарская Ольга Яковлевна, к. социол. н.
Творогова Светлана Викторовна, к. социол. н.
Воробьев Вадим Вячеславович
Опубликовано в сети Интернет на странице Комиссии сайта Общественной палаты Российской Федерации 17 февраля 2010 года
http://oprf.ru/structure/comissions2010/180/materials/4029
[1] Ясавеев И.Г. Конструкционистский подход к социальным проблемам // Журнал исследований социальной политики, 2004. Т. 2. № 4, с. 533-546.
[2] McCombs M., Shaw D. The Agenda-Setting Function of Mass-Media // Agenda-Setting: Readings on Media, Public Opinion, and Policy-Making / Ed. By D.L. Protess, M. McCombs. Hillsdale: LEA, 1991, p. 17-26.
[3] Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1984.
[4] Наименования опция приводятся в том виде, в котором они присутствуют в базе обращений в Общественную палату РФ.